Конспект урока по математике «Формулы сокращенного умножения. Квадрат суммы»


Тема: Формулы сокращенного умножения. Квадрат суммы.

Форма урока: урок формирования и совершенствования знаний.

Вид урока – комбинированный.

Цель урока: 1) дидактическая – показать учащимся формулу, её доказательство и способы применения. Закрепить использование формулы.

2) логическая – упражнять учащихся в анализе, сравнении, обобщении.

3) воспитательная – привить интерес к изучаемой теме.

План урока:

1) Повторить понятия, связанные с одночленами и многочленами.

2) , 3) Познакомить учащихся с формулой квадрата суммы.

4) Выделить основные типы задач, где используется формула.

5) , 6) Закрепить и обобщить пройденный материал.

7) Задать домашнее задание.


1 этап. Актуализация знаний.

На этот урок было задано Д./З.: повторить такие понятия, как одночлен, стандартный вид

одночлена, коэффициент одночлена, многочлен, стандартный вид многочлена, подобные слагаемые, приведение подобных слагаемых.

На доске написаны одночлены и многочлены.

1) x2 + x; 2) –2aba; 3) 10x – 8xz – 3xz; 4) –bca; 5) 25ab + ab2 + a2b; 6) ; 7) zz6; 8) 25a84b;

9) (–f2)2 ; 10) x6 – 10; 11) a2c – 9aca + 6; 12) a


Фронтальный опрос:

  • Определение одночлена: Одночлен – произведение чисел, переменных и их степеней, а также числа, переменные и степени.

Назвать пункты, в которых записаны одночлены. Ответ: 2), 4), 6), 7), 8), 9), 12)

  • Определение стандартного вида одночлена: Стандартный вид одночлена – произведение числового множителя, стоящего на первом месте и степеней различных переменных.

Назвать пункты, в которых записаны одночлены в стандартном виде. Ответ: 4), 6), 12)

  • Определение коэффициента одночлена: Коэффициент одночлена числовой множитель одночлена, записанного в стандартном виде.

Назвать коэффициент одночлена. Ответ: –2, 1, , 6, 100, 1, 1

  • Определение многочлена: Многочлен – ( алгебраическая ) сумма одночленов.

Назвать пункты, в которых записаны многочлены. Ответ: 1), 3), 5), 10), 11)

  • Определение стандартного вида многочлена: Стандартный вид многочлена – многочлен, в котором все одночлены записаны в стандартном виде и нет подобных слагаемых.

Назвать пункты, в которых многочлены записаны в стандартном виде. Ответ: 1), 5), 10)

  • Определение подобных слагаемых: Подобные слагаемые ( члены ) – слагаемые, у которых

одинаковая буквенная часть.

Назвать подобные слагаемые. Ответ: a2c и – 9aca; – 8xz и – 3 xz;

  • Определение приведения подобных слагаемых: Приведение подобных слагаемых

преобразование, основанное на распределительном свойстве умножения

Привести подобные слагаемые. Ответ: — 8a2c; -11xz



2 этап: Мотивация знаний.

Задание на 5 мин в тетради для теории.

1 . Упростить выражение:



Спросить учащихся, какие ответы у них получились. Сделать вывод: что они работали 5 мин, а многие сделали не верно (не успели сделать). Вычисление занимает очень много времени.

А для упрощения работы существуют специальные формулы:

формулы сокращенного умножения

(отметить слово сокращенного ).


3 этап: Изложение нового материала.


В тетради для теории:


ФОРМУЛЫ СОКРАЩЕННОГО УМНОЖЕНИЯ.

Квадрат суммы.


( a + b )2 = a2 + 2ab + b2


 ( a + b )2 = ( a + b )( a + b ) = a2 + ab + ab + b2 = a2 + 2ab + b2

Вспомнить определение степени числа (произведение числа а само на себя n-ое количество раз).


Квадрат суммы двух выражений равен квадрату первого выражения, плюс удвоенное произведение первого и второго выражений, плюс квадрат второго выражения.


(спросить нескольких учеников и повторить всем классом хором)


4 этап. Практическое применение формулы.


Использование этих формул:

1) Вычислить:

а) (30 + 1)2 = 302 + 2301 + 12 = 900 + 60 + 1 = 961

б) 722 = (70 + 2)2 = 702 + 270 2 + 22 = 4900 + 280 + 4 = 5184

в) 1572 + 215743 + 432 = (157 + 43)2 = 2002 = 40000

2) Решение уравнений:

25x2 + 20x + 4 = 0

(5x + 2)2 =0

(5x + 2)(5x + 2) =0

5x + 2 =

x = -0,4

Ответ: {-0,4}

3) Представить выражение в виде многочлена:

(x2 + 10)2 = (x2)2 + 2x210 + 102 = x4 + 20x2 + 100

4) Разложить многочлен на множители (определение: представить в виде произведения одночлена и многочленов или произведения многочленов):

a2+ 6ab + 9b = a2 + 2a3b + (3b)2= (a + 3b)2

5) Вернуться к выражению, которое они упрощали в начале урока:

= (x2ax + b + axb)2 = (x2)2 = x4

Обратить внимание, как быстро и легко упростили это выражение с помощью формулы квадрата суммы


Заметить, что в формуле вместо a и b могут быть числа, одночлены, многочлены и их комбинации.


5 этап. Решение задач.

Ученикам раздаются карточки с заданием. Решение и анализ проводится вместе с учителем.


Задание: Вместо многоточия поставить одночлен так, чтобы равенство выполнялось.


  1. (a + 2b)2 = a2 + 4ab + 4b2,


  1. (3x + a)2 = 9x2 + 6ax + a2,


  1. (10 + 2a)2 = 100 + 40a + 4a2 ,


  1. (6a2 + 9c)2 = 36a4 + 108a2c + 81c2,


  1. (15a + 0,4c3 )2 = 225a2 + 12ac3 + 0,16c6,


  1. (3a + 2,5b)2 = 9a2 + 6,25b2 + 15ab ,


  1. (3b + 2a)2 = 9b2 + 12ab + 4a2,


  1. (3x + 7z )2 = 9x2 + 42xz + 49z2

Лист с решением вклеить в рабочую тетрадь.



6 этап: Обобщение знаний.

Повторить формулу; что может быть записано вместо переменных а и b ; ее чтение; способы использования.

7 этап: Домашнее задание.

Формула квадрата суммы. Учебник: Алимов 7 класс: № 371 (2, 3); № 378 (2 , 4); № 388 (2)

3


Свежие документы:  Конспект урока для 4 класса "Деление с остатком на 10,100,1000"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: