«Интегрированные проекты как метод формирования ключевых компетенций»



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 84









Статья


«Интегрированные проекты как метод формирования ключевых компетенций»




подготовили


учитель истории и обществознания

Жуковская Людмила Георгиевна

учитель информатики

Кудряшова Вероника Николаевна

учитель МХК

Колесникова Лариса Васильевна


учитель биологии

Полушина Ольга Аркадьевна












Северск

2012

Проблема активного и творческого восприятия знаний как никогда остро стоит перед современной школой. Необходимость обновления содержания образования заставляет педагогов искать новые подходы к преподаванию в школе. Мы стоим перед фактом, что познавательная мотивация учащихся в обучении падает. Перед школой поставлены новые задачи: создание обучающей среды, которая будет способствовать тому, чтобы учащиеся заинтересовались содержанием учебного процесса, прониклись и увлеклись учебно-познавательной деятельностью.

Мы остановимся на проектной деятельности, в основе которой лежит приобретение личностного и профессионального опыта, обучение нестандартными средствами, развитие познавательных и творческих навыков учащихся. Цель нашей работы состоит в том, чтобы показать такую форму исследовательской деятельности как интегрированный проект, обозначить особенности работы с обучающимися по организации проектной деятельности, практическому применению проектных технологий в учебной и внеурочной работе, использовании информационных технологий в создании проектов. Компетентностный подход, как и другие инновационные методы в обучении, требует поэтапного внедрения, причем ключевые компетенции должны формироваться не отдельно, а в целостной системе. В своей педагогической практике мы активно используем преимущества проектной деятельности как основы для формирования ключевых компетенций учащихся. В этом плане работа над интегрированными проектами как нельзя лучше отвечает поставленным задачам.

Проектный метод – один из тех, который может успешно интегрироваться в учебный процесс. Эта образовательная технология позволяет сформировать и реализовать компетентностный подход в учебном процессе и во внеурочной деятельности. Мы хотим поделиться опытом работы с учащимися над интегрированными проектами и предлагаем познакомиться с некоторыми из них.

Интегрированный проект — не просто соединение разных предметов, это их объединение на основе общего подхода, средство интенсификации обучения, форма воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени. Познавательная деятельность здесь происходит на всех этапах работы, так как решение проблемы требует привлечения интегрированных знаний. В результате учащиеся начинают понимать, что для того, чтобы овладеть научными и культурными достижениями, нужно уметь перекидывать мостики от прошлого к современности, устанавливать связи между различными областями знаний, что, в свою очередь, помогает представить картину мира как целостный и непрерывный процесс.

Кроме того, интеграция учит самостоятельно систематизировать и обобщать знания. Поиск нужных материалов требует систематической работы со справочной литературой. Выполняя проект, как показывают наши наблюдения, все учащиеся обращаются к учебно-методической литературе. Ни одна исследовательская работа сегодня не обходится без сети Интернет. Его ресурсы помогают в сборе сведений, наборе и структурировании материала. Неоценима роль компьютера и для создания презентаций по заданной теме, где учащиеся могут реализовать свои знания по информатике. Опыт нашей работы показал, что подобный подход позволяет подойти к обучению более профессионально, формируя у учащихся образное восприятие информативных знаний.

Установлением связей между историей, биологией, мировой художественной культурой и ИКТ подчеркивается общность задач обучения в поиске духовных ценностей. Интеграция предметов возможна при наличии следующих условий:

  • объекты исследования должны совпадать или быть близкими;

  • в интегрированных предметах возможно использование одинаковых методов исследования;

  • прослеживаются общие закономерности в исследуемых объектах или явлениях.

Мы выявили общие методы исследования, которые одинаково приемлемы для мировой художественной культуры, истории и биологии и определили их в следующем варианте:

  • исторический подход в анализе явлений и событий истории и памятников культуры и искусства;

  • метод сравнения и сопоставления;

  • метод описания и анализа;

  • комплексный подход в решении проблемы.

Для успешной реализации интегрированных проектов существует еще один немаловажный фактор: учителя — руководители проектов — должны составлять коллектив единомышленников, обладающих общими взглядами на исследуемую проблему, иметь творческий подход, быть энтузиастами, находящимися в поиске новых путей и решений. Учителям важно координировать свои действия, направляя учащихся на поиск, помогая им объединить навыки по различным предметам в неразрывное целое, что помогает обновить содержание гуманитарных предметов, укрепляет их позиции в школе.

За последние пять лет примеров подобного рода в нашей деятельности накопилось уже достаточно много, что и позволило нам обратиться к подобной теме. Мы начали с того, что провели анализ материала по предметам, выявили темы, имеющие общие точки соприкосновения, разработали план деятельности участников проекта в процессе его подготовки и реализации. Апробация результатов осуществлялась на конференциях и фестивалях различных уровней, от областного до всероссийского.

Как уже было сказано выше, в нашей практике проекты объединяют в едином образовательном пространстве биологию, историю, информатику и МХК. Приведем темы таких проектов и рассмотрим некоторые из них:

  • МХК+биология+информатика — «Эти загадочные кошки», «В царстве Флоры», «Порхающие краски лета» (бабочки в культуре народов мира);

  • МХК+история+информатика — «Страницы истории нашей», «Дум высокое стремленье» (влияние идей декабристов на русскую культуру)», «Не указчики им кнут и плеть (бунт молодых 70-х гг.)», «Семь чудес Томска».

Тематика проектов определяется практической значимостью, а также доступностью их выполнения и, конечно же, заинтересованностью участников проекта в предлагаемой теме. Кроме того, темы проектов требуют знаний не по одному, а по нескольким предметам, что и обеспечивает естественную интеграцию знаний.

Интегрирующим моментом в таких проектах является проблемный вопрос. Здесь главное — вычленить проблему, которая должна быть комплексной и значимой для интегрируемых предметов. Так, в проекте «Порхающие краски лета» пришлось решать ряд вопросов:

  • Какое символическое значение имеет образ бабочки в искусстве?

  • Зачем бабочкам нужна яркая окраска крыльев?

  • Может ли человек использовать свойства окраски крыльев бабочек?

В ходе работы над проектом учащиеся познакомились с легендами и мифами, существующих в культурах разных народов. Они увидели, что бабочкам придавался символический смысл, связанный с ее биологическим циклом. Бабочка воспринималась многими народами как олицетворение души. Эти особенности нашли отражение в искусстве. Бабочки в произведениях изобразительного искусства занимают важное место в создании художественного образа. Удивительные свойства крыльев бабочек ученые используют в современном производстве для получения тканей, полимерных пленок, в производстве дисплеев, в применении многократно используемой бумаги со стирающимся текстом, для защиты ценных бумаг, для получения экологически чистых пигментов, косметики и т. д.

Работая над проектом «Семь чудес Томска», учащиеся, чтобы определиться в выборе «чудес», провели анкетирование одноклассников, выясняя, какие места и памятники Томска можно считать необыкновенными для его жителей. Они самостоятельно разработали вопросы для анкеты и убедились, что их выбор чудес Томска совпадает с мнением большинства.

  1. Какое здание в Томске вы считаете самым красивым?

  2. Какой памятник известен в Томске и за его пределами?

  3. Какие исторические места в Томске вам известны?

  4. Какие исторические личности привлекают сегодня внимание к себе?

  5. Самая красивая улица в Томске и почему?

  6. Что вам известно об историческом прошлом Томска?

  7. Чем славится Томск в области культуры и искусства?

  8. С каким городом древности сравнивают Томск?

  9. Каким вы видите будущее города?

После тщательного отбора мы пришли к выводу, что на томской земле сохранилось немало прекрасных памятников, но среди всех наибольшей популярностью пользуются следующие:


Направление поиска

Чудо света

1.

Место, с которого начинался город

Томский Кремль

2.

Деревянная резьба и деревянная архитектура

Здание по улице Красноармейской 68

3.

Первая церковь Томска

Троицкий кафедральный собор

4.

Святыни Томска

Икона «Троица», мощи старца Федора Кузьмича

5.

Древняя площадь города

Богоявленская площадь

6.

Храм

Богоявленский собор

7.

Скульптура

Памятник Чехову


Предметом исследования проекта «Не указчики им кнут и плеть», выполненным учащимися 10 класса, стало искусство молодых художников 70-х гг., которые отстаивали свое право на свободу творчества и самовыражение в идеологизированном государстве. Из их творческих и гражданских убеждений старшеклассники извлекли примеры активной жизненной позиции, умение отстаивать собственные взгляды – и это является неоценимым уроком альтернативного искусства, чтобы печальные страницы прошлого не могли повториться. Такой важный и социально значимый вывод сделали они, подводя итоги работы.

Главный смысл проектной деятельности в области гуманитарных знаний – в создании значимого реального образовательного продукта, в ходе выработки которого происходит приобретение учащимся универсальных способов освоения действительности.

Практически значимым результатом проектной деятельности наших учащихся являются создание красочных презентаций, в которых они реализуют свои творческие возможности и знания по информатике, а также их успешные выступления с защитой проектов на конкурсах, фестивалях, в своей школе перед одноклассниками, проведение уроков по заданной теме в других классах. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования с соперниками, что позволяет повысить самооценку ученика, чтобы сделать выступление ярким и запоминающимся.

Каждый из наших проектов имеет практическую направленность, общественную значимость и используется при изучении соответствующих учебных предметов. Любой желающий может воспользоваться материалами для подготовки к уроку, написанию доклада или реферата, компьютерные презентации служат хорошим иллюстративным материалом для учителя на уроке.

Таким образом, развивающий характер проектного обучения предполагает воспитание в человеке способности к открытости, развитие способности самостоятельного мышления, анализа, принятия решений — все эти ценностные моменты обучения и содержатся в проектной деятельности, которая вносит разнообразие в учебную работу, в череду серых будней, стимулирует учащихся к самостоятельному творческому поиску, способствует развитию инициативы.

Следовательно, применение принципов интеграции в проектной деятельности является важным условием создания перспективной модели обучения, а реализация компетентностного подхода способствует повышению интереса к предмету, нацеливает на самостоятельное приобретение конкретных умений и навыков познавательной деятельности, активизации творческой деятельности учащихся.

Оценивая опыт использования проектной деятельности для формирования ключевых компетенций обучающихся, можно отметить следующие моменты. Участие в проектировании развивает:

  • исследовательские и творческие способности личности;

  • способность к самоопределению и целеполаганию;

  • умение самостоятельно конструировать свои знания;

  • коммуникативные умения и навыки: проведение анкетирования, общение в группе, умение отстаивать свое мнение;

  • способность ориентироваться в информационном пространстве;

  • умение планировать свою работу и время;

  • навыки анализа и рефлексии;

  • умение представить результаты своей работы.

Таким образом, включение интегрированной проектной деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности обучающихся. Итогами внедрения проектных технологий через интегрированные проекты можно считать повышение качества образования и мотивации обучения, оптимизация процесса усвоения знаний и повышение их доступности на основе музыки, изобразительного искусства, литературы, биологии, истории, информатики, взятыми в их целостности. А это, в свою очередь, способствует формированию определенных черт личности обучающихся и влияет на становление их духовной культуры в целом.

Литература

  1. Антонов Ю. «Синтез искусств» на уроках изобразительного искусства». — журнал «Искусство в школе», 2000, № 3. – 68 – 70 с.

  2. Балагурова М.И. Интегрированные уроки как способ формирования целостного восприятия мира//Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2003-2004 уч. год. – G index.htm –сайт ИД «Первое сентября».

  3. Веденеева Т. Е., Воинова М. И. Организационная форма презентации результатов проектно-исследовательской деятельности учащихся. – «Дидакт», 2003, № 6. – с. 53-58.

  4. Востокова Е. В. Интеграция урочных и внеурочных форм обучения. – «Интеграция образования», 2004, № 2. – с. 77-86.

  5. Малова О. Проблемы освоения личностно-ориентированного обучения учащихся и пути их разрешения. – «Образование и общество», 2003, № 4, с. 48-49.

  6. Новикова Т. А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – «Школьные технологии», 2000, № 2. – с. 43-52.


Интернет-ресурсы


  1. Земцова Г.В. Интегрированный урок как средство развития творческого потенциала младших школьников//Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2004-2005 уч. год. — режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/211842/

  2. Петренко Л.А. Интегрированный урок как форма учебного занятия//Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2004-2005 уч. год. — режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/212587/


скачать материал


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории МХК: