Конспект урока по математике «Дроби вокруг нас» 5 класс


Урок математики в 5 классе « Дроби вокруг нас».

Цели:

  • Образовательные:

    • сформировать способность записывать обыкновенные дроби в виде десятичных; сравнивать десятичные дроби; решать практические задачи, используя известные действия с дробями, сравнивать обыкновенные дроби с одинаковыми числителями;

    • повторить и закрепить правила сравнения, сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями; выражения килограммов в граммы и наоборот.

  • Воспитательные:

    • привить чувство патриотизма при решении математических задач;

    • привить интерес к предмету;

    • обратить внимание учеников на задачи, составленные на тему здоровья.

Развивающие:

  • развивать математическую речь, творческие способности учащихся при решении задач на дроби; строить аналогии, доказывать, сравнивать


1. Предлагаю угадать задуманное слово которое будет ключевым на сегодняшнем уроке.

В словаре С.И. Ожегова о нем написано так:

– это мелкие свинцовые шарики для стрельбы из охотничьего ружья;
– это частые прерывистые звуки, например “барабанная…”;
– она может быть правильной или неправильной, обыкновенной или десятичной.

(Это слово – “Дробь”.)

Запишите в тетрадях тему урока « Дроби вокруг нас».

2.Покажите и расскажите где в повседневной жизни встречаются дроби.( Рассказы учащихся по домашнему заданию).

Итак, ребята, зачем нужны дробные числа? (при измерении величин невозможно обойтись только целыми числами рост человека, спортивные результаты, при производстве таблеток).

3.Долгое время к дробям было довольно особое отношение. Так, греческие купцы и строители пользовались дробями вовсю, а вот ученые дробей не признавали. Греческий ученый Платон, который жил в 4 веке до нашей эры, писал: «Если ты захочешь делить 1, математики высмеют тебя и не позволят это делать». И только Архимед решился нарушить запрет. А через 600 лет после Архимеда другой греческий математик, Диофант первым стал рассматривать дроби как числа. Названия «числитель» и «знаменатель» ввел в XIII веке Максим Плануд греческий монах, ученый математик Леонардо Пизанский в 1202 году ввел слово «дробь» и первым стал использовать современную запись дробейТак как не только действия с дробями но и сама их запись бала столь сложной У немцев до сих пор сохранилась поговорка «попасть в дроби»- это значит попасть в трудное положение.


4.Попал в дроби Коля Перестукин из Страны Невыученных уроков. Он никак не может решить одну проблему. Решив начать новую жизнь, Коля составил себе такое расписание на день: 1/6 часть суток – чтение книг; 1/8 часть суток – выполнение домашнего задания; 1/12 часть суток – прием пищи (завтрак, обед, ужин); 1/4 часть суток – занятие спортом; 8 часов на сон. Выполним ли его план? (Его план не выполним, так как у него получается 29 часов, а в сутках всего 24 часа.) Решаем в тетрадях .Один у доски.

Кстати дети 12 лет должны спать не менее 9 часов в сутки.


5.Дидактическая игра «Какое число лишнее?».


5/6;7/8; 9/5; 2, 7/20; 84/36;

2 – это натуральное число, остальные – дроби.

¾; ½; 31/100; 13/18; 56/49; 11/205;

56/49 – это неправильная дробь, все остальные – правильные


72/60; 18/30; 46/13; 17/5; 38/19; 42/40;

18/30 — это правильная дробь, все остальные – неправильные


16/8; 13/3; 12/2; 25/5; 30/15; 45/9;

13/3 – эту дробь нельзя представить в виде натурального числа.


Объяснения устно.



6.Какие действия с обыкновенными дробями вы умеете выполнять?( сложение вычитание, сравнение, перевод неправильной дроби в смешанное число)

7.На доске написаны примеры с ответами. Если пример верный -поднять руки вперед ,если нет -руки вверх, если выполнен не до конца — встать.

8. Для дробных чисел мы имеем два вида записи – “с запятой” и “со знаменателем” – это две различные системы записи чисел. Дроби с “запятой” названы десятичными дробями, а дроби со знаменателем – обыкновенными. Такое название не означает, что десятичные дроби какие-то необыкновенные.

Откуда появились десятичные дроби?
В городе, где жили дроби, такие, как , и вообще со знаменателями 10, 100, 1000 и т.д., все жили очень дружно. Никто никого не бил, не обижал и никто не спорил. В этом городе были красивые дома, а на окошках стояли красивые цветочки. У каждой дроби был свой дом и сад. В саду росли наливные яблочки, вишенки, груши, а ещё разные цветочки.

Были там также и школы. Туда ходили маленькие дробики, со знаменателем 10. Были и взрослые дроби, со знаменателями от 100 до 100 000, и совсем старые, со знаменателем от 100 000 и до бесконечности. Взрослые дроби бегали на работу.

Ну, а старики и старушки весь день сидели в креслах-качалках и читали книги, а иногда шлепали по попкам дробей-малышей за непослушание или шалости, или читали им сказки

Но однажды на город напал Штрих со своей армией. Он беспощадно убивал всех, сжигал дома, грабил их. Десять лет длилась война. Побеждали то одни, то другие, но выиграть войну никто не мог.

Но один добрый Волшебник помог беспомощным дробям. Он погасил горящие дома, вернул награбленное и прогнал Штриха прочь.

Лишь один вопрос волновал Волшебника: “Как же вылечить пораненные дроби?”. Он долго думал и, наконец, придумал. Вместо дробной черты он дал дробям запятые, убрал знаменатели, а таким дробям, как 1/100, 32/1000 и т.д. добавил после целой части 1, 2, 3 и т.д. нулей, смотря сколько их было в знаменателе после единицы.

9.Проверим наши знания о десятичных дробях

Запишем дроби из сказки в виде десятичных

, 1/100, 32/1000

Какое число является лишним : 0.03 0.003 0.030 0.0300

. Какую долю килограмма составляет 125 граммов?

.Какая из двух дробей больше 0,72 или 0, 271?

Выразите в килограммах 100 г.

10.У нас получается хорошо а вот у Коли Перестукина из Страны Невыученных уроков хуже. Также как и в русском языке он не поставил запятые что-то он недодумал 32+18=5 3+108=408 42+17=212

Запятая в математике не менее важна чем в русском языке .

Примеры правильно записать в тетради.

11.ФМ

1 2,3,4,5 — все умеем мы считать.
Раз! Подняться, потянуться.
Два! Согнуться, разогнуться.
Три! В ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире.
Пять — руками помахать.
Шесть — за парту тихо сесть.

12. Мы убедились что важны запятые. А почему важно правильно считать?

Ученик читает стихотворение

Это кто из портфеля швыряет в досаде
Ненавистный задачник, пенал и тетрадь
И суёт свой дневник, не краснея при этом,
Под дубовый буфет, чтоб лежал под буфетом?..

Познакомьтесь, пожалуйста, Костя Жигалин,
Жертва вечных придирок, — он снова провален.
И шипит, на растрёпанный глядя задачник:
— Просто мне не везёт!.. Просто я неудачник!..

В чём причина обиды его и досады?
Что ответ не сошёлся лишь на три десятых?
Это сущий пустяк, и к нему, безусловно,
Придирается строгая Марья Петровна.

Три десятых… Скажи про такую ошибку,
И, пожалуй, на лицах увидишь улыбку.
Три десятых… И всё же об этой ошибке
Я прошу вас послушать меня без улыбки.

Если б, строя ваш дом, тот, в котором живёте,
Архитектор немного ошибся в расчёте –
Что б случилось, ты, знаешь ли, Костя Жигалин?
Этот дом превратился бы в кучу развалин!

Ты вступаешь на мост, он надёжен и прочен,
А не будь инженер в чертежах своих точен,
Ты бы, Костя, свалившись в холодную реку,
Не сказал бы спасибо тому человеку!

Вот турбина, в ней вал токарями расточен.
Если б токарь в работе не очень был точен,
Совершилось бы, Костя, большое несчастье,
Разнесло бы турбину на мелкие части.

Три десятых – и стены возводятся косо!
Три десятых – и рухнут вагоны с откоса!
Ошибись только на три десятых аптека –
Станет ядом лекарство, убьёт человека …

Ты подумай об этом, мой друг, хладнокровно
И скажи – не права ль была Марья Петровна?
Если честно подумаешь, Костя, об этом,
То недолго лежать дневнику под буфетом!

Интересное и меткое “Арифметическое” сравнение сделал Л.Н. Толстой. Он говорил, “что человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель – то, что он думает о себе. Чем большего человек о себе мнения, тем больше знаменатель, а значит, тем меньше дробь”.

Самостоятельная работа

  1. 43,4-7,87=

а) 33,47 б) 35,53 в)36,57

  1. 4,3+27,83=

а) 32,13 б) 32,86 в)28,13

  1. 51,27-32,93=

а) 479,77 б) 17,44 в)18,34

  1. 6,4-2,96=

а) 3,48 б) 4,56 в)9,36

  1. 126-15,324=
    а) 110,676 б) 109,576 в)111,786

Ключ: 1б, 2а, 3в, 4а, 5а

6. Подчеркни верную запись числа:

Две целых сорок четыре сотых; (2.044; 20,44; 2.44)

Ноль целых двенадцать тысячных; (0,12; 0,012; 12,0)

7. Запиши в виде десятичной дроби:

8. Поставьте знак или = на месте звёздочки.

7,6 * 7,60 9,32 * 9,4 6,68 * 6,71 1,1 * 1,099



Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса "решение задач"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: