Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия города Гурьевска
Конспект-сценарий
музыкальной гостиной
«Музыка 18 века»
(внеклассное мероприятие для 5 классов)
Подготовила учитель музыки:
Мандрыкина Татьяна Николаевна
Гурьевск, 2014
Мероприятие состоит из 2-х частей: музыкальной и литературной. Музыкальная – песни, музыкальные произведения композиторов 18 века. Литературная – стихи о музыке.
Цель:
Воспитание у учащихся интереса и любви к музыке.
Задачи музыкальной части мероприятия:
Обучающая: научить понимать эмоциональное содержание музыкальных произведений.
Развивающая: закрепить навык выразительного исполнения песен.
Воспитывающая: сформировать интерес к музыке 18 века.
Участники мероприятия: учащиеся 5 классов школы.
Оборудование: компьютер, проектор, мультимедиа (презентация), рояль, синтезатор.
Ведущий 1
— Сегодня мы поговорим с вами о необычных музыкальных инструментах. Одни инструменты небольшие по размеру и их, как детей, на руках носят. В крайнем случае самые тяжелые на колёсики ставят. А кто же это громадина размером с дом? (слайд 1) По высоте – Ваше высочество, по величине – Ваше величество. А голос такой, что воскликнуть захотелось: Ваше всемогущество!
— Подал голос инструмент – великан, и полились в душу звуки могучим широким потоком – от самых низких до самых высоких.
(звучит органная музыка)
— И душа вот-вот, как переполненный воздушный шар, или на части разорвется, или взлетит к небесам.
— Кто вы, Ваше всемогущество?
— Инструмент.
— Как вас зовут?
— Инструмент. Это мое имя. А если по-латыни – ОРГАН – клавишно-духовой инструмент, потому что звуки в моих трубах производит воздух.
— Вот это имя! Инструмент, что называется, с большой буквы!
Ведущий 2
— В 18 веке органы звучали только в католических храмах, а позже появились в концертных залах.
Для органа писали многие композиторы. Но вот что интересно: если спросить нескольких любителей музыки, кто из композиторов написал больше всего музыки для органа, то они непременно ответят единодушно: Иоганн Себастьян Бах (слайд 3).
Это великий немецкий композитор 18 века. Его сочинения – лучшее, что создано для этого инструмента за всю его многовековую историю. Непревзойденный органист-виртуоз, Иоганн Себастьян Бах знал все «секреты этого инструмента. Не случайно его приглашали в разные города опробовать только что построенный орган. И он не только выносил оценку новому инструменту, но и, к удивлению присутствующих, точно указывал те места в соборе, где звуки органа будут казаться «глухими», а где будут слышны лучше всего.
Бах писал для органа в течение всей своей долгой жизни. Середина 18 века – пора наивысшего расцвета органного искусства. Сегодня мы послушаем органную музыку Баха на синтезаторе.
(звучит «Хоральная прелюдия ля минор» И.С.Баха)
На органе исполняли не только сольные музыкальные произведения, на нем еще и аккомпанировали хору, ансамблям, солистам. Мы сейчас послушаем в исполнении нашего хора песню Баха «Зима».
(звучит песня «Зима» И.С.Баха)
Музыкой Баха восхищаются уже больше трехсот лет, ему посвящают стихи.
Чтец
Мне дорог Бах…
Не как бы вам сказать,
Не то, чтоб нынче музыки не стало,
Но вот такого чистого кристалла
Еще нам не являлась благодать.
Какое равновесие страстей,
Какая всеобъемлющая совесть,
Какая удивительная повесть
О брошенной в века душе моей!
(Н.Ушаков)
Ведущий 3
Слушать музыку на настоящем органе мы поедем слушать в концертный зал филармонии.
Еще один музыкальный инструмент был популярен в 18 веке – КЛАВЕСИН.
(слайд 4)
Голос у него негромкий, хрупкий. Говорит, будто бусинки на стол сыплются. В те далекие времена, во времена пудреных париков, он был чуть ли не самой заметной фигурой в музыкальном мире. Его можно было видеть в гостиных (слайд 5), салонах, кабинетах во всей Европе. Сегодня мы послушаем клавесинную музыку великого австрийского композитора 18 века Йозефа Гайдна (слайд 6). Он сочинял музыку в самых разных жанрах: и симфонии, и сонаты. А мы с вами послушаем «Немецкий танец», который он сочинил.
(звучит «Немецкий танец» Й.Гайдна на синтезаторе)
На клавесине не только играли разные музыкальные пьесы, но и аккомпанировали певцам. Сейчас мы послушаем песню «Старый добрый клавесин» Йозефа Гайдна в исполнении вокального ансамбля.
(звучит песня «Старый добрый клавесин» Й.Гайдна сл. П.Синявского)
Ведущий 4
— Сегодня клавесин называют старинным музыкальным инструментом, дедушкой рояля. Кто из вас, ребята, знает, какой танец был самым модным в 18 веке? (ответы детей)
Лидером среди танцев был МЕНУЭТ (слайд 7) Он был лучшим среди лучших! Поклонники в пудреных париках, в нарядах, похожих на кремовые торты, аплодируют герою бала – менуэту. Что сказать о технике менуэта? Это какая-то церемония галантных затейливых приветствий: кавалеры расшаркиваются, кланяются, дамы приседают в реверансе. Все чинно движутся неторопливым мелким шагом, выписывая красивую фигуру S. За мелкий шаг он и прозван менуэт.
(исполнение танца «Менуэт» хореографическим ансамблем)
Ведущий 5
Исполнение менуэта отличалось изяществом и грацией, что способствовало его быстрому распространению и популярности в придворном обществе. Любимым танцем королевского двора менуэт становится во Франции при Людовике IV. Здесь он становится величественным и торжественным. В менуэте стремились показать красоту манер, изысканность и грациозность движений. Его называют «королем танцев и танцем королей».
В наше время менуэт называют старинным танцем и, конечно, на дискотеке его не танцуют. Но как приятно порой увидеть менуэт в балете или послушать о нем современную песню…
(Слайд 8)
(звучит песня «Менуэт» сл. Л.Дымовой, муз. Е.Адлер).
(слайд 9)
Ведущий 6
Великий австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт начал играть на клавесине с 4 лет. А когда ему было 6 лет, он уже виртуозно играл на концерте и поражал публику своим необыкновенным талантом.
(слайд 10)
Моцарт в течение всей жизни сочинял менуэты. Один из них мы сейчас послушаем.
(звучит «Менуэт соль мажор» В.А.Моцарта)
(слайд 11)
Чтец
Умолкли музыки божественные звуки,
Пленив меня на миг своим небесным сном.
Вослед моей мечте я простираю руки,-
Пусть льется песня вновь серебряным дождем:
Как выжженная степь ждет ливня и прохлады,
Я страстно звуков жду, исполненных отрады!
(Шелли)
(звучит песня «Мы дружим с музыкой» Й.Гайдна, сл.П.Синявского)
Ведущий 1
В заключение мы проведем небольшую викторину:
Назовите самый большой клавишно-духовой музыкальный инструмент (орган).
Какой инструмент был «дедушкой» современного фортепиано? (клавесин)
Какой композитор написал больше всего музыки для органа? (И.С.Бах)
Как назывался самый модный танец 18 века? (менуэт)
Какой композитор начал играть на клавесине с 4 лет? (В.А.Моцарт)
Какой композитор посвятил свою песню клавесину? (Й.Гайдн)
Список литературы
Шмагина Т.С. Музыка в московских школах: Сценарии уроков с методическими комментариями: Пособие для учителя.- М.:МИРОС, 1993.
Э.Финкельштейн. Музыка от А до Я. «Советский композитор», Л., 1991.
Журнал «Музыка и ты» вып. 1, «Советский композитор», М., 1978.
Иштван Чукаш «Дудочка и барабан», «Детская литература», М., 1983.
Стихи о музыке «Советский композитор», М., 1982.
https://www.google.ru/imghp?hl=ru&tab=wi&ei=9PXvUp_sGIze4ASU8YHACg&ved=0CAQQqi4oAg