ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ на уроках внеурочной деятельности «Хоровое пение»




ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

на уроках внеурочной деятельности «Хоровое пение»

Болдырева Лариса Эдуардовна, учитель музыки МОУ Лицей № 51.

Проблема сохранения и укрепления здоровья школьников существует уже достаточно давно. Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни и, прежде всего, условиями жизни в школе. Как показывают исследования Института возрастной физиологии, з а последние 10 лет число школьников с хронической патологией возросло в 1,5 раза, а среди подростков – в 2,1 раза. 3а время обучения 70% функциональных расстройств переходят теперь в стойкую хроническую патологию к окончанию школы, в 4-5 раз возрастает заболеваемость органов зрения, в 3 раза – органов пищеварения, в 2 раза — число нервно-психических.

Здоровьесберегающие технологии в образовании – способ организации и последовательных действий в ходе учебно–воспитательного процесса, реализации образовательных программ на основе всестороннего учета индивидуального здоровья обучающихся, особенностей их возрастного, психофизического, духовно – нравственного состояния и развития, сохранение и укрепление здоровья. Может ли учитель музыки с помощью здоровьесберегающих технологий сохранять и укреплять здоровье учащихся? В «Концепции содержания образовательной области «Искусство» в 12-летней школе» определена одна из основных задач уроков музыки: снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально — энергетический тонус учащихся. Поэтому наряду с основными формами музыкальной работы с детьми на уроках используем логоритмику, ритмотерапию, фольклорную арт-терапию и др.

На уроках хора мы используем дыхательную гимнастику по системе Емельянова – это комплекс упражнений фонопедического метода развития голоса ( ФМРГ)

Логоритмическая гимнастика – это форма активного отдыха, наиболее благоприятная для снятия напряжения после долгого сидения. Кратковременные физические упражнения под музыку, вызывая возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов. После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается.

Ритмотерапия. Танец, мимика и жест являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Движение и танец, помимо того что снимают нервно-психическое напряжение, помогают школьнику быстро и легко подружиться с другими детьми, а это также дает определенный психотерапевтический эффект.

Фольклорная арт-терапия. Русский песенный фольклор – это естественная система арт-терапии, включающая в себя излечение звуком, музыкой , движением, драмой, рисунком, цветом и несущая скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности. В фольклоре действительно есть врачующее начало. Традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и легкие, дыхание, голосовой аппарат. Характерная для русских танцев релаксация рук, особенно кистей, позволяет производить сбросы накопившихся зажимов. При нетрадиционных формах урока (урок — обряд, урок-концерт, урок-праздник, урок- путешествие) значительную роль играет терапия русским костюмом и его цветовыми сочетаниями, характером узора

Музыкально-рациональная психотерапия. Музыкально-рациональная психотерапия в условиях общеобразовательной школы представляет собой совокупность приемов и методов, направленных на расширение и обогащение спектра доступных учащемуся переживаний и формирование мировоззрения, которое помогает ему быть здоровым и счастливым. В предлагаемом подходе объединяются эстетотерапия – лечение красотой и арт-терапия – лечение идеалами.

Хорошо известно, что пение, особенно хоровое, — это верный показатель духовного и физического здоровья нации.

Пение является мощным средством балансировки нервной системы, психики, профилактики заболеваний голосового аппарата и органов дыхания, как для детей, так и для взрослых.

Свежие документы:  Конспект урока по Алгебре "Решение систем уравнений второй степени" 9 класс

В структуре нашего общеобразовательного учреждения хоровое ансамблевое и сольное пение занимает важное место и имеет неплохие результаты.

Одной из задач музыкального развития нашей программы по хоровому пению является:

формирование навыков самоконтроля при выполнении упражнений, пении в хоре, ансамбле, сольном пении;- формирование развития гармонического слуха.

Певческий голос может быть развит практически у всех, исключая патологические случаи. Правильное певческое развитие с учетом возрастных особенностей и закономерностей становления голоса, — все это способствует развитию здорового голосового аппарата.

Хоровое пение предусматривает организацию хоровых коллективов из учащихся 1-5-х классов в составе целого класса. Из участников хора может создаваться ансамблевая группа продвинутых хористов. Каждого поступающего в хор, не прослушивают индивидуально, не учитывают состояние слуха и голоса, учитывается только желание детей и их родителей заниматься пением, намечая перспективы развития.

Задачи программы по личностному развитию:

— формирование осознанного мотива, а потом и жизненно важной цели – совершенствовать себя, ответственно относиться к своему «природному дару», сохраняя доброе взаимоотношение с окружающими людьми;

Задачи музыкального развития:

— закрепление комплекса упражнений фонопедического метода развития голоса (далее ФМРГ), формирование навыков самоконтроля при выполнении упражнений, пении в хоре, ансамбле, сольном пении;- формирование развития гармонического слуха.

Певческий голос может быть развит практически у всех, исключая патологические случаи. Правильное певческое развитие с учетом возрастных особенностей и закономерностей становления голоса, — все это способствует развитию здорового голосового аппарата.

Ожидаемые результаты

1 первый год обучения хористы должны

знать:

певческую установку

охрану певческого голоса

упражнения 1-3 комплекса ФМРГ

Певческая установка – посадка, положение корпуса, головы, навыки пения сидя, стоя.

Регистры – шумовой, грудной, фальцетный, свистковый. Упражнение 1 – 3 комплекса ФМРГ. Охрана певческого голоса.

Цель здоровье сберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. И музыкальная терапия может стать эффективным методом сохранения здоровья школьников. А наша цель — внедрять в образовательном процессе школы эффективные здоровье сберегающие педагогические технологии.



Уроки музыки в 1х классах

Основная форма музыкальной деятельности в 1х классах — это уроки музыки и хора, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей ребенка.

Виды занятий — групповые. По содержанию — типовые, доминантные, тематические, комплексные, интегрированные.

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом уроке следующих здоровьесберегающих технологий:

Валеологические песенки-распевки;

Дыхательная гимнастика;

Артикуляционная гимнастика;

Оздоровительные и фонопедические упражнения;

Игровой массаж;

Пальчиковые игры;

Речевые игры;

Музыкотерапия.

Валеологические песенки-распевки.

С них начинаются все музыкальные занятия. Несложные добрые тексты (в том числе программы «Здравствуй!» М.Лазарева) и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональные климат на занятии, подготавливают голос к пению. Например:

Доброе утро!

Доброе утро! (поворачиваются друг к другу)

Улыбнись скорее! (разводят руки в стороны)

Будет веселее. (хлопают в ладоши)

Мы погладим лобик, носик и щечки. (выполняют движения по тексту)

Будем мы красивыми, (постепенно поднимают руки вверх, «фонарики»)

Как в саду цветочки!

Разотрем ладошки (движения по тексту)

Сильнее, сильнее!

А теперь похлопаем Смелее, смелее!

Ушки мы теперь потрем (потирают ушки)

И здоровье сбережем. (разводят руки в стороны)

Свежие документы:  Конспект урока музыки для 1 класса «Мелодия – душа музыки»

Улыбнемся снова,

Будьте все здоровы!

Дыхательная гимнастика.

Дыхательная гимнастика положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани; способствуют восстановлению центральной нервной системы; улучшает дренажную функцию бронхов; восстанавливает нарушенное носовое дыхание; исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника. Например:

«Машина»

(обучение постепенному выдоху воздуха)

И.П. — Дети становятся на одной линии, делают вдох («наливают бензин») и начинают движение вперед, при этом делая губами «бр-р-р» . Дети, как обычно, копируют работу мотора. Победитель тот, кто дальше всех «уехал» на одном дыхании.

«Цветок».

(упражнение направленно на достижение дыхательной релаксации за счет физиологического рефлекса, в результате которого при вдохе носом происходит расслабление гладкой мускулатуры бронхов).

И.П. — стоя. Руки опущены. Глаза закрыты. Делается медленный вдох, будто вдыхается аромат цветка. Это упражнение рекомендуется выполнять рано утром, повернувшись к солнцу.



«Собачка»

(закаливание зева)

И.П . — стоя. Язык высунуть изо рта. Делать быстрые дыхательные движения, добиваясь охлаждения зева.(как это делает собачка)

Артикуляционная гимнастика.

Основная часть артикуляционной гимнастики — выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание. Например:

«Жаба Квака»

(комплекс упражнений для мышц мягкого нёба и глотки)

Жаба Квака с солнцем встала, (потягиваются, руки в стороны)

Сладко-сладко позевала. (дети зевают)

Травку сочную сжевала (имитируют жевательные движения, глотают)

Да водички поглатала.

На кувшинку села,

Песенку запела:

«Ква-а-а-а! (произносят звуки отрывисто и громко)

Квэ-э-э-!

Ква-а-а-а!

Жизнь у Кваки хороша!

Оздоровительные и фонопедические упражнения.

Проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Разработки В.Емельянова, М.Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. В работе используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические (корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох) и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком. Например:

«Динозаврик»

Четыре динозаврика, ура, ура, ура!

Мы любим петь и танцевать, тарам-па-ра-ра-ра!

Смешные мы, хорошие, мы любим пошалить!

И мы все время заняты, нам некогда грустить!



Дети голосом «рисуют» динозаврика, используя последовательность: «У-о-а-ы-и-скрип!»

Игровой массаж.

Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови и лимфы, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается. Например:

1-я точка: «В гости к бровкам мы пришли, пальчиками их нашли»

2-я точка: «Пальчиком нашли мосток, по нему мы скок-поскок»

3-я точка: «Опустились чуть-чуть ниже и на пальчики подышим»

4-я точка: «Вот мы к шейке прикоснулись и пошире улыбнулись»

5-я точка: «Надо ушки растереть, чтобы больше не болеть»

6-я точка: «Руки надо растереть, чтобы больше не болеть»

7-я точка: «И про спинку не забыть, чтобы стройными нам быть»

Заканчивая массаж, дети говорят: Хотим мы быть веселыми, красивыми, здоровыми». Эти слова — своеобразная установка для них на весь день.

Пальчиковые игры.

Игры позволяют разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы. Они развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластинку с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества. Например:

Свежие документы:  Элективные курсы по физике «Колебания. Волны. Кванты» 11 класс

«Кошка»

Посмотрели мы в окошко (пальцами обеих рук делают «окошко»)

По дорожке ходит кошка («бегают» указательным и средним пальцами правой руки по левой руке)

С такими усами! (показывают «длинные усы»)

С такими глазами! (показывают «большие глаза»)

Кошка песенку поет, (хлопки в ладоши)

Нас гулять скорей зовёт! («зовут» правой рукой)

Речевые игры.

Позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальных слух развивается в тесной связи со слухом речевым. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные и колористические средства. Кроме того, формирование речи у человека идет при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях, театрального кружка эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности. Например:

«Дождь»

Дождь, дождь, дождь с утра. (хлопки чередуются со шлепками по коленям)

Веселится детвора! (легкие прыжки на месте)

Шлёп по лужам, шлеп-шлеп. (притопы)

Хлоп в ладоши, хлоп-хлоп. (хлопки)

Дождик, нас не поливай, (грозят пальцем)

А скорее догоняй! (убегают от «дождика»)

Музыкотерапия.

Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия проводится педагогами ДОУ в течение всего дня — детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности.

Музыка для встречи детей и их свободной деятельности

Классика:

И.С.Бах. «Прелюдия до мажор».

И.С.Бах. «Шутка».

И.Брамс. «Вальс».

А.Вивальди «Времена года»

Й.Гайдн. «Серенада»

Д.Кабалевский «Клоуны»

Д.Кабалевский «Петя и волк»

В.А.Моцарт «Маленькая ночная серенада»

В.А.Моцарт «Турецкое рондо»

И.Штраус «Полька «Трик-трак»

Детские песни:

«Антошка» В.Шаинский

«Бу-ра-ти-но» Ю.Энтин

«Будьте добры» А.Санин

«Веселые путешественники» М.Старокадомский

«Все мы делим пополам» В.Шаинский

«Да здравствует сюрприз» Ю.Энтин

«Если добрый ты» Б.Савельев

«Лучики надежды и добра» Е.Войтенко

«Настоящий друг» Б.Савельев

«Песенка о волшебниках» Г.Гладков

Музыка для пробуждения после дневного сна

Л.Боккерини «Менуэт»

Э.Григ «Утро»

А.Дворжак «Славянский танец»

Лютневая музыка XVII века

Ф.Лист «Утешения»

Ф.Мендельсон «Песня без слов»

В.Моцарт «Сонаты»

М.Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов»

М.Мусоргский «Рассвет на Москва-реке»

К.Сен-Санс «Аквариум»

Музыка для релаксации

Т.Альбиони «Адажио»

И.С.Бах «Ария из сюиты №3″

Л.Бетховен «Лунная соната»

К.Глюк «Мелодия»

Э.Григ «Песня Сольвейг»

К.Дебюсси «Лунный свет»

Колыбельные

Н.Римский-Корсаков «Море»

Г.Свиридов «Романс»

К.Сен-Санс «Лебедь»

Уроки музыки с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов.

Учебная литература

Репертуар хорового класса. (Народные песни). М, «Кифара»,2004

Репертуар хорового класса. (Русская классика). М, «Кифара», 2007

Песни и хоры для детей. Славкин М. М, Владос, 2004

Пойте с нами. Песни для детей младшего, среднего и старшего возраста Учебное пособие. С-П,»Композитор», 2004

Песни для детского хора. Бойко Р.Г М.,».Музыка», 2003г., Музыкальная шкатулка. Песни для детей. М.,»Музыка», 2004г., Огромный дом. Песни и хоры для детей. Дубравин Я. «Композитор», 2004г., Музыкальные примеры на уроках сольфеджио. Боровиковская Т М.,»Музыка», 2002г.

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: