Открытый урок по музыке для 4 класса «Симфонический оркестр (1-ый урок)»



Букша Ольга Николаевна,

учитель музыки,

МБОУ Красненской СОШ


Аннотация

Урок проводится с использованием информационных технологий: представлена презентация в программе PowerPoint, а также используются элементы интеграции трех видов искусств: музыка, ИЗО, поэзия. На уроке используются элементы аудиального развития детей, благодаря которым происходит тренировка артикуляционного и дыхательного аппарата и мышц диафрагмы, что способствует оздоровлению детского организма и вызывает интерес у учащихся к пению, уроку музыки. В конце урока проводится рефлексия путем листа самооцеки.


Предмет: музыка.

Класс: 4.

Тема урока: Тема: «Симфонический оркестр (1-ый урок)»


Тип урока: урок изучения нового материала..

Вид урока: урок — путешествие.

Педагогические технологии:

Технология «Критического мышления»:

Технология «Ключевые термины» (этап знакомства с новыми понятиями)



Цель урока:Сформировать представление о симфоническом оркестре и его составляющем.

Задачи урока:

  1. Дидактические: Повторить группы инструментов симфонического оркестра;пополнить словарь терминов понятием «симфонический оркестр»;

  2. Развивающие: развивать интерес к музыке и музыкальной деятельности; развивать образное и ассоциативное мышление, продуктивное воображение, музыкальную память и слух, певческий голос; развивать творческий потенциал учащегося; развивать умение использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач,

развивать умение анализировать и систематизировать изученный материал;


Воспитательные: Формировать умение планировать учебное сотрудничество с одноклассниками в процессе учебной деятельности;

воспитывать любовь к музыке на примере лучших образцов

музыкального искусства.



Общеучебные умения и навыки, формируемые на уроке: анализ результатов сравнения.

Специальные умения и навыки, формируемые на уроке:

  • Знать понятия: симфонический оркестр,симфония,дирижер.

  • Уметь:Выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусств.


Оборудование и дидактические материалы:

  1. Учебник «Музыка. 4 класс. Часть 2», авторы В. В. Алеев, Т. Н. Кичак.

  2. Фонохрестоматия. 4 класс.

  3. Фортепиано.

  4. Мультимедийная установка, ноутбук, колонки.

  5. Раздаточный материал для групп: листы самооценки; картинки инструментов; названия инструментов, разделённые на перепутанные слоги и картинки к ним; картонные ворота «дворца»; карточки ключевых терминов; магниты.


Ход урока

этапа

Название этапа,

задачи этапа

Деятельность учителя

(содержание деятельности,

приёмы, методы, формы обучения)

Деятельность

обучаемых

Образовательный

продукт,

результат

взаимодействия.

1.

2.

3.

4.

5.

1.

Орг. момент,

1 мин.

приветствие, настрой учащихся на урок.

Дети входят в класс под музыку Баха «Шутка». В руках у каждого один из трех знаков для того,чтобы сесть сразу в группы.

Музыкальное приветствие.


Настрой детей на урок.

Рассадка по группам

2.














Актуализация знаний.









Мотивация.

Целепологание.



6 мин.










Слайд 1: «Людовик 14»

Учитель: — Ребята! Сегодня мы отправимся с вами в путешествие во Францию, к королю Людовику 14, чтобы узнать одну из тайн музыки. Эта тайна будет нашей темой урока. И надо нам поскорее её узнать.

Но чтобы туда отправиться, надо купить билеты. У вас на партах лежат задания. Прочитайте их и выполните.

Задание:в данном слове переставлены слоги. Поставьте их правильно и получите слово.

1 группа: виолончель (чель-ви-лон-о)

2 группа: барабан (бан-ба-ра)

3 группа: флейта (та-флей)

Учитель: — А теперь ответьте на мой вопрос: какое слово объединяет все три ваши ответа? Что такое флейта, виолончель и барабан?


Выполняют задания.

































Идёт объяснение, по какому признаку они их рассортировали.


Итак, отправляемся в путешествие! Надо погасить билеты. Посоветуйтесь со своим товарищем по группе и ответьте на вопрос: каким приёмом извлекается звук из вашего инструмента?

Дети отвечают (акцент на слова: «ударом», «смычком по струнам», «вдуванием воздуха»).

-В наше путешествие отправятся ещё и наши попутчики – все инструменты, которые вы видите на выставке. Вам предстоит взять «своих» попутчиков, то есть те музыкальные инструменты, которые являются родственными тому инструменту, который вы отгадали в загадке. Итак, подойдите к выставке и заберите ваших попутчиков.



На выставке: 1) скрипка, контрабас, альт; 2) кларнет, гобой, фагот; труба, валторна, туба, тромбон; 3) литавры, треугольник и бубен.



Слайд 2 «Группы музыкальных инструментов»







Слайды звучание инструментов

Учитель:Запомните свою группу. Нам это потом пригодится. Итак, все путешественники в сборе! Можно отправляться!






Дети разбирают инструменты.

1 вариант: на выставке остались инструменты (это может быть группа медных духовых).

Если остаются невыбранные, то идёт обсуждение, какая группа детей должна была их взять и почему.

2 вариант: дети разобрали все инструменты верно..









Дети вспоминают группы музыкальных инструментов: духовые, ударные, струнные смычковые.


3.


















Изучение нового

материала:

беседа, 4 мин.














Учитель: — По прибытию во Францию, во дворец короля Людовика 14-го, нам необходимо будет открыть ворота дворца. Они откроются, если мы с вами из предложенных слов выберем 2, которые не могут существовать одно без другого.

Посмотрите, пожалуйста, на доску. На ней вы видите музыкальные термины.



Учитель: — Ребята, а вы знаете, где и как родилась симфония?

Дети: — Нет!.

Учитель:— Хорошо,мы о нем узнаем в замке. Возможно, в замке короля нам помогут рассказать её историю. Два другие слова помогут открыть ворота. А какие два слова вы выбрали?

Дети: — Оркестр и дирижёр.(если дети не выполнили задание, необходимо их к этому подвести).

Учитель: — Вот мы и прибыли. Давайте посмотрим, откроются ли ворота?!





Слайд 3 «Замок короля»

Учитель: — Вот мы и вошли в замок короля. Посмотрите, это загадочное слово живёт здесь! Мне сообщили, что для нас король оставил старинное послание, в котором нас ждёт интересная история.

История короля (напечатано на «старинной» бумаге – с обожженными краями):








«Ключевые термины» (работа в группах).



Задание: даны слова: симфония, оркестр, , дирижёр.

Определить знакомые и незнакомые.

Дать объяснение (вспоминаем, что такое симфония, оркестр, дирижёр).







Учитель открывает ворота (две бумажные створки на доске, прикреплённые магнитами): на одной створке – «оркестр», на другой – «дирижёр». В середине – «симфония».























Работа

с фонохрестоматией,

6мин.,распевание, Разучивание песни



7-8 мин.


Прослушивание норвежской песни «Волшебный смычок»

Распевка

Исполнение песни.


1куплет-1 группа

2 куплет-2 группа

3 куплет-3 группа

Исполнение песни по группам


















Работа с учебником.





3-4 мин.

— Какая Группа инструментов делится на две группы. Посмотрите в учебнике на стр. 31-32 и заполните таблицу.

Дети (по 1 чел от группы) называют свою группу инструментов симфонического оркестра.

Каждомупредлагается записать пропущенные названия муз.инструментов в таблицу


Заполнение таблицы.


Физкультминутка.



2 мин.

Слайд 4.

-Посмотрите, какие красивые леса в России. А что это за дерево изображено?

-Правильно,ель. Мы отправляемся с вами в лес и поиграем в игру на внимание.Ваша задача ,когда в тексте говорится о елочках,мы поднимаем руки вверх и стоим,а когда говорят о пенечках ,МЫ ПРИСЕДАЕМ.

Молодцы,самая внимательная у нас группа…


Играют в игру.делаяфиз.разминку.


5.

Импровизация.

Инструментальное музицирование.



3 мин.

Учитель: Так как мы с вами вернулись в Россию, мы будем с вами играть на русских нар.инструментах, и называться мы будем оркестром народных инструментов.Но слово оркестр у нас не может существовать без какого слова?

Учитель: Правильно, нам нужен дирижер ,который будет управлять оркестром.

Ваша задача импровизировать на своих инструментах.

Молодцы замечательный получился у нас оркестр.












Дети: Дирижер,


Игра на рус.нар.инструментах.

6.

Оценка работы.

Итог.

2 мин.

Учитель: Мы хорошо сегодня с вами поработали на уроке и поэтому должны получить свои оценки. У вас на столах лежат листы самооценки Оцените свою работу.


Дети заполняют листы самооценки

Создание ситуации успеха. Рефлексия. Создание условия восприятия и запоминания при положительном энергетическом контакте.

7.

Домашнее задание.



1 мин.

Слайд.5

Нарисовать один из муз.инструментовсимф.оркестра.

Учитель: — Путешествие наше подошло к концу и наш урок окончен! Спасибо за сотрудничество, ребята!






1

https://www.bankportfolio.ucoz.ru/

Свежие документы:  Учебно-исследовательский проект на тему: «ЧТО ТАКОЕ ПОДАРОК?» 4 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: