Конспект урока по Музыке «Моя зима» 5 класс


Урок музыки в 5-ом классе по теме «Моя зима»

Цель по содержанию урока: через раскрытие образов зимы в искусстве открыть для себя собственный образ зимы

Задачи:

Образовательные:

  • Раскрыть новые грани взаимодействия литературы и музыки.

  • Показать роль литературного текста при сочинении музыки на примере кантаты Г.Свиридова «Поэма памяти С. Есенина».

  • Понакомить с жанром кантата.

Развивающие:

  • Развивать умение, выявлять единство настроения и образов в произведениях изобразительного искусства и музыкального произведения.

  • Способствовать развитию умения, сравнивать и обобщать.

  • Способствовать развитию воображения учащихся.

  • Продолжить формирование слушательского и исполнительского опыта.

Воспитательные:

  • Средствами музыкального искусства воспитывать у ребят эстетический вкус, уважительное отношение к великой музыке, композиторам, к русскому искусству.

  • Воспитывать чувство любви к природе.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Наглядные средства обучения: мультимедийная презентация, выставка творчески работ учащихся, раздаточный материал.

ТСО: 1) компьютер; 2) мультимедиапроектор.





Ход урока:

Звучит «Вальс снежинок» П.Чайковский из балета «Щелкунчик»

Зима не даром злиться, прошла её пора

Весна в окно стучится и гонит со двора….. (Ф. Тютчев)

У — Каждое время года по своему прекрасно. А какая зима? Расскажите о ней.

(учащиеся читают свои мини-сочинения из д/з.)

У — Она бывает разной.

(показ презентации к песне «Зимний сон»)

У — Какая представлена зима в песне «Зимний сон»? Какие чувства у вас вызвала песня? Охарактеризуйте средства музыкальной выразительности данного произведения?

Д — Мелодия, ритм, темп, динамика, муз. лад, тембр.

У — Давайте посмотрим как вы её увидели ? Какая музыка звучит в вашей душе, когда вы видите свои рисунки?

(показ и обсуждение слайдов-рисунков учащихся на зимнюю тему)

У — Скажите, у всех ли зима одинакова?

Д — Нет.

(Слайд 3.Тема урока «Моя зима»)

У — Скажите, кто из русских поэтов рисовал образ зимы в своих стихах?

Д- Пушкин, Лермонтов, Есенин и др.

(Слайд 3. Пейзаж зимы.)

(Слайд 4.Стихотворение «Поёт зима аукает», портрет С. Есенина)

У — А какой образ зимы дан в стихотворении С. Есенин «Поёт зима аукает»? Мы с вами узнаем, прочитав стих с выразительной интонацией.

(учитель и дети читают стихотворение, текст дан на партах)

У — Какие образы рисует поэт в стихотворении?

Д — Образ зимы, образ воробышек, образ вьюги , образ весны,

У — Какой образ зимы?( суровая, холодная), образ воробышек?(жалостливый, тихий, беззащитный),образ вьюги(страшная, злая), образ весны(тёплый, солнечный, радостный).

У — Чтобы глубже понять смысл стихотворения, прочтём его с показом иллюстраций.

(Текст стихотворения читают все с показом презентации)

У — Картина какой зимы стоит перед нами?

Д — Суровая, печальная, грустная, холодная.

У — С. Есенин много стихов посветил зиме, воспевая её красоту. Специально для песен поэт стихов не писал, но многие из них называл песнями: «Песнь о собаке», «Песня о хлебе», «Песня о великом походе» и др. Его стихам свойственна особая песенность, поэтому поэзия С. Есенина не перестаёт привлекать внимание многих композиторов. Один из них русский композитор Г. В. Свиридов.

(Слайд 5. Г.В. Свиридов )

У — Стихотворение С. Есенина «Поёт зима аукает» легло в основу второй части кантаты Г.В. Свиридова «Поэма памяти С. Есенина».

(Слушание произведения)

Кантата-это многочастное музыкальное произведение для хора, солистов и симфонического оркестра. Родился жанр в 16 веке в Италии, в переводе с итальянского означает «петь».

У — Что изображает музыка?

У — Какие чувства вызвала у вас музыка?

У — Что «рисует» оркестр?

Д- Бурю, метель, птичьи голоса, ветер, вьюгу.

У — Есть ли эпизоды в мажоре?

Д — Да. Светлая надежда — пришла красавица весна.

У — Что «рисует» музыка Г. Свиридова?

Д — Музыка рисует картину зимы, передаёт ощущение снегопада , зимней вьюги, ветра и постепенного наступления затишья.

У — Для того, чтобы понять, какие чувства, настроение хотел передать композитор в произведении, мы проведём творческую работу «Музыканты и художники» по вариантам: 1 вариант – «музыканты», 2 вариант-«художники».

У — «Музыканты» должны в произведении определить средства, которыми композитор создал образ зимы, то есть средства музыкальной выразительности: темп, муз. лад, динамику, охарактеризовать мелодию, а «художники» цветом выразить настроение, музыки и передать своё состояние от её звучания.

У — Пока вы будете работать музыка будет звучать.

(После прослушивания произведения учащиеся защищают свои работы)

(Звучит кантата Г. Свиридов «Поэма памяти С. Есенина», 2 часть «Поёт зима аукает»).

(По желанию учащихся проходит защита творческих работ)

У — Как вы считаете, какой зимний пейзаж больше всего соответствует настроению музыке Г. Свиридова Почему?

(показ 4 зимних слайдов-пейзажей, обсуждение ответов учащихся)

У — А в какой песне, которую знаете вы, воспевается образ зимы?

Д — «Зимний сон».

(исполнение песни, возможно разучивание 2 куплета)

Обобщение:

(Слайд . Домашнее задание. )

Творческое задание домашнее:

У — Как вы понимаете тему нашего урока? Что значит: моя зима? Дома написать эссе-размышление, где раскрывается образ именно ВАШЕЙ зимы, той, которая значима и понятна только вам. Что в ней для вас главное?

Сочинить небольшую мелодию на стихи о зиме.

Нарисовать музыку Г. Свиридова «Поёт зима, аукает».

Составить кроссворд по теме урока.

У — Вы хорошо сегодня поработали (выставление оценок)

Под какую музыку, которая звучала сегодня на уроке, вы хотели бы выйти из класса? Я надеюсь, что вы будите любить музыку и душой и сердцем!























Свежие документы:  Сценарий "В гостях у мажора и минора"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: