Конспект урока по Математике «Проценты»



Описание методической разработки.

Урок – виртуальная экспедиция в лес по теме: Проценты.

В МОУ «Блюментальская основная общеобразовательная школа» в течение продолжительного времени использует в своей работе принципы модели «Экологии и развития. Большое внимание уделяется развитию экологической культуры школьников в урочной и внеурочной деятельности. Именно поэтому неслучайно выбрана форма урока («Виртуальная экспедиция в лес»), на котором ребята могут не только отработать и усовершенствовать свои знания и умения по теме, но и получить дополнительные новые сведения из области биологии. Это способствует поддержанию интереса на протяжении всего урока.

Тип урока: применение знаний и умений учащихся. Проводится для отработки уже приобретенных ранее знаний и умений учащихся, а также их проверки в конце урока. Ценность разработки заключается в ее универсальности. Этот урок можно проводить как в обычном классе, не имея доступа к техническим средствам обеспечения, так и с использованием ИКТ (см. презентации к уроку).

Учебный предмет: математика

Уровень образования школьников. Урок проводится для учащихся 6 класса. Так как большинство заданий носят дифференцированный характер, то его можно проводить в слабом, сильном и разноуровневом по познавательной активности и возможностям классе.

Форма учебной работы: классно – урочная.


Тема: Проценты

Методическая цель: Организация деятельности учащихся для успешности обучения каждого ученика.

Задачи:

  1. Продолжить работу по формированию умений у учащихся решать задачи по теме «Проценты».

  2. Активизировать мыслительную деятельность учащихся по средствам участия каждого из них в деятельности; развивать самостоятельность, умения ориентироваться в нестандартной ситуации.

  3. Воспитание познавательного интереса, элементов культуры общения и экологической культуры.

Тип урока: применение знаний и умений учащихся.

Оборудование: цветок для постановки целей, карточки для сбора вещей, схема маршрута, карточки о лесе, карточки о соснах, карточки о лекарствах, памятка о лекарственных растениях, картинка леса, поляна цветов, цветок на парту.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы, цели и задач урока. Мотивация познавательной деятельности.

  1. Записать в тетрадях число, тему урока.

  2. Целевой блок:

Цель: Сегодня мы продолжим работу по формированию умений решать задачи на проценты.

Задачи урока: Ребята, что нам необходимо сделать на уроке по достижению данной цели? Определиться в этом нам поможет цветок.

Лепестки:

— Повторить…

— Решить…

— Найти интересные сведения…

— Проверить…

— Обобщить…

III. Воспроизведение изученного и его применение в стандартных условиях

Ребята, определяя задачи нашего урока по цветку, я вдруг вспомнила о лете. Как хорошо летом, особенно на свежем воздухе. А может нам немного помечтать и провести этот урок в лесу, отправившись туда в экспедицию, чтобы познакомиться с прелестями леса? А для этого нам понадобятся все наши знания и умения по теме.

А готовы ли мы к экспедиции? Как это можно проверить? (Повторить правила)

Работа с правилом (работа в парах – «проверь соседа»)

Отправляясь в экспедицию, что нужно сделать, готовясь к ней (собрать вещи, наметить маршрут).

  1. Сбор вещей: Только правильный ответ задания дает возможность взять вещь.

Задание: Выразить десятичную дробь в процентах или наоборот.

Продукты 37% Рюкзак 0,63

Лопата 5% Посуда 0,4

Палатка 112% Пакет для мусора .

Зачем берем мусорный мешок?

  1. Маршрут. Вещи собраны, осталось наметить маршрут следования. Решив правильно задачу, мы узнаем, в какое из трех, предполагаемых на схеме мест, мы отправляемся.

Схема:


Станция Крупская


61, 8 км








Горы

Саяны


220 км


Школа

Озеро

Тагарское


15 км






Задача: Какой путь нам предстоит преодолеть, если мы будем добираться до места на автобусе, электричке и пешком, причем на автобусе 12 км, что составляет 25% от пути электрички, а пешком 15 % от пути автобуса?




Краткая запись:

А

? км

втобус – 12 км – 25% от

Электричка — ? км

Пешком — ? км – 15 % от

Решение:

  1. 12*4=48 (км) – путь электрички;

  2. 12:100*15=1,8 (км) – путь пешком;

  3. 12+48+1,8=61,8 (км) –весь путь.

Ответ: 61,8 км – Станция Крупская.

IV. Перенос приобретенных знаний и их первичное применение в новых или измененных условиях.

Пока решали задачу мы и не заметили как прибыли (куда?) в лес. Посмотрите как красиво вокруг! Что можно увидеть в лесу? Что исследовать?

Из всего многообразия вами перечисленного, сегодня остановимся только на растительном мире леса. (А что относится к растительному миру леса?)

Растительный мир леса очень многообразен, и для того чтобы узнать о нем как можно больше, не разделиться ли нам? Кто желает выполнить в группах самостоятельно свое исследование и представить его нам? Для этого есть пара интересных заданий о соснах и лекарственных травах.

1 группа. Составьте рассказ о соснах, используя условия задач и их решения.

1. Всего на планете встречается 100 видов сосен, а в нашей стране всего 12 % от этого количества. Сколько видов сосен можно встретить в наших лесах?

2. В наших лесах наиболее известна сосна обыкновенная, которая, прожив 4% своей жизни, то есть 20 лет начинает плодоносить. Сколько всего лет живет сосна обыкновенная?

3. Из 1 кг шишек выход семян составляет 2 %. Сколько грамм семян получается из 1 кг шишек.

4. Сколько месяцев потребуется для созревания семян сосны обыкновенной, если это число составляет 150 % от 1 года (12 месяцев)?

5. В возрасте десяти лет высота обыкновенной сосны достигает 3,5 м, что составляет 10 % от средней высоты сосен в лесу. Какова средняя высота сосен в лесу?

6. Шишки у сосны висят гроздьями по 10 штук, среднюю длину шишки (в см) можно определить, найдя 60 % от этого числа.

2. группа. Используя памятку, расскажите коротко о лекарственных растениях. Решив задачи, составьте рецепты изготовления некоторых лекарств, предлагаемых на карточках.

Карточка 1. Сбор от кашля

Для приготовления 100 г. лекарства требуется:

Листья мать-и-мачеха – 10%

Листья подорожника – 20%

Трава хвоща полевого – 20%

Цветки клевера лугового – 20%

Цветки первоцвета – 30%

Сколько грамм каждой травы нужно для лекарства?


Карточка 2. Сбор для повышения аппетита

Для приготовления 80 г. лекарства требуется:

Корневище змеевика – 12,5%

Исландский «мох» — 32%

Плоды можжевельника – 12,5%

Трава медуницы – 25%

Трава хвоща полевого – 18%

Сколько грамм каждой травы нужно для лекарства?

3. группа. Пока ребята выполняют задания, не оглядеться ли на местности и не исследовать ли ее? Решив задачи на карточках, мы сможем составить небольшой рассказ о нашем лесе.

Карточка 1.

Найдите число, выражающее время появления леса на земле, если оно составляет 50% от числа 600.

Карточка 2.

Найдите количество различных видов деревьев, кустарников и трав в лесах нашей планеты, если оно составляет 20% от 150 тысяч.

Карточка 3.

В нашей местности хвойные леса составляют 70% всех лесов, а остальное смешанные и лиственные. Сколько процентов приходится на лиственные и смешанные леса?

Карточка 4.

В наших лесах можно встретить до 18 тысяч видов трав, что составляет 60% видов растительности в целом. Сколько всего видов растительности можно встретить в лесах?

Карточка 5.

Средняя высота кустарника 6 м, что составляет 6% от высоты пихты. Какова высота пихты?


Карточка 6.

Гектар лиственного леса вырабатывает 2 кг летучих защитных веществ, а гектар хвойного леса – 250% от этой величины. Сколько килограмм летучих защитных веществ вырабатывает гектар хвойного леса?

Карточка 7*.

В городе Минусинске 75 000 человек. Один гектар леса в течение года способен поглощать столько кислорода, сколько его выдыхают 0,3% от общего количества жителей города Минусинска. Сколько гектар леса должно находиться в пределах города, чтобы в чистоте содержать воздух в городе?



Проверим задания необычно. Я вам читаю рассказ о лесе, в который вы пробуете вставить числа, полученные в результате решения задач. Будьте внимательны, не пропустите свой ответ.

Рассказ

Леса появились на земле 300 млн. лет назад. Основу лесов нашей планеты образуют более 30 тысяч различных видов деревьев, кустарников и трав, причем трав из них встречается до 18 тысяч видов.

Леса бывают хвойные, лиственные и смешанные. В нашей местности преобладают хвойные леса, которые составляют 70% всех лесов, остальные 30% приходятся на лиственные и смешанные.

В хвойных лесах можно встретить – сосну, лиственницу, ель, пихту, причем пихта считается одним из самых высоких деревьев, ее высота до 100 – 110 м. Средняя высота кустарников – 6 м.

Леса – легкие нашей планеты. Так 1 гектар лиственного леса вырабатывает 2 кг летучих защитных веществ, а гектар хвойного леса до 5 кг. (Один гектар леса в течение года способен поглощать столько углекислого газа, сколько его выдыхают 225 человек).


Мы с вами узнали некоторые общие данные о наших лесах, а ребята в группах занимались более узкими исследованиями, результаты которых они нам сейчас с удовольствием представят (проверка работы групп, оценивание всем классом).


Наша экспедиция по лесу подходит к концу, мы многое узнали, исследовали, можно возвращаться домой. Пора к электричке. Ребята, но посмотрите, что нам встречается на обратном пути? (поляна цветов) Но что-то она не радует глаз? Как вы думаете почему? (Цветы не раскрашены) Как поправить положение? (раскрасить цветки). У каждого из вас на парте свой цветок, закрасьте его по своему желанию, выразите закрашенные части в процентах.

V. Самостоятельное выполнение учащимися задания под контролем учителя

За таким интересным занятием мы и не заметили, как вновь оказались в классной комнате. Наша экспедиция завершена. Пришло время проверить, чему же она научила каждого из нас, ведь основная наша цель урока не в экспедицию сходить, а продолжить формирование умений решать задачи. Сейчас каждый может проверить себя, а поможет в этом тест. Перед его выполнением внимательно посмотрите инструкцию и обратите внимание, что каждое задание имеет свою цену.

Тест

Если правильный ответ получен с первого раза, засчитай максимальное количество баллов, в противной случае каждая дополнительная попытка вычитает 1 балл из этой суммы (при использовании ИКТ).

Код

«5» — 9

«4» — 7-8 баллов

«3» — 3-6 баллов

«2» — менее 3 баллов


1. (1 балл) Дробь равна

А) 20% Б) 30% В) 50%

2. (1 балл) 1% дециметра называют:

А) миллиметр Б) сантиметр В) метр

3. (2 балла) 30% от числа 800 равно

А) 24 Б) 240 В) 2400

4. (2 балла) У мамы 250 р. На покупку книги она истратила 10% этой суммы. Мама истратила:

А) 2,5 р. Б) 25 р. В) 5 р.

5. (3 балла) В магазин привезли 25 ц. фруктов. Яблоки составляют 60%, а груши 20% от общего количества фруктов. Всего в магазин яблок и груш привезли:

А) 20 ц. Б) 5 ц. В) 15 ц.


После работы тесты вложить в тетради. Тетради сдать на проверку.


VI. Подведение итогов урока и постановка домашнего задания

Урок подходит к концу. Осталось только подвести итог экскурсии и урока. Чем сегодня занимались? Посмотрите на ромашку, все ли задачи, которые поставили перед собой в начале урока, выполнены? Проверив тесты и ромашки, каждый получит оценки за урок. (Дополнительно оценить наиболее активных ребят.)


Домашняя работа:

придумать и решить свою задачу по теме урока.



Свежие документы:  Конспект урока на тему "Умножение трехзначного числа оканчивающегося на 0 на однозначное (вид 130*2)"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: