Рабочая программа к уроку МХК (5 класс)


Пояснительная записка


Образовательная область: искусство

Предмет: Мировая художественная культура

Курс: «Вечные образы искусства. Мифология»

Класс: 5

Программа: Авторская. Г.И.Данилова. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура. М., «Дрофа», 2010.

Год: 2011 – 2012

Количество часов: в год – 35, в неделю -1

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта. Программа направлена на реализацию предметного содержания повышенного уровня сложности в соответствии со статусом образовательного учреждения. Реализация программы предполагает деятельностный подход как ведущий принцип организации урока и развития интеллектуального потенциала гимназистов. Взятая за основу программа составителя Г.И.Даниловой содействует реализации единой концепции гуманитарно-художественного образования.

Программа по курсу «Вечные образы искусства. Мифология.» направлена на приобщение обучающихся к шедеврам мировой художественной культуры на основе знакомства с мифами и их интерпретациями в произведениях искусства различных жанров и эпох. Курс «Вечные образы искусства. Мифология» основывается на конкретно-чувственном восприятии произведений культуры. Программа предусматривает изучение на основе единых подходов, исторически сложившихся и выработанных в системе школьного образования и воспитания.

Принципы построения программы: непрерывность, преемственность, принцип интеграции, дифференциации и индивидуализации.

Краткая характеристика содержания:

Название содержательного блока

Процент учебного времени

Введение

3%

Античная мифология

74%

Мифология древних славян

23%

Цель курса: изучение шедевров мирового искусства, созданного в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов.

Задачи курса:

*способствовать воспитанию художественного вкуса

*создавать оптимальные условия для живого, эмоционального общения обучающихся с произведениями искусства

*подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведениями искусства

*развивать общеучебные и предметные умения учащихся.

Форма обучения: классно-урочная.

Методы организации учебного процесса:

а) по уровню активной познавательно деятельности – объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение учебного материала, частично — поисковый;

б) по функциям – методы устного изложения знаний и активизация познавательной деятельности учащихся, методы закрепления изучаемого материала, методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала, методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков, методы проверки и оценки знаний, умений и навыков;

в) по источникам познания – словесный, наглядный, практический;

г) на основе структуры личности – методы формирования познания, методы формирования поведения, методы формирования чувств.

Приемы в учебной деятельности: воспроизводящая деятельность (известный учебный материал), преобразующая деятельность (новый учебный материал), творческая деятельность (новый учебный материал, новые способы деятельности, степень овладения приемом учебной деятельности).

Методы и приемы обучения: словесный ( беседа, монолог, диалог, рассказ), наглядный (карта, таблица, схема, диаграмма, видеофильм, иллюстрация), печатно-словесный (работа с учебным текстом), частично-поисковый (доклад, сообщение).

Типы уроков: по соотношению структурных звеньев обучения (вводный, урок изучения нового материала, комбинированный, контрольный, обобщения и систематизации знаний, проверки и учета знаний), по ведущему методу (видеоурок, лабораторное занятие), по характеру деятельности (урок простого воспроизведения, урок обобщения, урок итогового повторения).

Формы урока: традиционные и нетрадиционные формы урока.

Формы проверки ЗУН учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Виды проверки ЗУН учащихся: устный, письменный, практический.

Диагностический инструментарий учителя: опросы, проверочные работы, продукты индивидуальной творческой деятельности, тестовые работы, система домашних работ.

Требования к уровню подготовки учащихся

По окончанию изучения курса учащийся:

должен знать:

*основные понятия курса – античность, миф, академия, гармония, цивилизация, интерпретация, лицей и др.

*мифологические сюжеты и образы в произведениях искусства различных жанров

*причины изменения интерпретации образов и сюжетов на протяжении истории развития мировой художественной культуры

*актуальность и нравственную значимость произведений искусства древности для наших дней

должен уметь:

*выделять главную мысль изучаемого литературного текста

*давать характеристику героя

*формулировать собственную оценку изучаемого произведения

должен владеть навыками:

*отбора и анализа информации, в том числе компьютерных технологий

*монологического связного воспроизведения информации

*выявления сходных и отличительных черт в культурологических процессах и явлениях

*презентации собственных суждений, сообщений

*сценической, выставочной, игровой деятельности

*толерантного восприятия различных точек зрения

владеть образовательными ключевыми компетенциями:

*исследовательские компетенции – умение находить и обрабатывать информацию, использовать различные источники, представлять и обсуждать различные материалы в разнообразных аудиториях, работать с документами

*социально-личностные компетенции – умение критически рассматривать те или иные аспекты развития нашего общества: находить связи между настоящими и прошлыми событиями, осознавать важность политического и экономического контекстов образовательных и профессиональных ситуаций, понимать произведения искусства и литературы, вступать в дискуссию и вырабатывать своё собственное мнение

*коммуникативные компетенции – умение выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, дискутировать и защищать свою точку зрения, выступать публично, литературно выражать свои мысли, создавать и понимать графики, диаграммы и таблицы данных


Учебно-методическое обеспечение программы


Класс

Учебная программа

Учебники

(название, автор)

Методические материалы

Материалы для контроля

5

Авторская. Г.И.Данилова. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура. М., «Дрофа», 2010.

Г.И.Данилова. Мировая художественная культура. 5 класс. М., «Дрофа», 2009

Н.Н. Куцман. Мировая художественная культура. 5 класс. Поурочные планы по учебнику Г.И.Данило вой. Волгоград, «Корифей», 2007

Тесты, опрос, понятия, индивидуальные работы











































Календарно-тематическое планирование

Мировая художественная культура, 5 класс


урока

Название раздела, тема

Кол-во часов

Дата или учебная неделя

Тип урока

Учебные действия (на уровне ключевых компетенций)

план

факт


Введение

1





1

Сотворение мира

1

1


Вводный

Умение работать с литературой


Раздел 1. Античная мифология

25





2

Бог-громовержец – Зевс.

1

2


Урок формирования знаний

Умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, формирование эстетической культуры

3

Художественное воплощение образа Зевса в искусстве.

1

3


Комбинированный

Умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, формирование эстетической культуры

4

Окружение Зевса.

1

4


Урок формирования умений и знаний

Формулировать вопросы по изучаемой теме, оценивать ответ одноклассников

5

Мифы о Зевсе и их литературная интерпретация.

1

5


Комбинированный

Формулировать вопросы по изучаемой теме, оценивать ответ одноклассников, работать с литературой

6

Прометей – «сквозь тысячелетия вперёд смотрящий».

1

6


Изучение нового материала

Анализировать текст, сопоставлять различные точки зрения на одну проблему, умение работать в группах

7

Отражение мифа о Прометее в произведениях искусства.

1

7


Комбинированный

Анализировать текст, сопоставлять различные точки зрения на одну проблему, умение работать в группах, формирование эстетической культуры

8

Посейдон – владыка морей.

1

8


Урок-лекция

Умение работать с литературой, решать творческие задачи, предъявлять результаты своей деятельности

9

Величественный образ Посейдона в произведениях искусства.

1

9


Комбинированный

Умение работать с литературой, решать творческие задачи, предъявлять результаты своей деятельности

10

Бог огня Гефест.

1

10


Комбинированный с элементами практич. работы

Сопоставление мнений и фактов, самостоятельный анализ различных источников, учить отстаивать свою точку зрения

11

Афина – богиня мудрости и справедливой войны.

1

11


Урок-экскурсия,

совершенствовать навыки общения, способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность

12

Образ Афины в произведениях искусства.

1

12


Комбинированный

совершенствовать навыки общения, способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность

13

Лики Аполлона.

1

13


Практикум

Применять полученные знания на практике, оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации

14

Аполлон Мусагет – покровитель муз.

1

14



Применять полученные знания на практике, оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации, представлять результаты своей деятельности

15

Орфей и Эвридика.

1

15


Изучение нового материала

Рассматривать различные аспекты развития в произведениях искусства, оценивать ответы своих одноклассников

16

Диана (Артемида) – покровительница охоты.

1

16


Изучение нового материала

Использовать ранее полученные знания и переносить их в новую ситуацию, определять область «незнания» в новой задаче

17

Арес — неукротимый бог войны

1

17


Урок-лекция

Анализировать , сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, приводить примеры, работать с литературой

18

Культ бога Диониса

1

18


Урок самостоятельной работы

Самостоятельная работа с источниками, развивать эстетическую культуру

19

У истоков театрального искусства.

1

19


практикум

Применять полученные знания на практике, оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации

20

Афродита – богиня любви и красоты.

1

20


Урок-экскурсия

Усваивать информацию по текстам учебных пособий, дополнительной литературе

21

Образ Афродиты в произведениях искусства.

1

21



Усваивать информацию по тексам учебных пособий, дополнительной литературе

22

Нарцисс и Эхо в произведениях искусства.

1

22



Использовать ранее усвоенные знания и переносить их в новую ситуацию, определять область «незнания» в новой задаче

23

В сетях Эрота.

1

23



Расширение лингвострановедческих знаний, развитие коммуникативных умений

24

Амур и Психея в произведениях различных жанров.

1

24



Формирование эстетического и эмоционального видения мира, применение полученных знаний на практике

25

Изображение Флоры в произведениях искусства.

1

25



Структурировать учебный материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи

26

Контрольно-обобщающий урок по теме «Античная мифология»

1

26



Обобщать учебный материал в систему знаний, самостоятельная деятельность, умение работать с тестовыми и познавательным и заданиями


Раздел 2. Мифология древних славян.

9





27

Мифы древних славян – исторические истоки славянкой культуры.

1

27


Изучение нового материала


28

Перун – бог грома и молнии.

1

28


Урок-лекция

Чтение и анализ текстов, расширение познавательной деятельности

29

Велес – символ богатства и благополучия.

1

29


Комбинированный

Анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное

30

Главные персонажи зимних языческих праздников.

1

30



Устанавливать причинно-следственные связи, приводить примеры, умение работать с литературой

31

Образ Дажьбога в произведениях искусства.

1

31


Комбинированный

Применять полученные знания на практике, совершенствовать навыки общения, оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации

32

Культ богини Макоши.

1

32


Комбинированный

Рассуждать, сравнивать, делать выводы, работать с учебной и дополнительной литературой

33

Лада – покровительница семьи и брака.

1

33


Комбинированный

Логически мыслить, классифицировать, выявлять связи и делать выводы, объяснять особенности

34

Капало, Ярило, Кострома

1

34


Комбинированный

Обобщать материал как систему знаний, проверить способность творчески мыслить и применять знания на практике

35

Контрольно-обобщающий урок по теме «Мифология древних славян»

1

35



Обобщать учебный материал в систему знаний, самостоятельная деятельность, умение работать с тестовыми и познавательным и заданиями




Свежие документы:  Конспект урока для 5 класса "Ходим по городу. Магазины"

скачать материал


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории МХК: