Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №8»
Пермский край
Задачи с краеведческим материалом как средство реализации этнокультурного компонента в обучении математике
(для учащихся 5 класса)
подготовила
учитель математики
Коньшина Елена Викторовна
Пермь 2015
Введение
Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня математического развития. В последние годы проблема учета особенностей региона в образовании становится все более актуальной во многих отношениях. Региональный аспект образования несет в себе все богатство национально-региональной культуры, традиций, духовных устремлений и ценностей, он усиливает роль человеческого фактора в образовании, актуализируя вопросы развития духовной культуры школьника, его самостоятельности, творчества, активности, имиджа, интеллигентности.
Изучение математики в органической связи с окружающим, позволяют приобщить школьников к человеческой культуре в целом. Поиск, творческая деятельность позволяют сделать математическое содержание личностно-значимым для ученика. Одним из таких дидактических средств могут быть задачи с региональным содержанием. Использовать их можно на уроках закрепления, применения знаний, умений, проверки и контроля. Данные задачи рассчитаны для учащихся 5 классов.
Задача №1
Русский ученый уроженец Пермской губернии, в 1873-1877 годах он жил в Перми, учился в духовной семинарии, по окончанию которой он поступил на физико-математический факультет Петербуржского университета. Его изобретение положило начало многим отраслям техники. (В. Михайлюк. Пермская шкатулка.Пермь,2007, стр. 82.)
Вычисли и расположи ответы примеров в порядке возрастания и узнаешь фамилию ученого и его изобретение.
1)
46,35 : 45 | О | 92,46 : 23 | |
П | 23,4 : 18 | В | 172,2 : 41 |
П | 26,234 : 26 |
2)
1044,9 : 43 | Д | 232,76 : 46 | |
И | 724,8 :48 | Р | 247,23 : 123 |
А | 102 : 25 |
Ответ:
1)
46,35 : 45 =1,02 | О | 92,46 : 23=4,02 | |||||
П | 23,4 : 18=1,3 | В | 172,2 : 41=4,2 | ||||
П | 26,234 : 26=1,009 | ||||||
1,009 | 1,02 | 1,3 | 4,02 | 4,2 | |||
П | О | П | О | В |
2)
1044,9 : 43=24,3 | Д | 232,76 : 46=5,06 | |||||
И | 724,8 :48=15,1 | Р | 247,23 : 123=2,01 | ||||
А | 102 : 25=4,08 | ||||||
2,01 | 4,08 | 5,06 | 15,1 | 24,3 | |||
Р | А | Д | И | О |
Задача №2
Этот минерал был найден в 1830 году в Пермской губернии Оханского уезда. Прошло сто лет, прежде чем этому минералу нашли применение. В 1927 году была выпущена краска «Зеленая земля» на основе этого минерала. Предуралье является единственным местом, где он обнаружен в промышленном скоплении. (В. Михайлюк. Пермская шкатулка. Пермь,2007, стр. 270.)
Изображение:http://www.catalogmineralov.ru/mineral/1402.html
Вычислите. Заполните таблицу и узнаете название этого минерала.
33,8 | 2,03 | 131 | 33,8 | 76,5 | 87,06 | 131 | 33,8 | 15,02 | 45,9 | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
25,3*4 | О | 48-14,2 | |
К | 26,2*5 | Л | 50,75:25 |
С | 84,6+2,46 | И | 180,24:12 |
Н | 125,4-48,9 | Т | 1,02*45 |
Ответ:
25,3*4=101,2 | О | 48 — 14,2=33,8 | |||||||||||
К | 26,2*5=131 | Л | 50,75:25=2,03 | ||||||||||
С | 84,6+2,46=87,06 | И | 180,24:12=15,02 | ||||||||||
Н | 125,4 — 48,9=76,5 | Т | 1,02*45=45,9 | ||||||||||
101,2 | 33,8 | 2,03 | 131 | 33,8 | 76,5 | 87,06 | 131 | 33,8 | 15,02 | 45,9 | |||
В | О | Л | К | О | Н | С | К | О | И | Т |
Задача №3
Выдающийся английский ученый, открывший новую геологическую систему, назвал ее Пермской. Он облазил весь Урал вдоль и поперек, изучая строение гор. Пласты Чусовских скал оказались наглядной иллюстрацией древних геологических процессов. Дуги пластов спрессовались из осадков на дне древнего Пермского моря. Один такой пласт — это, условно говоря, миллион лет. То есть сверху донизу — это продолжительность Пермского периода. Более ни один город мира не удостоился такой высокой чести, чтобы его именем был назван огромный пласт жизни планеты. Пермский период – шестой и последний период палеозойской эры в истории Земли.
(В. Михайлюк. Пермская шкатулка. Пермь,2007, стр. 74.
http://www.slavyanskaya—kultura.ru)
Изображения: https://www.slavyanskaya-kultura.ru/slavic/ethnography/skala-duzhnoi-kamen.html
Скала Дужной Камень на реке Чусовой.
Заполни пустые клетки квадрата числами 12,18,20,22,24,26,28, так, чтобы он стал магическим, т.е. сумма чисел по строкам, столбцам и диагоналям была одной и той же. Замени числа соответственными буквами и узнаешь, как звали английского ученого.
14 |
|
| РИК | |
И |
|
|
|
|
М |
| 16 |
| ИСОН |
12-И, 14-О, 16- Р, 18- У, 20- П, 22-Е, 24- Д, 26- Ч, 28 – М
Ответ:
14 | 24 | 22 | РИК | |
И | 28 | 20 | 12 |
|
М | 18 | 16 | 26 | ИСОН |
О | Д | Е | РИК | |
И | М | П | И |
|
М | У | Р | Ч | ИСОН |
Чтобы заполнить квадрат пририсуйте «ушки» к средним клеткам и заполните по диагонали:
| 16 |
|
| |
| 14 |
| 22 |
|
12 |
| 20 |
| 28 |
| 18 |
| 26 |
|
|
| 24 |
|
|
Задача №4
В Перми есть три длинных автомобильных моста. Два из них соединяют берега реки Кама, а один раскинулся через реку Чусовая. Длина трех мостов равна 43401 метров. Первый мост на 740 метров длиннее второго, а второй мост на 600 метров короче третьего. Необходимо определить длину каждого моста. (Источники информации.https://km-rus.ru/ot-permi-do-solikamska/)
Примечание: для составления задачи длины мостов были округлены. Длина первого моста составляет 1736 метров 95 сантиметров и этот мост называется «Красавинский». Длина второго, Коммунального моста, равна 998 метров. А третий мост через реку Чусовая имеет длину 1598 метров.
Первый вариант решения – арифметический:
Если бы второй мост был на 740 метров короче, а третий на 600 метров короче, то все мосты были одной длины (как второй мост).
4340-740-600 = 3000
3000 : 3 = 1000 метров — длина второго моста
1000 + 740 = 1740 метров — длина первого моста
1000 + 600 = 1600 метров – длина третьего моста
Второй вариант решения — через уравнение:
Пусть Х – длина второго моста
Х+740 – длина первого моста
Х+600 – длина третьего моста
4340 – длина трех мостов
Составляем уравнение:
(Х+740)+Х+(Х+600)=4340
3Х+740+600=4340
3Х+740=4340-600
3Х+740=3740
3Х=3740-740
3Х=3000
Х=3000/3
Х=1000 (длина второго моста)
Задача №5
Эту реку по- другому называют алмазной. Планомерные поиски алмазов начались в нашем крае почти через 100 лет после их открытия. Алмазы, найденные на этой реке, лучшие по качеству в стране. Кроме алмазов 150 лет назад в бассейне этой реки началась добыча золота. (Источник: Твоё Прикамье. Береги свой дом)
Вычислите. Заполните таблицу и узнаете название этой реки.
И-(500: 50+ 25): 5
Ш-429: (100: 25+ 29)
А-75: (750: 15 -45)
Е-(15+ 45):3
В-8+( 78- 18 *3)
Р-7 *(112- 144:12)
7 | 13 | 20 | 700 | 15 | |
|
|
|
|
|
|
Ответ
И=7
Ш=13
А=15
Е=20
В=32
Р=700
7 | 13 | 20 | 700 | 15 | |
В | и | ш | е | р | а |
Задача №6
По указу императрицы Екатерины II от 16ноября 1780г. было решено построить губернский город Пермь. Первые здания появились на улице Петропавловской. В 1782г. в плане застройки города было 36 кварталов. Но в мае 1784г. вышел новый проект с добавлением ещё 90 кварталов, что и стало основой Перми.
Какой архитектор является автором этого проекта? Его имя и фамилию вы узнаете, если расположите ответы примеров в порядке убывания:
В 585816:634-548
А (254+896):5
Е 3680*750:30000
М (57+475):(902:664)
И 2-(2558-1939)
Л (3541+6317):(639-587)
Н (487+95+42):6
Ответ:
в | а | н |
| Л | е | м |
1238 |
376 |
230 |
104 |
93 |
92 |
14 |
Задача №7
Это место – исторический музей Перми под открытым небом. Все постройки выполнены из дерева. Особенно красиво там осенью!
Решите примеры:
214-51 | |
К | 25х8 |
О | 18000:9 |
Х | 413х8 |
Л | 2071+54 |
В | 8205:5 |
Х | 627х7 |
О | 3654-70 |
Заполните таблицу. Расположите ответы в порядке убывания и узнаете название этого музея.
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
Ответ:
3584 | 3304 | 2125 | 2000 | 1641 | 200 | 163 | |
Х | О | Х | Л | О | В | К | А |
Задача №8
Это одна из самых известных и популярных достопримечательностей Урала,
находится в городе Кунгур. Решите примеры и вставьте в таблицу буквы:
Р 28390-798 | |
П 256:4 | А 153*7 |
Е 540*10 | Щ 17*475 |
С 258+643 | Г 592343-73502 |
К 792:2 | Я 3967+5798 |
Н 1959-346 |
|
750 | 1613 | 518841 | 750 | 27592 | 901 | 396 | 1071 | 396 | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5400 | 8075 | 5400 | 27592 | 1071 | |
|
|
|
|
|
|
Ответ:
750 | 1613 | 518841 | 750 | 27592 | 901 | 396 | 1071 | 396 | |
К | У | Н | Г | У | Р | С | К | А | К |
5400 | 8075 | 5400 | 27592 | 1071 | |
П | Е | Щ | Е | Р | А |
Задача №9
Добыча соли была одним из основных промыслов на Урале. Реши примеры и узнаешь как называют жителей Пермской области с тех пор, как началась разработка соляных приисков в Соликамске (на севере Пермского края).
Р = 9604 : 49 | |
Л = 259*123 | Ш = 768800:200 |
У = 1259250 : 150 | Н = 2580 : 43 |
Я = 246789 — 246540 | М = 438*187 |
П = 5500 : 44 | С = 61464 : 788 |
О = 36738 + 84698 | Ы = 46 * 4 * 8 |
К = 48 : 6 + 992 | И = 9 * 9 * 9 |
64 | 196 | 81906 | 249 | 1000 | |
|
|
|
|
|
|
121430 | 31857 | 64 | 60 | 275 | 64 | |
|
|
|
|
|
|
|
3844 | 721 | |
|
|
|
Ответ: ПЕРМЯК СОЛЕНЫЕ УШИ
Е и Ё = 64 | |
Р = 106 | М = 81906 |
Я = 249 | К = 1000 |
С = 78 | О = 121436 |
Л = 31857 | Н = 60 |
Ы = 275 | У = 8395 |
Ш = 3844 | И = 721 |
Литература
В. Михайлюк. Пермская шкатулка.Пермь,2007
Интернет — ресурсы
Изображение к задаче №2:http://www.catalogmineralov.ru/mineral/1402.html
Изображение к задаче №3: http://www.slavyanskaya—kultura.ru
Изображение к задаче №4: https://km-rus.ru/ot-permi-do-solikamska/
Изображение к задаче №7: https://www.vsolikamske.ru/images/photos/medium/per5993.jpg