Рабочая программа по музыке 5 класс (Сергеева Г.П., Критская Е.Д.)




Соколова Наталья Григорьевна

Учитель музыки

МБОУ СОШ№1

пгт Чердаклы Ульяновской области

класс:5



Рабочая программа по музыке авт. Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская


































Пояснительная записка


Рабочая программа по музыке в 5-х классах составлена на основе государственного образовательного стандарта общего образования по искусству, примерной программы общего образования по музыке и содержания программы «Музыка. 5-7 классы. Г.П. Сергеева, Е.Д.Критская. М.:«Просвещение»,2011 в соответствии с ФГОС 2 поколения,

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

— Критская Е.Д., Сергеева Г.П., «Музыка»: Учебник для учащихся 5 класса– М.: Просвещение, 2013.

— Критская Е.Д., Сергеева Г.П., «Музыка»: Рабочая тетрадь для учащихся 5– М.: Просвещение, 2013.

— Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 5 кл.: Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, .- М.: Просвещение

— Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка».5 класс.


Курс нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности.

Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.


Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.

Задачи: развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

— воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.





Содержание раскрывается в учебных темах каждого полугодия.

Тема первого полугодия «Музыка и литература» развивается через раскрытие таких важных тем, как определение интонационного сходства и различия музыки и литературы, выяснение общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы. Взаимодействие музыки и литературы раскрывается в основном на образцах вокальной музыки и музыкально-театральных жанров.

Тема второго полугодия «Музыка и изобразительное искусство» строится на выявлении многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством, усвоение темы направлено на формирование умений: представлять зрительный (живописный) образ музыки, интонационно представлять (слышать) художественные образы.







Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса

Результаты изучения предмета «Музыка»

Личностные результаты:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе;

  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок;

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека;

  • формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях в процессе освоения разных типов индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности, при выполнении проектных заданий и проектных работ;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни через развитие представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитание бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры;

  • формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.


Метапредметные результаты:

Познавательные:

Учащиеся научатся:

логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;

применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач;

обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;

осуществлять поиск оснований целостности художественного явления (музыкального произведения), синтеза как составления целого из частей;

использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;

пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

Учащиеся получат возможность:

научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;

удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области.

Регулятивные:

Учащиеся научатся:

принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;

договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.

прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;

мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.

Учащиеся получат возможность научиться:

ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;

действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха за счет умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся условий.

Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;

слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;

использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи;

приобрести опыт общения с публикой в условиях концертного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.

Учащиеся получат возможность:

совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи;

создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.

Предметные результаты:

У учащихся будут сформированы:

первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа;

основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества.

Учащиеся научатся:

активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;

слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, различать в ней выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов;

ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического фольклора народов России (в том числе родного края);

наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия;

моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории»;

использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности;

воплощать художественно-образное содержание, интонационно-мелодические особенности народной и профессиональной музыки (в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах) выражать свое отношение к музыке в различных видах музыкально-творческой деятельности;

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Требования к уровню подготовки обучающихся

Организационные формы обучения

Система контроля



Д/З

Дата

Предметные

Метапредметные

Личностные




план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

Что роднит музыку с литературой

1

Вводный

Знать:

  • что роднит музыку с литературой;

  • о том, что литература дает жизнь огромной области музыкального искусства.

Уметь выявлять связи музыки и литературы

Способность выбирать средства музыкальной деятельности и способы её успешного осуществления в реальных жизненных ситуация Развивать умения «слышать другого

. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ музыкальном

Фронтальная

Групповая

-Проверочный

с. 6-8



2-4

Вокальная музыка

3

Расширение и углубление знаний

Знать, каковы отличия музыкальной речи от речи литературной. Уметь:

  • называть основные жанры русских народных песен;

  • определять значение песни в жизни общества;

  • отличать романс от песни,роль сопровождения в исполнении романса, песни .

  • Способность выбирать средства музыкальной деятельности и способы её успешного осуществления в реальных жизненных ситуация Развивать умения «слышать другого

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ музыкальном

Фронтальная

Групповая

Текущий

с.10-13;







5-6

Фольклор в музыке русских композиторов

2

Сообщение и усвоение новых знаний

Знать понятие программная музыка. Уметь анализировать составляющие средств выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад

Интонационно- образный анализ музыки. Развивать умения «слышать другого

Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.


. Фронтальная

Групповая

индивидуальная

Проверочный

с.18-21



7

Жанры инструментальной и вокальной музыки

1

Расширение и углубление знаний

Знать понятия: вокальная, инструментальная музыка.

Уметь называть основные жанры вокальной и инструментальной музыки

Находить и выделять необходимую информацию, умение находить главные идеи в текстовом материале

Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.


. Фронтальная

Групповая

индивидуальная

Текущий

с.22-23



8-9

Вторая жизнь песни

2

Сообщение и усвоение новых знаний

Знать основные черты и характеристики авторского и народного музыкального творчества. Уметь

определять связи между композиторским и народным музыкальным искусством

. Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.


Фронтальная

Групповая

индивидуальная

Коррекции

с.28-29





10

«Всю жизнь мою несу родину в душе…»

1

Расширение и углубление знаний

Знать значение колокольного звона в жизни человека.

Уметь выявлять родственные средства выразительности музыки и живописи

Анализировать существующее разнообразие музыкальной картины мира.

Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.


Фронтальная

Групповая

индивидуальная

Коррекции

с.30-33



1113

Писатели и поэты о музыке и музыкантах

3

Расширение и углубление знаний

Знать:

  • что благодаря музыке появились многие произведения литературы;

основные события из жизни и творчества композиторов

  • Находить и выделять необходимую информацию, умение находить главные идеи в текстовом материале.

Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

Фронтальная

Групповая

индивидуальная

Текущий

с.38-40

Чтение сказки Г. Цыферова «Тайна запечного сверчка»



14

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера

1

Расширение и углубление знаний

Знать:

  • историю развития оперного искусства;

понятия: опера, либретто, увертюра, речитатив, хор, ансамбль, сцена из оперы. Уметь приводить примеры к понятиям

  • Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства

. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия

Фронтальная

групповая

Текущий

с.48-49





15

Опера-былина Н. А. Римского- Корсакова «Садко»

1

Расширение и углубление знаний

Знать сюжет (либретто) оперы «Садко». Уметь анализировать составляющие средств музыкальной выразительности

Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме. -Делиться впечатлениями о концертах, спектаклях и т.п. со сверстниками и родителями

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия

Фронтальная

групповая

Коррекции

с. 52,56



16

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет

1

Расширение и углубление знаний

Знать:

  • историю развития балетного искусства;

понятия: балет, солист- танцор, кордебалет. Уметь анализировать составляющие средства музыкальной выразительности

  • Оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства Анализировать собственную работу: находить ошибки, устанавливать их причины

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия

Фронтальная

групповая

Текущий

с. 58,62



17

Музыка в театре, кино, на телевидении

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Уметь определять значение литературы и музыки в синтетических видах искусства

  • Анализировать собственную работу: находить ошибки, устанавливать их причины


освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека;

Фронтальная

групповая

Текущий

с.64-65



18

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл

1

Расширение и углубление знаний

Знать:

  • историю возникновения мюзикла;

  • чем мюзикл отличается от оперы.

Уметь называть наиболее известные мюзиклы и их композиторов

  • — Делиться впечатлениями о концертах, спектаклях и т.п. со сверстниками и родителями. Анализировать собственную работу: находить ошибки, устанавливать их причины



освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека;

Фронтальная

групповая

Текущий

с. 68-70





1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

п





Музыка и

изобразительное искусство


19

Что роднит музыку с изобразительным искусством?

1

Вводный. Сообщение и усвоение новых знаний

Знать, что роднит музыку и изобразительное искусство.

Уметь выявлять связи и общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства

Умение применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач.-Анализировать,находить ассоциации между произведениями разных видов искусства

Развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству

Фронтальная

Групповая

индивидуальная

Предварительный

с. 76-78



20

«Небесное и земное» в звуках и красках

1

Расширение и углубление знаний

Знать, в чем выражается общность языка различных видов искусства. Уметь выявлять общие черты в художественных и музыкальных образах

Анализировать,находить ассоциации между произведениями разных видов искусства

Развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству

Фронтальная

Групповая

индивидуальная

Текущий

с. 80-81



21

«Звать через прошлое к настоящему»

1

Расширение и углубление знаний

Уметь:

  • выявлять общие черты в художественных

и музыкальных образах;

определять на слух основные части кантаты

  • Анализировать,находить ассоциации между произведениями разных видов искусства

  • Развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству

Фронтальная

Групповая

индивидуальная

Текущий

с.90-91




22-23

Музыкальная живопись и живописная музыка


1

Расширение и углубление знаний

Уметь выявлять общее в выразительных возможностях музыки и живописи; — анализировать составляющие средств выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад

Интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений

Развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству

. Фронтальная

Групповая

индивидуальная

Проверочный

с.98,104



24

Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве

1

Расширение и углубление знаний

Знать место и значение колокольных звонов в жизни человека. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки

Интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений

Развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству

Фронтальная

Групповая

индивидуальная

Текущий

с. 108-110



25

Портрет в музыке и изобразительном искусстве

|

1

Расширение и углубление знаний

Знать об истории создания скрипки, ее мастерах-изготовителях и исполнителях. Уметь:

-сопоставлять скрипичную музыку с живописью;

— анализировать, сравнивать произведения

Умение размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства

Умение выражать своё отношение к произведениям искусства в различных формах

Фронтальная

Групповая

индивидуальная

Коррекции

с.114-116



26

Волшебная палочка дирижера

1

Расширение и углубление знаний

Знать:

  • понятия: оркестр, дирижер;

состав групп инструментов оркестра. Уметь называть имена известных дирижеров

  • Умение размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства

  • Умение выражать своё отношение к произведениям искусства в различных формах

Фронтальная

Групповая

индивидуальная

Текущий

с. 118-119




1

2

3

4

5


6

7

8

9

10

п













27

Образы борьбы и победы в искусстве

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Уметь:

  • делать предположения о том, что предстоит услышать (образный строй);

проводить интонационно-образный анализ музыки

  • Интонационно- образный анализ Умение размышлять о воздействии музыки на человека,

  • Развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству

Фронтальная

Групповая


Текущий

с.122-124

1


28

Застывшая музыка

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Знать:

  • отличия католической и православной музыкальной культуры;

понятие а капелла. Уметь сопоставлять музыку и памятники архитектуры

Умение находить, систематизировать, преобразовывать информацию из разных источников, осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в сети Интернет.

  • Выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности

Фронтальная

Групповая


Текущий

с.128-130



29

Полифония в музыке и живописи

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Знать:

  • понятия: орган, полифония, фуга;

основные события из жизни и творчества И. С. Баха

Умение находить, систематизировать, преобразовывать информацию из разных источников, осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в сети Интернет.

  • Выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, проявлять инициативу в художественно-творческой

Фронтальная

Групповая


Предварительный

с.132-133



30








Музыка на мольберте

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Знать, что роднит музыку и изобразительное искусство.

Уметь выявлять связи и общие черты в средствах выразительности

Творчески интерпретировать содержание музыкального произведенияв пении, муз-ритм. движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности.

Различать основные нравственно-этические понятия

. Фронтальная

Групповая


Текущий

с.134-136



31

Импрессионизм в музыке и живописи

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Знать понятия: импрессионизм, интерпретация, джаз

Стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию

Различать основные нравственно-этические понятия

Фронтальная

Групповая


Текущий

с.142-145



32

«О подвигах, о доблести, о славе…»

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Знать понятие реквием. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки

Работать с разными источниками информации

Различать основные нравственно-этические понятия

Фронтальная

Групповая

Индивидуальная

Коррекции

с.147



33

«В каждой мимолетности вижу я миры…»

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Знать понятие интерпретация.

Уметь выявлять общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства

Стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию

Выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности

Фронтальная

Групповая


Текущий

с.150-151.



34-

35

Мир композитора

1

Повторение и обобщение полученных знаний. Урок- концерт

Знать, что роднит музыку, литературу и изобразительное искусство. Уметь выявлять общие черты в средствах выразительности этих трех искусств

Обобщение представлений о взаимодействии музыки, литературы и изобразительного искусства. Их стилевое сходство и различие на примере творчества русских и зарубежных композиторов

Выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности


Коррекции








Свежие документы:  Конспект урока для 5 класса "Природа. Неживая и живая"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: