Интегрированный подход к решению задач с физическим содержанием при подготовке к ЕГЭ по математике



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 30 посёлка Молодёжного

муниципального образования Белореченский район


Малая Зинаида Михайловна, учитель математики

Ларина Гайша Абзаловна, учитель физики





Интегрированный подход

к решению задач с физическим содержанием

при подготовке к ЕГЭ по математике
























2013 г.

Наша работа основана на заданиях краевых диагностических работ 2011-2012, 2012-2013 уч. гг., контрольно-измерительных материалах ЕГЭ по математике, тренировочных заданиях для подготовки к ЕГЭ (Семенов А.Л. ЕГЭ: 3000 задач с ответами по м тематике. Все задания группы В / А.Л.Семенов, И.В.Ященко и др. – М.: Издательство «Экзамен», 2012).

Проведение краевых диагностических работ и подготовка к ЕГЭ показали, что задачи с физическим содержанием вызывают у учащихся затруднения в восприятии, осмыслении и решении по следующим причинам:

— с точки зрения математики:

1/ громоздкое содержание (задачи типа № 483, 579 сборника «3000 заданий»);

2/ громоздкие формулы (типа № 484, 504, 569, 619, 623);

3/ нестандартные буквенные обозначения коэффициентов и переменных (типа № 479, 495, 557);

4/ «неудобные» и большие числовые коэффициенты (типа № 446, 512, 603);

5/ не всегда чётко и кратко сформулированные вопросы.

Вместе с тем, абсолютное большинство этих задач сводится к решению квадратных, реже – тригонометрических, логарифмических, дробно-рациональных, показательных уравнений, а задача учителя математики сводится к формированию рациональных навыков вычислительных операций;

— с точки зрения физики:

1/ громоздкое содержание;

2/ громоздкие формулы;

3/ обозначения физических величин и единицы измерения, не соответствующие школьному курсу физики (типа № 558, 574, 536);

4/ физические формулы, которые либо не изучаются, либо рассматриваются бегло на базовом уровне курса физики при 2-х часовой нагрузке (типа № 548, 557, 561, 564, 585, 608, 626).

Поэтому необходим интегрированный подход учителей физики и математики к обучению решения заданий ЕГЭ с физическим содержанием. В соответствии со сказанным, актуальность нашей работы заключается в том, чтобы создать благоприятную психологическую среду при подготовке выпускников 11-х классов к ЕГЭ по математике, связанную с устранением несогласованности контрольно-измерительных материалов с учебными программами по математике и физике, с учётом различного уровня подготовки учащихся.

Цель нашей работы: разработка системы обучения решению заданий с физическим содержанием на занятиях по математике и физике.

Задачи: достижение планируемых результатов:

1/ предметных: приведение в соответствие базовых физических знаний с контрольно-измерительными материалами ЕГЭ по математике, расширение операциональных навыков учащихся по математике;

Свежие документы:  Внеклассное мероприятие по Математике "Урок – путешествие в Страну геометрических фигур" 1 класс

2/ метапредметных: формирование у учащихся метапредметных компетенций, осуществление межпредметных связей и системного подхода к изучении отдельных вопросов курсов математики и физики;

3/ личностных: обеспечение успешности, психологического комфорта при подготовке к ЕГЭ и на ЕГЭ, повышение качества подготовки к ЕГЭ по математике.


Методы работы:

1/ интегрированный подход к тематическому планированию по математике и физике;

2/ подготовка к выполнению заданий ЕГЭ при изучении отдельных тем курсов математики и физики;

3/ использование контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по математике при изучении курса физики 9-11 классов, обобщение разночтений формул и единиц измерения физических величин.

Гипотеза: совместная работа учителей математики и физики повысит качество подготовки к ЕГЭ по математике, обеспечит формирование метапредметных компетенций у учащихся, понимание универсальности математического аппарата при изучении физических явлений.

Интегрированный подход к решению задач данного типа апробируется в школе второй год, и он показывает положительные результаты. Так, из 16 выпускников 11 класса 2012 г. при выполнении краевых диагностических работ учащиеся не приступали к решению задач данного типа; после проведения 2-3 консультаций учителем физики 6 учащихся (37, 5%) выполняли эти задания. В текущем учебном году из 19 выпускников 11 класса 9 (47,4%) приступают к решению. Конечно, не всегда удаётся избежать вычислительных ошибок, неправильного понимания вопроса задачи и других моментов.

Тематическое планирование занятий по математике и физике базируется на различных подходах. Самые типичные с точки зрения математики задания сводятся к решению квадратных уравнений. Наиболее полно эти навыки отрабатываются на уроках алгебры в 8 классе, а по физике практически все содержащиеся в данных заданиях темы изучаются с 9 класса. Поэтому на уроках математики рекомендуется давать для решения уравнения без акцента на физическое содержание, а как дополнительные задания на решение уравнений с «нестандартными» числовыми коэффициентами, а на уроках физики с 9-го класса рассматривать данные уравнения как пример к изучаемой теме. Тематическое распределение по темам и типам задач приведены в таблицах (слайды).

В курсе физики все задания В12 разбиты по темам и номерам:


задач в сборнике

Темы в курсе физики

Физика: класс,

§ учебника физики

495-503, 539-547, 590-592, 600-602

Равноускоренное движение

9

10

§ 5-8

§ 13,14

442-446, 489-491, 534 535, 633-635, 647-65

Движение по параболе

10

§ 16

447, 473-475, 479-480, 484-488, 518-519, 523-525, 528-533

Свободное падение тел

9

10

§ 13,14

§ 15,16

481-483, 523-527

Вес при равноускоренном движении

10

§ 33


504-506, 548-549

Момент инерции

Повторение


579-581, 603-607


Давление твёрдого тела

7

Повт-е,11

§ 33


507-509, 550-555

Архимедова сила

7

Повт-е,11

§ 49

467-469, 512-514

Тепловое расширение тел

Повторение


655-659

Работа и мощность

10

§ 43,44

663, 666-668

Закон сохранения импульса

9

10

§ 21

§ 39,40

448-452, 492-494, 536-538

Абсолютная температура

10

§ 66


608-610, 614-618, 623-632

Газовые законы

10

§ 69


453-455, 574-578


Коэффициент полезного действия

10

§ 82


456-460,571-573, 567-568, 564-565, 582-584, 619-622

Расчёт электрических цепей

10

§ 105,107


636-6646, 651-654

Электромагнитные явления

11

§ 30,31

569,570, № 669-674

Колебательное движение

11

§ 22

585-589, 593-594, 595-599

Элементы теории относительности

11

§ 78


561-563

Эффект Доплера

11

§ 125

558-560, 660-662

Законы геометрической оптики

11

§ 61-65,68,72

611-613

Закон радиоактивного распада

11

§ 101


461-466, 510, 511, 556-557

Закон Стефана-Больцмана

11

§ 120


Свежие документы:  Рабочая программа модуля "Математика вокруг нас"


При решении данных задач на занятиях по физике необходимо настроить учащихся на то, чтобы:

1/ ни в коем случае не акцентировать внимание на единицах измерения, за исключением задач, где встречаются системные и внесистемные единицы

(например, задачи типа № 467);

2/ не записывать условие задачи так, как это принято в физике, а постараться сразу составить числовое выражение;

3/внимательно прочитать вопрос, чтобы понять не просто что требуется вычислить, а какой смысл вкладывается в вопрос (пример — №447, 456, 475 и др.).

К нашей работе прилагаются:

— проект рабочей программы интегрированного элективного курса (математика, физика) «Решение задач с физическим содержанием в ЕГЭ по математике» (приложение 1);

— сканированные и распределённые по темам и номерам задания В12 для учителей физики(приложение 2);

— страница сайта учителя математики П. Бердова для учителей математики и особенно – для учащихся; на данном сайте приводятся рациональные решения заданий из сборника «3000 задач», регулярно проводятся дистанционные семинары для учителей и учащихся по решению задач сборника.


Литература:


  1. Краевые диагностические работы по математике 2011-2012 гг.

  2. Демоверсии и контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по математике.

  3. Семенов А.Л. ЕГЭ: 3000 задач с ответами по м тематике. Все задания группы В / А.Л.Семенов, И.В.Ященко и др. – М.: Издательство «Экзамен», 2012.


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: