КТП музыка 1 класс


Музыка

  • В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, учебник «Музыка»: 1 класс, — Баласс.

  • О.В.Кузьмина, В.О.Усачева, Л.В.Школяр «Музыкальное искусство: Блокнот для учащихся 1 класса образовательных учреждений,-Баласс


урока

Дата


Тема урока

Тип урока

Элемент содержания

Планируемые результаты

научится

Получит возможность

научиться

Тема полугодия первого: «Музыка вокруг нас».

1.

7.09

«И Муза вечная со мной!»

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. (Урок-путешествие)

Истоки возникновения музыки, рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния.

Муза – волшебница, добрая фея, раскрывающая перед школьниками чудесный мир звуков, которыми наполнено все вокруг. Композитор – исполнитель – слушатель.

  • П.И.Чайковский «Па-де-де» из балета «Щелкунчик»

  • Д.Кабалевский «Песня о школе».

  • И.Якушенко «Пестрая песенка»

— размышлять об истоках возникновения музыкального искусства.

— правилам поведения на уроке музыки. Правилам пения.

— наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы;

с назначением основных учебных принадлежностей и правилами их использования

— обогащение индивидуального музыкального опыта;

— пониманию истоков музыки и ее взаимосвязи с жизнью;

— расширять музыкальный кругозор и получит общие представления о музыкальной жизни современного социума;

— воспринимать учебный материал небольшого объема со слов учителя, умение внимательно слушать

2

14.09

Хоровод муз.

Комбинированный урок.

(Урок- экскурсия)

Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.

Знакомство с понятием “хор”, “хоровод”, с музыкой, которая в самых различных жизненных обстоятельствах становится частью жизни.

  • р.н.п. «Во поле береза стояла»

  • греческий танец «Сиртаки»

  • молдавская хороводная песня-пляска «Хора».

— музыка объединяет музыкальные образы разных стран и народов;

использовать музыкальную речь, как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках.


— узнавать на слух основную часть музыкальных произведений;

передавать настроение музыки в пении;

— выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку;

— давать определения общего характера музыки.

3

21.09

Повсюду музыка слышна.

Комбинированный урок.

(Урок — игра)

Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Истоки возникновения музыки.

Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Показать, что каждое жизненное обстоятельство находит отклик в музыке. Знакомство с народными песенками-попевками. Определение характера, настроения песенок, жанровой основы.

Ролевая игра «Играем в композитора»,

Сочинение мелодии и исполнение песен-попевок.

определять характер, настроение, жанровую основу песен-попевок;

— принимать участие в элементарной импрови-зации и исполнительской деятельности.

— выражать собственные мысли,

настроения и чувства с помощью

музыкальной речи в пении, движе-нии, игре на инструментах;

— приобретать (моделировать) опыт

музыкально- творческой деятель-ности через сочинение, исполнение, слушание;

— исполнять, инсценировать песни.


4

28.09

Душа музыки – мелодия.

Урок обобщения и систематизации знаний.

(Урок-путешествие)

Песня, танец, марш. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия).

Мелодия – главная мысль любого музыкального сочинения, его лицо, его суть, его душа. Опираясь на простые жанры – песню, танец, марш выявить их характерные особенности.

П.Чайковский:

  • «Сладкая греза», «Вальс»,

  • «Марш деревянных солдатиков».

— понимать термины: мелодия и аккомпанемент. Что мелодия – главная мысль музыкального произведения.

выявлять характерные особенности жанров: песни, танца, марша;

— определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш);

— откликаться на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками.

— определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях;

эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление;

— эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление.

5

5.10

Музыка осени.

Комбинированный урок

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке.

  • П.И.Чайковский «Осенняя песнь»

  • Г.Свиридов «Осень»

  • В.Павленко «Капельки»

  • Т.Потапенко «Скворушка прощается»

различать тембр музыкального инструмента – скрипки и фортепиано;

— выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку;

— осмысленно владеть способами певческой деятельности: пропевание мелодии, проникнуться чувством сопричастности к природе, добрым отношением к ней.

— участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов

6

12.10

Сочини мелодию.

Урок закрепления нового материала.

Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Региональные музыкально – поэтические традиции.

Развитие темы природы в музыке. Овладение элементами алгоритма сочинения мелодии. Вокальные импровизации детей. Ролевая игра «Играем в композитора». Понятия «мелодия» и «аккомпанемент».


— проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость;

ориентироваться в музыкально- поэтическом творчестве, в многооб-разии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки;

ценить отечественные народные музыкальные традиции;

— найти нужную речевую интонацию для передачи характера и настроения песенки на стихи А.Барто «Золотая осень» и песенки «Дождь идет»;

— владеть элементами алгоритма сочинения мелодии;

— самостоятельно выполнять упражнения;

— владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий.

7

19.10

«Азбука, азбука каждому нужна…»

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки.

Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Увлекательное путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту.

  • Д.Кабалевский «Песня о школе»

  • А. Островский «Азбука»

— моделирования опыта музыкально-творческой деятельности;

— понимания истоков музыки и ее взаимосвязи с жизнью;


— участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы и анализе условий учебной задачи;

— взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом и роль музыки в отражениях различных явлениях жизни;

8

26.10

Музыкальная азбука.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки.

Запись нот — знаков для обозначения музыкальных звуков.

Музыкальная азбука – взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом. Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. В. Дроцевич «Семь подружек»

  • «Нотный хоровод»

— узнавать изученные произведения, участвовать в коллективном пении, исполнение ритма, изображение звуковы-сотности мелодии движением рук.

— Ориентироваться в нотном письме

как графическом изображении типичных интонационных оборотов

(вопрос — ответ, выразительные и

изобразительные интонации и др.)

9

9.11

Обобщающий урок 1 четверти.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.


Музыка и ее роль в повседневной жизни человека.

Исполнение песен. Игра «Угадай мелодию» на определение музыкальных произведений и композиторов, написавших эти произведения.


определять на слух знакомые жанры: песня, танец, марш, смысл понятий «композитор-исполнитель-слушатель»,

узнавать изученные музыкальные произведения, выказывать свое отношение к различным музыкальным сочинениям, явлениям, создавать собственные интерпретации, исполнять знакомые песни.

— реализовывать творческий потенциал, осуществляя собствен-

ные музыкально — исполнительские замыслы в различных видах деятельности;

— задавать вопросы;

— отвечать на вопросы;

— умение выражать свои мысли.


10

16.11

Музыкальные инструменты.

Урок изучения и закрепления новых знаний.


Народные музыкальные традиции Отечества. Русские народные музыкальные инструменты. Региональные музыкальные традиции.

Музыкальные инструменты русского народа – свирели, дудочки, рожок, гусли. Внешний вид, свой голос, умельцы-исполнители и мастера-изготовители народных инструментов. «Полянка» (свирель),

  • «Во кузнице» (рожок),

  • «Как под яблонькой» (гусли)

  • «Пастушья песенка» (французская народная песня)

ориентироваться в музыкально поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России;

находить сходства и различия в инструментах разных народов.

— название русских народных инструментов – свирель, гусли, рожок и их внешний вид, своеобразие их интонационного звучания, народные инструменты Ямала.

распознавать духовые и струнные инструменты, вычленять и показывать (имитация игры) во время звучания народных инструментов, исполнять вокальные произведения без музыкального сопровождения.

11

23.11

«Садко». Из русского былинного сказа.

Комбинированный урок


Наблюдение народного творчества

Знакомство с народным былинным сказом “Садко”. Знакомство с жанрами музыки, их эмоционально-образным содержанием, со звучанием народного инструмента — гуслями. Д.Локшин «Былинные наигрыши» — (гусли)

  • Н.А.Римский-Корсаков «Заиграйте, мои гусельки», «Колыбельная Волховы» из оперы «Садко»

внимательно воспринимать информацию;

внимательно слушать музыкальные фрагменты и находить характерные особенности музыки в прозвучавших литературных фрагментах;


— различать жанры народных песен – колыбельные, плясовые, их характерные особенности;

— определять на слух звучание народных инструментов;

— воплощения собственных мыслей, чувств в звучании голоса и различных инструментов;


12

30.11

Музыкальные инструменты.

Урок изучения и закрепления новых знаний.



Музыкальные инструменты.

Сопоставление звучания народных инструментов со звучанием профессиональных инструментов: свирель — флейта, гусли – арфа – фортепиано.

  • И.С.Бах «Шутка»

  • К.Глюк «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика».

  • Л.Бетховен «Пасторальная симфония» (фрагмент)

— сопоставлять звучание народных и профессиональных инструментов;

— выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку;

— определять названия профессиональных инструментов – флейта, арфа, фортепиано, выразительные и изобразительные возможности этих инструментов;

— передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки.

13

7.12

Звучащие картины.

Комбинированный урок.



Музыкальные инструменты. Народная и профессиональная музыка.

Расширение художественных впечатлений учащихся, развитие их ассоциативно-образного мышления на примере репродукций известных произведений живописи, скульптуры разных эпох. К.Кикта «Фрески Софии Киевской»

  • Л.Дакен «Кукушка»

сопоставлять народные и профессиональные инструменты, их своеобразие и интонационное звучание, сходства и различия.


— узнавать музыкальные инструменты по изображениям, участвовать в коллективном пении, вовремя начинать и заканчивать пение, слушать паузы, понимать дирижерские жесты;

— самостоятельную музыкальную творческую деятельность;


14

14.12

Разыграй песню.

Комбинированный урок.



Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки — движение музыки. Развитие музыки в исполнении.

Развитие умений и навыков выразительного исполнения детьми песни Л.Книппера «Почему медведь зимой спит».

— планировать свою деятельность;

выразительно исполнять песню и составлять исполнительский план вокального сочинения исходя из сюжетной линии стихотворного текста, находить нужный характер звучания, импровизировать «музыкальные разговоры» различного характера.

— учащиеся могут оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий;

— оценивать собственную музыкально -творческую деятельность


15

21.12

Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

Народные музыкальные традиции Отечества. Народное музыкальное творчество разных стран мира.

  • «Тихая ночь» — международный рождественский гимн

  • «Щедрик»- украинская народная колядка

  • «Все идут, спешат на праздник» — колядка

  • С.Крылов — «Зимняя сказка»

приобретать (моделировать) опыт музыкально-творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание.


— учащиеся могут оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий;

— образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции, праздники – Рождество, названия рождественских песнопений — колядки.


16

28.12

Добрый праздник среди зимы. Обобщающий урок 2 четверти.

Комбинированный урок.



Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о музыкальном жанре – балет.

  • «Марш»

  • «Вальс снежных хлопьев»

  • «Па- де-де»

  • «Зимняя песенка»А.Бердыщев

понимать степень понимания роли музыки в жизни человека.

узнавать освоенные музыкальные произведения, — — давать определения общего характера музыки;

— накопления музыкально-слуховых представлений и воспитания художественного вкуса;

— учащиеся могут оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий;

— реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально исполнительские замыслы в раз личных видах деятельности;


Тема второго полугодия: «Музыка и ты»

17

18.01

Край, в котором ты живешь.

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Сочинения отечественных композиторов о Родине.Региональные музыкальные традиции

  • А.Шнитке — «Пастораль»

  • Г.Свиридов – «Пастораль»

  • В.Алексеев «Рощица»

  • А.Бердышев «Приезжайте в тундру»

— понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации; названия изученных произведений и их авторов;

оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.


выказывать какие чувства возникают, когда поешь о Родине, различать выразительные возможности – скрипки;

— воплощения собственных мыслей, чувств в звучании голоса и различных инструментов;

— использовать музыкальную речь

как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках.



18

25.01

Художник, поэт, композитор.

Урок обобщения и систематизации знаний.


Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Средства музыкальной выразительности.

Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу – саму жизнь. И. Кадомцев « Песенка о солнышке, радуге и радости»

  • И.Никитин «Вот и солнце встает»

— понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации; названия изученных произведений и их авторов;





воспринимать художественные образы классической музыки, расширять словарный запас, передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки, ритмическая и интонационная точность во время вступления к песне.

— получения эстетического наслаждения от восприятия музыки, от общения с миром искусства.

19

1.02

Музыка передаёт характер сказочных героев.


Показать способность музыки описывать характер сказочных героев.

В.Кикта «Баба Яга» (песенка-дразнилка), «Баба Яга», обработка М.Иорданского, «Деревянный поезд» из сборника Г.Ванагайте «Мы и игрушки».

Знать наиболее популярные в России музыкальные инструменты. Узнавать по изображениям рояль, пианино, скрипку, флейту, арфу. Народные инструменты: гармонь, баян, балалайка.

— воплощать выразительные и изобразительные особенности музыки в исполнительской деятельности.

— применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности.


20

8.2

Музы не молчали.


Показать способность музыки воспевать силу и храбрость русских солдат.

«Вспомним, братцы , Русь и славу», «Славны были наши деды», «Соловьи» В.Соловьёв-Седой, «Богатырская симфония» А.Бородин (фрагмент ч.1).

Умение увидеть в музыке отважных, сильных богатырей.

— определять характер музыки и передавать ее настроение, описывать образ русских воинов, сопереживать музыкальному образу,

— передачи музыкальных впечатлений на основе приобретенных знаний;


21

15.02

Русские обряды – масленица.


Показать закономерное обновление жизни и природы, выражение этих состояний в музыке.

«Служил я хозяину», «Весна-красна, на чём пришла?», «Едет масленица», «Блины» — русские народные песни.

Знать образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды). Уметь исполнять народные песни.

— воплощать выразительные и изобразительные особенности музыки в исполнительской деятельности.

— применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности.

— передавать в собственном испол_

нении (пении, игре на инструмен_

тах, музыкально_пластическом дви_

жении) различные музыкальные

образы.

22

29.02

Природа просыпается. Весна в музыке.


Показать способность музыки изображать просыпающуюся природу Э.Григ «Весной», П.Чайковский «Песня жаворонка», «Ой, бежит ручьем вода» (украинская народная песня в обработке К.Волкова, русский текст Н. Френкель), З.Левина «Кап-кап».

Проявлять навыки вокально-хоровой деятельности. Умение вовремя начинать и заканчивать песни.

— формирования отношения к творчеству и искусству как созиданию красоты и пользы;

— выражать собственные мысли,

настроения и чувства с помощью

музыкальной речи в пении, движении, игре на инструментах;


23

7.03

Музыка и стихи о маме.


Сопоставить поэзию и музыку В.Орлова, Г. Гладкова, М. Кажлаева и подвести детей к выводу: благодаря напевности, плавности поэту и композитору удалось передать слушателям и читателям чувство покоя, нежности.

Г.Гладков «Колыбельная», М.Кажлаев «Колыбельная» (из «Детского альбома»), Е.Соколова «Сегодня мамин день», муз. А.Филиппенко, ст. Т.Волгиной «Весенний вальс».

Услышать в музыке урока: тепло, нежность, ласку, доброту и чувство покоя.

— воплощать выразительные и изобразительные особенности музыки в исполнительской деятельности.

— применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности.

— передавать в собственном испол_

нении (пении, игре на инструмен_

тах, музыкально_пластическом дви_

жении) различные музыкальные

образы.

24

14.03

Мелодии и краски пробуждающейся природы в жизни человека.


Показать обновление жизни и природы, выражение этих состояний в музыке.

Р.Шуман «Весёлый крестьянин», Э. Григ «Халлинг», муз. В.Николаева, сл. Н.Алпаровой «Песня ручья», муз. Я.Дубравина, ст. Е.Руженцева «Капли и море», муз. В. Усачёва, сл. Э.Мошковской «Жила-была работа».

Умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить текст при исполнении.

— участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов

25

21.03

Как можно «услышать» музыку? В детском музыкальном театре (балет).


Способствовать осознанию учащимися, что для композитора сочинять музыку – это значит полноценно прожить жизнь. C.С.Прокофьев «Гавот» (из «Классической симфонии»), «Танец Шутиных дочерей» (из «Сказки про шута, семерых шутов перешутившего»), «Девушки с лилиями» (из балета «Ромео и Джульетта»).

Умение создавать свою импровизацию на услышанную тему. Ярко представить все характеры, cобытия, танцевальные движения.

— участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов

26

4.04

В детском музыкальном театре (опера).


Познакомить детей с оперой и правилами поведения в театре. C.Прокофьев. Опера «Великан».

Усвоение правил поведения в оперном театре.

— накопления музыкально-слуховых представлений и воспитания художественного вкуса;

— расширения музыкального кругозора и получения общих представлений о музыкальной жизни современного социума;


27

11.04

Легко ли стать музыкальным исполнителем ? (Симфония).


Помочь учащимся осознать, что музыка существует только в человеке благодаря его фантазии, способности слышать, чувствовать, оценивать. И.Гайдн «Детская симфония» (ч.1), муз. И.Завалишина, сл. И.Андреевой «Музыкальная семья».

Усвоение знаний о том, что такое музыкальный театр, артисты, оркестр, дирижёр. Знать, что такое опера, балет, хор, солисты.

— приобретать (моделировать) опыт

музыкально — творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание.

продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью

28

18.04

Русские народные инструменты.


Познакомить с тембрами народных инструментов (гармошка, баян, балалайка, бубен, рожок, ложки). В.Агафонникова «Музыкальные загадки», муз. Г.Левкодимова, ст.Э.Костиной «Весёлые инструменты», «Саратовская гармоника», «Во кузнице» (трио рожечников), «Плясовые наигрыши» (береста, ложки, гусли, жалейка), «Пойду ль я, выйду ль я» (балалайка, баян).

Сравнивать звучание музыкальных инструментов, узнавать музыкальные инструменты по внешнему виду и по звучанию, имитационными движениями изображать игру на музыкальных инструментах.

— сопостовлять внешний вид, тембр, выразительные возможности музыкальных инструментов — лютня, клавесин, гитара.

29

25.04

На концерте.


Познакомить с правилами поведения на концерте, жанром «концерт». А.Шнитке «Rondo» (из Concerto grosso» №1), муз. В.Шаинского, сл. Э.Успенского «Голубой вагон».

Концерт, исполнитель. Правила поведения на концерте.

— через различные формы деятельности систематизировать словарный запас детей.

— передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении.

30

2.05

Музыкальная прогулка по выставке.


Способствовать формированию восприятия музыки как картины, изображенной при помощи определённых знаков.

М.Мусоргский «Картинки с выставки» (фрагменты «Богатырские ворота», «Балет невылупившихся птенцов», «Избушка на курьих ножках»), муз. Е.Тиличеевой, сл.А.Гангова «Догадайся, кто поёт».

Усвоение понятий музыкальность, мелодия.

— накопления музыкально-слуховых представлений и воспитания художественного вкуса;

— расширения музыкального кругозора и получения общих представлений о музыкальной жизни современного социума;


31

16.05

Легко ли стать музыкантом?


Способствовать осознанию учащимися необходимости учиться быть музыкантом (композитором, исполнителем, слушателем).

И.Бах «Прелюдия и фуга До-мажор», муз. В.Дементьева, сл. И. Векшегоновой «Необычный концерт».

Главный критерий — артистизм

— формирования отношения к творчеству и искусству как созиданию красоты и пользы;


32

23.05

Что значит услышать музыку?


Обобщение темы года. Знать как можно услышать музыку и что это значит?

Ф.Шуберт «К музыке», Г.Струве «Музыка», сл. И.Исаковой, И.-С.Бах «Прелюдия До-мажор».

Музыка обогащает наши знания о мире и о человеке.

— оказывать помощь в организации ипроведении школьных культурно массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально — творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотеку)


Количество часов в год – 32 ч

Количество часов в неделю – 1 ч

Свежие документы:  СТАТЬЯ по теме « Использование игровых технологий при формировании музыкального тезауруса в классе общего фортепиано»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: