Военное детство в произведениях русских писателей


МБОУ СОШ №39 г.Смоленска

Учитель Костюченко Любовь Григорьевна


ВОЕННОЕ ДЕТСТВО В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ


Введение

Каждый год становится всё меньше и меньше тех, кто имел непосредственное отношение к военным действиям, тех, кто участвовал в боях, трудился на благо Победы в тылу. Но живы ещё другие свидетели войны, кто в военные годы были детьми, нашими сверстниками.

У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства. Не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои противостояли войне. Их патриотизм во время Великой Отечественной войны, трудовые подвиги и отчаянная храбрость навсегда останутся в памяти нашего народа.

Сегодня многие ветераны войны – это и есть те ребята, которые пережили годы бомбежек, голода и страха. Со слезами на глазах они вспоминают свое военное детство, и, несмотря на то, что некоторые моменты уже стерлись из памяти, тот период они запомнили на всю жизнь и вряд ли забудут. Они могут рассказать нам про свою войну, какой они её знают и помнят.

Работая над данной темой, я поняла самое главное, что все уходит в прошлое: страдания людей, разруха, голод в военные и послевоенные годы. Наше поколение имеет возможность прикоснуться к Великой Отечественной войне, слушая рассказы не только о боевых, но и о трудовых подвигах в воспоминаниях живых свидетелей того времени. Это я и хочу показать в своей работе.

Людям, потерявшим детство, я посвящаю свою исследовательскую работу

Проблема исследования:

Тема детей и войны является одной из самых малоисследованных в истории. И это не случайно: сражения, битвы и ратные подвиги испокон веку считались уделом взрослых мужчин. Детям предназначалось иное: учиться, играть, а ещё помогать по дому. Война -это страшное зло, искалечившее не только жизни взрослых людей, но и лишившее детства самую юную часть населения нашей страны.

Цель исследования: выявить влияние событий Великой Отечественной войны на жизнь и быт детей.

Задачи исследования:

  1. Прочитать художественные произведения о военном детстве.

  2. Изучить публицистику по данной проблеме.


1. Дети и война в классической русской литературе.

Была земля и жёсткой, и

метельной.

Была беда на всех людей — одна.

У нас и детства не было

отдельно,

А были вместе: детство и война.

Л. П. Шевченко

67 лет назад отгремели последние залпы Великой Отечественной войны. Какую страшную цену заплатил наш народ за эту Победу! Почти из каждого дома, из каждой семьи ушли на фронт и не вернулись — отцы, мужья, сыновья и дочери, братья и сестры.

Эта война покалечила тысячи и тысячи человеческих судеб, не щадя никого: ни женщин, ни стариков, ни детей.

Война и дети…. Нет, наверное, ничего более противоестественного, чем соединение этих изначально враждебных друг другу понятий. Война лишила детей детства, обрушилась на них тяжким грузом, колоссальным потрясением, травмировав их неокрепшие души. Начинающие только жить, они вынуждены были слишком рано взрослеть, принимать на свои неокрепшие плечи все тяготы военного времени.

Поколение военных мальчишек оказалось тем поколением подростков, которые на другой день войны шагнули сразу из мира детства в пучину военной жизни, в многострадальную тыловую действительность, потребовавшую от них далеко не детской зрелости и мужества. Именно это поколение мальчишек и девчонок наравне со взрослыми гибло под снарядами и бомбами, умирало от голода и холода, отдавало все свои силы для Победы. Оно отстояло и победило в этой жестокой войне!

Память о своем суровом военном детстве пронесли они через всю жизнь, оставив подрастающему поколению документальные рассказы и воспоминания.

В современной детской литературе появились и проникновенные художественные произведения, с пронзительной достоверностью рассказывающие о непростых судьбах детей военного времени.

Горькую чашу пришлось испить детям в годы Великой Отечественной войны. Война лишила их детства, искалечила судьбы, многих из них -осиротила.

Теме сурового военного детства посвятили свои произведения многие российские писатели, прошедшие через войну, через тяжелые испытания. Их волнительные рассказы и вошли в данный сборник.

Шестилетний Ванюша из рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека», потерявший на войне всех своих родных, вновь находит свое счастье, обретает доброго и мужественного отца, который становится ему надеждой и опорой.

Герой рассказа Валентина Распутина «Уроки французского» деревенский парнишка, живя самостоятельно в чужом доме, испытывая голод и нужду, встречает надежного старшего друга, который помогает ему в трудные минуты жизни. Получив урок человеческой доброты, участия и понимания он верит, что совсем скоро «наступит для всех счастливое время».

Повесть Николая Воронова «Голубиная охота» знакомит нас ватагой уральских мальчишек, заядлых голубятников. Эти неугомонные мальчишки решили отдать на фронт свою самую дорогую ценность — голубей.

Все эти произведения вошедшие в сборник «Война и дети», признаны лучшими произведениями детской военной прозы.

Далеко-далеко от фронта, в сибирской деревне происходят события повести Виктора Астафьева «Где-то гремит война». Здесь не гремят выстрелы, не гибнут солдаты, но жестокое эхо войны отзывается в далекой Сибири.

Для семнадцатилетнего парнишки — Витьки Потылицына война проявилась по-своему: в обучении профессии, необходимой фронту; в пайке хлеба весом 250 грамм; в похоронке, пришедшей его родной тетке Августе.

Получив из дома тревожное письмо, он возвращается в родное село, где воочию видит страшное горе, что принесла народу война. Но сила человеческой доброты, участия, отзывчивости помогает людям выжить в эти тяжелые дни. И Витька Потылицын открывает для себя очень простую истину: с людьми, с родными и близкими, и горе — с полгоря, и радость вдвое.

Российский писатель Вильям Козлов принадлежит к поколению «мальчишек сорок первого года», детство которых закончилось 22 июля 1941 года.

Потрясения и переживания, перенесенные в годы войны, легли в основу многих произведений писателя.

Нелегкой судьбе одиннадцатилетнего парнишки, попавшего в страшные обстоятельства войны, посвятил свою повесть «Юрка Гусь» Вильям Козлов.

Юрка Гусь долгое время скитался по дорогам войны, беспризорничал, спасался от смерти, мотался между военными эшелонами, попадал во всякие передряги. Этот худой и оборванный мальчишка стремился быть ближе к войне, к неизведанным опасностям.

Судьба закидывает его в небольшой прифронтовой поселок, через который шли бесконечно на фронт военные эшелоны. И здесь, встречая на своем пути добрых и отзывчивых людей, Юрка проходит суровую школу взросления, учится понимать и сочувствовать другим людям. Оттаивает ожесточенная душа подростка, «солнечно и радостно становится вокруг».

Петька из рассказа Виктора Конецкого «Петька, Джек и мальчишки» во многом повторил судьбу самого писателя.

Этот ленинградский парнишка был эвакуирован из страшного холодного города в маленький среднеазиатский городок. Даже здесь, в глубоком тылу, война не отпускала мальчика, постоянно возвращалась к нему воспоминаниями об искрошенном минами льде Ладожского озера, о скрежете проносящихся над самой головой самолетах, о воздушных тревогах, о беспрерывном голоде и холоде.

Ему, одиннадцатилетнему мальчишке, не хотелось жить. «По утрам угрюмо, с тоской и даже страхом думал о том, что за сегодняшним днем придет второй, третий…» Такое отношение к жизни вынес Петька из блокадного Ленинграда.

Ощутить вновь радость жизни, увидеть окружающую красоту помог мальчишке приблудный пес Джек, который стал ему верным другом и защитником.

Но война опять жестоко вмешалась в судьбу Петьки. Узнав о том, что фронту нужны собаки, такие как Джек, способные вынести из боя раненых бойцов, мальчик отдает своего надежного единственного друга солдатам, -«Там он нужнее; вдруг раненого спасет».

Такие самоотверженные мальчишки, как Петька, помогли выстоять и победить нашей стране в Великой Отечественной войне.

Повесть Владислава Крапивина «Тень Каравеллы» — незабываемое воспоминание писателя о своем суровом детстве. Многое осталось в памяти писателя: и беспощадность военных зим, когда распухали пальцы, и лепешки из картофельных очисток, и короткий лязг ножниц, вырезающих из хлебных карточек мелкие квадратики талонов, и напряженное ожидание вестей от отца с фронта.

Из этого же детства и мальчишки, росшие в тяжелые военные годы, которым он посвятил свою повесть. Среди них — семилетний парнишка Владик, напоминающий самого писателя и его друг Павлик, вихрастый четвероклассник.

Хорошо им было вдвоем сидеть у гудящей печки и мечтать. В мечтах уносились мальчишки на своем белом бумажном кораблике в захватывающее морское путешествие, «где бродили пиратские бриги и всплывали под звездное небо невиданные чудовища, у островов сквозь солнечную воду видны были затонувшие корабли, скрывающие тайны и клады».

Несмотря на войну, на все невзгоды, на голод и холод, в жизни этих маленьких героев навсегда останется и радость открытия мира, и радость настоящей мальчишеской дружбы.

«Люди не выбирают родителей, люди не выбирают и детства. Наше детство пришлось на войну, и нас прозвали детьми войны», — так написал о своем поколении Альберт Лиханов, в судьбе которого война оставила глубокий след. Тема военного детства волнующе звучит в произведениях писателя, вошедших в книгу «Русские мальчики».

С таким «русским мальчиком» по имени Колька знакомит нас Альберт Лиханов в повестях: «Крутые горы», «Музыка», «Деревянные кони», объединенные в единую трилогию.

Встречаемся мы с Колькой в первый день войны, когда он, шестилетний мальчишка, не мог еще постигнуть весь трагизм происходящих событий, а расстаемся после Победы, в конце 1946 года. На наших глазах герой вырастает из несмышленого малыша в личность, способную принимать самостоятельные и трудные решения.

Невозможно без слез читать повесть «Последние холода», посвященную судьбе Вадика и Марии Русаковых, на долю которых выпали совсем не детские страдания.

Брат и его младшая сестренка попали в страшные обстоятельства войны, когда, потеряв хлебные карточки и оставшись без средств к существованию, они просто умирали от голода.

Трагично сложилась судьба этих маленьких героев, но Альберт Лиханов оставляет нам надежду на их счастливое будущее.

«Да, войны кончаются рано или поздно. Но голодуха отпускает медленнее, чем враг. И слезы долго не высыхают. И работают столовки с дополнительным питанием. И там живут шакалы. Маленькие, голодные, ни в чем не повинные ребятишки. Мы-то это помним. Не забыли бы, вы, новые люди» — заклинает нас автор в конце своей книги.

В городе Ленинграде в обыкновенной большой семье жила обыкновенная девочка. Звали девочку Таня Савичева. Она училась в простой школе, любила своих родных и близких, любила читать и ходить в кино.

Началась Великая Отечественная война. Фашисты окружили город. Начались страшные блокадные дни.

Война безжалостно перечеркнула счастливое беззаботное детство Тани. Что пережила эта хрупкая девочка в дни блокады?

До наших дней сохранился небольшой блокнотик с синими карандашными строчками, в котором Таня бесстрастно записывала скорбные даты потерь своей большой семьи. И вот последняя запись, сделанная мужественной девочкой: «Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня». Сорок одна строчка, написанная девочкой — школьницей вместила в себя трагедию блокадного города.

Повесть Ильи Миксона «Жила-была» написана на основе личного дневника Тани Савичевой, сохранившихся личных документов, воспоминаний очевидцев.

Трагическая история ленинградской девочки и ее семьи до сих пор обжигает сердце современного читателя.

Война с ее жестокими уроками и испытаниями стала для героев повести Радия Погодина «Где леший живёт?» главным в их небольшой жизни.

Самым старшим у этих ребятишек был Сенька — мальчишка лет семи-восьми, который за годы немецкой оккупации привык ощущать себя «добытчиком и защитником», потому что всех детей старше десяти лет немцы угнали в Германию. В этом тощем, большеглазом мальчишке нет ни детской беспечности, ни детской улыбки. Война убила в нем детство, переломала его судьбу. Но Сенька, у которого «и ноги-то растут прямо из спины, а живот изукрашен гнойными струпьями» — память о горячей картошке, которую он утащил для голодных ребятишек у немцев прямо из кипящего котла, вызывает у нас уважение и симпатию.

Великая Отечественная война, не докатившись до далекого татарского села, своим черным крылом накрыла всех, кто в нем жил. Каждый дом, каждая семья проводила на фронт своих мужей, отцов, сыновей, а оставшиеся в селе женщины, старики и дети заменили их.

Среди самоотверженных тружеников тыла была и девятилетняя Даша Плетнева — героиня книги Т. Поликарповой «Листья будущего лета».

К этой душевно красивой девочке, воспринимающей мир ярко, образно, «любящей всех на свете», приходит понимание взрослой жизни, стремление взять на себя часть всенародной беды.

Обостренное восприятие жизни помогает Даше Плетневой не потеряться в этом суровом мире, достойно преодолеть все невзгоды, выстоять в страшной войне, неся веру и надежду людям.

Беспризорный, исковерканный мир детей военной поры предстает перед нами в повести Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая».

Главные ее герои — одиннадцатилетние братья-близнецы Кузьменыши жили в подмосковном детдоме, где «вся напряженная жизнь ребят складывалась вокруг мерзлой картофелины, картофельных очистков и, как верха желания и мечты, — корочки хлеба, чтобы просуществовать, чтобы выжить один только лишний военный день». День за днем Кузьменыши постигают тяжелую науку выживания, учатся бороться за свое существование.

Судьба закидывает их в далекие от родных мест кавказские края, где братья трагически сталкиваются со сталинской политикой уничтожения чеченского народа. Кузьменышам трудно разобраться в том, что происходило вокруг, чему они оказались свидетелями. И в пламени репрессий «предателей-чеченов» гибнут их души, их вера и надежда на счастливую жизнь.

Пройдя через самое страшное — смерть своего брата-близнеца, Колька, обезумевший от горя, вдруг приходит осмысление происходящих событий. Обращаясь к воображаемому чеченцу, убившему его брата Сашку, он произносит очень важные слова: «Ты нас с Сашкой убил, а солдаты пришли, тебя убьют…. А ты солдат станешь убивать, и все: и они, и ты — погибнете. А разве не лучше было то, чтобы ты жил, и они жили, и мы с Сашкой тоже, чтоб жили»?

В память о тех мальчишках — сражавшихся, страдавших и выстоявших -написал Анатолий Приставкин эту пронзительную по достоверности повесть.

Дети Сталинграда… Немало страданий и горя пришлось вынести им в годы Великой Отечественной войны. Почти полгода прожили они рядом с передовой линией, испытывая нестерпимый голод и холод.

Среди нескольких тысяч Сталинградских детей был и семилетний Гена Соколов — герой повести Владимира Шмерлинга «Дети Ивана Соколова». Он «жил и не знал, что такое горе, а оно вот пришло — средь бела дня». Драматично сложилась его судьба: ушел на фронт отец, погибла мама, а младшая сестренка Оля потерялась в суматохе войны.

«160 дней мы жили в окопах и блиндажах, среди тех, кто был награжден медалью «За оборону Сталинграда». Мы были свидетелями Сталинградского сражения. Немыслимые страдания выпали на нашу долю.

Но воины-сталинградцы нас защитили. Они обогрели нас заботой и лаской, относились, как к родным, и мы всегда это будем помнить…

И пусть эти воспоминания о прошлом помогут лучше ценить и беречь настоящее» — с такими словами обращается к читателям Геннадий Соколов -один из тех, кто пережил Сталинградскую трагедию.

2. Анализ произведений русских писателей

2.1. Лев Кассиль

В период войны Л. Кассиль пишет очерки и рассказы, посвя­щенные детям: сборники «Обыкновенные ребята», «Огнеопасный груз», книгу о Советской Армии, адресованную маленьким ребя­там и названную «Твои защитники».

Первые рассказы и очерки Л. Кассиля о войне рассказывали об участии детей и подростков в борьбе за победу советского народа. «Федя из подплава», «Три фабзайца» «Огнеопасный груз» оказа­лись своеобразными эскизами к крупной повести, написанной в период войны, «Дорогие мои мальчишки»1.

Автор развивает в новом произведении идею Гайда­ра о том, что крепкая и нерушимая дружба всех советских людей — верный залог победы. Эта основная мысль раскры­вается через историю взаимоотношений волжских ремесленни­ков и ленинградских юнг, сначала открыто враждовавших между собой. Общее дело — строительство баркаса, общая цель — борьба с настоящими врагами, фашистами, убеди­ли «противников» в том, что их раздоры похожи на глупую войну «мышей и лягушек». Кассиль книгой «Дорогие мои мальчишки» сознательно пытался продолжить повесть Гайда­ра о тимуровцах. Его синегорцы тоже помогают населению. Так, Капка Бутырев, выполняющий роль Тимура в игре синегорцев, был вожаком фронтовой бригады ремесленников и главой осиротевшей семьи. Вместе с тем этот «великий заботник» остается мальчишкой. Как и все ребята Затонска, он не может равнодушно пройти мимо эвакуированного из Ялты виртуоза — чистильщика обуви, мимо сверстников, играющих в городки. Писателю удалось одному из первых в советской детской литературе показать многогранный привлекательный образ трудового парнишки, представителя подрастающей сме­ны рабочего класса.

Перекличка с произведением Гайдара ощущается и в развитии узловых проблем, и в созда­нии образа писателя Арсения Гая, объединяющего романтический и реалистический аспекты повести. «Задумчивый великан Сеня Гай», открывший при жизни легендарную страну синегорию, сам стал неумирающей легендой для юных «командоров Рыбачьего за­тона», отправивших своими руками в боевой путь миноносный тральщик, который они назвали «Арсений Гай».

Л.Кассиль создает в повести различные характеры мальчишек, каждый из которых по-своему «фантазер и выдумщик».

Мечтателем оказывается толстый, добродушный увалень «Тимсон» — Тимка Жохов, верный друг и телохранитель Валерки Черепашкина. Валерка Черепашкин, «историк города Затонска», мечтает прославить родной город. В этой мечте переплетается и мальчишеское стремление прославиться, и любовь к городу, где он родился и вырос. Валерка глубоко убежден, что тот, кто не любит родной город, никогда не сможет полюбить города, в которых родились другие, «что же тогда он, спрашивается, любит на земле?»

Объединяет «Командоров Рыбачьего затона» Капка Бутырев, мать которого убита во время авиационного налета, а отец пропал без вести на фронте. Капка оказался единственным «мужчиной в доме», он чувствует ответственность за судьбу своих сестер Риммы и маленькой Нюшки.

Трудное время борьбы и испытаний рождает черты, роднящие детские характеры, отделенные многими десятилетиями. Так, чер­ты ранней зрелости, гражданственности героя Л. Кассиля пере­кликаются и с некрасовским «мужичком с ноготок», Власом.

Капка, ученик ремесленного училища, возглавляет бригаду, работающую для фронта. Он иногда не по годам серьезен, деловит и положителен, но автор не лишает этого «делового человека» мальчишеских черт характера. Он готов вступить в единоборство с тремя хулиганами, которых подговорил трусливый Лешка Дульков «Ходуля», чтобы избить Капку. Но тот же Капка старается спря­тать от сестры Риммы синяк под глазом, полученный в этой стыч­ке. Он отбивается от Риммы, которая будит его на работу и не дает досмотреть сон об отмщении Лешке «Ходуле». Сочетание мальчи­шеского и зрелого в облике главного героя повести оказывается убедительным, передающим колорит времени и перекликающим­ся с традициями детской литературы предшествующих периодов.

Интересны персонажи из сказки о Синегории, входящие в эту реалистическую повесть. Оригинальна также сама батальная сказка. Появление этой сказки было вполне зако­номерным явлением как для творчества Кассиля, так и для детской литературы военного времени. Кассиль обратился к этому жанру, учитывая обостренную потребность юных чи­тателей в романтических произведениях, помогающих легче переносить многочисленные трудности военных лет, сохранить веру в самые высокие идеалы, не дать рано повзрослевшим детям ожесточиться и духовно обеднеть.

Девиз кассилевских синегорцев «Отвага. Верность. Труд. Победа!» стал своеобразным паролем-клятвой для многих школьников военных и послевоенных лет.

Трудное время борьбы и испытаний рождает черты, роднящие детские характеры, отделенные многими десятилетиями.

Особенно глубоко и ярко героизм советского народа в борьбе с фашистами Кассиль отразил в повести «Улица млад­шего сына» (1949), удостоенной Государственной премии СССР. Написана эта книга Л. Кассилем в содружестве с журналистом М. Поляновским. Авторы несколько лет собирали материалы о керченском пионере Володе Дубинине, беседуя с родными и знакомыми. Короткая жизнь юного патриота была настолько интересной и богатой, что не нуждалась в «приукрашивании». Хотя элементы художественного вымысла в книге, безусловно, есть, они помогают глубже и полнее раскрыть образ Володи, и главное — приблизить героя к читателям. К этому писатель стремился больше всего, так как не раз утверждал в своих выступлениях, что «нужно добиваться, чтобы в книге жил герой, которого можно было бы мысленно посадить за парту чи­тателя»2.

Именно таким предстает Володя в книге. Он — «трудный», «бедовый» мальчик, приносящий своим родителям и учителям много хлопот, волнений, тревог и даже неприятностей. На­стоящим партизаном он тоже стал не сразу. Так, получив в военкомате категорический отказ отправить его на фронт, Володя начал готовиться к тайному побегу. Вместе с верным другом детства Ваней Гриценко он мечтает отправиться к крымским партизанам на полуживых клячах — Фильке и Лыске, переименованных по этому случаю в «боевых» коней — Соколика и Орлика. Командиру партизанского отряда нередко приходилось сдерживать мальчишеское лихачество Володи.

Не противопоставляя юного героя его сверстникам, пи­сатель в то же время раскрывает незаурядную, богатую натуру Володи. Своеобразие характера главного героя проявляется во всем: в его поступках, мечтах, в его речи. С раннего детства он мечтал стать полярником, пограничником, моряком, летчиком. В книгах его больше всего привлекали героические образы: Чапаев, Петр Первый, Тарас Бульба, Спартак. Произ­ведения об этих героях он взял с собой в подземелье.

Повесть «Улица младшего сына», созданная на документально историческом материале, осуществляет еще один путь выявления созидательного, творческого и героического начала в облике по­коления, воспитанного в советское время3.

Уже вводная глава «Улица в Керчи», рассказывающая о награ­ждении Володи посмертно в марте 1942 г. орденом Красного Зна­мени и о присвоении улице и школе его имени, создает определен­ный эмоциональный колорит повести, который усиливается с раз­витием действия и раскрытием характера центрального героя.

Первая часть повести «Расти мальчуган!» показывает жизнь мальчика до 22 июня 1941 г. Он слушает рассказы отца о револю­ции и гражданской войне, узнает о борьбе за идеи коммунизма. Володя побывал с другом в катакомбах, они видели подписи своих отцов-партизан на камнях. Это развивает стремление Володи к ро­мантике подвига, отразившееся в его мечтах и играх. Постепенно освещаются новые грани характера, готовящие появление герои­ческих черт в дни испытаний, о которых речь пойдет во второй части — «Подземная крепость». Здесь в полной мере осуществляется мысль, которая выражена в эпиграфе повести, о единстве трех поколений — коммунистов, комсомольцев и пионеров, символи­чески воплощенная в красном галстуке. Формирование характера Володи продолжается и в дни борьбы с врагом. Ему приходится подчас трудно из-за собственного упрямства, горячности, но он всегда чувствует главное — самозабвенное желание видеть родную землю свободной от врага. Это давало Володе право ответить матери после возвращения из катакомб, что ему «всякое приходи­лось», «какое командование давало задание, то и выполнял». Это давало ему и другое право — право ответственности за все, что происходило в родном городе. Потому и пошел он снова к камено­ломням помочь саперам разминировать входы.

Правдивый, многогранный образ Володи Дубинина стал идеалом для юных читателей. Авторы подчеркивают бессмертие дела, за которое борол­ся и погиб Володя. «Улица младшего сына» — «оптимистиче­ская трагедия», полная жизнеутверждающей силы. Изображая суровую действительность, авторы не нагнетают мрачную атмо­сферу и всегда, когда это возможно, с мягким юмором показы­вают светлые стороны жизни, ее сокровенную поэзию.

В нашей стране книга издана на языках почти всех наро­дов, населяющих ее. Повесть переведена также на многие иностранные языки.

2.2. Валентин Катаев

Военный корреспондент «Правды» и «Красной звезды», Катаев пишет не только фронтовые кор­респонденции, очерки, фельетоны на злободневные темы, но также рассказы и повести о героической борьбе советского народа с врагом, и среди них — повесть «Сын полка» (1945).

Есть одно интересное признание писателя о том, как роди­лась повесть. «Тему я нашел в 1942 году, — говорил Катаев.— Встречался с подобными мальчуганами неоднократно. Понял, что это — явление»4. Нужна была особая прозорливость, по­стоянное внимание к детству, чтобы уже в начале войны вос­принять как «явление» то новое в жизни детей, что принесла она с собой.

Необходимо заметить, что «Сын полка» — произведение романтическое, с особой стилистикой, необычным распределе­нием света и теней, резким противопоставлением «добра» и «зла». Душевное напряжение военных лет, непримиримое противоборство сил в освободительной борьбе нашего народа создавали почву для романтического искусства.

Основу ее сюжета составляет судьба Вани Солнцева, потеряв­шего родителей и перенесшего столько горя, сколько достается в жизни не всякому взрослому. Беды закалили мальчика. Оказав­шись среди бойцов капитана Енакиева, он решил бороться с вра­гом, как настоящий солдат. В то же время писатель подчеркивает, что Ваня не утратил детскости.

Очень характерен в этом отношении такой эпизод, как разго­вор Вани с четырнадцатилетним мальчиком, усыновленным бой­цами другого подразделения. Началось с мальчишеского спо­ра — чей лес, что делает здесь каждый («Иди, откуда пришел».— «Сам иди, не твой лес»). Когда Ваня увидел медаль на груди этого мальчика, он был подавлен, но «и виду не подал». «Великое дело»,— сказал он с кривой улыбкой, чуть не плача от зависти».

В процессе диалога меняются взаимоотношения двух мальчи­ков, начавшиеся с задорного выявления хозяйских прав на лес («Не твой лес».— «А вот мой») и окончившиеся завистью к медали четырнадцатилетнего сына полка и горькой мыслью о себе: «Стало быть, я им не показался».

В. Катаев дает постоянную психологическую мотивировку слов и поступков Вани Солнцева. «Пастушок», как прозвали его бойцы Енакиева, потерял в годы войны отца и мать, бабушка и се­стренка умерли от голода. Мальчик два года бродил один, скрыва­ясь от немцев, носил в сумке отточенный гвоздь, чтобы убить вра­га, и хранил букварь, чтобы не разучиться читать. Ваня истоско­вался по человеческой ласке и поэтому так тянется сердцем к бой­цам, полюбившим его. Он чутко схватывает перемену в настроении каждого, понимает, что Биденко любит его и ворчит не со зла.

Катаев любит своих героев, Н видит их цельными натурами яркими и сильными чувст­вами. За какое бы дело они ни взялись, все делается с полной отдачей, умело и ловко. Раз­ведчики — не просто развед­чики, но «профессора» в своем деле. Наводчик Ковалев — не просто «способный», даже не просто «талантливый», но «ге­ниальный наводчик» и чело­век «легендарной храбрости», поражающей даже солдат.

Таков же и душевно щед­рый капитан Енакиев, заме­нивший Ване отца; таков и сам Ваня, изображенный с откровенным любованием. «Ваня открыл глаза и уви­дел… в зеркале чужого, но вместе с тем странно знакомо­го мальчика, со светлой голой головкой, крупными ушами, крошечной льняной челочкой и радостно раскрытыми синими глазами».

Синие глаза, льняные волосы, имя героя, привычное для русской народной сказки, такие черты его характера, как сме­калка, ловкость, удачливость, даже то, что сама его судьба «трижды волшебно обернулась за столь короткое время», — все указывает на то, что в катаевской повести многое идет от сказки. Ваня предстает перед читателем (что также свойствен­но сказочной поэтике) как носитель человеческих качеств, присущих определенному нравственному типу. Катаев дейст­вительно создает тип ребенка, причем вовсе не абстрактного, но, безусловно, нашего, русского, советского.

Критика уже во время войны отметила эту удачу писателя: «Его «сын полка» — живой, настоящий советский мальчик, с благородным сердцем и веселой смышленостью. Тяжелые фронтовые условия закалили его, но не подавили. Он отважен и любознателен»1. Ваня по-детски непосредствен и во всех обстоятельствах остается ребенком. Вот он тянется к оружию, как тянется к нему всякий мальчишка: «А из автомата палить меня научите?»; вот мечтает о получении «довольствия всех видов…».

Ваня правдив в каждом своем действии и душевном движе­нии в тех характерных, полуусловных обстоятельствах, кото­рые создает для него писатель. Но, пожалуй, ближе всего к исследованию не просто детства, но детства на войне — того, что сам автор назвал «явлением», — Катаев подошел в тех мотивах произведения, которые связаны с прошлым героя. Особенно в начале повествования, где писатель не только упо­минает о годах скитания осиротевшего ребенка в тылу врага, на оккупированной земле, но изображает его состояние силь­ными, выразительными красками:

«В окопчике спал мальчик. Стиснув на груди руки, поджав босые, темные, как картофель, ноги, мальчик лежал в зеленой вонючей луже и тяжело бредил во сне…

Мальчик спал, и по его измученному лицу судорожно про­бегали отражения кошмаров, которые преследовали его и во сне. Каждую минуту лицо мальчика меняло выражение: то оно застывало в ужасе; то нечеловеческое отчаяние искажало его; то резкие, глубокие черты безысходного горя прорезывались вокруг его впалого рта…»

Своеобразие подхода писателя к изображению войны и ее героев было в свое время тонко подмечено Маршаком: «Маль­чик, будучи героем повести, занимает в ней скромное и надле­жащее место. Он лирический, а не исторический центр книги о войне…»5.

«Сын полка» на многие годы становится одной из самых популярных и любимых детских книг о войне. На основе по­вести Катаев создал одноименную пьесу; кроме того, повесть была экранизирована в 1946 году.

Ваня Солнцев — удачно найденный герой. Этот образ дан в пе­рекличке с образами героев старшего поколения, и символиче­ской становится сцена сна Вани, когда ему слышится голос гене­рала, ведущего его вверх по ступенькам огромной лестницы: «Иди, пастушок… Шагай смелее!»

В творчестве В. Катаева, посвященном детям, два аспекта, дет­ский и взрослый, сосуществуют. Писатель как бы проверяет один другим, уточняет, развивает, рассматривая то или иное явление крупным планом и со всех сторон.

2.3. Анатолий Рыбаков


В 1971 году вышла в свет повесть писателя «Неизвестный солдат». Это — третья книга А. Рыбакова, в которой главным героем является наш юный современник, Се­режа Крашенинников, в шко­ле прозванный Крошем. Первые две книги — «Приключение Кроша», «Каникулы Кроша». Теперь Сергей — слесарь дорожно-строительной бригады. В повести рассказывается о том, как на пути бригады встретилась могила неизвестного солда­та… Мешавшую строительству дороги могилу перенесли на другое место, поставили обелиск, поклонились праху неизвестного солдата и… казалось дело сделано. Но Крош решил узнать имя неизвестного солдата.

В повести две сю­жетные линии. В основе одной — действия Сергея, свя­занные с розысками солдата: встречи с различными людь­ми, которые имели или могли (по его предположению) иметь прямое или косвенное отношение к судьбе неизвест­ного героя войны. В основе другой — история четырех сол­дат и старшины Бокарева, происшедшая осенью 1942 года. Писатель воссоздает и военное время (сражение насмерть), и картины мирного строительства дороги к городу, кото­рый привлекает туристов богатством памятников древней культуры.

Розыск героя-солдата труден, связан с преодолением многих препятствий. Вместе с Сергеем мы проходим не­обычными тропами и дорогами в поиске ключа к загадке: кто из пяти воинов захоронен в этой могиле? Встречаемся с разными людьми. Каждый человек — неповторимая жиз­ненная история. Мы постигаем логику характера каждого из персонажей, убеждаемся, как многое о человеке может сказать маленькая деталь. Вспомним. Солдат Краюшкин, уходя от Агаповых, берет лоскуток старой промокашки. На вопросительный взгляд Бокарева он ответил: «На па­мять, ребятишками пахнет», — улыбнулся он. Измазанная чернилами школьная промокашка. А рядом с ней в кармане его гимнастерки были два квадратика — картинки дет­ского лото. Их он взял на память о своих детях, когда ухо­дил на фронт. Сколько человеческого тепла, ласковости открывает нам в характере героя эта деталь! Даже если бы мы ничего другого не узнали о Краюшкине, у нас сло­жилось бы убеждение, что главная черта его характера — доброта, любовь к жизни, к детям. И этот человек, не умею­щий стрелять, казалось бы, неспособный на отчаянный по­ступок, совершает героический подвиг. Есть в этом особая символика, способная пробудить в нас понимание великой силы патриотизма, возвышающей человека.

…Раненый, изможденный голодом, он выбрался с сено­вала, откуда мог уйти в лес и спастись. Но он пошел в кон­це строя пленных. Немцы приняли его за отставшего от колонны. Их обмануло его спокойствие, уверенность. Но когда немецкий солдат, выполняя приказ генерала, напра­вился к Краюшкину, чтобы подогнать его, он метнул в нем­цев гранату: «Краюшкин шел посередине улицы и бросал гранаты… Направо! Налево! Одна! Другая! Третья!.. Шел, освещенный багрянцем заката, и бросал по сторонам грана­ты, неуязвимый для пуль, точно заговоренный символ не­сгибаемой и непокоренной страны…»

Этому эпизоду предшествовала другая символическая картина. Сергей встретился с Клавдией Григорьевной и другими женщинами деревни, где останавливались совет­ские солдаты перед тем, как территорию заняли немцы. Сергей обнаружил последние детали, которые помогли ему установить, что именно Краюшкин захоронен в могиле у дороги. Полевой тропинкой Сергей уходит обратно в город: «Пройдя немного, я оглянулся. Две женщины, одна покоренастее, поосанистее, другая худая, стройная, обе в плат­ках, медленно поднимались по косогору, к деревне. Россия ты моя, Россия…» Две мирные, скромные женские фигуры на тропинке, пролегающей по косогору от солдатской моги­лы к деревне, где живут дети и внуки солдат. Мирная стра­на. Березовые косогоры. Скромные косынки на головах женщин. Сколько в облике их покоя, уверенности, непере­даваемой словами жизнестойкости, величия! Ведь именно эти женщины выносили все тяготы и ужасы во время вой­ны и не согнулись, не сломались, не покорились. Ласковые, миролюбивые, как и Краюшкин, они выступают как живой символ нерушимости жизни и созидания. Они добры, от­зывчивы, умеют беречь тепло и любовь. Но и в них, как и в каждом из погибших в боях солдат, живет дух героиче­ской истории народа, Родины, не раз убеждавшей врагов в непобедимости советского народа. Нежные и робкие, они могут стать стальными. Любящие жизнь, они готовы от­дать ее за честь, за свободу Родины…

Но почему же Сергей, пережив массу неприятностей, потеряв столько сил, времени и денег на выяснение исти­ны, установив ее, соглашается с версией, что в могиле у дороги захоронен не Краюшкин, а Бокарев? История поис­ка истины — это история становления гражданской зрело­сти Сергея Крашенинникова. Неуступчивый, резкий, эгоис­тичный, хотя и добрый, пришел он в строительный отряд. Его упорство в поиске поначалу в значительной мере дик­товалось задором, потребностью разоблачить журналиста Агапова, который легковесно отнесся к поискам истины. Встречи с разными людьми, личное соприкосновение как бы с живой историей, с конкретными судьбами погибших людей — все это заставило Кроша выяснить правду ради ее самой. В результате поисков Крош внутренне выпрямляет­ся, мужает граждански, постигает великую правду соци­альной, исторической связи поколений. Он осознает свою личную ответственность за все вокруг, и это делает его сильным. Он становится мудрее. Движущий мотив его по­ведения теперь — осознанный долг перед другими, в том числе и перед старой матерью Бокарева. Совесть. Сопри­частность к судьбам других людей, а через них — к судьбе страны. Показательна в этом внутреннем росте Кроша его позиция в споре об отцах и детях: «Отца нельзя предавать. Отцу нужно верить…

…Я убежден в одном: сын не может быть судьей своего отца. Если мой отец преступник, я не могу быть его защитником. Но я не могу и быть его обвинителем. Пусть его судит суд, общество, пусть его вина падет и на меня, и позор пусть падет на меня. Если я не сумею жить с этим позором, я умру».

Пять без вести пропавших солдат, как выясняется, все геройски погибли в схватке с врагом. Сергей убежден, что их дети, внуки должны обязательно знать об этом, чтобы верить отцам, чтобы достойно нести эстафету героизма и беззаветной преданности Родине. Постижение личной от­ветственности за все происходящее в жизни помогло Сер­гею, как и внучке Краюшкина Зое, стать другим челове­ком, «показать себя большим человеком», сохранив веру старой матери Бокарева в то, что в могиле неизвестного солдата — ее сын. Она в этом так уверена, так этого ждала, живя надеждой, что найдется все-таки могила ее сына, «ко­торому нет цены».

…Строительный отряд дорожников перекочевывал па другое место. Попавший в него по-мальчишески случайно, Сергей Крашенинников уезжал со всеми вместе. Он солид­но вел машину. Позади — успешные экзамены на шофера. Позади — труднейший экзамен на гражданскую зрелость, приобретенную в поисках имени неизвестного солдата. Ко­лонна следует мимо свежего холмика с обелиском. Мать Бокарева «опустилась на колени и поцеловала землю, на которой, в этом ли месте, в другом ли, похоронен ее сын. Потом Зоя подняла ее. И когда первая машина порав­нялась с ними, она дала длинный-длинный гудок. И вто­рая машина дала гудок. И третья… И когда я поравнялся с могилой, я тоже дал гудок.

И так, подавая гудки, наша колонна проследовала мимо солдатской могилы, мимо солдатской Матери и солдатской внучки». Так заканчивается рассказ о значительном, о жизненно важном открытии Сергеем Крашенинниковым важнейших основ гражданственности, патриотизма, духов­ного родства поколений. Он и нам, читателям, независимо от нашего возраста, помогает всмотреться в самих себя, оценить собственную гражданскую зрелость, как бы про­верить свою способность к действиям общественно ценным, не продиктованным сугубо личными интересами.

Вспомним в этой связи мысль, утверждаемую автором «Неизвестного солдата»: дети не могут судить родителей, но несут на себе груз их вины, если таковая есть за отцом или матерью. Осознание этой позиции во многом должно, на наш взгляд повысить ответственность родителей: если не только я, но и мой сын будет отяжелен моей виной, то как же тяжела она, эта вина. И ответственность каждого человека за свое поведение возрастет, ибо и тот, кто се­годня еще не стал отцом, самим законом эволюции связан с будущим6.

…Быть на своем месте борцом. Быть там, где нужнее, где ты можешь сделать больше добра. Таков жизненный девиз героев. Доходя до сознания читателей-подростков, он помогает им верно определить свое место в жизни, вос­питать характер. Конечно, воспитательные возможности книги не тождественны тому фактическому жизненному материалу, который положен в основу произведения.

Заключение

Тема сиротства волнует писателей нашего времени. Например, Альберт Анатольевич Лиханов — основатель и бессменный лидер Российского детского фонда, который он создал 14 октября 1987 года.

      На сайте https://www.consultant.ru/ я нашла статью, посвящённую статистике сиротства: «Проблема сиротства в России становится критической: поток социальных сирот неуклонно нарастает. Сейчас ежегодно выявляется 120 — 130 тыс. новых сирот. Примерно 80% из них относятся к категории социальных сирот, т.е. оставшихся без семьи при живых родителях. Общее число детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, в России в 2009 г. составило более 800 тыс. (В 1945 г., после кровавой мировой войны, их было 678 тыс.)» Статистика беспощадна: по числу детей-сирот, приходящихся на каждые 10 тыс. юного населения, Россия впереди планеты всей. Детские сиротские учреждения переполнены.

Я остаюсь неравнодушной к проблеме сиротства в наши дни, ведь большинство из них- это сверстники моей дочери. По моему мнению, остаться без родительского тепла и крова в таком возрасте — настоящая катастрофа. Хочется сказать спасибо таким людям, как Альберт Лиханов, благодаря его фонду многие дети получили колоссальную поддержку.





Список литературы

Литературно-критическая

  1. Детская литература: учебник. – М.: ИЦ «Академия», 2008. – 384 с.

  2. Детская литература: учебник. – М.: Высшая школа, 2004. – 551 с.

  3. Полозова Т.Д. Открытие мира: Современная детская литература и проблемы формирования читателя-подростка. – М.: Просвещение, 1999. – 256 с.

  4. Советская детская литература: учеб. пособие. – М.: Просвещение, 1978. – 496 с.

Художественные произведения

  1. Война и дети // Школьная роман-газета. — 2000.- № 7. -С. 1-63.

  2. Астафьев, Виктор. Где-то гремит война / В. Астафьев // Последний поклон / В. Астафьев. — М., 2001. — С. 9-36. -(Путеводная звезда. — 2001. — № 12)

  3. Кассиль Л.А. Собрание соч. В 5 т. Т. 2. Дорогие мои мальчишки. – М.: Дет. лит., 1987. – 605 с.

  4. Катаев В. Сын полка: Повесть. – М.: Дет. лит., 1985. – 238 с.: ил.

  5. Козлов, Вильям. Юрка Гусь / В. Козлов // Козлов В. Избранное / В. Козлов. — Л., 1988. — Т.1. — С. 147-319

  6. Конецкий, Виктор. Петька, Джек и мальчишки / В. Конецкий // Повести и рассказы / В. Конецкий. — М., 1991. — С. 5-29

  7. Крапивин, Владислав. Тень Каравеллы / В. Крапивин ; рис. Е. Медведева / В. Крапивин. — М.: Дет. лит., 1971.-200с, ил.

  8. Лиханов, Альберт. Русские мальчики: роман в повестях / А. Лиханов; худож. С. Остров. — М.: Изд-во «Дом», 1995.-448с, ил.

  9. Миксон, Илья. Жила, была: историческое повествование / И. Миксон. — М.: Дет. лит., 1991. — 223с, ил., фото

  10. Погодин, Радий. Где леший живет? / Р. Погодин // Лазоревый петух моего детства / Р. Погодин. — М., 1983 .- С. 117-234.

  11. Поликарпова, Татьяна. Листья будущего лета: повести / Т. Поликарпова; худож. Г. Акулов. — М.: Дет. лит.,1986. -286с, ил.

  12. Приставкин, Анатолий. Ночевала тучка золотая / А. Приставкин. — М.: Олимп, ACT, 277с. — (Школьная хрестоматия)

  13. Рыбаков А. Неизвестный солдат: Повесть. – М.: Дет. лит., 1994. – 192 с.

  14. Шмерлинг, Владимир. Дети Ивана Соколова / В. Шмерлинг; худож. В. Горячев. — М.: Дет. лит., 1989. — 255с, ил.

  15. Приложения

Обложка книги В. Катаева «Сын полка»

А. Рыбаков

1 Детская литература. – М., 2004. – С. 399.

2 Советская детская литература. – М., 1978. – С. 339.

3 Детская литература. – М., 2004. – С. 400.

4 Советская детская литература. – М., 1978. – С. 352.

5 Детская литература. – М., 2008. – С. 264.

6 Полозова Т.Д. Открытие мира. – М., 1999. – С. 157.

Свежие документы:  Конспект урока для 8 класса на тему "Жанр героического эпоса как проблема учебного исследования"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: