Дубовицкий филиал МКОУ «Хомутовская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка»
Классный час
«Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много»
Провела учитель начальных классов :
Виткова Любовь Николаевна
2012г.
Классный час «Без друзей меня чуть-чуть ,
а с друзьями -много!».1-2 классы с таблицей
Цели: объяснить значение слова «дружба», «бескорыстие», «корысть», значение пословицы «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», учиться замечать и ценить положительное в окружающих людях; выявить человеческие качества, характеризующие «настоящего друга»; развивать кругозор, мышление, речь, память; воспитывать доброжелательные отношения в классном коллективе, бескорыстие в отношениях, порядочность, взаимопомощь.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация <Приложение 1>, записи песен Танича М. и Шаинского В. «Если с другом вышел в путь» <Приложение 2>, Пляцковского М. и Савельева Б. «Настоящий друг» <Приложение 3>, изображение солнца — «Дружба», лучи — «Положительные качества», листочки с положительными и отрицательными качествами человека, плакат от родителей, разрезанные на слова пословицы о дружбе и о друзьях, цветок для друга у каждого ребёнка, листы с напечатанными целями урока.
Подготовительная работа: разучивание девочками и частичная инсценировка стихотворения А. Барто «Срочно требуется друг», подготовка детьми цветка для друга, подарок родителей для детей — плакат «Дружба», поиск детьми значения слов «дружба» и «бескорыстие» по словарю В.И. Даля, оформление детьми листов с пословицами о дружбе и о друзьях.
Деятельность обучающихся | |
Орг. момент. Эмоциональный настрой. | |
(Слайд № 1) Звучит песня на слова Танича М. «Если с другом вышел путь», на экране — подборка фото на тему «Дружба». Дети делятся заранее на две группы и усаживаются вместе. — Ребята, у нас сегодня много гостей! Давайте мы повернёмся к гостям, улыбнемся им и пожелаем всего хорошего! — Улыбнитесь друг другу, порадуйтесь сегодняшнему дню. Тихо присаживаемся. |
|
Сообщение темы классного часа. | |
— Я думаю, что вы уже догадались, о чём мы будем говорить на классном часе? (Слайд № 2) На доске открывается изображение солнца со словом «Дружба», написанным внутри, и тема: «Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много!». — Мы сегодня постараемся подняться по ступенькам до нашего солнышка. А чтобы это сделать, нам надо выяснить, что такое дружба, какими качествами должен обладать настоящий друг, зачем нам нужны друзья. На доске открываются ступеньки-цели к солнцу. | — О дружбе, о друзьях. |
Беседа о значении слов «дружба», «бескорыстие», «корысть». | |
— Как вы понимаете значения слова «дружба»? (Слайд № 3) — Я просила некоторых из вас найти определение слов, с которыми связан наш классный час, в «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля. Давайте послушаем определение слова «дружба». — В определении были новые для нас слова: «приязнь» и «бескорыстие». Вы можете объяснить, что это? — А теперь послушайте объяснение значения этих слов по толковому словарю В.И Даля. — Ребята, вам стало понятно значение этих слов? — Как вы думаете, почему дружба должна быть бескорыстной? — У слова «бескорыстие» есть антоним — «корысть». Послушайте его значение. — Люди, которые дружат с другими только для того, чтобы получить выгоду, пользу, имеют такое качество — корыстность. Послушайте стихотворение А.Л. Барто «Срочно требуется друг».
— Почему с этой девочкой никто не хотел дружить? — Какое качество отталкивает других от девочки? | Высказывания детей.
Рассказ ребёнка о значении слова «дружба».
Высказывания детей. Рассказ детей о значении слова «приязнь», «бескорыстие». Высказывания детей. Высказывания детей. Рассказ ребёнка о значении слова «корысть».
Подготовленные дети читают стихотворение по ролям. Все живут, не тужат, Высказывания детей. — Корысть. |
Определение положительных качеств человека для дружбы. | |
— Какими же качествами должен обладать человек, чтобы с ним хотелось дружить? (Слайд № 4) Поработаем в группах. У вас на столах лежат листочки с качествами человека. У первой группы листочек начинается со слов: «Друзья должны быть: …», они подчёркивают положительные для дружеских отношений качества человека, а у второй группы — «Друзья не должны быть: …», вы будет искать отрицательные для дружеских отношений качества человека.
— Итак подведём итог. Какими не должны быть друзья? — Так какими же должны быть друзья? (У солнца появляются лучи, на каждом луче написаны положительные для дружеских отношений качества человека). — Вот наше солнышко и засияло лучиками. |
На листах: Друзья должны/не должны быть:… порядочными — Корыстными, жестокими, враждебными, лживыми, завистливыми. — Порядочными, доброжелательными, отзывчивыми, справедливыми, бескорыстными. |
Работа над пословицами о дружбе и определение значения дружбы. | |
(Слайд № 5) — Ребята, вы уже выполняли задание — подбирали пословицы о дружбе и о друзьях. На демонстрационной доске я вывесила все ваши работы. Среди них я выбрала пословицы, которые больше всего подходят к нашей теме. А вам нужно только собрать их из набора слов.
— А теперь попробуйте объяснить значение этих пословиц. — Так почему человеку необходимы друзья? |
(Каждая группа получает свой набор слов к пословицам: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Человек без друзей, что дерево без корней». Каждая группа собирает свою пословицу.) Дети дают объяснения. Высказывания детей. |
Итог классного часа. | |
(Слайд № 6) — Итогом нашей беседы я взяла такие слова: Нам вместе лет за двести, — Как вы думаете, почему я выбрала эти строки? — Пройдёмся снова по ступенькам к солнышку: что такое дружба? — Какими качествами должен обладать настоящий друг? — Зачем нам нужны друзья? — А теперь для вас мамы подготовили сюрприз. Родители: Мы приготовили вам этот плакат. Но без вашей помощи, ребята, у нас не всё получилось. Не хватает яркости и радости. Помогите нам! — Я просила вас дома нарисовать и вырезать цветок для друга. Давайте украсим плакат этими цветами. (Слайд № 7-8) Звучит запись песни «Настоящий друг» слова Пляцковского М., музыка Савельева Б. |
Высказывания детей.
Дети наклеивают свои цветы на плакат. |