Рабочая программа по музыке 7 класс (Сергеева Г.П., Критская Е.Д.)


17



Соколова Наталья Григорьевна

Учитель музыки

МБОУ СОШ№1 им. Доктора Л.М. Рошаля

пгт Чердаклы Ульяновской области


Класс:7


Рабочая программа по музыке на основе авторской программы Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой




























Пояснительная записка


Рабочая программа по музыке в 7-х классах составлена на основе государственного образовательного стандарта общего образования по искусству, примерной программы общего образования по музыке и содержания программы «Музыка. 1-7 классы. Искусство. 8-9 классы». М.:«Просвещение»,2011

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

— Критская Е.Д., Сергеева Г.П., «Музыка»: Учебник для учащихся 7 класса– М.: Просвещение, 2010.

— Критская Е.Д., Сергеева Г.П., «Музыка»: Рабочая тетрадь для учащихся 7– М.: Просвещение, 2010.

— Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 7 кл.: Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, .- М.: Просвещение,2010.

— Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка».7 класс.

— Методика работы с учебниками «Музыка».5-7,2010.


Рабочая программа рассчитана на 35 ч. в год (1 час в неделю).


Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.

Задачи: — развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

— воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.





Главной темой программы 7 класса является тема «Классика и современность». Предметом рассмотрения в 7 классе являются вечные темы классической музыки и их претворение в произведениях различных жанров; художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки; особенности музыкальной драматургии и развития музыкальных образов в произведениях крупных жанров – опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите и др. В сферу изучения входят также жанровые и стилистические особенности музыкального языка, единство содержания и формы музыкальных произведений. Особое внимание уделяется изучению стиля, который рассматривается как отражение мироощущения композитора, как отражение музыкального творчества и исполнения, присущего разным эпохам.

Содержание раскрывается в учебных темах каждого полугодия: тема первого полугодия — «Особенности драматургии сценической музыки»; тема второго полугодия — «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки».




Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса:


Знать/понимать:

  • понимать роль музыки в жизни человека;

  • иметь представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор – исполнитель — слушатель);

  • понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей;

  • иметь представление об особенностях музыкального языка, музыкальной драматургии, средствах музыкальной выразительности;

  • знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации;

  • иметь представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи), о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом.

Уметь:

  • эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;

  • выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;

  • исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;

  • творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации;

  • ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи;

  • использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);







ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля, измерители

Примечания

Домашнее задание

Дата

план

факт

I

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Особенности музыкальной драматургии сценической музыки

1

Классика и со­временность

1

Вводный

Значение слова «клас­сика». Понятия класси­ческая музыка, класси­ка жанра, стиль. Раз­новидности стилей. Интерпретация и обра­ботка классической му­зыки прошлого

Знать понятия: класси­ка, классическая музы­ка, классика жанра, стиль, интерпретация, обработка, разновидно­сти стиля.

Уметь приводить при­меры

Беседа. Устный контроль. Слуша­ние музыки. Хоро­вое пение


c. 6-7



2

В музыкальном театре. Опера

1

Расширение и углубление знаний

Музыкальная драма­тургия. Конфликт. Этапы сценического действия. Опера и ее составляющие. Виды опер. Либретто. Роль оркестра в опере

Знать понятия: опера, виды опер, этапы сцени­ческого действия, либ­ретто, составляющие оперы (ария, песня, ка­ватина, речитатив, ду­эт, трио, ансамбль, дей­ствие, картина, сцена). Уметь:

  • приводить примеры оперных жанров;

  • называть имена из­вестных певцов, дири­жеров, режиссеров;

  • определять роль ор­кестра в опере

Хоровое пение. Устный контроль. Интонационно- образный анализ прослушанной му­зыки



c.8-10




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

и

3

Опера

М. И. Глинки «Иван Сусанин»

1

Расширение и углубление знаний

Новая эпоха в рус­ском музыкальном искусстве. Более глу­бокое изучение оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин». Драматур­гия оперы — конфликт­ное противостояние двух сил (русской и польской). Музы­кальные образы опер­ных героев

Знать:

  • драматургию развития оперы;

  • то, что музыкальные образы могут стать во­площением каких-либо исторических событий. Уметь:

  • проводить интонаци- онно-образный и срав­нительный анализ му­зыки;

Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно- образный анализ


С.13 №3



4—5

Опера А. П. Бо­родина «Князь Игорь»

2

Сообщение и усвоение новых знаний

Знакомство с русской эпической оперой А. П. Бородина «Князь Игорь». Драматургия оперы — конфликтное противостояние двух сил (русской и поло­вецкой). Музыкаль­ные образы оперных героев

Уметь называть пол­ные имена композито­ров:

А. П. Бородин, М. И. Глинка. Знать их произведения

Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно- образный анализ. Вокально-хоровое интонирование




С.18-20



6

В музыкальном театре. Балет

1

Расширение и углубление знаний

Балет и его состав­ляющие. Типы танца в балетном спектакле. Роль балетмейстера и дирижера в балете. Современный и клас­сический балетный спектакль

Знать:

  • понятия: балет, типы балетного танца;

  • составляющие балета: пантомима, па-де-де, па-де-труа, гран-па, адажио.

Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение. Пластическое ин­тонирование


c. 26-28















































1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

и






Уметь:

  • определять роль ба­летмейстера и дирижера в балетном спектакле;

  • приводить примеры балетов, полные имена артистов и балетмей­стеров






7-8

Балет Б. И. Тищенко «Яро­славна»

2

Сообщение и усвоение новых знаний

Знакомство с балетом Б. И. Тищенко «Яро­славна». Музыкальные образы героев балета. Драматургия балета. Роль хора, тембров ин­струментов оркестра

Знать драматургию развития балета. Уметь:

  • проводить интонаци­онно-образный и срав­нительный анализ му­зыки;

  • определять тембры музыкальных инстру­ментов;

  • называть полное имя композитора — Б. И. Ти­щенко

Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно- образный и срав­нительный анализ. Вокально-хоровое интонирование. Определение тем­бров музыкальных инструментов. Хо­ровое пение



с.30-31



9

Героическая тема в русской

музыке

1

Повторение и обобщение полученных знаний

Бессмертные произве­дения русской музы­ки, в которых отраже­на героическая тема защиты Родины и на­родного патриотизма

Уметь:

  • приводить примеры музыкальных произве­дений, в которых отра­жена героическая тема;

  • рассуждать на постав­ленные проблемные во­просы;

Беседа. Устный, письменный кон­троль. Слушание музыки. Хоровое пение. Сравнение музыкальных и ху­дожественных про­изведений


С.37 №3




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11






  • проводить сравнитель­ный анализ музыкаль­ных и художественных произведений;

  • называть полные име­на композиторов, в твор­честве которых отрази­лась героическая тема






10

11

В музыкальном театре. «Мой народ — амери­канцы». Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс»

2

Сообщение и усвоение новых знаний

Знакомство с жизнью и творчеством Дж. Гер­швина. Дж. Гершвин — создатель американ­ской национальной классики XX в., перво­открыватель симфоджаза. «Порги и Бесс» — первая американская национальная опера

Знать:

  • жизнь и творчество Дж. Гершвина;

  • драматургию развития оперы;

  • то, что музыкальные образы могут стать во­площением каких-либо жизненных событий. Уметь проводить ин­тонационно-образный

и сравнительный анализ музыки

Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно- образный и срав­нительный анализ. Хоровое пение. Оп­ределение средств музыкальной вы­разительности


С.47 №3



12- 13

Опера Ж. Бизе «Кармен»

2

Сообщение и усвоение новых знаний

Знакомство с оперой Ж. Бизе «Кармен». «Кармен» — самая по­пулярная опера в ми­ре. Драматургия опе­ры — конфликтное противостояние.

Знать:

  • драматургию развития оперы;

  • то, что музыкальные образы могут стать во­площением каких-либо жизненных событий.

Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно- образный и срав­нительный анализ. Вокально-хоровое интонирование.


с. 48-49

с.51 №2




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

п





Музыкальные образы оперных героев

Уметь:

  • проводить интонаци­онно-образный и срав­нительный анализ му­зыки;

  • называть полное имя композитора — Ж. Бизе

Исполнение рит­мического акком­панемента под фо­нограмму. Хоровое пение




14

Балет Р. К. Щед­рина «Кармен- сюита»

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Знакомство с балетом Р. К. Щедрина «Кар­мен-сюита». Новое прочтение оперы Ж. Бизе. Драматургия балета. Музыкальные образы героев балета

Знать:

  • драматургию развития балета;

  • понятие транскрипция. Уметь:

  • проводить интонаци- онно-образный и срав­нительный анализ му­зыки;

  • называть полные имена: композитора — Р. К. Щедрин и балери­ны — М. М. Плисецкая;

  • выявлять средства му­зыкальной выразитель­ности

Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно- образный и срав­нительный анализ. Определение средств музыкаль­ной выразитель­ности. Вокально- хоровое интониро­вание


С.61 №5



15

Сюжеты и обра­зы духовной музыки

1

Расширение и углубление знаний

Музыка И. С. Баха — язык всех времен и народов. Современ­ные интерпретации сочинений Баха. «Вы-

Знать понятия: месса,

всенощная.

Уметь:

— называть полные имена композиторов:

Беседа. Устный контроль. Слуша­ние музыки. Инто- национно-образный и сравнительный


с.64-66





1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11





сокая месса» — вокаль- но-драматический жанр. Музыкальное «зодчество» России в творчестве С. В. Рах­манинова

И. С. Бах, С. В. Рахма­нинов;

  • проводить интонаци­онно-образный и срав­нительный анализ му­зыки;

  • выявлять средства му­зыкальной выразитель­ности

анализ. Выявление средств музыкаль­ной выразитель­ности





16

Рок-опера Э. Л. Уэббера «Иисус Хрис­тос — супер­звезда»

1

Расширение и углубление знаний

Углубление знаком­ства с рок-оперой Э. JI. Уэббера «Иисус Христос — суперзвез­да». Вечные темы в искусстве. Драма­тургия рок-оперы — конфликтное проти­востояние. Музыкаль­ные образы главных героев

Знать драматургию развития рок-оперы. Уметь:

  • проводить интонаци­онно-образный анализ музыки;

  • определять тембры музыкальных инстру­ментов;

  • выявлять средства му­зыкальной выразитель­ности;

  • называть полное имя композитора — Э. Л. Уэббер

Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно- образный анализ. Определение тем­бров музыкальных инструментов. Выявление средств музыкальной выра­зительности. Хо­ровое пение


С. 73 №3



17

Музыка к дра­матическому спектаклю Д. Б. Кабалев-

1

Расширение и углубление знаний

Знакомство с музы­кой Д. Б. Кабалевского к драматическому спектаклю «Ромео

Знать понятие сюита. Уметь:

— проводить интонаци- онно-образный и срав-

Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно- образный и срав-

с.74





1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11


ского «Ромео и Джульетта»



и Джульетта». Музы­кальные образы геро­ев симфонической сюиты

нительный анализ му­зыки;

— называть полное имя композитора — Д. Б. Ка­балевский

нительный анализ. Хоровое пение





18

«Гоголь-сюи­та» из музыки А. Г. Шнитке к спектаклю «Ре­визская сказка»

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Знакомство с музы­кой А. Г. Шнитке к спектаклю «Ревиз­ская сказка» по произ­ведениям Н. В. Гоголя. «Гоголь-сюита» — яр­чайший образец сим­фонического театра. Музыкальные образы героев оркестровой сюиты. Полистилис­тика

Знать понятия: сюита,

полистилистика.

Уметь:

  • проводить интонаци­онно-образный и срав­нительный анализ му­зыки;

  • определять тембры музыкальных инстру­ментов, музыкальные жанры;

  • выявлять способы и приемы развития му­зыкальных образов;

  • называть полное имя композитора — А. Г. Шнитке

Устный контроль. Рассуждение. Слу­шание музыки. Ин- тонационно-образ- ный и сравнитель­ный анализ



с.78-79



Особенности драматургии камерной и симфонической музыки

19

Музыкальная драматургия — развитие музыки

1

Расширение и углубление знаний. Со­общение но­вых знаний

Музыкальная драма­тургия в инструмен- тально-симфонической музыке. Главное в му­зыке — развитие. Прин-

Знать основные прин­ципы развития музыки. Уметь приводить при­меры

Беседа. Устный контроль. Слуша­ние музыки. Хоро­вое пение



с.84-85





1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11




(комбиниро­ванный)

ципы (способы) музы­кального развития: по­втор, варьирование, разработка, секвенция, имитация







20

Два направле­ния музыкаль­ной культуры: светская и ду­ховная музыка

1

Расширение и углубление знаний

Развитие музыкальной культуры во взаимо­действии двух направ­лений: светского и ду­ховного. Музыкальные образы духовной му­зыки. Музыкальные истоки восточной (пра­вославной) и западной (католической) церк­вей: знаменный распев и хорал. Инструмен­тальная и вокальная светская музыка, ка­мерная музыка

Знать:

  • понятия:духовная

и светская музыка; во­кальная, инструмен­тальная, камерная му­зыка;

  • что лежит в основе музыки православной

и католической церквей. Уметь приводить му­зыкальные примеры

Беседа. Устный опрос. Слушание музыки. Хоровое пение


с.91 №1



21

Камерная инст­рументальная, музыка: этюд

1

Расширение и углубление знаний

Углубление знаний о музыкальном жанре — этюде. Жанр концерт­ного этюда в творчест­ве романтиков Ф. Шо­пена и Ф. Листа

Знать понятие этюд. Уметь:

  • проводить интонаци­онно-образный и срав­нительный анализ му­зыки;

  • называть имена ком­позиторов: Ф. Шопен, Ф. Лист

Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно- образный и срав­нительный анализ. Хоровое пение


с.93 №4





1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

22

Транскрипция

1

Расширение и углубление знаний

Транскрипция — пере­ложение музыкальных произведений. Транс­крипции — наиболее популярный жанр кон- цертно-виртуозных произведений

Знать понятие транс­крипция. Уметь:

  • выявлять средства музыкальной вырази­тельности и определять форму музыкальных произведений;

  • называть полные имена композиторов: Ф.Лист, М.А.

  • Балакирев, Ф. Бузони

Устный и пись­менный контроль. Слушание музыки. Выявление средств музыкальной вы­разительности. Определение фор­мы музыкального произведения. Рас­суждение. Хоровое пение



с.94-95



23

Циклические формы инстру­ментальной му­зыки

1

Расширение и углубление знаний

Углубление знакомст­ва с циклическими формами музыки: ин­струментальным кон­цертом и сюитой на примере творчества А. Шнитке

Знать понятия: цикли­ческая форма музыки, полистилистика. Уметь:

  • приводить музыкаль­ные примеры;

  • определять тембры музыкальных инстру­ментов

Устный и пись­менный контроль. Слушание музыки. Интонационно- образный анализ. Определение тем­бров музыкальных инструментов. Хо­ровое пение



с.98-99



24

25

Соната

2

Расширение и углубление знаний

Углубленное знаком­ство с музыкальным жанром соната. Со­натная форма: компо­зиция, разработка, ре­приза, кода. Соната в творчестве великих

Знать понятия: соната, сонатная форма. Уметь:

— проводить интонаци­онно-образный и срав­нительный анализ му­зыки;

Устный и письмен­ный контроль. Бе­седа. Слушание музыки. Интона- ционно-образный и сравнительный анализ. Определе-


с.102





1

2

3

4

5

6

1

8

9

10

11





композиторов: JI. ван Бетховена, С. С. Прокофьева, В. А. Моцарта

  • определять приемы музыкального развития;

  • называть полные име­на композиторов: Л. ван Бетховен,

  • С. С. Про­кофьев,

  • В. А. Моцарт

ние приемов музы­кального развития. Хоровое пение





26

30

Симфоническая музыка

5

Расширение и углубление знаний

Углубление знакомст­ва с музыкальным жанром — симфонией. Строение симфониче­ского произведения: четыре части, вопло­щающие разные сто­роны жизни человека. Симфония в творчест­ве великих компози­торов: И. Гайдна,

  • А. Моцарта,

  • С. Прокофьева, Л. ван Бетховена,

Ф. Шуберта, В. С. Ка­линникова, П. И. Чай­ковского, Д. Б. Шоста­ковича. Мир музы­кальных образов сим­фонической музыки

Знать:

  • понятие симфония;

  • особенности строения симфонии.

Уметь:

  • проводить интонаци­онно-образный и срав­нительный анализ;

  • определять тембры музыкальных инстру­ментов;

  • определять приемы музыкального развития и жанры;

  • называть полные име­на композиторов-симфонистов;

  • выявлять связи в сред­ствах выразительности музыки и изобразитель­ного искусства

Устный и письмен­ный контроль. Бе­седа по теме заня­тий. Слушание му­зыки. Интонаци­онно-образный и сравнительный анализ. Определе­ние тембров музы­кальных инстру­ментов, приемов развития музыки, жанровой принад­лежности. Вокаль­но-хоровое инто­нирование и хоро­вое пение


с. 110



31

Симфоническая картина «Празд­нества» К. Де­бюсси

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Знакомство с симфо­нической картиной «Празднества» К. Де­бюсси. Живописность

Знать понятия: импрес­сионизм, программная музыка, симфоническая картина.

Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-


с. 136







образный анализ.





1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

и





музыкальных обра­зов симфонической картины

Уметь:

  • анализировать состав­ляющие средств выра­зительности;

  • определять форму пьесы;

  • проводить интонаци- онно-образный анализ музыки;

  • выявлять связи в сред­ствах выразительности музыки и живописи;

  • называть полное имя композитора — К. Де­бюсси

Определение фор­мы, средств музы­кальной вырази­тельности. Выяв­ление связей меж­ду музыкой и жи­вописью. Хоровое пение





32

Инструменталь­ный концерт

1

Расширение и углубление знаний

Углубление знакомст­ва с жанром инстру­ментальный концерт. Сонатно-симфонический цикл. Знакомство с Концертом для скрип­ки с оркестром А. И. Хачатуряна

Знать:

  • понятие инструмен­тальный концерт;

  • строение инструмен­тального концерта. Уметь:

  • проводить интонаци­онно-образный анализ;

  • определять принципы музыкального развития;

  • называть полное имя композитора — А. И. Ха­чатурян

Устный и пись­менный контроль. Слушание музыки. Интонационно- образный анализ. Определение принципов разви­тия музыки. Хоро­вое пение


с.139 №2



33

Дж. Гершвин. «Рапсодия в стиле блюз»

1

Расширение и углубление знаний

Углубление знакомст­ва с творчеством аме­риканского компози-

Знать понятия: джаз, симфоджаз и их отли­чительные черты.

Беседа. Устный контроль. Интона ционно-образный


с.142





1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11





тора Дж. Гершвина на примере «Рапсо­дии в стиле блюз». Симфоджаз

Уметь:

  • проводить интонаци­онно-образный анализ музыки;

  • выявлять жанровую принадлежность

анализ прослушан­ной музыки. Опре­деление жанра. Хоровое пение





34-35

Пусть музыка звучит!

I

Расширение и углубление знаний. По- вторительно- обобщающий урок

Углубление и расши­рение знаний об ис­пользовании музы­кального фольклора профессиональными музыкантами. Этно- музыка. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер

Знать понятия: фольк­лор, этномузыка, хит, мюзикл, рок-опера и их отличительные особенности. Уметь:

  • определять тембры музыкальных инстру­ментов;

  • приводить примеры известных солистов, ан­самблей, хоров народ­ной музыки и названий известных хитов

Устный и пись­менный контроль. Беседа. Хоровое пение. Определе­ние тембров музы­кальных инстру­ментов

















.







Свежие документы:  Технологическая карта урока математики в 5 классе составлена по учебнику: «Математика. 5 класс». Авторы: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: