Конспект урока на тему «РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»


Русские народные инструменты.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Тема: Русские народные духовые инструменты (по программе Е. Д. Критской).

Цель: познакомить учащихся с русскими народными духовыми инструментами, историей их создания, тембровой окраской.

Задачи:

— учить определять и различать русские народные духовые инструменты;

— развивать тембровый и ритмический слух учащихся;

— способствовать формированию умения самостоятельного получения информации;

— воспитывать уважение к народным традициям и культуре русского народа.

Оборудование: музыкальный центр, компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, фрагменты музыкальных произведений, музыкальные народные инструменты.

Заранее учащимся даётся задание – провести поиск материалов по теме «Русские народные духовые инструменты».

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.

(Вход в класс под русскую народную песню «Светит месяц»).

Музыкальное приветствие «Добрый день!».


— Ребята, под какую песню вы сейчас зашли в класс?

(Под русскую народную песню.)

— А почему вы так решили?

(Услышали звучание русских народных инструментов.)

— Какие инструменты вы услышали?

(Ответы детей.)

— А теперь я проверю, какие ещё русские народные инструменты вы знаете.


2. Актуализация знаний.

Слайд 1: Кроссворд «Русские народные инструменты».

1) Три струны, три угла

Тронешь струны, музыка слышна.

(балалайка)

2) В руки ты её возьмёшь,

То растянешь, то сожмёшь!

Звонкая, нарядная,

Русская двухрядная.

Заиграет, тронь,

Как зовут её?

(гармонь)

3) Это инструмент в старину помогал стирать и гладить бельё.

(рубель)

4) У него рубашка в складку,

Любит он плясать вприсядку,

Он и пляшет, и поёт –

Если в руки попадёт.

Сорок пуговиц на нём

С перламутровым огнём.

Весельчак, а не буян

Голосистый мой…

(баян)

5) И щи хлебают,

И «барыню» играют.

(ложки)

6) А Садко на них играл

И душевно напевал.

Перебрал он много струн –

Вышел из волны Нептун.

(гусли)

7) Маленькие деревянные пластинки, способные и сыграть, и распугать.

(трещотка)

8) То стучит, то звенит

Что же это звучит?

(бубен)



— Молодцы! С заданием справились.


3. Постановка проблемы.

— А теперь скажите, на какие группы делятся русские народные инструменты?

(Струнные, ударные, духовые, клавишно-духовые.)

Слайд 2.


— А теперь давайте ещё раз посмотрите на кроссворд и скажите, к каким группам относятся перечисленные инструменты? Слайд 3

(Ответы детей.)

— С этими группами инструментов мы уже знакомы.

— А какой группы инструментов у нас не было в кроссворде?

(Духовой группы.)

— Как вы думаете, какая будет тема сегодняшнего урока?

(Русские народные духовые инструменты.) Слайд 4

— А что вы хотели бы знать об этих инструментах?

(Ответы детей.)

— Итак, у нас появились задачи, которые нужно решить в течение урока.

Слайд 5(На экране задачи)

1) Узнать, какие инструменты входят в состав духовой группы;

2) Научиться различать эти инструменты по внешнему виду и тембру звучания.


4. «Открытие» нового.

Слайд 6. Картина М.В. Нестерова «Лель. Весна».

Слайд 7

1) – По преданию на свирели играл сын славянской богини любви Лады – Лель. Он делал себе весной свирель из прутиков берёзы.

Свирель – русский народный духовой инструмент. Представляет собой простую деревянную дудку с разным количеством игровых отверстий (обычно 6).На одном её конце есть свистковое устройство в виде «клюва». Но чаще свирель представлена в виде двух дудок разной длины. Обычно большую держат в правой руке, а малую — в левой. Так один игрок может исполнять двухголосную мелодию.

Изготавливают свирели из орешника, клёна или черёмухи.

(музыкальный пример игры на свирели)


Слайд 8

2) – О следующем музыкальном инструменте нам расскажут ребята, которые подготовили небольшое сообщение.


Пастух выйдет на лужок,

Заиграет во рожок.

Хорошо пастух играет,

Выговаривает.


Рожок – исконно русский инструмент. Рожок представляет собой конической формы прямую трубу с 5 игровыми отверстиями сверху и 1 снизу.

Звук у рожка сильный и пронзительный. Использовался пастухами не только в работе, но и на гуляньях, для веселья. Изготавливают рожок из берёзы, клёна или можжевельника.

(фрагмент «Во кузнице», русская народная плясовая)


Слайд 9

3) – Следующий музыкальный инструмент – жалейка. Как вы думаете, от какого слова произошло его название?

Конечно же, название инструмента жалейка произошло от корня слов «жалеть», «жалость». Жалейка представляет собой деревянную трубку длиной от 10 до 20см. с боковыми отверстиями (от 3 до 7). На нижний конец надет раструб из бересты или коровьего рога. Звук пронзительный, резкий, но жалостливый, плачущий.

(Раструб – плавно расширенный конец основной трубки духового инструмента)

(музыкальный пример игры на жалейке)


Слайд 10

4) Сообщение учащихся.

Свистульки изготавливали в виде птиц, зверей, фантастических существ. Наиболее распространёнными были свистульки – птички. В старину их использовали как магический инструмент для отпугивания нечистой силы, в засуху вызывали дождь, в непогоду – тепло и лучи света.

Изготавливали свистульки из глины, дерева, фарфора. Глиняные свистульки сушат, обжигают, а потом раскрашивают. Деревянные свистульки режутся вручную, как правило, из липы.

(музыкальный пример игры на свистульке)


5. Вокальная работа.

— Какую русскую народную песню мы разучили на прошлом уроке?

(«Как у наших у ворот».)

Исполнение песни.

— А сейчас мы исполним эту песню в сопровождении инструментов ударной группы.

— Обратите внимание, на партах у вас лежат какие-то предметы. Что это?

(«инструменты»)

— Вы сделали ударные инструменты, т.к. это было ваше домашнее задание. Многие из вас с ним справились. Эти инструменты нам сегодня пригодятся.


— 1 ряд играет на бубнах. Послушайте вашу партию.

Слайд 11 (показ учителем)


× ×

Как у наших у ворот

× ×

Муха песенки поёт…


— А теперь вместе со мной.


— 2 ряд играет на ложках. Послушайте вашу партию.

Слайд 12(показ учителем)


× × × ×

Как у наших у ворот

× × × ×

Муха песенки поёт…


— А теперь вместе со мной.


— 3 ряд играет на треугольниках. Послушайте вашу партию.

Слайд 13(показ учителем)



× × ×

Как у наших у ворот

× × ×

Муха песенки поёт…


— А теперь вместе со мной.

— Соединяем бубны и ложки.

— Добавляем треугольники. Я помогаю треугольникам, т.к. их партия чуть сложнее.

— Это была репетиция, а теперь концертное исполнение. Итак — ансамбль ударных инструментов 4 «А» класса с песней «Как у наших у ворот».

Слайд 14.


6. Первичное закрепление.

— Из какой же группы инструментов состоял наш оркестр?

(из ударной)

— А какие ещё есть группы русских народных инструментов?

(ответы детей)

— Все эти группы инструментов входят в состав оркестра русских народных инструментов, который возник в начале 20 века. Слад 15

Слайд 16.Организатором и руководителем первого оркестра стал Василий Васильевич Андреев. Музыкант, композитор и виртуоз-балалаечник. В 1888 году он создал «Кружок любителей игры на балалайках», который позднее стал первым оркестром русских народных инструментов.

— Послушайте звучание оркестра русских инструментов (видео фрагмент).


7. Обобщение урока.

— Что нового узнали на уроке?

(Познакомились с новыми инструментами: рожком, свирелью, свистулькой, жалейкой.)

— К какой группе они относятся?

(К духовой группе.)

Слайд 17

— Назовите эти инструменты.

(ответы детей)

— А чем занимались сегодня на уроке?

(ответы детей)

— Посмотрите, какие задачи мы поставили в начале урока. Мы с ними справились?

(ответы детей)

— Молодцы! Вы очень хорошо сегодня работали, все получают «5». А те, кто сделал инструменты, получают ещё одну оценку.


8. Рефлексия.

Слайд 18

— А теперь посмотрите на экран, перед вами незаконченные предложения. Продолжите их.

Я узнал…

Я научился…

Мне понравилось…

Я хотел бы…


9. Домашнее задание.

Слайд 19

— Составить кроссворд на тему: «Инструменты русского народного оркестра».


— Урок окончен. До свидания.


Выход из класса под русскую народную песню «Калинка».










6


скачать материал


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: