Конспект урока «Санкт-Петербург- город мировых религий» 8 класс


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа № 595 Приморского района Санкт-Петербурга











Конспект урока по МХК в 8 классе

«Санкт-Петербург-город мировых религий»







подготовила

учитель изобразительного искусства и педагог

дополнительного образования

Кожемяко Людмила Владимировна













Санкт-Петербург

2013



  Тема: «Санкт-Петербург – город мировых религий»

 

Тип: педагогическая мастерская. Введение в тему.

Цель: познакомить учащихся с еще одной удивительной чертой Петербурга, отличающей его от других городов – многонациональным составом населения, традициями мирного сосуществования людей разного вероисповедания.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с основными мировыми религиями, представленными в Петербурге.

  2. Пополнить словарь учащихся словами – национальность, многонациональный город, исследование, вероисповедание, ислам, христианство, иудаизм, буддизм, мечеть, синагога, кирха, костел, дацан.

  3. Продолжать работу над формированием у учащихся общеинтеллектуальных способов деятельности; способность к рефлексии, сформированность коммуникативной культуры, креативных и методологических (оргдеятельностных) качеств;

  4. Развить творческие способности учеников.

Оборудование:

  • фрагменты видеофильмов на тему «Петербург – город мировых религий»; 

  • номера на каждый стол, где будут работать группы учащихся по 6-7человек;

  • фотографии петербуржцев разных национальностей и вероисповедания (христиане, иудеи, буддисты, мусульмане);

  • карточки с высказываниями Д.С. Лихачева (см. приложение 1);

  • карточки с пословицами и поговорками разных народов (см. приложение 2);

  • фотографии храмов Петербурга разных концессий для индивидуальной и фронтальной демонстрации ;

  • план рассказа о храме (см. приложение 3);

  • карточки с краткой характеристикой основных мировых религий (см. приложение 4);

  • таблица с основными религиозными заповедями (см. приложение  5);

  • листы формата А4 для групповой работы и формата А5 для ведения индивидуальных записей.

 

ХОД МАСТЕРСКОЙ

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Сегодня у нас необычный урок – исследовательская мастерская.

     Что такое исследование?

Толковый словарь Ожегова дает такое толкование этого слова: «Исследовать – подвергнуть научному изучению. Осмотреть для выяснения, изучения чего-нибудь».


Подберите слова созвучные слову ИССЛЕДОВАТЬ (наследие,  след).

Удивительно, всегда, когда мы говорим о нашем городе мы говорим о его наследии, наследии многих поколений петербуржцев.

  Объектом нашего сегодняшнего исследования является Санкт-Петербург.

И тема мастерской звучит так:  «Петербург – город …» (Тема записана на доске) Запишите тему мастерской на листочках.

Задача мастерской – выяснить, каков же наш город? Изучив еще одну грань культуры Санкт-Петербурга и подобрав определения, мы сможем закончить предложение.

 

  1. УЧИТЕЛЬ (индуктор):

     Настроимся на мастерскую. Посмотрите видео-зарисовку о нашем городе.     Запишите 3-4 слова-ассоциации, которые возникли у вас в процессе просмотра. Обсудите в группах. С помощью этих слов продолжите предложение (Слова, предлагаемые учащимися, учитель записывает на доске).

     Санкт-Петербург – город добра

                                                 красивый

                                                 храмов

                                                людей и т.д.

 Задание 1. Петербург – город  многонациональный.

     Возьмите конверты №1, достаньте фотографии людей живущих или живших когда-то в нашем городе. Внимательно их рассмотрите. Чем они отличаются? (Цветом кожи, национальностью, вероисповеданием, одеждой и т.д.)

Сделайте зарисоки.

Что общего у всех этих людей, что их объединяет? (Они все – жители СПб) .

    Продолжите теперь предложение «Петербург – город… (многонациональный).

     Что же позволяет таким разным людям (разной национальности, веры, культуры, представлений о жизни) жить в одном городе, что делает эту жизнь возможной? Запишите 3-4 слова. (Добро, деньги, работа, и т.д.)

     Ответить на этот вопрос довольно трудно. Слова почетного петербуржца, известного миротворца, человека высокой культуры Д.С.Лихачева, столетие со Дня рождения которого мы недавно отмечали, могут вам помочь.

Возьмите карточки №2. Прочитайте, подчеркните важные, как вам кажется для ответа на мой вопрос слова. И так, что же позволяет таким разным людям жить в одном городе? (интеллигентность, изучение другой культуры, терпимость и др.)

     Вывод. Нужно изучать культуру других людей. Сегодня мы будем исследовать культуру людей разных национальностей, живущих или живших в нашем городе.

 

ЗАДАНИЕ 2.Исследование культуры петербуржцев разных национальностей

    Каждый  возьмите себе один рисунок. Вы будете исследовать культуру людей, которые на этих фотографиях запечатлены. Но сначала вы объединитесь со своими единомышленниками. Переверните фото, вы увидите № стола, за который вы должны будете пересесть. Возьмите пеналы, рабочие листочки и рисунки. Пересядьте за столы с тем номером, который указан на вашем рисунке. Обменяйтесь и рассмотрите рисунки.

Вы образовали «слободу». Помните, как селились первые жители нашего города? Все они разными путями попали в наш город. Кого-то еще во времена Петра I насильственно переселили на берега Невы, кто-то приехал сюда по доброй воле, у кого-то так сложилась судьба, кто-то родился в нашем городе. Представьте себе, что вы только переехали в новый для вас город, вы оказались оторванными от своих корней, своей культуры. Что бы вы построили в первую очередь, чтобы сделать свою жизнь достойной?

Запишите на больших листах 3-4 слова (школы, дома, церкви, больницы, музеи).

     Обменяемся мнениями – передайте свои листы по часовой стрелке соседним группам. Прочитайте, дополните.

     Как видно, выполнить это задание не очень легко. Когда трудно, каждый человек обращается к народной мудрости. Мудрость народа запечатлены в пословицах и поговорках. Возьмите карточки № 3, прочитайте пословицы и поговорки народов, культуру которых вы сегодня исследуете. Дополните ответ на мой вопрос. Что бы вы построили в первую очередь, чтобы сделать свою жизнь в нашем городе  достойной?

     Обменяемся мнениями (социализация).


 ЗАДАНИЕ 3. ПЕТЕРБУРГ – ГОРОД МИРОВЫХ РЕЛИГИЙ.

     В ваших списках необходимых для жизни сооружений не последнее место занимают храмы. Действительно, религия, и мы говорили об этом на предыдущих уроках, занимает огромное место в жизни людей, оказывает влияние на формирование культуры. Уклада жизни.

     Ознакомьтесь с материалами, рассказывающими о религии народов, культуру которых вы исследуете. Возьмите карточки №4, прочитайте.

     Достаньте из конвертов №5 фотографии петербургских храмов. Опираясь на текст, выберите храм, который построили  петербуржцы, исповедующие ту религию, которую вы изучили. По плану (находился в конвертах) подготовьте рассказ о храме.

     Один представитель от группы прикрепляет к доске изображение храма, и рассказывает о религии, символах религии и о храмовом строении. По мере рассказа на доску учитель прикрепляет таблички с названием религии, и названием храмов.

Иудаизм – шестиконечная звезда Давида – Синагога;

буддизм – колесо – Дацан;

ислам – полумесяц – Мечеть;

христианство – крест – церковь, костел, кирха)

     Чем отличаются все храмы?

     Что общего? (все они – петербургские, красивые, украшают наш город, являются архитектурными доминантами, в отделке используются сходные материалы и т.д.)

Вывод. Давайте дополним предложение:

Петербург – город мировых религий.

 

ЗАДАНИЕ 4. ЗАПОВЕДИ.

     Петербург – город мировых религий. У каждой религии есть свои догмы – заповеди. Возьмите карточки №6. Изучите внимательно таблицу. Что вас удивило? Какую закономерность вы нашли? (одинаковые заповеди)

     Возьмите карандаш, подчеркните одинаковые заповеди.

     Религии, которые вы сегодня исследовали насчитывают тысячелетия и все эти тысячелетия народ, исповедующий эти религии вырабатывал законы общежития. Законы, только выполняя которые человек может оставаться человеком. И не случайно во всех религиях мы увидели созвучные друг другу заповеди.

Давайте прислушаемся к голосам предков и постараемся жить, соблюдая эти заповеди.

     

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

     Прочитайте тему урока, какой она у нас получилась. Петербург – город доброты, красоты, мировых религий. Многонациональный и т.д. Выберите то предложение. Которое кажется вам наиболее привлекательным, подчеркните его. Это будет тема вашего рисунка, который вы нарисуете на следующем уроке.










ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Сохрани достоинство – возродится и культура, и экономика, и государственность, и величие России.

 

Доброта – это человеческое качество, ценнейшее для всех. Добрый человек уже самой своей добротой превозмогает все человеческие недостатки.

 

Интеллигентность – это способность к приобретению знаний и к пониманию другого человека и другой культуры.

 

Самая большая ценность народа – его язык, — язык, на котором он пишет, говорит, думает.

 

Жизнь – прежде всего творчество… Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя.

 

А в чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это прежде всего счастье всех людей.

 

Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно – необходимость уважительного отношения к другим.

 

Воспитывать в себе нужно бережное отношение к миру: к обществу, к природе, к красоте местности, к прошлому тех мест, где живешь.

 

Патриотизм (любовь к Родине) – это тема, если так можно сказать, жизни человека, его творчества.

 

Твой дом – земля. Твоя семья – человечество. Береги их!

 

 

 

 

 Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном / сот. И общ. Ред. Т.А. Дубровской. 2-е изд. М.: Детская литература, 1988, 238 с., ил.; фото. (Библиотечная серия)

 

 

 

 

 

 

  

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

РУССКИЕ ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

 

И журавль тепла ищет.

Не хлебом единым жив человек.

Не бравшись за топор, избы не срубишь.

Будет и на нашей улице праздник.

Красна птица перьем, а человек ученьем.

Век живи, век учись.

Грамоте учиться всегда пригодиться.

Бог – не Ерошка, видит немножко.

Где ни жить, одному Богу служить.

С Богом – хоть за море.

Тот не унывает, кто на Бога уповает.

Наша горница с Богом не спорится.

 

АНГЛИЙСКИЕ ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

 

Человеческая жизнь коротка, а искусство – вечно.

Птицы в своих гнездышках живут не ссорясь.

Не опережай полицейского.

Дом англичанина – его крепость.

Бог создал деревню, а человек – город.

Если каждый подметет у своей двери, город будет чистым.

Знание – сила.

Без креста – нет короны.

Глас народа – глас Божий.



ФРАНЦУЗСКИЕ ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

 

Восток ли, запад ли – дома лучше.

Каждый за себя, а Бог за всех.

Где Бог скажет, там и дождь прольется.

  

ТАТАРСКИЕ ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

 

На всё воля Аллаха.

Внешний мир лишь зеркало твоей души.

Не пей из рук невежды, даже если это живая вода.

Один Аллах не падает и не поднимается.

У неуча голова не болит.

Аллах дал, Аллах взял.

И сила уму уступает.

Все пути ведут в Мекку (в храм).

 

УЗБЕКСКИЕ ПОСЛОВИЦЫ

Твой дом родной

Хоть мал, да твой.

Дворец велик

Да он – чужой.

Правоверный человек всегда в сторону Мекки смотрит.

 

ТАДЖИКСКИЕ ПОСЛОВИЦЫ

 

Чтоб стать ученым, учиться надо, а человеком – родиться надо.

Что край, то обычай.

Здоровье важнее богатства.

В ком правды нет, в том и добра мало.

ЕВРЕЙСКИЕ  ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

 

Если Бог захочет, и метелка может выстрелить.

Не сердись, и ты будешь не одинок.

Худой мир лучше доброй ссоры.

Доброе имя лучше богатства.

Когда здоровы, то уже богаты.

Век живи. Век учись.

Одному даже в райском саду быть плохо.

Совету общины не лгут.

Правда только у Бога.

Покупаешь дом, спроси. Кто твои соседи.

У себя дома каждый – человек.

Бог дал, Бог и взял.

Умному помогает слово, дураку не помогает даже кнут.

Где ученье, там и мудрость.

 

ТУВИНСКИЕ ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

 

Стремишься к хорошей жизни – учись смолоду.

Для мудреца вокруг тысяча загадок, для глупца или полузнайки – всё ясно.

Сколько мастеров – столько и стилей.

Звезды явятся – небо украсят, знания явятся – ум украсят.

Нет сокровища лучше, чем наука.

 


БУРЯТСКИЕ ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

 

Доброму человеку и небо (БОГ) помогает.

Встретишь Будду – накорми Будду.

Дом и жену – не уступай никому.

Дом без кошки, собаки и ребенка – дом без любви и веселья.

В учении не важно – молод или стар.

В богатом доме – и кошка важная персона.

В гостеприимной семье – люди собираются.

Мудрец – почетнее глупца, соболь – дороже верблюда.

 

 ПРИЛОЖЕНИЕ №3

 

ПЛАН РАССКАЗА ОБ ИССЛЕДУЕМОМ ХРАМЕ

  

  1. мы исследовали религию …..

  2. символом этой религии является…

  3. храм называется …


ПРИЛОЖЕНИЕ №4

 

ИУДАИЗМ

     Наиболее ранняя религия, возникшая в 1-м тысячелетии до нашей эры. Распространена в основном среди евреев. Приверженцы верят в Яхве (единого Бога, творца и властелина Вселенной), бессмертие души, загробную жизнь, грядущий приход Мессии, богоизбранность еврейского народа. Священная книга – Тора.

     Звезда Давида — современный основной символ иудаизма.

Каждый конец звезды символизирует один из шести дней творения, а центральный шестиугольник — шаб-бат (священный день отдохновения).

Молитвенный дом иудеев – СИНАГОГА.

  


БУДДИЗМ

 

    Это древнейшая из трех (наряду с христианством и исламом) мировых религий. Буддизм получил название от имени, а точнее от почетного титула своего основателя Будды, что означает «Просветленный», «Пробужденный». Будда Сиддхартх Гаутама жил в Индии в 6 – 5 веках до нашей эры. В центре Буддизма – учение о «4 благородных истинах»: существуют страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему. Буддизм — это религия, в которой нет верховного бога, но существуют представления о Будде, которому поклоняются как богу. Буддисты верят в реинкарнацию душ всех живых существ. Каждый своими плохими или добрыми поступками и даже мыслями создает себе Карму. После смерти на основании своей Кармы человек перерождается в какое-либо существо, или же вообще прерывает круг Сансары (цепь перероджений). За два с половиной тысячелетия своего существования буддизм создал не только особую систему религиозных представлений и философию, но оказал значительное влияние на развитие культуры, искусства, системы образования. В России буддизм традиционно исповедают буряты, калмыки и тувинцы.

    Символ буддизма – колесо с восемью спицами

     Буддийский храм – ДАЦАН.

   

ИСЛАМ

 

     Ислам – одна из трех (наряду с христианством и буддизмом) мировых религий. В переводе с арабского означает покорность. Ее последователи – мусульмане. Ислам возник в Аравии в 7 веке. Основатель – пророк Мухаммед. Несмотря на легендарные обстоятельства рождения Мухаммеда, он – реальное лицо. Был уроженцем города Мекки. Мусульмане почитают тех же пророков, что иудеи и христиане. Вероучение изложено в священной книге мусульман Коране (от арабского – «чтение вслух»).

     Ислам покоится на 7 догматах: вере в единого Бога – Аллаха, в ангелов, во все книги Божии, всех посланников Аллаха, в конец света, предопределение, воскресение мертвых.

    Символ ислама – полумесяц.

    Мусульманский храм – МЕЧЕТЬ.

 


ХРИСТИАНСТВО

 

         Одна из трех мировых религий (наряду с буддизмом и исламом), первая в настоящее время по числу последователей (около 494 миллионов) и по своему культурно-историческому значению. В основе – вера в Иисуса Христа как Богочеловека, Спасителя, воплощение второго лица триединого божества (Троица). Приобщение верующих к Божественной благодати осуществляется в таинствах. Источник вероучения христиан – Священное Предание, главным в нем является Священное Писание (Библия).

     В 395 году христианство разделилось на Западную церковь – католичество – и Восточную – православие с центром в Византии.

     Направления католицизма – протестантизм, лютеранство, баптизм и др.

     Религиозным символом у христиан является крест, причём признаётся и четырёх-, и шести-, и восьмиконечный крест.

     Основные типы христианских храмов: у православных – церковь, в Польше, Прибалтике – католический КОСТЁЛ,  лютеранская – КИРХА.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №5.


Алгоритм работы в мастерской

1.Индуктор.

2.Система заданий:

3.Деконструкция      самоконструкция

разрыв                 

социализация (афиширование)

реконструкция     

4.Рефлексия 


 ПРИЛОЖЕНИЕ №5


ХРИСТИАНСКИЕ ЗАПОВЕДИ

1. Я Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов

          

2.  Не делай себе идолов и не служи им,     

 

3.  Не говори имя Господа Бога если не нужно

 

4.  Шесть дней работай, а седьмой день отдавай Господу Богу,  

   

5.  Почитай отца и мать твоих,   

            

6.  Не убивай   

                             

7. Не прелюбодействуй, 

                     

8.  Не кради

                                

9. Не говори неправду про других

10.Не желай ничего чужого; не завидуй.



10 белых добродетелей, обладая которыми можно достигнуть состояния Будды

  1. Не делать или не говорить ничего плохого и работать над собой. То есть не делать также ничего пагубного для своего тела, ума и сердца.

2.Быть честным и работать на благо человечества.

3.Погрузить себя в энергию жизни Вселенной и доверять этому источнику безусловно.

4.Защищать и охранять чужую жизнь

5.Быть милосердным и сострадательным, обильно раздавать милостыню

6.Быть правдивым в речах

7.Умиротворять враждующих

8.Вести приятные и мирные разговоры, беседы полезные и душеспасительные

9.Быть умеренным во всем

10.Стремиться к восприятию истинного учения





10 ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ИСЛАМА

1. Отнюдь не сопоставляйте с Ним никого другого;

2.Почитайте отца и мать;       

3. Не убивайте детей своих из страха перед бедностью         

4. Не прелюбодействуйте ни открыто, ни тайно;                    

5. Не убивайте ни одного существа; признанного Аллахом священным.

  6. Не тратьте имущества сирот до их совершеннолетия, разве вы будете руководиться при этом желанием принести пользу сиротам; 

7. Честно соблюдайте вес и меру;  

8. Не нагружайте на невольника ноши свыше сил его;   

9. Будьте справедливы на суде; 

10. Крепко держитесь союза с Богом вашим.



Десятисловие, 10 заповедей иудеев, данных на горе Синай

1. Я – Господь Бог Твой

2. Да не будет у тебя других богов

3. Не произноси Имени Господа Бога твоего попусту

4. Помни день субботний

5. Чти отца своего и мать свою

6. Не убивай

7. Не прелюбодействуй

8. Не кради

9. Не отзывайся о ближнем ложным свидетельством

10. Не домогайся

 



Список использованной литературы:

  1. В.В.Антонов, А.В.Кобак Святыни Санкт-Петербурга. Христианская историко-церковная энциклопедия.- Лики России Санкт-Петербург, 2003.

  2. Агеев С. Английский опыт обсуждения градостроительных инициатив. // В сб.: Материалы конференции молодых ученых «Социальное и культурное пространство города». СПб., 2004.

  3. Агеев С. Механизм передачи прав застройки. Опыт градостроительного регулирования США и Канады. // В сб.: Архитектурная наука и образование. Тезисы докладов научной конференции профессорско-преподавательского состава и молодых ученых, посвященной 70-летию образования МАрхИ, проходившей с 19 по 23 декабря 2003 г. М., 2004.

  4. Агеев С., Кирпичева О. и др. Градостроительная концепция реабилитации района реки Яузы между Садовым кольцом и Лефортовским мостом. // В сб.: Роль московской архитектурной школы в архитектуре и градостроительстве России ХVIIIXX вв. Тезисы докладов всероссийской межвузовская студенческая научная конференция к 250-летию основания Московской архитектурной школы Д.В.Ухтомским. М., 1999.

  5. Андреева Р.П. Словарь по искусству и архитектуре — СПб, 2003.

  6. Архимандрит Августин (Никитин). Православный Петербург в записках иностранцев. СПб. : Журнал «Нева», 1995.

  7. Барабаш Ю. А. Комплексное изучение искусства. — М., 1993.

  8. Бердяев М. А. Кризис искусства. — М., 1960.

  9. Бутиков Г. П., Хвостова Г.А. Исаакиевский собор. СПб. : Лениздат, 1979.

  10. Власов В. Г. Стили в искусства: Словарь. — СПб, 1998.

  11. Волкова Е. В. Архитектура — предмет эстетического анализа. — М., 1976.

  12. Выготский Л. С. Психология искусства. — М., 1968.

  13. Герчук Ю. Я. Язык и смысл архитектуры. — М., РИО, 1994.Литература

  14. Гуревич А. С. Культорология. — М., 1991.

  15. Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург. Пособие по истории города. СПб.: КОРОНА принт, 2007.

  16. Дружневская Г. Утраченные храмы Петербурга. СПб.: Литера, 2003.

  17. Зимина М.С. Архитектурные стили. СПб. КОРОНА принт, 2004.

  18. Зимина М.С. Санкт- Петербург. Музеи. СПб. КОРОНА принт, 2004.

  19. Келлер Е.Э. Культура Петербурга. СПб. Издательство Михайлова В.А.,2001


  1. Каган М. С. Философия культуры. — СПб, 1996.

  2. Кононенко Б. И. Большой толковый словарь по культурологии. — М., 2003.

  3. Павлов А.П. Храмы Санкт-Петербурга.- Санкт- Петербург, 2001.

  4. Платунов А.М. Так строился Петербург — СПб, 1997.

  5. Российская Академия архитектуры и строительных наук. Под редакцией доктора архитектуры А.С. Щенкова. Памятники архитектуры в дореволюционной России.- Москва. Тера — Книжный клуб.2002.

  6. Ротач А.Л., Чеканова О.А. Монферан. Лениздат, 1979.

скачать материал


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории МХК: