Конспект урока математики «Десятичные дроби» 5 класс


Тема: Десятичные дроби

Цель: ввести понятие десятичных дробей, правильное их чтение и запись.

Задачи:

Образовательные: организовать работу учащихся по изучению и первичному закреплению понятия «десятичная дробь», алгоритма записи десятичных дробей.

Развивающие: развивать у учеников математическую речь, способствовать развитию самостоятельности, умению оценивать свою работу.

Воспитательные: воспитывать интерес к математике, дисциплинированность, ответственное отношение к учебному труду.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы: фронтальная и индивидуальная.

Оборудование: персональный компьютер; телевизор; доска.

Структура урока:

1. Организационный

2. Создание проблемной ситуации

3. Формулирование проблемы (темы и цели урока).

4. Изучение нового материала

5. Закрепление изученного материала

5. Подведение итогов урока, рефлексия















Ход урока

Организационный

Здравствуйте, ребята! Урок я бы хотела начать со слов известного немецкого поэта и мыслителя И. Гете: «Цифры (числа) не управляют миром, но они показывают, как управляется мир».


Создание проблемной ситуации

И мы сегодня с вами тоже окунемся в мир цифр и чисел. Пожалуйста, откройте ваши тетради, запишите число.

Задача 1

Посмотрите на доску, из предложенных чисел какие числа вам известны?

1. Натуральные числа (4 ; 25 ; 1)

2. Обыкновенные дроби ()

3. Смешанные числа ()

Ребята, остались ли числа, которые вам неизвестны? Какие? (14,13; 5,7). Как они записываются? (через запятую). А можете вы их прочитать? Может кто-то знает, как они называются? (нет) Эти числа имеют собственное название, их называют – десятичные дроби.


Формулирование проблемы (темы и цели урока).

Давайте вместе сформулируем тему и цель урока. (формулируют тему и цель урока). Сегодня мы начинаем изучение очень важной, интересной и новой для вас темы. А что бы вы хотели узнать интересного и нового о десятичных дробя? (выслушиваются мнения детей и записываем варианты на доске).





Изучение нового материала

Историческая справка

Уже несколько тысячелетий человечество пользуется дробными числами, а вот записывать их удобными десятичными знаками оно додумалось значительно позже.


В Древнем мире дробь вида 2,135436 выглядела так:

2 чи, 1 цунь, 3 доли, 5 порядковых, 4 шерстинки, 3 тончайших, 6 паутинок.


Десятичную дробь с помощью цифр и определенных знаков описал знаменитый ученый Средневековья аль-Каши Джемшид Масуд в 15 веке. Некоторые элементы десятичной дроби встречаются в трудах многих ученых Европы в 12 – 14 веках.


Примерно в это же время математики Европы также пытались найти удобную запись десятичной дроби. В книге французского математика Ф.Виета десятичная дробь записана так

Свежие документы:  Конспект урока по Геометрии "Площадь. Площадь прямоугольника" 5 класс

2 135436 – дробная часть подчеркивалась и записывалась выше строки целой части числа.


Лишь в конце 16 века мысль записывать дробные числа десятичными знаками пришла Симону Стевину. Он излагает теорию десятичных дробей, но и старается убедить людей пользоваться ими, говоря, что при их использовании “устраняются трудности, ошибки и прочие случайности, обычные спутники расчетов.”

















Задача 2

А теперь выполним следующее задание: нужно записать числа с помощью цифр, которые записаны на доске:

  • Пять целых семь десятых

  • Сорок две целых пятьдесят две сотых

  • Три целых триста восемьдесят две тысячных

  • Одна целая три сотых

  • Восемь целых одна тысячная

  • Семь целых тридцать четыре десятитысячных

Проверьте и оцените себя сами:

(https://alllessons.ru/uploads/files/1/492/hello_html_7b1aacf8.gif).

Назовите целую и дробную часть каждого числа. Посмотрите на знаменатели, что вы заметили? (Дети высказывают свои варианты). Числа со знаменателем 10, 100, 1000 и т.д. условились записывать без знаменателя.


Разбираем и записываем алгоритм:

1. Записываем целую часть числа, и ставим запятую.

2. уравнять, если необходимо, число цифр в числителе с числом нулей в знаменателе, не меняя значение дроби.

3. Записать числитель дробной части.


Задача №3

Запишите в виде десятичной дроби:






Задача 4 Выпишите соответствующие буквы

Пять целых две десятых

5,02

5,2

5,002

Т

р

П

Ноль целых восемь тысячных

0,008

0,08

0,8

О

Е

У

Три целых двадцать пять тысячных

3,25

30,25

3,025

Д

В

Т

Шестнадцать целых пять сотых

16,005

16,5

16,05

А

Е

О

Восемнадцать целых восемь сотых

18,8

18,08

18,008

Ш

К

В

Пять целых пятнадцать десятитысячных

5,0015

5,015

5,15

А

У

И

Тридцать четыре целых сто пять тысячных

34,0105

34,105

34,15

В

С

М

















Ответ: РОТОКАС

это название самого короткого алфавита в мире, состоящего из 11 букв. Его используют жители Папуа Новой Гвинеи.










Задача 5 Ребята, а теперь давайте вы сами попробуете составить таблицу разрядов десятичных дробей. Перед вами у каждого на столе лежат конверты с таблицей, ваша задача правильно собрать ее по разрядам.

Десятичная дробь





.

.

.

С

О

Т

Н

И




Д

Е

С

Я

Т

К

И


Е

Д

И

Н

И

Ц

Ы






,

Д

Е

С

Я

Т

Ы

Е


С

О

Т

Ы

Е


Т

Ы

С

Я

Ч

Н

Ы

Е


Д

Е

С

Я

Т

И

Т

Ы

С

Я

Ч

Н

Ы

Е

С

Т

О

Т

Ы

С

Я

Ч

Н

Ы

Е


М

И

Л

Л

И

О

Н

Н

Ы

Е










.

.

.






















Заполните таблицу: 5,7 ; 10,01; 0,123; 25,002; 0,0031






десятки

единицы

,

десятые

сотые

тысячные

Десятитысячные





































































Подведение итогов урока.

Домашнее задание. Пункт 1 стр 146 (прочитать) №689.


Рефлексия: на парте лежат заготовки, пожалуйста, дорисуйте один элемент по вашему настроению от урока и как вам понятна новая тема.

https://alllessons.ru/uploads/files/1/492/hello_html_4a70ca07.gifhttps://alllessons.ru/uploads/files/1/492/hello_html_31225fdf.gifhttps://alllessons.ru/uploads/files/1/492/hello_html_m3a1beb1.gifhttps://alllessons.ru/uploads/files/1/492/hello_html_m8afb7a5.gif



















Десятичная дробь










.

.

.



С

О

Т

Н

И






Д

Е

С

Я

Т

К

И




Е

Д

И

Н

И

Ц

Ы










,



Д

Е

С

Я

Т

Ы

Е




С

О

Т

Ы

Е




Т

Ы

С

Я

Ч

Н

Ы

Е




Д

Е

С

Я

Т

И

Т

Ы

С

Я

Ч

Н

Ы

Е



С

Т

О

Т

Ы

С

Я

Ч

Н

Ы

Е




М

И

Л

Л

И

О

Н

Н

Ы

Е












.

.

.




Десятичная дробь










.

.

.



С

О

Т

Н

И






Д

Е

С

Я

Т

К

И




Е

Д

И

Н

И

Ц

Ы










,



Д

Е

С

Я

Т

Ы

Е




С

О

Т

Ы

Е




Т

Ы

С

Я

Ч

Н

Ы

Е




Д

Е

С

Я

Т

И

Т

Ы

С

Я

Ч

Н

Ы

Е



С

Т

О

Т

Ы

С

Я

Ч

Н

Ы

Е




М

И

Л

Л

И

О

Н

Н

Ы

Е












.

.

.









https://alllessons.ru/uploads/files/1/492/hello_html_m8afb7a5.gifhttps://alllessons.ru/uploads/files/1/492/hello_html_m8afb7a5.gifhttps://alllessons.ru/uploads/files/1/492/hello_html_m8afb7a5.gifhttps://alllessons.ru/uploads/files/1/492/hello_html_m8afb7a5.gifhttps://alllessons.ru/uploads/files/1/492/hello_html_m8afb7a5.gifhttps://alllessons.ru/uploads/files/1/492/hello_html_m8afb7a5.gifhttps://alllessons.ru/uploads/files/1/492/hello_html_m8afb7a5.gif

https://alllessons.ru/uploads/files/1/492/hello_html_m8afb7a5.gifhttps://alllessons.ru/uploads/files/1/492/hello_html_m8afb7a5.gif

https://alllessons.ru/uploads/files/1/492/hello_html_m8afb7a5.gifhttps://alllessons.ru/uploads/files/1/492/hello_html_m8afb7a5.gifhttps://alllessons.ru/uploads/files/1/492/hello_html_m8afb7a5.gifhttps://alllessons.ru/uploads/files/1/492/hello_html_m8afb7a5.gifhttps://alllessons.ru/uploads/files/1/492/hello_html_m8afb7a5.gifhttps://alllessons.ru/uploads/files/1/492/hello_html_m8afb7a5.gif

https://alllessons.ru/uploads/files/1/492/hello_html_m8afb7a5.gifhttps://alllessons.ru/uploads/files/1/492/hello_html_m8afb7a5.gifhttps://alllessons.ru/uploads/files/1/492/hello_html_m8afb7a5.gifhttps://alllessons.ru/uploads/files/1/492/hello_html_m8afb7a5.gifhttps://alllessons.ru/uploads/files/1/492/hello_html_m8afb7a5.gifhttps://alllessons.ru/uploads/files/1/492/hello_html_m8afb7a5.gifhttps://alllessons.ru/uploads/files/1/492/hello_html_m8afb7a5.gifhttps://alllessons.ru/uploads/files/1/492/hello_html_m8afb7a5.gif




https://alllessons.ru/uploads/files/1/492/hello_html_m8afb7a5.gif




https://alllessons.ru/uploads/files/1/492/hello_html_m8afb7a5.gifhttps://alllessons.ru/uploads/files/1/492/hello_html_m8afb7a5.gifhttps://alllessons.ru/uploads/files/1/492/hello_html_m8afb7a5.gifhttps://alllessons.ru/uploads/files/1/492/hello_html_m8afb7a5.gif





Заполните таблицу: 5,7 ; 10,01; 0,123; 25,002; 0,0031






десятки

единицы

,

десятые

сотые

тысячные

Десятитысячные




















































Заполните таблицу: 5,7 ; 10,01; 0,123; 25,002; 0,0031






десятки

единицы

,

десятые

сотые

тысячные

Десятитысячные




































Заполните таблицу: 5,7 ; 10,01; 0,123; 25,002; 0,0031






десятки

единицы

,

десятые

сотые

тысячные

Десятитысячные




































Заполните таблицу: 5,7 ; 10,01; 0,123; 25,002; 0,0031






десятки

единицы

,

десятые

сотые

тысячные

Десятитысячные






































Свежие документы:  Конспект урока по Географии "ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: