Тема урока: Решение задач на движение.
Цель урока: учить решать задачи на движение, устанавливать взаимосвязи между величинами.
Задачи урока:
Образовательные:
Закрепить знания нахождения скорости, времени, расстояния.
Учиться решать задачи с этими величинами по формулам и без них.
Развивающие:
Развивать логическое, комбинаторное мышление, умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы.
Развивать математическую речь, пространственное воображение, внимание, восприятие.
Воспитательные:
Воспитывать патриотические чувства, познавательную активность, умение сотрудничать в группе.
Воспитывать самостоятельность в работе, ответственность.
Оборудование:
компьютер, проектор, экран;
схемы, таблицы;
презентация;
клей ПВА;
карточки с заданием;
карточки для рефлексии;
карточки с цифрами;
места для работы в группах (постоянные).
Форма проведения урока: индивидуальная, групповая, фронтальная, коллективная, дифференцированная.
Методы: рассказ, работа с учебником, частично-поисковый, активные: «мозговой штурм» и практический, наглядный, проблемный.
Принципы: научность, доступность, наглядность, связь с жизнью, новизны, принцип образа мира, принцип смыслового отношения к миру, деятельностно — ориентированные принципы.
Интеграция: математика, литературное чтение, нижегородская сторона, Правила дорожного движения.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
I.Организационный момент
| — Здравствуйте ребята, присаживайтесь! (Заранее класс разделен на 3 группы по уровню работоспособности.) — Ну-ка, проверь дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, Все ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку «5». — Наш урок сегодня пройдет под девизом «Движение – это жизнь!» — Как вы понимаете этот девиз? (Слайд 1) — Правильно, с самого рождения человек не мыслит себя без движений. Без движения вперёд немыслимо развитие: человека, науки, общества, государства. — Ждут сегодня вас новинки, и задачи. Всё для вас! Я желаю всем удачи! За работу, в добрый час! | Приветствуют учителя.
Проверяют свою готовность к уроку.
— Спорт, транспорт, разные виды деятельности, научные открытия, и т.д. |
II.Проверка домашнего задания | — По Литературному чтению мы читали «Сказку о потерянном времени». (Слайд 2) — Как звали героя сказки? — Правильно, Петя Зубов. — Ребята, а кто автор этой сказки? — Молодцы! Я думаю, что в нашем классе нет учеников, теряющих время понапрасну как герой этой сказки. И все вы выполнили домашнее задание! Давайте проверим. с. 94 № 474 — Во сколько действий решается задача? — Что находили 1 действием?
— Что находили 2 действием?
— Что находили 3 действием?
— Так во сколько раз больше в среднем занимало у Васи решение задачи, чем примеров? с. 94 № 476 (Слайд 3) — Ребята, сверьте свои ответы выражений с ответами на доске. |
— Петя Зубов.
— Евгений Львович Шварц.
— В 3 действия.
— Количество минут, потраченное на решение одной задачи. — Количество минут, потраченное на решение одного примера. — Во сколько раз больше в среднем занимало у Васи решение задачи, чем решение примера. — В 2 раза. (Дети самостоятельно сверяют свои ответы в тетрадях с ответами, написанными на доске, если есть ошибки – исправляют.) |
III. Актуализация знаний.
| — Мы сегодня весь урок будем в движении, и не будем терять ни минуты времени. Итак, приступим. — Ребята, давайте вспомним преобразование именованных чисел. (Слайд 4) На доске: 5 км = … м 70 км = …м 84000 м =…км 500 мин. = …ч…мин. 3 ч. 20 мин.= …мин. 410 с.=…мин. …с. (Учитель проверяет при помощи SMART) — Преобразование каких величин мы повторили? — Правильно. — Эти величины нужны нам для решения задач на движение. Этим сегодня мы будем заниматься на уроке. Но нас еще ждет много всего интересного и познавательного. — Сейчас решите задачи в группах. (Приложение) 1. Во время экскурсии в один автобус сели 48 человек, а во второй – на 6 человек меньше. Сколько человек должны перейти из первого автобуса во второй, чтобы в них пассажиров стало поровну? (3 человека) 2. Саша выше Коли, но ниже Пети, а Петя ниже Толи. Кто выше всех? (Толя) 3. Петров на 8 лет моложе, чем Светлов, но на 3 года старше, чем Денисов. Кто моложе всех? На сколько лет Светлов старше Денисова? (Денисов моложе всех. На 11 лет Светлов старше Денисова) — Молодцы ребята! |
(У каждого ребенка на парте лежат карточки с цифрами. Самостоятельно все дети набирают и показывают правильный ответ.)
5000 м 70000 м 84 км 8 ч. 20 мин. 200 мин. 6 мин. 50 с.
— Длины и времени.
(Дети в группах коллективно решают задачу. Решив ее, капитаны поднимают руку. Задачи разного уровня сложности. Проверка осуществляется учителем и командами других групп.)
|
IV. Работа над закреплением материала | — Ребята, вы любите путешествовать? (Слайд 5) — Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по городам и населенным пунктам на нашем школьном автобусе. Нам будут встречаться разные препятствия, но думаю, что вместе мы с ними справимся. Место отправления – п. Лесогорск. — Ребята, а что интересного находится в вашем поселке? (Слайд 6) — Верно. Мемориальный комплекс возведен в честь всех погибших пропавших безвести на Великой Отечественной войне. (Слайд 7) — ЗАО НПК «Электрические машины» — это предприятие с более чем сорокалетней историей, которое занимает одно из ведущих мест на рынке производства, ремонта, модернизации и реконструкции трансформаторов. (Слайд 8) — Арзамаское ПМЭС снабжает электроэнергией 1/3 России. Она входит в тройку самых крупных подстанций в России. — Ребята, чтобы отправиться в путешествие, нам надо вспомнить формулы, которые помогут нам, ведь мы с вами будем в движении! — Как найти скорость, зная расстояние и время? — Как найти расстояние, зная скорость и время? — Как найти время, зная скорость и расстояние? — Молодцы! Наш автобус тронулся, а мы пока с вами откроем тетради и запишем число и классная работа. — Мы с вами подъезжаем к р.п. Шатки. Давайте сделаем остановку на берегу живописной реки. (Слайд 9) — Ребята, а вы знаете, как эта река называется? — Вблизи посёлка на протяжении 20 км течения Тёши знаменитая Шатковская пойма с двумя минеральными источниками и восемью грязевыми озёрами. Минеральная вода из этого сероводородного источника относится к питьевым лечебно — столовым водам. В ней содержатся ионы серебра. Называется этот источник «Кипячий ключ». — Ребята, а какие еще достопримечательности этого поселка вы знаете? (Слайд 10) — Верно. Страницы дневника девочки стали известны во всем мире. Дневник – девять страниц записной книжки и на шести из них даты смерти близких людей. — Этот мемориал сооружен в память о героях Великой Отечественной войны и детях, погибших в ее дни. — Мы с вами проехали 20 км. Нам пора отправляться дальше. Чтобы автобус тронулся нам необходимо выполнить задание. — Открываем учебники на с. 95, найдите №477. — Каждая группа составляет и решает 1 задачу по таблице (устно). (Учитель осуществляет проверку.) — Ну вот, наш автобус тронулся, и мы едем с вами в г. Арзамас. А пока мы едем, давайте выполним № 478. 1-я группа решает задачу под цифрой 1, 2-я группа – под цифрой 2, 3-я группа – под цифрой 3. — Мы проехали еще 30 км и находимся в г. Арзамасе. Выйдем из автобуса и сделаем физкультминутку. | (Ответы детей.)
— На территории посёлка находится Мемориальный комплекс, памятник Ленину, завод, подстанция.
S=V*t
V=S:t
t=S:V
(Дети открывают тетради, записывают число и классная работа.)
— Река Теша. — В Шатках похоронена ленинградская школьница Таня Савичева — жертва блокады; сооружен Мемориальный комплекс «Никто не забыт, ничто не забыто».
(Ребята в группах составляют и решают задачу. Выполнив задание капитан поднимает руку.)
(Дети выполняют номер. У каждой группы задача разной сложности.) |
IV. Физкультминутка | В путешествие пошли, (Ходьба на месте) (Наклоны вперед) (Поднять на носки. Руки вверх.)
| (Дети встают со своих мест, повторяют движения за учителем.)
|
V. Продолжение работы над закреплением материала | (Слайд 11) — Вот сколько достопримечательностей в г. Арзамас. Наше путешествие еще не окончено, и мы едем дальше. (Слайд 12) — Ребята, посмотрите, что мы проезжаем? — А как расшифровывается ДПС?
— Чем занимается дорожно-патрульная служба?
— Ребята, а какие правила дорожного движения вы знаете? — Ребята, скажите мне честно, все ли вы соблюдаете правила дорожного движения? — Чтобы сохранить свою жизнь, необходимо всегда соблюдать правила дорожного движения. — Проехав еще несколько км, мы оказались в другом городе. — Посмотрите и скажите, что это за город? (Слайд 13) — Молодцы, узнали. Это административный центр Нижегородской области. — Вспомните из курса Нижегородской стороны, какую протяженность имеет стена Кремля? — Сколько башен подкрепляют ее? — Еще какие достопримечательности этого города вы знаете? — Все верно. — К достопримечательностям относятся еще: Нижегородская Ярмарка, Музей детства А.М. Горького «Домик Каширина», Дом Петра Первого, Нижегородский государственный академический театр драмы им. Горького, Нижегородский государственный художественный музей, Речной вокзал, Нижегородский цирк, Нижегородский планетарий, Стрелка — самое воспеваемое место, Зелёный Город и мн. др. — В нашем путешествии это был последний город. — Вам понравилось наше путешествие? — Мы с вами сделали очень долгий путь, он составил 160 км! — Кто был на уроке внимателен, какое расстояние от п. Лесогорск до р.п. Шатки? — А от р.п. Шатки до г. Арзамас? — А от г. Арзамас до г. Н.Новгород? — Сколько км составляет весь наш путь? — Можем мы узнать какое расстояние между этими двумя городами? — Кто уже нашел расстояние между г. Арзамас и г. Н.Новгород? Поднимите руку. — А теперь давайте решим задачи о нашем с вами движении! Эта работа будет выполняться в парах. Решение записываем в тетрадь. (Каждым двум учащимся учитель раздает схему задачи, учащиеся должны по схеме решить задачу в парах. Схемы разного уровня сложности. После выполнения задания, в каждой группе выполняется взаимопроверка.) | (Рассказ подготовленного ученика.) — Город Арзамас представляет собой удивительное место, где старейшие архитектурные памятники соседствуют с индустриальными сооружениями, а также развивающимися промышленными предприятиями, продукция которых распространяется по всему миру. Многие живущие здесь арзамассцы настолько привыкли к своему городу, что не видят ничего необычного в том, что рядом с ними располагаются древнейшие памятники архитектуры, возраст которых исчисляется ни одним столетием. Главная достопримечательность города великолепные храмы и монастыри семнадцатого-девятнадцатого веков. В этом городе множество музеев, соборов, церквей. В этом городе провел свое детство и юность знаменитый детский писатель А. Гайдар. Вот станция «Арзамас-1″, на которой 4 июня 1988 г произошел взрыв. В память погибших в трагедии недалеко от станции на возвышенности построили монумент. Он сделан из останков поезда и часов станции. За ним — список всех погибших. Центральная соборная площадь, Воскресенский собор. Прямо около соборной площади находится Ленинский садик. Парк Гайдара — самый большой парк в Арзамасе, парк победы. Стенды, посвященные победе в Великой Отечественной Войне, памятник Жукову. Памятник-паравоз. — Пост ДПС. — Дорожно-патрульная служба. — Следят за порядком на дороге, проверяют документы у водителей. (Ответы детей.) (Ответы детей.) — Нижний Новгород. (Рассказ подготовленного ученика.) Нижний Новгород – удивительный город, расположенный на месте слияния двух великих рек – Волги и Оки. Основанный в 13 веке, он и в наши дни сохранил дух старины. Каждый, кому доводится прогуляться по улицам Нижнего, словно переносится на столетия назад. Нижегородцы сберегли немало исторических и культурных памятников. Среди главных достопримечательностей города Нижний Новгород – удивительной красоты монастыри, церкви и соборы. Местные жители глубоко чтят свою историю и гордятся своими соотечественниками, поэтому в городе находится множество музеев и памятников выдающимся нижегородцам. Нижегородский Кремль. Изначально кремль был построен земляным. За всю историю своего существования получил еще 3 перерождения. Он становился деревянным, белокаменным и, наконец, предстал перед нами в кирпичном обличии. — 2 км. — 14 башен. У каждой башни свое название и своя история. — Площадь Минина и Пожарского, Чкаловская лестница, улица Большая Покровская, Дятловы горы.
(Ответы детей.)
— 20 км.
— 30 км. — Вы не говорили.
— 160 км.
— Можем.
(Ответ ребенка, который нашел расстояние быстрей всех.) |
VI. Подведе-ние итогов урока. | — Ребята, чем мы занимались на уроке? — Было для вас сегодня что-то новым?
— А что мы вспомнили? | — Считали, решали, путешествовали. — Мы узнали интересные факты о городах и населенных пунктах, которые находятся недалеко от нас. — «Сказку о потерянном времени», Правила дородного движения, формулы для нахождения скорости, времени и расстояния. |
VII. Домашнее задание | — Ребята, откройте дневники, давайте запишем домашнее задание. (Слайд 14) с. 95 № 480, 483. — Прочитайте каждый про себя домашнюю задачу. — Что известно в задаче?
— Что в задаче нужно узнать?
— Можем мы это узнать сразу? — Почему?
— Что нужно узнать в первую очередь? — Что мы можем узнать потом?
— Сколько действий в задаче? — Молодцы! | (Ребята записывают домашнее задание в дневниках, дневники закрывают.) (Дети читают задачу в учебниках.) — Машина вышла из поселка в 7 ч и прибыла в город в 13 ч того же дня. — За это время она прошла 240 км. — С какой скоростью шла машина. — Нет. — Мы не знаем время, которое машина была в пути. Мы знаем время отъезда машины из поселка и время приезда машины в город. — Время, которое машина была в пути. — Среднюю скорость этой машины. — Два действия. |
VIII. Рефлексия | — Ребята, у вас у каждого на парте лежит карточка с изображением лесенки. Каждая ступенька обозначает следующее: Нижняя ступенька – у меня ничего не получилось, средняя ступенька – у меня были проблемы, верхняя ступенька – мне все удалось. Нарисуйте человечка на той ступеньке, на которую вы себя поставите, оценив свою работу на уроке. — Ребята, на эту же карточку приклейте смайлик с настроением, которое было у вас в течение урока, если даже у вас что-то и не получалось. |
(Дети рисуют человечка на одной из ступенек лесенки.)
(Дети приклеивают один из двух смайликов на карточку.)
|
IX. Организа-ционный момент. | (Слайд 15) — Вы сегодня так старались — Урок окончен. Молодцы! | (Дети встают и готовятся к следующему уроку.) |