Мастер-класс «В математике всё для жизни»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа пгт Кумёны

Кумёнского района Кировской области











Мастер-класс

«В математике всё для жизни»












Автор: Шехирева Наталья Валентиновна,

учитель математики


















2009



Ход мастер-класса

1 слайд

Помашите рукой. Кто учился в школе? Помашите рукой. Кто любил математику?

Помашите рукой. Кто помнит, как звали учителя математики?

Я учитель математики – Шехирева Н.В. Предлагаю вам вернуться в детство.

Щелчок

Закройте глаза и вспомните своего учителя математики и свои уроки математики.

Щелчок

Чему вас учили на уроках математики? (ответы: считать, решать задачи…)

Со всеми ответами я согласна, но остановлюсь на одном: учили решать задачи.

2 слайд

Предлагаю посмотреть фрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков». Пока смотрите, подумайте и попытайтесь ответить на вопрос: А зачем в школе учат решать задачи?

Щелчок

Такой приём служит отличной мотивацией при изучении новой темы, например «Дроби» в 5 классе.

3 слайд

Так зачем же в школе учат решать задачи? (ответы: …, чтобы решать затем задачи в жизни, …)

Смысл в решении предметных задач состоит в том, чтобы научить ученика решать задачи вообще. Решать любые задачи, которые приходится решать каждому человеку: рассчитывать свой бюджет, разбираться в отношениях с друзьями и близкими, решать, когда и куда отправиться в отпуск, сколько соли добавить в суп при его готовке и т.п. Если вы в школе не уяснили сути решения задач, то и в жизни решение задач вам даётся с трудом.

Сегодня, мы с вами попытаемся решить жизненную задачу так, как мы в школе решаем с ребятами математические задачи.

Итак, задача:

4 слайд

Легко ли быть учеником?

Решать задачу будем 2 группами: мы с вами устно, а группа коллег (на сцене) оформит решение в письменном виде. (Даю задание участникам на сцене: оформить решение задачи «Легко ли быть учеником?» используя подручные материалы на листе ватмана).

5 слайд

Получив задачу, мы естественно, её внимательно читаем, анализируем условие. Первое, что мы можем заметить при чтении этой задачи, состоит в следующем: в ней имеются Щелчок определённые утверждения и требования, т.е. условие и вопрос. О чём же идёт речь в нашей задаче, вычленим элементарные условия:

Кто является объектом – ученик Щелчок (Какие ассоциации у вас возникают со словом ученик? –ребёнок, школа, уроки, учитель, учебники, портфель,,…)

Каково же требование или вопрос задачи? Что неизвестно в задаче? Легко или не легко быть учеником? Щелчок

Свежие документы:  Chelyabinsk Region

Имеет ли данная задача смысл? (сможем ли мы ответить на вопрос?)

Раз задача имеет смысл, попытаемся её решить.

Что значит решить задачу? (ответы:…, найти решение,…)

Но, чтобы найти решение, нужно пройти все этапы решения задачи.

6 слайд

Итак, рассмотрим структуру решения задачи.

Щелчок I этап – анализ условия, напоминаю, что его мы уже выполнили

Он необходим, т.к. зачастую наши ученики не вникают в суть задачи и не понимают, что от них требуется.

Щелчок II этап – схематическая запись условия ( покажите мимикой ученика, идущего 1 раз в 1 класс, а сейчас выпускника школы, т.е. ученика 10-11 класса) Щелчок

Мимикой, конечно, мы на уроке ничего не показываем, но рисуем, например, окружности, треугольники – глазами или рукой в воздухе.

Щелчок III этап – поиск способа решения задачи

В поиске способа решения нам помогут: 7 слайд

  • Поговорки и пословицы про учёбу: (разгадывают)

  • Без муки нет и науки.

  • Корень ученья горек, да плод сладок.

  • Кто больше знает, тот меньше спит.

  • Без терпенья нет ученья.

  • Намучится – научится.

  • Идти в науку – терпеть муку

На каждом уроке стараюсь включать воспитательный момент, например связь с пословицами и поговорками или математическими высказываниями, которые мы комментируем и рассуждаем какое отношение они имеют к теме урока.

8 слайд

А сейчас вернёмся к условию задачи, объектом является ученик. Но деятельность ученика неразрывно связана со школой. Ваша задача придумать на каждую букву слово доказывающее, что учеником быть легко или наоборот трудно.

Ш – шпаргалка, шестидневка

К – комфорт, конфликты, каникулы, коллектив, контрольные

О – общение, отличник, одарённость, ответственность, олимпиады

Л – лень, любовь

А – атмосфера благоприятная или нет

Этот приём помогает расширить словарный запас моих учеников.

Третий этап решения задачи самый длинный и чтобы вы не устали, предлагаю сделать зарядку

  • Если вы считаете, что данное качество ученика облегчает ему учёбу — качаем головой вперёд и назад, если нет – качаем в стороны): — профилактика шейного остеохондроза 9 слайд

    • Творческий

    • Агрессивный

    • Ответственный

    • Невнимательный

    • Целеустремлённый

    • Мало читает

    • Коммуникабельный

10 слайд

Подобная физкульт. минутка на уроках особенно в 5-7 классах служит снятию утомляемости и обеспечивает переход к новому виду деятельности.

Итак, к какому же ответу мы с вами больше склоняемся: легко или нелегко быть учеником?

  • Что бы вы ещё добавили к аргументам, что учеником быть сложно?

Я думаю, что вы согласитесь со мной, что к аргументам можно отнести:

  • Конфликты в общении с одноклассниками, учителями, родителями

  • Проблемы в учёбе (низкая обучаемость, лень)

  • Усталость ( большой объём информации, д/з, посещение доп. секций, количество уроков)


11 слайд

IY этап – осуществление плана решения (мы не будем- нам его покажут наши коллеги позднее)

Вместо этого предлагаю: найти для каждой песни о школе соответствующую картинку:

      • Нагружать всё больше нас стали почему-то

      • Буквы разные писать тонким пёрышком в тетрадь

      • Школьная пора и при всякой погоде пропадали пропадом мы во дворах

      • Когда уйдём со школьного двора под звуки не стареющего вальса

Такой приём на нахождение соответствий я использую на уроках, например, при проверке формул.

12 слайд

Y этап – проверка решения – посмотрим, а как же считают наши ученики (показываю ответы детей)

13 слайд

YI этап – формулирование ответа: в современном обществе быть учеником нелегко!

Щелчок

YII этап – исследование задачи:

  • Итак, задача имеет одно решение.

  • А способов решений сколько? несколько, много

      • Все ли данные в задаче использовали? (да)

      • Нельзя ли обобщить задачу? (например, легко ли быть ребёнком, Щелчок студентом, молодым, …)

  • Известна ли какая-нибудь родственная задача? С тем же неизвестным?

14 слайд Чтобы доказать, что родственные задачи существуют, предлагаю вспомнить фильмы или книги с сюжетом, доказывающим, что учеником быть нелегко, например,

    • Чучело, Анна Гавальда «35 кило надежды» Щелчок

Фильмы:

    • Приключения Петрова и Васечкина. Обыкновенные и невероятные.

    • Удивительные приключения Дениса Кораблёва

    • Алёша Птицын вырабатывает характер

    • Первоклассница

    • Большое космическое путешествие

Книги:

    • Ирина Полянская «Выбор»

    • Владимир Железников «Чучело-2»

    • Лия Симонова «Круг»

    • Анатолий Алексин «Безумная Евдокия»

    • Тендряков «Ночь после выпуска»

    • Е. Мурашова «Класс коррекции»

Такой приём я использую, чтобы расширить кругозор учащихся, чаще всего они ищут родственные задачи дома, читая дополнительную литературу.

А сейчас посмотрим, что получилось у наших коллег. (Работающая на сцене группа показывает результат своей работы)

15 слайд Итак, используя этапы решения математической задачи, мы с вами сегодня решили не только задачу «Легко ли быть учеником», но и доказали, что в математике всё для жизни.

16 слайд А в заключении я вас попрошу продолжить 2 предложения, которые я использую на уроке на этапе рефлексии:

  • На мастер — классе побывали ….

  • Работа в мастер — классе мне….

В течении жизни мы решаем множество задач. И если каждую отдельно решённую задачу рассматривать, как распустившийся цветок, то в результате мы получим огромный, красивый букет.

17 слайд Пусть все задачи, которые встают перед вами будут решены, а букет будет только из распустившихся цветов. И если в жизни вам встретиться сложная задача, проанализируйте этапы её решения и, надеюсь, вы найдёте ответ. А все приёмы, которые, я использовала сегодня при решении задачи, можно использовать на любом предмете при изучении любой темы.

Благодарю за работу.


Литература:

1. Алексеев Н.А. Понятие личностно ориентированного обучения // завуч. – 1999.- №3. – стр.113-127.

2. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации // Народное образование. М., 2000, №9, с. 177-180.

3. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения // Директор школы. М., 1995, №6, с. 39-47.

4. Лукьянова М.И. Теоретико-методологические основы организации личностно ориентированного урока // завуч. – 2006.- №2. – стр. 5-12.

5. Машарова Т.В., В.И. Маркова – Учителю математики об адаптивной системе обучения; Киров: ИУУ, 1999.

6. Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование, 2000, №7, с.151-157.

7. Пилюгина С.А. Метод проектной деятельности в Интернете и его развивающие возможности // Народное образование, 2002, №2, с.196-200.

8. Полякова Н.В. Перспективные школьные технологии // завуч. – 2005.- №5. – стр. 38-57.

9. Романовская М.Б. Метод проектов в образовательном процессе // завуч. – 2007.- №1. – стр.118-143.

10.Русских Г.А. Дидактические основы современного урока. Учебно-практическое пособие. – М.: Ладога-100; 2001.

11. Сборник нормативных документов. Математика/сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004 – 79стр.

12. Сиденко А.С. Теория и практика организации учебного процесса // завуч. – 2003.-№6.- стр.96-111.

13. Худин А.Н., Белова С.Н. Проектная и исследовательская деятельность в профильном обучении // завуч. – 2006. — №6.- стр.116-125.

14. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование.- 2003. -№2. –с.58-65.

15. Якиманская И.С. Технология личностно ориентированного образования. – М.: Сентябрь, 2000.


Источники заимствования картинок:

1. Интернет

2. Собственное фото

Свежие документы:  Конспект урока математики в 7 классе «Сложение, вычитание десятичных дробей»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: