Задачи с краеведческим материалом как средство реализации этнокультурного компонента в обучении математике, 5 класс





Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №8»

Пермский край

















Задачи с краеведческим материалом как средство реализации этнокультурного компонента в обучении математике

(для учащихся 5 класса)







подготовила

учитель математики

Коньшина Елена Викторовна











Пермь 2015






Введение

Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня математического развития. В последние годы проблема учета особенностей региона в образовании становится все более актуальной во многих отношениях. Региональный аспект образования несет в себе все богатство национально-региональной культуры, традиций, духовных устремлений и ценностей, он усиливает роль человеческого фактора в образовании, актуализируя вопросы развития духовной культуры школьника, его самостоятельности, творчества, активности, имиджа, интеллигентности.

Изучение математики в органической связи с  окружающим, позволяют приобщить школьников к человеческой культуре в целом. Поиск, творческая деятельность позволяют сделать математическое содержание личностно-значимым для ученика. Одним из таких дидактических средств могут быть задачи с региональным содержанием. Использовать их можно на уроках закрепления, применения знаний, умений, проверки  и контроля. Данные задачи рассчитаны для учащихся 5 классов.



Задача №1

Русский ученый уроженец Пермской губернии, в 1873-1877 годах он жил в Перми, учился в духовной семинарии, по окончанию которой он поступил на физико-математический факультет Петербуржского университета. Его изобретение положило начало многим отраслям техники. (В. Михайлюк. Пермская шкатулка.Пермь,2007, стр. 82.)

Вычисли и расположи ответы примеров в порядке возрастания и узнаешь фамилию ученого и его изобретение.

1)

О

46,35 : 45

О

92,46 : 23

П

23,4 : 18

В

172,2 : 41

П

26,234 : 26

2)

О

1044,9 : 43

Д

232,76 : 46

И

724,8 :48

Р

247,23 : 123

А

102 : 25

Ответ:

1)

О

46,35 : 45 =1,02

О

92,46 : 23=4,02

П

23,4 : 18=1,3

В

172,2 : 41=4,2

П

26,234 : 26=1,009

1,009

1,02

1,3

4,02

4,2

П

О

П

О

В

2)

О

1044,9 : 43=24,3

Д

232,76 : 46=5,06

И

724,8 :48=15,1

Р

247,23 : 123=2,01

А

102 : 25=4,08

2,01

4,08

5,06

15,1

24,3

Р

А

Д

И

О



Задача №2

Этот минерал был найден в 1830 году в Пермской губернии Оханского уезда. Прошло сто лет, прежде чем этому минералу нашли применение. В 1927 году была выпущена краска «Зеленая земля» на основе этого минерала. Предуралье является единственным местом, где он обнаружен в промышленном скоплении. (В. Михайлюк. Пермская шкатулка. Пермь,2007, стр. 270.)

Изображение:http://www.catalogmineralov.ru/mineral/1402.html

Вычислите. Заполните таблицу и узнаете название этого минерала.

Свежие документы:  Конспект урока математики в 1 классе по теме: «Ломанная. Замкнутая ломаная. Треугольник»

101,2

33,8

2,03

131

33,8

76,5

87,06

131

33,8

15,02

45,9














В

25,3*4

О

48-14,2

К

26,2*5

Л

50,75:25

С

84,6+2,46

И

180,24:12

Н

125,4-48,9

Т

1,02*45

Ответ:

В

25,3*4=101,2

О

48 — 14,2=33,8

К

26,2*5=131

Л

50,75:25=2,03

С

84,6+2,46=87,06

И

180,24:12=15,02

Н

125,4 — 48,9=76,5

Т

1,02*45=45,9

101,2

33,8

2,03

131

33,8

76,5

87,06

131

33,8

15,02

45,9

В

О

Л

К

О

Н

С

К

О

И

Т









Задача №3

Выдающийся английский ученый, открывший новую геологическую систему, назвал ее Пермской. Он облазил весь Урал вдоль и поперек, изучая строение гор. Пласты Чусовских скал оказались наглядной иллюстрацией древних геологических процессов. Дуги пластов спрессовались из осадков на дне древнего Пермского моря. Один такой пласт — это, условно говоря, миллион лет. То есть сверху донизу — это продолжительность Пермского периода. Более ни один город мира не удостоился такой высокой чести, чтобы его именем был назван огромный пласт жизни планеты. Пермский период – шестой и последний период палеозойской эры в истории Земли.

(В. Михайлюк. Пермская шкатулка. Пермь,2007, стр. 74.

http://www.slavyanskayakultura.ru)

Изображения: https://www.slavyanskaya-kultura.ru/slavic/ethnography/skala-duzhnoi-kamen.html

Скала Дужной Камень на реке Чусовой.

Заполни пустые клетки квадрата числами 12,18,20,22,24,26,28, так, чтобы он стал магическим, т.е. сумма чисел по строкам, столбцам и диагоналям была одной и той же. Замени числа соответственными буквами и узнаешь, как звали английского ученого.

Р

14



РИК

И





М


16


ИСОН

12-И, 14-О, 16- Р, 18- У, 20- П, 22-Е, 24- Д, 26- Ч, 28 – М

Ответ:

Р

14

24

22

РИК

И

28

20

12


М

18

16

26

ИСОН





Р

О

Д

Е

РИК

И

М

П

И


М

У

Р

Ч

ИСОН

Чтобы заполнить квадрат пририсуйте «ушки» к средним клеткам и заполните по диагонали:



16




14


22


12


20


28


18


26




24






Задача №4

В Перми есть три длинных автомобильных моста. Два из них соединяют берега реки Кама, а один раскинулся через реку Чусовая. Длина трех мостов равна 43401 метров. Первый мост на 740 метров длиннее второго, а второй мост на 600 метров короче третьего. Необходимо определить длину каждого моста. (Источники информации.https://km-rus.ru/ot-permi-do-solikamska/)

Свежие документы:  Контрольная работа для 5 класса

Примечание: для составления задачи длины мостов были округлены. Длина первого моста составляет 1736 метров 95 сантиметров и этот мост называется «Красавинский». Длина второго, Коммунального моста, равна 998 метров. А третий мост через реку Чусовая имеет длину 1598 метров.



Первый вариант решения – арифметический:

Если бы второй мост был на 740 метров короче, а третий на 600 метров короче, то все мосты были одной длины (как второй мост).

4340-740-600 = 3000

3000 : 3 = 1000 метров — длина второго моста

1000 + 740 = 1740 метров — длина первого моста

1000 + 600 = 1600 метров – длина третьего моста

Второй вариант решения — через уравнение:

Пусть Х – длина второго моста

Х+740 – длина первого моста

Х+600 – длина третьего моста

4340 – длина трех мостов

Составляем уравнение:

(Х+740)+Х+(Х+600)=4340

3Х+740+600=4340

3Х+740=4340-600

3Х+740=3740

3Х=3740-740

3Х=3000

Х=3000/3

Х=1000 (длина второго моста)

Задача №5

Эту реку по- другому называют алмазной. Планомерные поиски алмазов начались в нашем крае почти через 100 лет после их открытия. Алмазы, найденные на этой реке, лучшие по качеству в стране. Кроме алмазов 150 лет назад в бассейне этой реки началась добыча золота. (Источник: Твоё Прикамье. Береги свой дом)

Вычислите. Заполните таблицу и узнаете название этой реки.

И-(500: 50+ 25): 5

Ш-429: (100: 25+ 29)

А-75: (750: 15 -45)

Е-(15+ 45):3

В-8+( 78- 18 *3)

Р-7 *(112- 144:12)

32

7

13

20

700

15









Ответ

И=7

Ш=13

А=15

Е=20

В=32

Р=700

32

7

13

20

700

15

В

и

ш

е

р

а





Задача №6

По указу императрицы Екатерины II от 16ноября 1780г. было решено построить губернский город Пермь. Первые здания появились на улице Петропавловской. В 1782г. в плане застройки города было 36 кварталов. Но в мае 1784г. вышел новый проект с добавлением ещё 90 кварталов, что и стало основой Перми.

Какой архитектор является автором этого проекта? Его имя и фамилию вы узнаете, если расположите ответы примеров в порядке убывания:

В 585816:634-548

А (254+896):5

Е 3680*750:30000

М (57+475):(902:664)

И 2-(2558-1939)

Л (3541+6317):(639-587)

Н (487+95+42):6







Ответ:

И


в

а

н


Л

е

м


1238


376


230


104


93


92


14





Задача №7

Это место – исторический музей Перми под открытым небом. Все постройки выполнены из дерева. Особенно красиво там осенью!

Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса "Сложение"









Решите примеры:

А

214-51

К

25х8

О

18000:9

Х

413х8

Л

2071+54

В

8205:5

Х

627х7

О

3654-70



Заполните таблицу. Расположите ответы в порядке убывания и узнаете название этого музея.



















Ответ:

4389

3584

3304

2125

2000

1641

200

163

Х

О

Х

Л

О

В

К

А



Задача №8

Это одна из самых известных и популярных достопримечательностей Урала,

находится в городе Кунгур. Решите примеры и вставьте в таблицу буквы:



У 125*6

Р 28390-798

П 256:4

А 153*7

Е 540*10

Щ 17*475

С 258+643

Г 592343-73502

К 792:2

Я 3967+5798

Н 1959-346





396

750

1613

518841

750

27592

901

396

1071

396













64

5400

8075

5400

27592

1071








Ответ:


396

750

1613

518841

750

27592

901

396

1071

396

К

У

Н

Г

У

Р

С

К

А

К



64

5400

8075

5400

27592

1071

П

Е

Щ

Е

Р

А




Задача №9

Добыча соли была одним из основных промыслов на Урале. Реши примеры и узнаешь как называют жителей Пермской области с тех пор, как началась разработка соляных приисков в Соликамске (на севере Пермского края).


Е и Ё = 16*2*2

Р = 9604 : 49

Л = 259*123

Ш = 768800:200

У = 1259250 : 150

Н = 2580 : 43

Я = 246789 — 246540

М = 438*187

П = 5500 : 44

С = 61464 : 788

О = 36738 + 84698

Ы = 46 * 4 * 8

К = 48 : 6 + 992

И = 9 * 9 * 9


125

64

196

81906

249

1000

 

 

 

 

 

 


78

121430

31857

64

60

275

64

 

 

 

 

 

 

 


8395

3844

721

 

 

 



Ответ: ПЕРМЯК СОЛЕНЫЕ УШИ



П = 125

Е и Ё = 64

Р = 106

М = 81906

Я = 249

К = 1000

С = 78

О = 121436

Л = 31857

Н = 60

Ы = 275

У = 8395

Ш = 3844

И = 721


Литература

В. Михайлюк. Пермская шкатулка.Пермь,2007

Интернет — ресурсы

Изображение к задаче №2:http://www.catalogmineralov.ru/mineral/1402.html

Изображение к задаче №3: http://www.slavyanskayakultura.ru

Изображение к задаче №4: https://km-rus.ru/ot-permi-do-solikamska/

Изображение к задаче №7: https://www.vsolikamske.ru/images/photos/medium/per5993.jpg


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: