Контрольная работа по МХК в 5 классе «Художественная культура первобытного общества»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа им. П. И. Чайковского»














Контрольная работа по МХК в 5 классе

«Художественная культура первобытного общества»





подготовила

учитель МХК

Колесникова Лариса Васильевна















Северск

2013



I вариант


1. Объясните понятия:

  • Кромлех

  • Синкретизм

  • Палеолитические Венеры

  • Источник для возникновения искусства

  • Главный образ первобытного искусства


2. С какими открытиями первобытной культуры связаны эти имена и названия?

  • Альтамира

  • Стоунхендж


3. На равнинах, где не было пещер, древние люди научились строить:

  • палаты

  • шалаши

  • деревянные срубы

  • дома из камня


4. Готовясь к охоте, древние люди совершали особые обряды, исполняли священные танцы, которые являются элементами:

  • магии

  • хозяйства

  • живописи


5. Первыми проявлениями искусства у первобытных людей стали:

  • рисунки масляными красками по дереву

  • фигурки зверей, вырезанные из кости

  • рисунки на шкуре животного

  • рисунки на теле человека


6. Искусство появилось на земле около:

  • 15 тысяч лет назад

  • 25 тысяч лет назад

  • 40 тысяч лет назад

7. Составьте рассказ о создании первого произведения живописи, используя слова: палеолит, охота, огонь, пещера, стрелы, волна, облака, зверь, палочка, ремесло и др.


8. Какие стороны жизни древних людей отражались в танцах? Какая музыка их сопровождала?

9. Какими инструментами пользовался первобытный человек, чтобы запечатлеть увиденное? (Выбери 2 ответа).

  • Палитрой

  • пальцами

  • кистями

  • тюбиками с краской

  • ветками


10. Оставляя такой знак, что хотел сказать первобытный человек?











11. Рассмотри рисунки и опиши строительство Стоунхенджа.












  • назови каждый вид сооружения

  • какие функции, предположительно, выполнял Стоунхендж

  • Что ты знаешь о тайнах Стоунхенджа


12. Нарисуйте любое животное в манере первобытных художников.

  • какие краски они использовали?

  • какие методы их нанесения вы знаете?

  • объединяли ли изображения в продуманную композицию?

  • Каких зверей изображали?

  • для чего делали это первобытные люди?

  • какой смысл вкладывали они в изображения?

13. Определи животных, которых изобразил первобытный человек.

  • Можно ли узнать их по внешнему виду и почему это возможно?

  • Сделай вывод об основных особенностях первобытной живописи.
































14. Почему в начале своей творческой деятельности человек изображал зверя, и только позже стал изображать самого себя?

II вариант


1. Объясните понятия:

  • Палеолит

  • Пещера

  • Мегалит

  • Дольмен

  • Менгир


2. С какими открытиями первобытной культуры связаны эти имена и названия?

Саутуола

Ласко


3. Древнейший человек не умел строить жилищ. Что служило ему в качестве укрытия от неблагоприятных условий погоды?

  • пещера

  • шкура животного

  • зонтик из ветвей дерева

  • плетеная корзина


4. Первыми проявлениями искусства у первобытных людей стали

  • изображения животных в пещерах

  • рисунки масляными красками по дереву

  • картины, составленные из минералов

  • изображения водными красками по штукатурке


5. Искусство возникло в эпоху

  • железного века

  • бронзового века

  • это был золотой век искусства

  • палеолита

6. Почему именно женщину изображали древние скульпторы? Как их называют?









7. Рассмотрите рисунки и опишите процесс создания первобытной живописи:

















8. Определи, из какого материала изготавливали первые жилища:














9. Нарисуйте любое животное в манере первобытных художников.

  • какие краски они использовали?

  • какие методы их нанесения вы знаете?

  • объединяли ли изображения в продуманную композицию?

  • Каких зверей изображали?

  • для чего делали это первобытные люди?

  • какой смысл вкладывали они в изображения?


10. Какие цвета преобладают в рисунках первобытных людей и чем это объясняется?


11. Подражание звукам природы стало основой для происхождения музыки. Прототипами каких музыкальных инструментов стали тростинка, камень и морская раковина?


12. Какую пещеру назвали «Сикстинской капеллой первобытной живописи»:

  • Альтамира

  • Ласко

  • Фон де Гом

  • Капова пещера


13. Человек являлся частью природы. Отсюда возникновение культа природы. Дайте определения понятиям «анимизм», «тотемизм», «фетишизм», «шаманизм» и соотнесите их с изображениями:


1. 2.












3. 4.















14. Каким было бы человеческое общество, если бы не было искусства?









Ответы


1. Объясните понятия:

  • Кромлех — древнее сооружение, представляющее собой сочетание менгиров и дольменов, образующих одну или несколько концентрических окружностей.

  • Синкретизм — нерасчлененность и слияние человека с природой на раннем этапе развития.

  • Палеолитические Венеры — древние изображения женских фигурок.

  • Источник для возникновения искусства — природа.

  • Главный образ первобытного искусства — зверь.


2.

  • Альтамира — первая пещера в Испании, где были обнаружены первобытные росписи.

  • Стоунхендж — древнее культовое сооружение в Шотландии.


3. шалаши


4. являются элементами магии


5. рисунки на теле человека


6. 40 тысяч лет назад

7. Рассказ в свободной форме.


8. В танцах отражались представления об окружающем мире, имитация повадок животных, имели значение заклинаний, что охота будет успешной. Выполняли функцию тренировки тела, обучение молодых охотников. Сопровождались ритмичными хлопками, ударами по натянутой шкуре животного.


9. пальцами, ветками


10. Ладони имели магический смысл, отождествлялись с личностью человека. «Это я», — словно говорил он.


11. Менгир, дольмен, кромлех. Стоунхендж — сложное мегалитическое сооружение. Он состоит из концентрических окружностей, которые образованы огромными камнями, стоящими вертикально. Имеет значение астрономическое, возможно, древняя обсерватория. По положению мегалитов которого определялись солнечные и лунные затмения, дни зимнего и летнего солнцестояния. Его назначение до сих пор остается загадкой.


12.

  • минеральные красители

  • напыление, тычком, линия

  • нет

  • каких видели на охоте

  • считали, что изображения обладают магическим свойством

  • охота будет удачной, племя будет обеспечено пищей и одеждой.

13. Бизон, олени, антилопа, горный козел, лошадь.

  • Они легко узнаваемы, так как художник изображал их достоверно и реалистично.

  • Изображения выполнялись в натуральную величину, демонстрировали прекрасное знание анатомических особенностей животного, его повадок. В этих рисунках отразилось внимательное, уважительное отношение первобытного человека к животным, характерна простота исполнения и удивительная точность, с которой первобытные люди рисовали зверей.


14. Ответ в свободной форме. Главное, чтобы учащийся понимал, какую роль играли животные в жизни первобытного человека, поэтому человек как предмет изображения его не интересовал.

II вариант


1. Объясните понятия:

  • Палеолит — древнекаменный век.

  • Пещера — место обитания первобытных людей

  • Мегалит — камни огромных размеров

  • Дольмен — сооружение из двух опор, которые перекрыты горизонтально лежащей плитой.

  • Менгир — вертикально стоящий камень


2. Саутуола — испанский археолог, первым открывший первобытную живопись.

Ласко — пещера во Франции, обладающяа прекрасными образцами древней живописи.


3. пещера


4. изображения животных в пещерах


5. Искусство возникло в эпоху палеолита

6. Древние скульптурные изображения женских фигур называют «палеолитические Венеры». Женщина имела огромное значение в жизни, она являлась продолжательницей рода, поэтому ее изображали с преувеличенно подчеркнутой грудью и животом.


7. Чтобы создать изображение, художнику нужно было выполнить множество операций. Участки пещер с росписями часто находятся в глубине, в полной темноте. Для того, чтобы нарисовать фигуры, приходилось освещать стены факелами и «лампами» в виде плошек, заполненных жиром. В своих наскальных изображениях древний человек использовал природные красители, сделанные из различных минералов и горных пород, основу которых составляла глина — охра. Основным инструментом для нанесения краски была кисточка из шерсти, палка или просто палец. В рисунках старались передать главное. Животные изображались мясистыми, чтобы охота была удачной.


8. из костей мамонта


9. Задание, как №12 в I варианте.


10. Художники пользовались черной, красной и желтой красками. Возможно, древние мастера использовали наиболее доступные и распространенные в природе краски или использование этих цветов было связано с какими-то ритуалами. Белая краска приготовлялась из белой глины или истолченного известняка. Черную краску делали из древесного угля, употребляли редко, чаще для контура. Наиболее часто охотники прибегали к темно-коричневым и желтым тонам. Рисунки были выполнены в красных, коричневых, желтых тонах, а также краской пурпурного оттенка.


11. Дудочка, барабан, духовые инструменты.


12. Ласко


13. «анимизм» — вера в одушевленные силы природы — № 4

«тотемизм» — культ животного, с которым человек считает себя родственно связанным — №3,

«фетишизм» — поклонение предметам, которые наделяют магическими свойствами — №1,

«шаманизм» — способы взаимодействия с потусторонним миром, с духами — № 2


14. Ответ в свободной форме. Главное, чтобы учащийся понимал, какую роль сыграло искусство в становлении духовного мира человека, который благодаря искусству стал постигать мир по законам красоты, стал осознавать свое «Я» и начал выделять себя из мира природы. Без искусства человеческое общество не смогло бы осознать свое место в окружающем мире.






Литература



  1. Андреева М., Антонова А., Дмитриева О. Рассказы о трех искусствах. — Л.: Детская литература, 1975. — 224 с.

  2. Данилова Г. И. Мировая художественная культура. — М.: Дрофа, 2007. — 333 с.

  3. Дмитриева Н. А. Античное искусство. — М.: Искусство, 1975.

  4. Лисичкина О. Б. Мировая художественная культура: Часть I: Древний мир. — Спб.: СпецЛит, 1999. — 319 c.

  5. Окладников А. П. Утро искусства. — М.: Искусство, 1967.


Интернет-ресурсы


https://drdobrov.com/images/stories/kartinki/son4.jpg

https://shteltn.ucoz.ru/blog/urok_2/2012-03-05-1

https://izosfera.ru/MasterClass/kogda-i-kak-vozniklo-iskusstvo

https://orient-tracking.com/Images/Himage/petr-kumbel1.jpg

https://lib.rus.ec/b/166863/read

https://www.manhunter.ru/offline/604_muzey_teatr_lednikoviy_period.html

https://www.vrn-histpage.ru/page.php?Page=6

https://www.newscase.ru/image.php?type=4&file=1318840956.3895.jpg

https://minsk1.net/images/uploads/a928d3f62eb2ea70b3527bc1c17fe201.jpg

https://www.caringheartsofpeedee.com/?p=1895

https://encrypted-tbn2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTxQ58RSwetdfwj9K3aaX51cxn6zYZnxODVjIiyNs9axOeooFE5


Свежие документы:  Конспект урока по МХК "Золотой век Афин" 10 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории МХК: