Использование мультимедиа технологий на уроках математики



Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа пос. Сургут Сергиевского района Самарской области

















Использование мультимедиа технологий

на уроках математики
















Выполнила:

Герасимова Светлана

Александровна

учитель математики

и информатики












Сургут 2015







«Предмет математики настолько

серьезен, что полезно не упускать случая

делать его немного занимательным».

 Паскаль












Содержание.


  1. Введение._________________________________________________________________4


    1. Цель.__________________________________________________________________4

    2. Задачи.________________________________________________________________4


  1. Основная часть. Использование мультимедиа технологий на уроках математики________________________________________________________________4

  1. Что такое мультимедиа технология.________________________________________4

  2. Формы мультимедиа технологий.__________________________________________5

  3. Преимущества использования мультимедийных технологий.___________________6


  1. Заключение. _______________________________________________________________6



  1. Список используемой литературы.____________________________________________8



































I. Введение.

В XXI веке все больше внимания уделяется вопросу внедрения современных информационных компьютерных технологий практически во все сферы деятельности человека. Cфера образования не могла стать  исключением. Именно сфера образования, наряду с немногими другими, характеризуется огромным потенциалом и разнообразием направлений применения компьютерных технологий.

В учебных заведениях, преобладают речевые занятия, и наблюдается недостаточность наглядной зрительной информации, что снижает эффективность получения знаний учащимися. Использование мультимедийных средств позволяет повысить эффективность учебного процесса  и качества обучения детей, помогают учителю привнести эффект дополнительной наглядности  в занятия, что способствует усвоению учащимися материала быстрее и в большем объеме. Чем разнообразнее будет представление информации, тем эффективнее будет процесс ее усвоения.

Цель: развивать навыки усвоения учащимися знаний по математике через использование мультимедиа технологий в учебном процессе.

Задачи:

  • усвоить базовые знания по предмету;

  • систематизировать усвоенные знания;

  • формировать навыки самоконтроля;

  • оказать учебно-методическую помощь в самостоятельной работе над материалом;

  • формировать мотивацию к учению в целом.



II. Основная часть. Использование мультимедиа технологий на уроках математики.

  1. Что такое мультимедиа технология.


“Мультимедиа” – в переводе с английского языка “средство познания”. Мультимедиа технология – это программа, которая может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление, дикторское сопровождение, видеофрагменты и анимацию.  Основное преимущество использования мультимедиа технологий – наглядность, компактность и интерактивность преподнесения материала. Важнейшей особенностью мультимедийных технологий является  их интерактивность, т.е. пользователь является не пассивным слушателем, а играет роль активного деятеля.

Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности. Разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления учащихся.

Наглядность материала повышает его усвоение, систематизирует усвоенные знания, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Данная технология позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала. Так, например, подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Учеников привлекает новизна проведения таких моментов на уроке, вызывает интерес.

2.Формы мультимедиа технологий.

В методическом плане я использую мультимедийные технологии в различных формах целесообразных для конкретной учебной ситуации:

      1. Основной источник знаний по теме конкретного программного урока.

В этом случае я применяю алгоритм усвоения и закрепления материала, который включает комплекс вопросов и заданий, тестовых задач. На экране определения, схемы, которые ребята списывают в тетрадь. Это позволяет экономить время на уроке.

    1. Практическая работа учащихся.

Чаще всего она основывается на самостоятельном поиске новой информации, её группировки и последующем обобщении.

    1. Информационно-обучающая.

Особый акцент в этом случае я направляю на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний, т.е. выступаю как организатор процесса учения, оказываю им нужную помощь и поддержку. Особенно эта форма помогает, когда ученик не успел выполнить задания во время урока или пропустил тему по болезни. И, наоборот, учащиеся, которые успевают за урок выполнить все предложенные по теме задания, могут не дожидаясь остальных переходить к выполнению следующего задания по изученной теме. Т.о., благодаря индивидуальному режиму работы каждого учащегося, все достигают положительного результата.

    1. Контроль знаний.

В основном использую компьютерное тестирование, которое повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Тесты могут представлять собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые ученик записывает в тетради или на специальном бланке ответов, по желанию учителя смена слайдов может быть настроена на автоматический переход через определенный интервал времени .
При создании теста с выбором ответа на компьютере, можно организовать вывод реакции о правильности (не правильности) сделанного выбора  или без указания правильности сделанного выбора . Можно предусмотреть возможность повторного выбора ответа. Такие тесты должны предусматривать вывод результатов о количестве правильных и не правильных ответов. Кроме того вывод вопросов теста организуется случайным образом (например, из 20 вопросов учащемуся предъявляются 10, выбранных случайным образом), что создает иллюзию наличия нескольких различных вариантов теста. По результатам таких тестов можно судить о степени готовности и желании учеников изучать данный материал.

Особого внимания требует вопрос совместного использования мультимедийных презентаций и рабочих тетрадей. На мой взгляд, не следует опираться только на возможности компьютера, хотя он предоставляет великолепные средства для наглядного и красочного представления информации по изучаемой теме, тексты основных определений и другие основополагающие сведения все же должны остаться у учащихся в виде «бумажной копии» (и, разумеется, без необходимости вручную переписывать их с экрана монитора). При решении задач, в которых требуется выполнить самостоятельно какие-либо вычисления и вписать в указанные места готовые ответы, также желательно делать это в рабочей тетради. Функции мультимедийных презентаций и рабочих тетрадей строго разделены и дублировать друг друга должны только там, где это действительно необходимо.



3. Преимущества использования мультимедийных технологий.

Учеников привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли “своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу, у учеников пропадает страх перед компьютером. Учащиеся учатся самостоятельно работать с учебной, справочной и другой литературой по предмету. У учеников появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания. При выполнении практических действий проявляется самоконтроль.

  Особенности данной технологии

  1. Качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, чётким и цветным изображением на экране;

  2. С помощью доски и мела затруднительно и нелепо объяснять работу с различными приложениями;

  3. В случаях выявления в слайдах пособия недостатков или ошибок, можно сравнительно легко устранить дефекты;

  4. В зависимости от подготовленности учащихся, используя в презентациях гиперссылки, один и тот же материал можно объяснять и очень подробно, и рассматривая только базовые вопросы темы. Темп и объём излагаемого материала, определяется по ходу урока.

  5. Во время демонстрации презентации, даже с применением проектора, рабочее место учащихся достаточно хорошо освещено.

  6. Повышение уровня использования наглядности на уроке.

  7. Повышение производительности урока.

  8. Установление межпредметных связей с другими предметами.

  9. Появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством учителя.

  10. Преподаватель создающий, или использующий информационные технологии вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на  уровне знаний учащихся.

Изменяется, отношение к ПК. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности.

III. Заключение.

Школьный урок — это социальный заказ общества в системе образования, который обусловлен потребностями общества, уровнем его развития, нравственными и моральными ценностями этого общества.

Не секрет, что сложившуюся практику преподавания математики характеризуют традиционное изучение математических формул, абстрактность математических понятий, которые обычно запоминаются механически.

На мой взгляд, на уроках математики происходит процесс модернизации путём использования мультимедийных технологий, которые, во-первых, имеют в своей основе строгий алгоритм действий ученика. Ведь не каждый ученик, выучив правила, может ими пользоваться. Использование алгоритмов, схем-карт, таблиц, то есть ориентирующих схем, упорядочивает процесс обучения.

Во-вторых, в связи с острой проблемой экономии времени в ходе учебного процесса перед современной школой также ставится задача — найти средства и приёмы обучения, позволяющие максимально экономить время на уроке. На мой взгляд, использование компьютера и мультимедийных технологий на уроках и является одним из таких средств.

В-третьих, я считаю, что обучение с использованием информационно-коммуникационных технологий, — это и уровневая дифференциация, потому что в условиях этой технологии ученик имеет право на выбор содержания своего образования, уровня усвоения. При этом деятельность учителя должна обеспечить возможность каждому школьнику овладеть знаниями на обязательном или более высоком уровне (по выбору ученика).

В соответствии с поставленной целью, использование мультимедийных технологий должны помочь ученику получить более качественные знания, которые в будущем необходимы для успешной сдачи Единого Государственного Экзамена.

Кроме этого, в качестве ожидаемых результатов, можно выделить следующие:

  • усвоить базовые знания по предмету,

  • привести их в систему;

  • повысить мотивацию к обучению учащихся;

  • овладеть компьютерной грамотностью учащимся и учителю;

  • организовать самостоятельную и исследовательскую деятельность учащихся;

  • создать собственный банк учебных и методических материалов, готовых к использованию в учебно-воспитательном процессе.

  • развить пространственное мышление, познавательные способности учащихся;

  • эстетическая привлекательность уроков.

Я начинающий учитель, у меня практически нет опыта работы. Но знания по предмету, формы и методы современных технологий, отраженные и используемые мною в учебной деятельности, расширяют возможности творчества как учителя, так и учеников, повышают интерес к предмету, стимулируют освоение учащимися серьезных тем по математике, что в итоге ведет к интенсификации процесса обучения.

Из выше сказанного следует, что знания усваиваются учеником благодаря его собственной деятельности, организуемой и управляемой так, чтобы ученик имел перед собою реальные ориентиры, позволяющие ему совершать все действия правильно и одновременно контролировать себя.

Последнее десятилетие уходящего века поставило школу в ситуацию необходимости введения существенных изменений в систему обучения и воспитания учащихся. Эти изменения должна обеспечить реформа школы, которая продиктована модернизацией образования, компьютеризацией школ. Я думаю, что применение информационно-коммуникационных технологий на уроках математики в какой-то степени способствуют решению этой проблемы.

Результативность работы.

Применение в моей учительской деятельности элементов мультимедиа технологии дало положительные результаты:

  • повысился интерес учащихся к предмету;

  • повысился уровень творческой деятельности учащихся по предмету.

  • повысилось качество знаний учащихся по предмету;



IV. Список используемой литературы.

1. Бордовский Г.А., Математика в понятиях и терминах/ Г.А. Бордовский, В.А. Извозчиков. – М: Просвещение, 2007. – с. 235

      2. Виленкин Н.Я., Математика: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбург. – 6-е изд. – М.: Мнемозина, 2010. – 304 с.: ил.

3. Дворецкая А.В., Основные типы компьютерных технологий/ А.В. Дворецкая// Школьные технологии. – 2009. – № 3 – с. 201







































Свежие документы:  Тест по математике для 5 класса

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: