Конспект открытого урока по музыке в 4 классе по теме «Симфонический оркестр»


Конспект открытого урока по музыке в 4 классе

по теме «Симфонический оркестр»

Цели урока:

  • Расширить представления учащихся об инструментах симфонического оркестра.

  • Учить на слух распознавать звучания инструментов в симфоническом оркестре.

  • Раскрыть тему урока в увлекательной и доступной форме.

  • Углубление знаний о тембре музыкальных инструментов через взаимосвязь с настроением человека.

Задачи урока:

  • учить применять полученные знания на практике;

  • оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации;

  • активизировать слуховое внимание, музыкальную память;

  • обогащать впечатления детей;

  • развивать коммуникативные навыки работы в группах;

  • различать инструменты симфонического оркестра;



Тип урока:

Методы: беседа, исполнение, исследование, игра, показ, игра на музыкальных инструментах



ХОД УРОКА:

Со звонком дети входят в класс. Звучит фрагмент симфонической музыки – «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик», П. И. Чайковский.

1.Организационный момент: музыкальное приветствие:

Учитель — Здравствуйте, ребята,

Встретились мы снова.

Дети — Слушать музыку и петь

Мы уже готовы.

Учитель: — Ребята, вы вошли в класс под музыку, она вам знакома?

— Что удобно делать под эту музыку? (танцевать)

— Какой танец? ( вальс)

— Это произведение называется « Вальс цветов», а чтоб узнать, кто его написал, я хочу загадать вам загадку:



Он родился на Урале,

Вундеркиндом называли.

На рояле он играл,

Выступал и сочинял.

Для любителей природы

есть альбом «Времена года».

Для детей – «Детский альбом».

И Щелкунчик, и Одетта

Нам известны из балетов.

Девять опер сочинил,

Потому он людям мил.

Всюду – в области Ростовской

И во Псковской, и в Московской

Знают

— Это П.И. Чайковский

— Ребята, а в исполнении какого оркестра прозвучало это произведение? (симфонического)

2. В наше время, пожалуй, трудно найти человека, который бы никогда не слышал звучание симфонического оркестра.

Симфонический оркестр исполняет симфонии и сюиты, симфонические поэмы и фантазии, сопровождает подчас действие в кинофильме, даже в мультфильмах звучит симфоническая музыка.

Ребята, а что такое оркестр?

А какой же оркестр называется симфоническим?

Ребята: Симфоническим оркестром называют большой коллектив музыкантов, исполняющих симфонические музыкальные произведения.

Учитель. Правильно. Вот уже свыше двух веков самые заветные помыслы композиторов, самые яркие вехи истории искусства звуков связаны с музыкой, задуманной, написанной, а порой и переложенной для симфонического оркестра. И сегодня на уроке мы с вами вспомним, какие инструменты входят в состав этого оркестра.

Инструментов знаем много музыкальных, голос каждого – особый, уникальный.

Музыканты долго думали: “Как быть?” И решили всех по группам разделить.

Чтоб не путались в оркестре никогда и садились сразу на свои места.

На какие группы можно разделить инструменты в симфоническом оркестре? (ответы детей)

Струнно – смычковая группа. Какие инструменты входят в состав этой группы?

Что мы с вами знаем про эту группу? Она является фундаментом в оркестре.

При помощи чего извлекается звук на этих инструментах? (смычка)

В чём сходство этих инструментов? ( форма)

Различие? ( размер и звучание)

Деревянно – духовая группа: Какие инструменты входят в состав этой группы?

Как извлекается звук на этих инструментах?

Какой из инструментов самый низкий по звучанию? (фагот)

Звучание, какого инструмента напоминает нам птичьи трели? (флейта)

Медно – духовая группа: Какие инструменты входят в состав этой группы?

Из чего изготавливаются эти инструменты?

О чём напоминают звуки этих инструментов? (о походах, о военных маршах)

И последняя ударная группа, самая разнообразная, какие инструменты этой группы вы знаете?

На какие две подгруппы делятся инструменты в этой группе? (с определённой высотой и неопределённой) Например:

3.Проверка знаний учащихся. Игра «Третий лишний».

Учитель — Вам даны названия 3 музыкальных инструментов: только 2 из них имеют общие характеристики. Какое из трёх названий лишнее? Объясните своё решение.

Скрипка, контрабас, баян

Гобой, труба, кларнет

Барабан, альт, виолончель

Тромбон, фагот, валторна

4. Ну, а теперь проверим ваш музыкальный слух.

Сейчас вы будете прослушивать музыкальные фрагменты произведений, ваша задача отгадать, что за инструмент звучит. Готовы?





Учитель. Вот и подошёл к концу наш урок. Мир музыкальных инструментов весьма широк: и сегодня на уроке мы только знакомились с инструментами симфонического оркестра. Несколько веков симфонический оркестр создавался как единый организм. Он мог состоять из двадцати музыкантов, а мог включать и более двухсот.

А кто руководит симфоническим оркестром?



Дети: Дирижёр — великий мастер владения звуком.



Учитель: Сколько радостных, незабываемых минут остаётся в памяти у нас, если удаётся послушать хороший оркестр в концертном зале!





Этапы урока



— организационный этап;



— этап проверки домашнего задания;



— этап контроля и всесторонней проверки знаний;



— этап подготовки к усвоению нового материала;



— этап усвоения новых знаний;



— этап закрепления новых знаний;



— этап первичной проверки понимания нового материала;



— этап повторения пройденного материала;



— этап обобщения и систематизации новых знаний;



— этап информации о домашнем задании;



-этап подведения итогов в учебной деятельности;



-этап рефлексии учебной деятельности.

Свежие документы:  Конспект урока по Музыке "Музыка объединяет людей" 6 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: