Автор: Бобрешова Светлана Александровна, учитель математики, МОУСОШ №49, г. Шахты Ростовской области
Тема урока: «Умножение десятичной дроби на 10, 100,1000 …
Класс: 5
Предмет: математика.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма проведения: групповая
Тип урока: комбинированный
Цели и задачи урока:
1) научить выполнять умножение и деление десятичных дробей на разрядную единицу;
2) развивать алгоритмическое и эвристическое мышление учащихся;
3) формировать умение работать в парах;
4) формировать у каждого школьника навыки самообучения самоконтроля;
5) включить каждого школьника в осознанную учебную деятельность, предоставить возможность продвигаться в изучении материала в оптимальном для себя темпе.
Учебные материалы и оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация (Приложение 1), карточки для работы групп (Приложение 2)
План урока:
Организационный момент;
Проверка домашнего задания;
Устная работа;
Мотивация;
Изучение нового материала;
Работа в рабочей карте урока (1 задание)
Работа в рабочей карте урока (2 задание)
Физминутка
Работа в рабочей карте урока (3 задание)
Повторение изученного.
Итог урока.
Рефлексия.
Домашнее задание.
Ход урока
1.Оранизационный момент
Посмотрите, все ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки.
Прозвенел сейчас звонок.
Начинается урок.
Итак, ребята, сегодня на уроке нам придется потрудиться. За каждый этап урока мы будем награждать себя баллами, которые в конце урока превратятся в отметку. Тем самым каждый из вас получит награду за свой труд. И только от вас зависит, насколько она будет высока. Баллы за каждый этап урока будем выставлять в оценочном листе.
2. Проверка домашнего задания
№ 1325(в, г), 1330(д, е), № 1332.
За каждое задание 1 балл в оценочный лист.
За 5 верных заданий – 5 баллов и т. д.
3. Устно:
-Ребята, чему мы научились на предыдущем уроке? (умножать десятичные дроби на натуральное число).
-Сформулируйте правило умножения десятичных дробей на натуральное число.
Умножая дроби десятичные,
К запятым их будьте безразличными,
Надо их, могу сказать заранее,
Умножать как числа натуральные.
А в произведении полученном,
Справа, запятую в каждом случае,
Отделяйте знаков столько,
три, пять, шесть…
Сколько их в множителях.
-Работа в парах: друг другу рассказать правило. 1 балл
а) 1,2∙3 б)0,2∙50
1,03∙4 1,2∙60
2,1∙7 45,88∙1
1,5∙6 50∙1,3
0,005∙6 0,999999∙0
в)28∙10 63∙1000
42∙100 120∙1000
140∙100
-Расскажите, как умножить натуральное число на 10, 100, 1000.
Устная работа 1 балл.
4. Мотивация
Задача
В контейнере 1000 банок. Определите массу содержимого контейнера, если масса одной банки 0, 25 кг.
— Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи? (Нужно 0,25 умножить на 1000)
0,25∙1000
-Умеете ли выполнять такие действия? (учащиеся этого еще не знают)
-Кто догадался, чем мы будем заниматься на уроке?
Да, сегодня на уроке мы откроем правило умножения десятичной дроби на 10,100,1000. Будем учиться применять это правило.
5. Изучение нового материала.
-Ребята, ваше предложение, как мы будем умножать десятичную дробь на 10,100, 1000.
Предложение:
Воспользоваться изученным правилом умножения десятичных дробей на натуральное число, умножить, не обращая внимания на запятую, в произведении отсчитать 2 цифры.
— Что не устраивает в применении этого правила? (путь нахождения произведения длинный, хочется найти более короткий и красивый.)
Перед вами на столах лежит рабочая карта урока, выполняя задания которой мы постараемся найти более короткий путь умножения десятичной дроби на 10,100 и 1000 и сформулируем это правило. А потом проверим себя по учебнику.
Задания группам.
Рабочая карта урока.
Умножить следующие числа по правилу умножения десятичных дробей на натуральное число:
5,376∙10 5,376∙100 5,376∙1000
Для каждого примера ответьте на следующие вопросы:
-Как отличается положение запятой в полученном произведении от положения запятой в первом множителе?
-Сколько нулей во втором множителе?
-Подумай, как можно сформулировать правило умножения на 10, 100, 1000?
Пользуясь этим правилом , выполни умножение:
3,8∙10 0,006∙100
4,278∙100 0,1∙100
0,0281∙1000 45,48∙1000
1,29∙1000 7,8∙1000
0,0036∙100 0,006∙10000
Выразите:
1 вариант 2 вариант
3,452 км = …м 6, 237 км = … м
0, 671 км = …м 0, 243 км = … м
3, 1 см = … мм 6,8 см = … мм
0, 7 кг = …г 0, 1 кг = …г
1, 6 кг = … г 3, 9 кг = … г
5, 6 м = … см 7,4 м = … см
0, 2 м = … см 0,6 м = … см
Если затрудняешься, то возьми карточку- подсказку.
Итоговый контроль
1 вариант 2 вариант
В ответах правильно поставь запятую:
83, 26∙10 = 3326 43, 67∙10 = 4367
3, 598∙100= 3598 8, 245∙100 = 8245
2, 7∙1000 = 27 5, 9∙1000 = 59
0, 342∙1000 = 342 0, 851∙1000 = 851
0, 0485∙100= 485 0, 0239∙100 = 239
4, 6∙1000 = 46 3,5∙1000 = 35
Данные дроби умножили на 10, 100, 1000.
Определите, на какое из этих чисел умножили дробь.
1 вариант 2 вариант
3, 45∙ = 34, 5 38,47∙ = 3847
0, 012 ∙ = 1,2 6, 312∙ = 6312
3, 7∙ = 3700 4,3∙ = 43
0, 61∙ = 610 0,29∙ = 290
78,3∙ = 7830 53,1∙ = 5310
Карточка – подсказка
6. Физминутка (перед 3 заданием рабочей карты урока)
7. Повторение изученного материала.
Страница 205, № 1312.
-Прочитайте задачу.
-С какими величинами эта задача?
В процессе анализа условия, идет заполнение таблицы.
Время | Расстояние | |
48,4 | 3 ч | ? км
? км ? км |
56,6 | 5 ч |
— Что нужно знать, чтобы найти общее расстояние?
— Как найти расстояние?
-Составьте план решения.
— Решите задачу.
48, 4∙3 = 145,2 (км) – путь за три часа.
56,6∙5 = 283 (км) – путь за пять часов.
145,2 +283 = 428,2 (км)- весь путь.
Ответ. 428,2 км.
8. Итог урока.
Самостоятельно выполните вычисления. Зачеркните в таблице буквы, соответствующие найденным ответам. Оставшиеся буквы позволяют вам прочитать слово, которое будет вам наградой.
2, 75∙10 2,75∙100 2,75∙1000
0, 0275∙100 0, 369∙100 0,369∙1000
36,9 | 2750 | 3,69 | 369 | 0, 275 | 27,5 | |
М | А | Ж | О | Б | Л | В |
27500 | 275 | 0,0369 | 2,75 | 0, 27 | 25,7 | |
О | З | Д | К | Е | Ц |
(Молодец!)
Посчитайте количество набранных баллов и поставьте соответствующие отметки.
20-27 баллов отметка «3»
28-32 баллов – отметка «4»
32-37 балла – отметка «5»
И результаты поставьте в оценочный лист.
9. Рефлексия.
Оцените свою работу на уроке.
— Я все понял, могу объяснить этот материал другому.
— Я сам все понял, но объяснить другому не берусь.
— Для полного понимания мне нужно повторить тему.
— Я ничего не понял.