Музыкальная азбука для 6 класса


Музыкальная азбука

Подготовлено учителем музыки Добрыдневой С.С.

Форма: музыкальное мероприятие для 6 классов

Цели:

  • способствовать обобщению теоретических знаний по музыке через игру и общение «ученик-ученик»;

  • содействовать созданию условий для исполнительской деятельности учащихся, использования информационных технологий;

  • продолжать развивать интерес учащихся к музыкальному искусству, расширять их кругозор в мире искусств, развивать творческие способности.

Оснащение : компьютер, проектор, музыкальные инструменты: баян, аккордеон, фортепиано, синтезатор, народные ударные; ноты, аудиозаписи, магнитофон, костюмы для исполнителей.

Ход мероприятия

Ведущий

— Добрый день, дорогие друзья, уважаемые гости!

Трудно представить себе современного человека, не увлекающегося какой-нибудь рок-группой, не спорящего о преимуществах и недостатках того или иного музыкального стиля или направления. Разбираться в музыке стало модно и даже престижно, да просто необходимо, чтобы не прослыть невеждой.

И сегодня я приглашаю вас в нашу Филармонию. Знаете ли вы, что такое Филармония?.. это музыкально – просветительная организация. И поскольку вы – дети, то у нас будет детская Филармония. И сегодня нас ждёт необычный концерт.

Почему необычный? Потому, что вы, юные музыканты, будете на нём и зрителями, и слушателями, и исполнителями одновременно.

Итак, с чего же начать?.. Начнём, пожалуй, как всегда, с азбуки, не простой, а музыкальной. Сегодня мы перелистаем её страницы и окунёмся в удивительный волшебный мир звуков, мир сказочный и чудесный, мир прекрасной музыки. И как любая азбука, наша музыкальная азбука начинается с буквы А. что у нас на букву А?

Аккордеон.

Представляете, этот сравнительно молодой (ему чуть более 100 лет) клавишно-духовой инструмент – дальний родственник величественного органа. В исполнении учащегося-аккордеониста вы услышите песню Александры Пахмутовой «Старый клён».

Следующее слово Ансамбль

Играть в ансамбле не только интересно, но и трудно. Нужно думать, представлять, чувствовать одинаково. Ведь «ансамбль» в переводе с французского означает «Вместе».

Сейчас для вас ансамбль народных инструментов исполнит русскую народную песню «Во саду ли, в огороде».


Звучит пьеса в исполнении ансамбля.

Буква Б.

Ещё один музыкальный инструмент, по виду брат аккордеону, да только кнопки его выдают! Свой название он получил от знаменитого древнерусского певца-сказителя Бояна! И звать его… (баян).

В исполнении Данильченко вы услышите на баяне известную украинскую народную песню, рассказывающую ещё об одном музыкальном инструменте, угадываете каком? (показывает картинку с изображением бандуры)? Песня «Бандура»

Звучит песня «Бандура» .

Ярко зал весь засверкал,

Приглашает всех на бал,

Попрошу ответить вас,

Что за танец этот… (вальс).

Следующая буква в нашей музыкальной азбуке – буква В.

Вальс

Нежный и печальный, изящный и обаятельный… Даже не верится, что когда-то этот танец был под запертом, его считали безнравственным. Виданное ли дело, чтобы кавалер при всех обнимал барышню за талию и прижимал к себе? Ужасно! В Вене в начале 19 века запрещалось танцевать вальс более 10 минут. А в России было опубликовано полицейское предписание, запрещающее «употребление пляски, вальсом именуемой».

Вот так-то… Но не смотря на все запреты, вальс быстро распространился по всей Европе и в 19-20 веках стал самым популярным танцем. Кажется, нет композитора, который не сочинил бы вальс. Шопен и Шуберт, Глинка и Чайковский и многие- многие другие. Сегодня вы услышите вальс замечательного русского композитора Георгия Васильевича Свиридова и увидите как его танцуют наши ребята!

Исполняется вальс. Свиридова из драмы «Метель»

А это что за чудеса?

В лесу мы слышим голоса,

Ребята у костра сидят,

Поют и на неё глядят.

Чтобы она вдруг зазвучала,

Щипни струну ты для начала.

А струн бывает 7 иль 6,

Её достоинств нам не счесть.

Всем под неё легко поётся,

Скажите, как она зовётся?

(гитара).

Исполняется аудиозапись песни Жанны Бичевской «Россия »

Сейчас вы услышите музыкальную загадку. Отгадайте, какой музыкальный инструмент звучит?


Исполняется р.н.п. « Во кузнице» в исполнении жалейки.

На доске, как в поле чудес, закрыты буквы названия данного инструмента. Отгадываем по буквам.

Это была буква Ж. жалейка

? – Что вы знаете об этом музыкальном инструменте?

Следующая музыкальная загадка. Скажем только, что мы с вами благополучно добрались до буквы И нашей музыкальной азбуки.

Исполняется фрагмент видеосюжета из оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин»

Вопросы

  1. какой музыкальный жанр представлен?

  2. как называется произведение?

  3. кто его автор?

Следующая страница нашей азбуки – это буква К. Караоке.

Нужно ли объяснять, что означает это слово? (слушаем объяснение детей)

Давайте продемонстрируем в реале пение Караоке.

Исполняется песня под Караоке желающими из числа учеников.

Следующая страница нашей азбуки – это буква Л. Посмотрите ещё одну музыкальную загадку.

Исполняется видеофрагмент балета П.Чайковского «Лебединое озеро»

Вопросов всего два.

  1. каким образом фрагмент связан с буквой «Л»?

  2. кто автор этого замечательного произведения?

Семь ребят на лесенке

Заиграли песенки… (ноты).

— Что такое, эти ноты?

— Для чего они предназначены?

— Какие вы знаете ноты?

Наверно, вы уже догадались, что следующие буквы азбуки нам не разделить: М и Н. Музыка и ноты. Понятия эти неразделимы. Предлагаем вам компьютерную игру с нотами и музыкальными инструментами.

Проходит игра «Музыкальное лото»

В кассе мы билет купили

И вчера в театр ходили.

Мы во все глаза глядели!

Весь спектакль артисты пели.

Слаженно оркестр играл,

От певцов не отставал.

Мы в ладоши хлопали,

Все мы любим … (оперу).

Как вы правильно понимаете, очередь за буквой О. Опера.

Предлагаем вам разгадывание ребусов, ответом которых будут названия опер.

Разгадывание ребусов, в то время, как идёт речь о следующей букве.

Я ваша подруга,

Я ваша попутчица

В пути без меня

Ничего не получится.

Со мною, друзья,

Вам всегда интересно.

Узнали кто я?

Ну, конечно же… (песня).

Итак, переходим к следующей странице. Буква П. Песня.

«Песня – душа народа», слышим мы от музыкантов. Одним из трёх китов, на которых держится вся музыка, называл песню Дмитрий Борисович Кабалевский. Очень разные бывают песни. Например, народные, у которых нет определённого автора. Массовые песни, посвящённых значительным событиям в стране: революционные, военные, исторические, патриотические. В последние годы большое распространение получили эстрадные песни – те, которые поются профессионалами с эстрады. Один из главных секретов могущества песни – её простота. Даже о самых серьёзных вещах: о любви и дружбе, о верности и предательстве, о героических подвигах и больших городах – песня умеет говорить простыми словами, соединёнными с несложной, легко запоминающейся мелодией. Песня – дитя музыки и поэзии.

Исполняется песня под фонограмму «Букет»

Буква Р. Романс.

Многие считают, что романс – это та же песня. На самом деле – это не столько песня, сколько пьеса для голоса с инструментальным сопровождением. Зарождение русского романса началось во второй половине 18 века. Своим происхождением романс обязан русской песне и вначале мало от неё отличался. Его исполняли в помещичьем кругу, дворянских домах под фортепиано. Но особенно популярным романс стал с появлением семиструнной гитары. Романс и гитара стали единым целым.

И всё же родина романса— не Россия, а Испания. Именно здесь в 13-14 веках странствующие поэты-певцы создали музыкальный жанр—романс, от испанского «романсе», означающий «романский», т.е. исполняемый на романском, испанском языке. В Испании выходили сборники романсов— «Романсеро». В них рассказывается о дружбе, любви, неразделённом чувстве, ревности, разлуке, красоте родной природы, тоске по Родине.

Для сидящих в этом зале школьников, прозвучит «Школьный романс» русского композитора Евгения Крылатова.

Исполняется «Школьный романс»

Движенья плавные смычка

Приводит в трепет струны.

Мотив звучит издалека,

Поёт про ветер лунный.

Как ясен звуков перелив,

В них радость и улыбка,

Звучит мечтательный мотив.

Играет нежно… (скрипка).


У нас в гостях сама Царица оркестра! Удивлены? Напрасно, ведь именно ей, маленькой скрипке, был дан почётный эпитет. Сейчас трудно поверить, что когда-то скрипка считалась инструментом грубым, отвечающим лишь вкусам простонародья, что ей пришлось завоёвывать и утверждать своё право на место в серьёзном искусстве. Во второй половине 17 века разыгрывается даже своеобразная борьба между противниками и сторонниками скрипки. Первые называли скрипку «вульгарной», «инструментом толпы», вторые считали её «наиболее совершенным и превосходящим из всех инструментов». Победили, как вы уже догадались, вторые.

Часто голос скрипки сравнивают с человеческим: она также может петь, плакать, говорить. Много прекрасной музыки написано для скрипки. Сейчас, в преддверии грядущего юбилея Антонио Вивальди (ему 4 марта – 330 лет от рождения) вы услышите фрагмент Концерта «Времена года» в современной обработке.

Исполняется видеофрагмент концерта Вивальди (видеоклип французского квартета «Bond»)

Буква Т. Танец.

Каких только танцев нет на свете! А какие вы знаете танцы?

Сначала простейшие телодвижения совершали первобытные охотники у родового костра, как бы рассказывая о произошедших на охоте событиях. Позже, поклоняясь духам природы, наши далёкие предки исполняли магические ритуальные танцы под звуки барабанов, трещоток и других музыкальных инструментов. Таким образом, танец всегда связан с музыкой. В танцах, как и в песнях, отразились различные стороны жизни, характер и темперамент народа. Знает ли, какой танец был самым популярным в ушедшем ХХ веке? Это – ТАНГО, которое ведёт своё начало от старинного испанского танца стиля «фламенко». Медленное и страстное, полное пьянящего чувства и таинственности, танго любимо и сегодня. Итак, звучит нестареющее танго!

Исполняется танец танго.

Форте—громко,

Пиано—тихо.

Кто наигрывает мне?

Без ошибки, без изъяна

Ну, конечно… (фортепиано).

Буква Ф. Фортепиано.

Судьба этого замечательного инструмента очень напоминает судьбу человека. Далёким предком фортепиано является однострунный инструмент монохорд. Шли годы и столетия. Инструмент менял форму, размеры, количество струн, окраску звучания. В 1711 году итальянский мастер Бартоломео Кристофори изобрёл новый инструмент, в котором при нажатии клавиши молоточек ударял по струнам. Мастер назвал своё творение «фортепиано»(громко-тихо)

Исполняется Прелюдия Иоганна Себастьяна Баха

Буква Х.

С танго и романсом, корни которых происходят из Испании, мы уже знакомы. Но видимо, судьба легла так, чтобы мы сегодня познакомились с ещё одним произведением, синтезом музыки и танца. Это Хабанера, которую французский композитор Жорж Бизе вложил в уста искромётной цыганки Кармен. Это и испанский танец, исполняемый при помощи кастаньет.

Исполняется видеосюжет из оперы Ж.Бизе «Кармен»

Буква Ч. Сразу вспомним о шуточных четверостишиях, исполняемых под аккомпанемент народных инструментов: гармони, балалайки, баяна. Что же это? Конечно, частушки!

Исполняются частушки под аккомпанемент баяна и ударных инструментов.

Не знаю, заметили ли вы, что музыкальных загадок давно не было? Так вот вам очередная загадка. Заодно, наверно и поймёте о какой букве пойдёт речь.

Исполняется номер Шехерезады: муз фрагмент сюиты Римского-Корсакова «Шехерезада»+ инсценировка со словами.

Конечно, буква Ш. Шехерезада.

Кстати, знаете ли вы, что в этом году исполнится ровно 100 лет, как в России не стало автора этого замечательного произведения? Разговор о русском композиторе Николае Андреевиче Римском-Корсакове.

Проше внимания, последняя музыкальная загадка!

Исполняется видеосюжет мюзикла «Нотр-дам де Пари»

Узнали сюжет? Тогда дайте ответы на вопросы.

  1. какой музыкальный жанр представлен? (Мюзикл, эстрадный муз.спектакль)

2.название произведения. («Нотр-дам де Пари»


3.Как звали главную героиню мюзикла?

Теперь вы догадались, с какой буквой мы имели дело?

В завершении нашего концерта, как и положено в азбуке, мы будем говорить о последней букве. Это буква Я. На эту букву в этом кабинете находится музыкальный инструмент, изготовленный фирмой из далёкой и экзотической страны Японии. Фирма называется ЯМАХА.

Исполняется песня «Где музыка берёт начало?» композитора Евгения Крылатова под аккомпанемент синтезатора фирмы ЯМАХА.



Использована литература:

«Классный руководитель»№3, 2003 г.

«Прекрасное далёко», сборник песен Е.Крылатова;

«Русские народные песни», сборник песен/Москва/ «Музыка»/1987г;

Клипы:

Фрагмент концерта А.Вивальди в исполнении квартета «Bond»

Фрагмент мюзикла «Нотр-Дам»

«Энциклопедия классической музыки», СD-диск

6


Свежие документы:  Урок литературного чтения и музыки «Война в творчестве В. Высоцкого» 3 Класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: