Открытый урок по фортепиано «Корректировка исполнительского аппарата у младших школьников»


муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей города Новосибирска

«Детская школа искусств «Гармония»



Ефремова Елена Сергеевна

МБОУ ДОД ДШИ «Гармония»

Открытый урок по фортепиано
«Корректировка исполнительского аппарата у младших школьников»

Цель урока:

  • Развитие и активизация творческого отношения учащегося в работе над освоением технических навыков

Задачи урока:

  • Освоение игровых навыков на фортепиано (приемы технического развития);

  • Освоение применения технических формул в сочетании с работой над художественным исполнением.

  • Воспитывать творческое отношение к работе над техническим развитием

  • Формировать умение ученика работать с дополнительным материалом

  • Развивать самостоятельность в работе над техническими формулами в музыкальных произведениях

Тип урока: урок- обобщение и закрепление полученных знаний, навыков

Методы урока:

  • словесный;

  • практический;

  • игровой.

План урока:

1. Организационный момент

2. Вступительное слово преподавателя

3. Работа над упражнениями

4. Заключение

Оборудование: фортепиано, ноты.

Ход урока:

Организационный момент.

Сообщение темы, целей урока.

Вступительное слово преподавателя.

Этот урок я хочу посвятить вопросу освоения технических навыков учащимися второго года обучения.

Много литературы написано о развитии всех видов фортепианной техники – так называемой мелкой техники, аккордовой, техники двойных нот и так далее. Но вся база возможностей любого музыканта начинается с первых занятий на инструменте. На каком материале воспитывать технику ученика? Следует ли пользоваться для этой цели только материалом художественных произведений или, так называемым, тренировочным материалом (упражнениями и этюдами)?

Авторы наилучших фортепианных этюдов и упражнений – Черни, Крамер, Клементи и др. – находили обобщенные, сконцентрированные технические формулы, освоение которых помогает овладеть различными вариантами этих формул в художественных произведениях. Воспитание же техники на одном лишь материале художественных произведений приводит к необходимости в каждом новом произведении вновь изучать эти формулы раз за разом, превращая художественные произведения в некое подобие этюдов.

В воспитании техники большое значение имеет систематичность приобретения навыков. В то время как этюды и упражнения позволяют провести эту систематичность, приобретение технических приёмов на одних лишь пьесах лишает педагога возможности развивать технику ученика в стройном и последовательном порядке. Но стоит сразу сделать одну существенную оговорку: тренировочный материал только в том случае приносит действительную пользу, если приобретённые технические навыки применяются в художественных произведениях.

Конечно, для развития всех видов техники музыканты часто обращаются к упражнениям. Но как приучить ребёнка осмысленно заниматься с упражнениями? Как привить любовь начинающего музыканта к этой кропотливой работе?

С первых уроков с начинающим учеником осуществляется работа над прикосновением к клавиатуре, ощущением работы всего механизма звукоизвлечения при контакте подушечки пальца с клавишей. С этого момента начинается работа над осмысленным прикосновением – над художественной техникой.

Я в своей работе сразу ставлю эту задачу, так считаю необходимым, чтобы любое освоенное учеником упражнение можно было применить в художественных произведениях.

Сегодня я хочу представить свою работу над упражнениями для развития мелкой техники и познакомить слушателей со сборником ежедневных упражнений для юных музыкантов, сочиненных английской пианисткой и педагогом Эдной Майе Барнем. Упражнения из этого сборника легко усваиваются детьми.

Всем хорошо известно, что дети любят музицировать, но не любят заниматься техническими упражнениями. Зато им нравится заниматься физкультурой – бегать, прыгать и так далее. Разнообразные движения необходимы для их физического развития и доставляют им массу удовольствия. Эта любовь к движениям и положена в основу сборника. Аналогия с простыми физическими упражнениями, приятными для тела, помогают чувствовать такие же приятные ощущения в руках и пальцах при игре на фортепиано.

Фортепианная техника – дело чрезвычайно точное и многообразное, требующее постоянно включенного слухового, двигательного контроля, особенно, если у ученика есть неправильные навыки («зажимы»).

Приступая к работе над освоением технических навыков с учениками своего класса, я, одновременно, осваивала приёмы исполнения легато – по два звука, по три звука с различными интонационными ударениями, по пять звуков с динамикой крещендо и диминуендо. Пятипальцевые упражнения – поступенное движение, «змейка», с ходом на терцию в начале поступенного пассажа и в его окончании, подготовили учащихся к работе над упражнениями из сборника.

Перед нами учащиеся класса, которые обучаются второй год.

Ученица (Кузнецова Елизавета) исполняет упражнения, состоящие из секвенционных мотивов в восходящем и нисходящем движении. Руки несколько поданы в инструмент, приближены к чёрным клавишам.

Ученица (Жилина Ксения) показывает упражнение на поступенное пятипальцевое движение на легато и стаккато. При исполнении легато следим за активным переступанием пальца, но без лишнего взмахивания. В ходах по трезвучию следим за разворотом в запястье к первому и пятому пальцам, за свободой движения рук. При исполнении staccato – следим за «вытряхивающим» движением из запястья. Развороты рук так же, как при исполнении легато.

При первоначальной работе с упражнениями в классе я проработала с учениками отдельно гаммы, контролируя подкладывание первого пальца. Первый палец готовим заранее, мышца первого пальца должна быть мягкой во время игры других пальцев. В момент взятия звука первым пальцем рука движется плавно, не допуская «ныряния» запястья вместе с пальцем. При перекладывании третьего пальца следим, чтобы первый «держался» уверенно на клавише и кисть была развёрнута по направлению движения.

Например,ученики хорошо играют инструктивный материал, а при исполнении тех же технических формул в художественных произведениях у них появляется неловкость, угловатость и корявость. Следует обратить внимание на некоторые ошибки технического развития ученика, особенно в начальном периоде.

1. «Изолированные пальцы». Нужно развивать независимость пальцев, но когда больше уделяется внимания гимнастике, чем звуковому результату – это в дальнейшем становится основным препятствием, как для выражения музыки, так и для свободного владения техникой.

2. «Свободная кисть». Нередко, стремясь избавить ученика от скованности, стараются добиться большой подвижности кисти, как правило, изолированной от пальцев, а главное, вне связи с музыкально-звуковой задачей. Таким образом, кисть движется сама по себе, ради собственной свободы; активность пальцев при этом снижается, техника становится поверхностной, а звучание тусклым. Необходимо помнить, что подлинная пианистическая свобода появляется как результат гармоничной слаженности всех звеньев аппарата; её невозможно достигнуть путём пассивного покоя одних участков и разболтанности других.

3. «Чрезмерная быстрота». Иногда главной целью ставят «быстроту», не придавая должного значения ясности и глубине звука. При этом пальцы «порхают» по клавиатуре. В таком вихре ухо не успевает проконтролировать звуки, да и не стремится к этому.

Поэтому необходимо с первых же занятий приучать учащихся к осмысленной работе над техникой – не столько «быстрота», сколько качественное и музыкальное исполнение любого музыкального построения. Ведь какими бы длительностями не был записан пассаж – это, прежде всего, музыка. И, развивая технику начинающих музыкантов, я стараюсь развивать их музыкальность в широком смысле этого слова.

Список литературы

1. Л. Баренбойм «Воспитание техники ученика». «Путь к совершенству» Диалоги, статьи и материалы о фортепианной технике. Издательство «Композитор. Санкт-Петербург» 2007

2. Е. Тимакин «Развитие техники». «Путь к совершенству» Диалоги, статьи и материалы о фортепианной технике. Издательство «Композитор. Санкт-Петербург» 2007

3. Э.-М. Барнем «Дюжина упражнений на фортепиано каждый день». Перевод и комментарии Г.И. Добровольской Новосибирск. 2001.

Свежие документы:  Тестовые формы контроля на уроках музыкальной грамоты и слушания музыки на общеэстетическом отделении

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: