Внеклассное мероприятие по теме: «900 дней мужества»



МБОУ « Средняя общеобразовательная школа №3 г. Никольское »

Тосненского района Ленинградской области


















Внеклассное мероприятие по теме:

« 900 дней мужества»









Подготовила:

учитель начальных классов

Моисеенко Надежда Владимировна





2012

Цель:


Формирование представления о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны


Задачи:

  • расширить знания учащихся по истории; познакомить учащихся с героическим подвигом ленинградцев в годы Великой Отечественной войны;

  • способствовать формированию у учащихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны;

  • воспитывать чувства патриотизма, гражданского долга, гордости за своё Отечество, уважения к людям старшего поколения



Оборудование:

Мультимедийный проектор, музыкальный центр, метроном

Музыкальные композиции:

«Священная война» (А.Александров – В.Лебедев – Кумач)

«Песня о Ладоге» ((Л.Шенберг, П.Краубнер – П.Богданов) Н.Охотников)

«Пусть всегда будет солнце»


Фотографии Б.П. Кудоярова «Ленинград в блокаде»

Свечи

Для украшения зала:

Плакаты военной тематики, георгиевские ленты, цветы.
















Звучит музыкальная композиция «Священная война»

(звучит первый куплет песни и припев, все участники мероприятия слушают её стоя, после звучат стихи)

1ученик Опять война,

Опять блокада,

А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда:

«Не надо,

Не надо раны бередить».

2 ученик И может показаться:

Правы

И убедительны слова,

Но, даже если это правда,

Такая правда –

Не права!

3 ученик Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той войны,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили : как мы!

4 ученик Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память – наша совесть.

Она, как сила, нам нужна!

Ведущий: 69 лет прошло со времён блокады. Выросло два поколения людей, не испытавших на себе ужасы войны. Но это не значит, что мы, сегодняшние поклонники Гарри Поттера, не должны знать историю нашей страны. Мы просто обязаны знать не только даты, но и имена своих героев.

Мы живём рядом с великим городом, который носил три имени: Санкт- Петербург, Петроград, Ленинград. И одно из этих имён — Ленинград, неразрывно связано с понятием «Блокада».

Началом блокады считается 8 сентября1941 года, когда была прервана сухопутная связь Ленинграда со всей страной. (Даты проецируются на большой экран на фоне фотографий военных лет) слайд 1,2,3,4

Катастрофическое продовольственное положение города стало ясно 12 сентября 1941 года, когда были закончены проверка и учёт всех съестных запасов.

В октябре жители города почувствовали на себе явную нехватку продовольствия, а в ноябре в Ленинграде начался настоящий голод. Были отмечены первые случаи потери сознания от голода на улицах и на работе, а также первые случаи смерти от истощения. слайд 5,6

Запасы продовольствия пополнять было крайне сложно – по воздуху обеспечить снабжение такого большого города было невозможно, а судоходство по Ладожскому озеру временно прекратилось из-за наступления холодов. В то же время лёд на озере был ещё очень слабым, чтобы по нему могли проехать автомашины. Все эти транспортные коммуникации находились под постоянным огнём противника.

В декабре1941года смертность от голода стала массовой. Стала обычной скоропостижная смерть прохожих на улицах – люди шли куда-то по своим делам, падали и мгновенно умирали. Специальные похоронные службы ежедневно подбирали на улицах около сотни трупов.

Помимо голода, людей мучил холод. С наступлением зимы в городе закончились запасы топлива, прекратилось централизованное отопление домов, были отключены водопровод и канализация. Слайд 7,8,9

Зима 1941 -1942 гг. началась очень рано и была необычайно суровой. Для ослабленных голодом людей похолодание несло в себе смертельную опасность. Главным отопительным средством стали специальные мини — печки (буржуйки). Они стояли в большинстве квартир. В них жгли всё, что могло гореть, порой даже мебель. Добыча топлива тоже стала важной частью быта ленинградцев.

В большинстве случаев семьи вымирали не сразу, а по одному, постепенно. Пока кто – то мог ходить, он приносил продукты, выданные по карточкам. Слайд,10,11

Январь и начало февраля 1942 г. стали самыми страшными, критическими месяцами блокады. Первую половину января всё неработающее население города никаких продуктов по карточкам вообще не получало. В январе наступили самые сильные морозы – среднемесячная температура составила минус 19 градусов Цельсия. Питьевая вода стала большим дефицитом, а её транспортировка в квартиры и учреждения – настоящим подвигом. Число жертв голода росло – каждый день умирали более 4000 человек. Мужчины умирали гораздо быстрее, чем женщины. К концу войны женщины составили основную часть городского населения. Слайд 12,13,14

Прослушайте отрывок из поэмы «Февральский дневник», написанный Ольгой Берггольц в 1942 году. Поэтесса находилась в блокадном Ленинграде и испытала на себе все тяготы того страшного времени.

5 ученик …А город был в дремучий убран иней.

Уездные сугробы, тишина.

Не отыскать

в снегах трамвайных линий,

одних полозьев жалоба слышна.

Скрипят,

скрипят по Невскому полозья:

на детских санках,

узеньких, смешных,

в кастрюльках воду голубую возят,

дрова и скарб, умерших и больных.

Так с декабря кочуют горожане, —

за много вёрст,

в густой туманной мгле,

в глуши слепых обледеневших зданий

отыскивая угол потеплей.


6 ученик Вот женщина ведёт куда — то мужа:

седая полумаска на лице,

в руках бидончик —

это суп на ужин…

Свистят снаряды, свирепеет стужа.

Товарищи, мы в огненном кольце!

А девушка с лицом заиндевелым,

упрямо стиснув почерневший рот,

завёрнутое в одеяло тело

на Охтинское кладбище везёт.

Везёт, качаясь,-

к вечеру добраться б…

Глаза бесстрашно

смотрят в темноту.

Скинь шапку, гражданин.

Провозят ленинградца,

погибшего на боевом посту.


7 ученик Скрипят полозья в городе, скрипят…

Как многих нам

уже не досчитаться!

Но мы не плачем: правду говорят,

что слёзы вымерзли у ленинградцев.

Ведущий: В январе 1942 года Советская армия предприняла первую попытку прорыва блокады. Войска двух фронтов – Ленинградского и Волховского – в районе Ладожского озера разделяло всего 12 км. Однако немцы сумели создать на этом участке непроходимую оборону, а силы Советской армии были ещё очень ограничены. Основные бои велись на так называемом «Невском пятачке» — узкой полосе земли шириной в 300 – 500 м и длиной около 1 км на левом берегу Невы, удерживаемом войсками Ленинградского фронта. Весь пятачок простреливался врагом, и советские войска несли тяжёлые потери. Всего за 1941 – 1943 гг. на «Невском пятачке» погибло более 300 000 советских солдат.

В течение 1942 года было предпринято пять попыток прорыва блокады, но все они оказались неудачными. В январе 1942 г. крушение надежды на скорое избавление от мук блокады стало тяжелейшим психологическим стрессом для жителей осаждённого города. Сознание того, что голод может продлиться ещё несколько месяцев, казалось невыносимым.

Но мелькнул луч надежды. «Дорога жизни» – название ледовой дороги через Ладогу. Полоса Ладожского озера, протяжённостью в 65 км. Путь, по которому в осаждённый Ленинград поступал хлеб. Путь, по которому из города вывозили обессилевших жителей. Огненная трасса, которая не позволила окончательно сомкнуться смертельному блокадному кольцу.

Слайд15,16

8 ученик Вот оно! Дождались дня и часа,

Самый тяжкий срок превозмогли,

Стала явью Ладожская трасса –

Нитка Жизни, луч с Большой земли.

Ведущий: Но не всегда продукты доходили до голодных людей, и не всегда дети доезжали до безопасного тыла. Враги бомбили с самолётов грузовики, баржи. Но Дорога жизни продолжала существовать. В памяти жителей нашего города навсегда останется подвиг водителей – ленинградцев. Ведь именно они, рискуя жизнью, зимой по льду Ладожского озера везли в осаждённый Ленинград машины с хлебом.

(Звучит песня «Ладога» в исполнении учащихся)

Сквозь ветры, штормы, через все преграды

Ты, песнь о Ладоге, лети!

Дорога здесь пробита сквозь блокаду,

Родней дороги не найти.

Припев: Эх, Ладога, родная Ладога,

Метели, штормы, грозная волна.

Недаром Ладога родная

Дорогой жизни названа.

Пусть ветер Ладоги поведает народу,

Как летом баржу за баржой

Грузили мы и в зной, и в непогоду,

Забыв про отдых и покой.

Припев:

Зимой машины мчались вереницей,

И лёд на Ладоге трещал.

Возили хлеб для Северной столицы,

И Ленинград нас радостно встречал.

Припев:

9 ученик Казалось, что конец Земли.

Но сквозь остывшую планету

На Ленинград машины шли:

Он жив ещё. Он рядом где-то.

10 ученик На Ленинград, на Ленинград!

Там на два дня осталось хлеба,

Там матери под тёмным небом

Толпой у булочной стоят.

11 ученик Дорогой жизни шёл к нам хлеб,

Дорогой дружбы многих к многим.

Ещё не знают на земле

Страшней и радостней дороги.

Ведущий: Блокада длилась 900 дней и ночей. Это более двух с половиной лет. Проходили и зимы, и вёсны, и белые ночи, и летние ливни. Блокада многолика, у каждого – своя. Но все запомнили блокаду, как холод, голод и темноту.

В осаждённом городе находилось 2,5 млн. гражданского населения, в том числе 400 000 детей. Ослабевших от голода, больных детей эвакуировали – перевозили по Дороге жизни в тыл. Женщины в тылу брали к себе осиротевших детей, заботились о них, как о своих родных.

У нас в гостях ветераны Великой Отечественной войны и люди, пережившие блокаду. Они знают о войне не понаслышке. Эти люди испытали на себе все тяготы и ужасы тех страшных блокадных дней, и я хочу предоставить им слово.

( После каждого выступления дети дарят ветеранам цветы и памятные сувениры)

Уходят в историю незабываемые, полные героизма и вместе с тем человеческих трагедий события Великой Отечественной войны. Но день 18 января 1943 года навсегда останется в наших сердцах, в памяти потомков. Ровно 69 лет назад передовые части нашей армии после упорных семидневных боёв прорвали кольцо вражеской блокады и соединились у деревни Марьино. ( На экран проецируется карта военных действий)

Слайд17,18,

И хотя до полного разгрома немецко-фашистских войск у стен великого города оставалось ещё больше года, его защитники, его жители, население Ленинградской области обрели твёрдую уверенность в победе.

(Учащиеся исполняют стихи В. Штормового «Героическому Ленинграду»)

12 ученик Ветераны помнят, не забыли,

Как лет шестьдесят тому назад

Варвары фашистские громили

Дорогой наш город Ленинград.

13 ученик Как жестоким голодом морили

Окружённых жителей его,

Жгли, бомбили, но не покорили, —

Не сломить народа моего!

14 ученик На защиту города вставали

Ополченцы: шли и стар, и млад,

Пулемёты телом закрывали,

Защищая грудью Ленинград.

15 ученик Девятьсот блокадных страшных суток,

И сто двадцать пять блокадных грамм –

Эти цифры, вписанные мукой,

Памятны и дороги всем нам.

16 ученик А фашисты уж торжествовали,

Привезли медали для наград,

Только получить мы их не дали –

Выстоял геройски Ленинград!

17 ученик Пусть под старым именем отныне

Будет он теперь в веках стоять,

Но для ветеранов его имя

Остаётся прежним: Ленинград.

Ведущий: Всего за годы блокады погибло около 1 000 000 человек. Прошу почтить память павших минутой молчания. (звучит метроном)

Зажигаются свечи. Звучит стихотворение В. Кулагина «На поле сраженья»

Слайд 19,20

18 ученик Когда ты приходишь

На поле сраженья,

Склони свою голову

Скорбно и низко

Отдай им достойную дань

Уваженья –

Солдатам, что спят

Под литым обелиском.

19 ученик Пускай имена их

Тебе неизвестны,

А почесть они

Заслужили по праву, —

Стояли здесь насмерть –

И храбро и честно.

И Вечный огонь им,

И вечная слава.

20 ученик Нацелены к звёздам,

Как будто ракеты,

Молчат обелиски

На русском раздолье.

Без них бы

Не видеть нам белого света,

И счастья не знать,

И не ведать бы воли.


21 ученик Прими поколение старшее

От детского общества нашего

Благодарность и память, и звонкую песню

О мире! О дружбе! О жизни чудесной!

Звучит песня «Солнечный круг» в исполнении учащихся школы. Постепенно к ним присоединяются все гости, зрители и участники мероприятия.



Свежие документы:  КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ДЛЯ 4 КЛАССА И.С. СОКОЛОВ-МИКИТОВ "ЛИСТОПАДНИЧЕК"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: