Внеклассное мероприятие по литературе «Незабытая война» (5 класс)


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«ГБОУ СОШ №518 Выборгского р-на г. Санкт-Петербурга»














Конспект внеклассного мероприятия по литературе в 5 классе

«Незабытая война»


подготовила учитель русского языка и литературы

Петрашишина Анна Витальевна




































Санкт-Петербург

2014



  1. Стихотворение С. Орлова («Когда это будет, не знаю…») – читает учитель.

* * *

Когда это будет, не знаю:

В краю белоногих берез

Победу девятого мая

Отпразднуют люди без слез.


Поднимут старинные марши

Армейские трубы страны,

И выедет к армии маршал,

Не видевший этой войны.


И мне не додуматься даже,

Какой там ударит салют,

Какие там сказки расскажут

И песни какие споют.


Но мы-то доподлинно знаем,

Нам знать довелось на роду,-

Что было девятого мая

Весной в сорок пятом году.

С. Орлов, 1962.


Все дальше от нас война, и времена, предсказанные поэтом, наступают. Но давайте попробуем пронести память о тех событиях как можно дальше.

2. Напишите на листочках, что вы знаете о ВОВ. Любые факты, ассоциации.

А теперь проверим, знаете ли вы ответы на конкретные вопросы.

  1. годы ВОВ?

  2. в какой день началась и в какой закончилась война?

  3. кто был главнокомандующим советских войск?

  4. против чего и за что сражался советский народ?

  5. Что такое «План Барбаросса»?

(План войны против СССР, разработанный фашистской Германией в 1940 г. Назван так в честь германского императора Фридриха I Барбароссы, возглавлявшего поход крестоносцев на Восток в XII в. План предусматривал молниеносный разгром нашей страны. Фашисты рассчитывали в течение полутора-двух месяцев разбить Красную Армию, захватить Москву, Ленинград, юг страны, выйти на линию Архангельск–река Волга. В своей основе этот план был авантюристическим — он переоценивал возможности фашистской Германии и недооценивал прочности Советского Союза, мощности его Вооруженных Сил).

  1. Что такое генеральный план «Ост» («Восток»)?

(Это чудовищный план уничтожения советских и славянских народов, план заселения европейской части нашей страны немецкими колонистами и включения ее в состав Германии. Согласно этому плану большинство населения Советского Союза подлежало физическому уничтожению или переселению за Урал).

  1. Назовите города-герои.

(Москва, Ленинград, Одесса, Севастополь, Волгоград, Киев, Новороссийск, Минск, Керчь, Тула, крепость-герой Брест).

  1. Когда в 1941 г. враг приближался к Москве, на улицах города появились плакаты со словами: «Ребята, не Москва ль за нами?». Откуда взяты эти слова, кто их автор?

(Из стихотворения «Бородино» М. Лермонтова).


3. Сегодня мы познакомимся не только с поэтическим наследием Великой Отечественной войны. Кроме поэзии, на войне людям помогала песня. Да и после войны песен на эту тему было написано немало. У каждой из них своя история.


Война началась 22 июня. Это пора выпускных балов. Но молодые люди пошли не учиться и работать, а воевать. Булат Окуджава. Песня «Ах, война,..» (индивидуальный доклад о песне).

Уже спустя годы Римма Козакова написала стихотворение об этих мальчиках-бойцах «На фотографии в газете» (выразительное чтение ученика):

* * *

На фотографии в газете

нечетко изображены

бойцы, еще почти что дети,

герои мировой войны.

Они снимались перед боем —

в обнимку, четверо у рва.

И было небо голубое,

была зеленая трава.


Никто не знает их фамилий,

о них ни песен нет, ни книг.

Здесь чей-то сын и чей-то милый

и чей-то первый ученик.

Они легли на поле боя,-

жить начинавшие едва.

И было небо голубое,

была зеленая трава.


Забыть тот горький год неблизкий

мы никогда бы не смогли.

По всей России обелиски,

как души, рвутся из земли.

…Они прикрыли жизнь собою,-

жить начинавшие едва,

чтоб было небо голубое,

была зеленая трава.

Римма Казакова, 1974.


К победе бойцов вели тысячи трудных дорог, на которых приходилось не только терпеть физические лишения, но и нести тяжкие человеческие потери. На этих дорогах порой навечно расходились друзья-сослуживцы. Звучит песня «Эх, дороги…» и доклад.


Мы привыкли к торжественным, парадным выражениям «Герои Советского Союза», «Защитники Родины», «Воины-освободители»… Но не нужно думать, что это только фигуры с орденами, ведь это прежде всего – люди, которым не были чужды обычные человеческие чувства: страх смерти, боль, чудовищная усталость. Как вы думаете, что же помогло им преодолеть все и стать героями? О таких обычных, смертных, но необычайно сильных людях писал А. Межиров в стихотворении «Сон» (выразительно читает ученик):


СОН (БЫЛ БОЙ…)

Был бой.

И мы устали до потери

Всего, чем обладает человек.

Шутил полковник:

Сонные тетери…—

И падал от усталости на снег.


А нам и жить не очень-то хотелось,—

В том феврале, четвертого числа,

Мы перевоевали,

Наша смелость,

По правде, лишь усталостью была.


Нам не хотелось жить —

И мы уснули.

Быть может, просто спать хотелось нам.

Мы головы блаженно повернули

В глубоком сне

Навстречу нашим снам.


Мне снился сон.

В его широком русле

Скользил смоленый корпус корабля,

Соленым ветром паруса нагрузли,

Вселяя страх и душу веселя.

Мне снился сон о женщине далекой,

О женщине жестокой,

Как война.

Зовущими глазами с поволокой

Меня вела на палубу она.


И рядом с ней стоял я у штурвала,

А в прибережных чащах,

Невдали,

Кукушка так усердно куковала,

Чтоб мы со счета сбиться не могли.


И мы летели в прозелень куда-то.

Светало на обоих берегах.

Так спали полумертвые солдаты

От Шлиссельбурга в тысяче шагах.


Ночной костер случайного привала

Уже золой подернулся на треть.

Проснулся я.

Кукушка куковала,

И невозможно было умереть.


Александр Межиров, 1984.


«Невозможно умереть» — эти строки словно пульсируют внутри каждой военной песни, особенно невозможно было умереть, если дома кто-то ждал – мать, жена, невеста… Бойцы жили письмами от своих любимых, эта любовь действительно спасала их от вражеских пуль, давала силы. Звучат песни «Землянка» и «Темная ночь» (или «Синий платочек»), сообщения о них.


Звучит тихая музыка и смолкает. Ученик читает стихотворение О.Берггольц «О друг, я не думала, что тишина…»

* * *

О друг, я не думала, что тишина

Страшнее всего, что оставит война.

Так тихо, так тихо, что мысль о войне

Как вопль, как рыдание в тишине.


Здесь люди, рыча, извиваясь, ползли,

Здесь пенилась кровь на вершок от земли…

Здесь тихо, так тихо, что мнится — вовек

Сюда не придет ни один человек,

Ни пахарь, ни плотник и ни садовод —

никто, никогда, никогда не придет.


Так тихо, так немо — не смерть и не жизнь.

О, это суровее всех укоризн.

Не смерть и не жизнь — немота, немота —

Отчаяние, стиснувшее уста.


Безмирно живущему мертвые мстят:

Все знают, все помнят, а сами молчат.

Ольга Берггольц, 1940

Стихотворение, написанное еще до начала войны СССР с Германией, во время боевых действий на территории Финляндии, звучит как эпитафия всем жертвам Второй Мировой. Память – единственное, что может заполнить «немоту», о которой с таким надрывом говорит поэт-блокадник Ольга Берггольц.


Звучит песня «Десятый батальон» в видеофрагменте фильма «Белорусский вокзал», перед показом ученик рассказывает о ее авторах, исполнителях.


Если позволяет время, учитель предоставляет ученикам возможность прочитать самостоятельно выбранные стихотворения.


4. Рефлексия.

– Напишите на обратной стороне ваших листков, что вам запомнилось с сегодняшнего урока, какие из прозвучавших произведений понравились, какие новые факты остались в памяти.


5. Итог урока. Читает учитель:

ДОЧКЕ

Катька, Катышок, Катюха —

тоненькие пальчики.

Слушай,

человек-два-уха,

излиянья

папины.

Я хочу,

чтобы тебе

не казалось тайной,

почему отец

теперь

стал сентиментальным.

Чтобы все ты поняла —

не сейчас, так позже.

У тебя

свои дела

и свои заботы.

Занята ты долгий день

сном,

едою,

санками.

Там у вас,

в стране детей,

происходит всякое.

Там у вас,

в стране детей —

мощной и внушительной,-

много всяческих затей,

много разных жителей.

Есть такие —

отойди

и постой в сторонке.

Есть у вас

свои вожди

и свои пророки.

Есть —

совсем как у больших —

ябеды и нытики…

Парк

бесчисленных машин

выстроен по нитке.

Происходят там и тут

обсужденья грозные:

«Что

на третье

дадут:

компот

или мороженое?»

«Что нарисовал сосед?»

«Елку где поставят?..»

Хорошо, что вам газет —

взрослых —

не читают!..

Смотрите,

остановясь,

на крутую радугу…

Хорошо,

что не для вас

нервный голос радио!

Ожиданье новостей

страшных

и громадных…

Там у вас, в стране детей,

жизнь идет нормально.

Там —

ни слова про войну.

Там о ней —

ни слуха…

Я хочу

в твою страну,

человек-два-уха!


Р. И. Рождественский, «Дочке» 

Мы с вами, к счастью, знаем о Великой войне только из учебников истории, фильмов, документальных передач. Почувствовать это время нам дают стихи и написанные на них песни. Знать и сопереживать – это и есть память, о которой мы с вами сегодня говорим. Поэтому в наших руках – как можно сильнее отдалить время забвения. Спасибо за урок.


Материал для опроса-викторины в начале урока взят на интернет-ресурсе:

https://gov.cap.ru/home/93/000/_soc_pol/DP13.htm

Свежие документы:  Методическая разработка урока по литературе "Лев Николаевич Толстой «Война и мир» Аустерлицкое сражение (том I, часть III, главы XI-XIX). Анализ эпизода."

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: