Конспект урока для 1 класса «Бережное отношение к растительному и животному миру»


Урок кубановедения в 1 классе

Тема урока: «Бережное отношение к растительному и животному миру».

Цель: познакомить детей с «Красной книгой Кубани», расширить и углубить знания детей о животных и растениях, раскрыть роль человека в охране природы, развивать монологическую речь учащихся воспитывать чувство ответственности ,бережное отношение к природе, учить соблюдать правила поведения в природе.

Оборудование: «Красная книга», мультимедийная установка, мультимедийная доска, слайды с изображением редких растений и животных, кроссворд, учебник-тетрадь по кубановедению. 1 класс. (авт. Еременко Е.Н, Н. М. Зыгина, Г.В.Шевченко),карта Краснодарского края.

1.Организационный момент:

Учитель: Ребята, встаньте ровно, расправьте плечи. Поздоровайтесь с гостями. У меня сегодня хорошее настроение. Давайте будем взаимовежливы. Улыбнитесь друг-другу. Начнем урок.

Учитель: Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. Каждый из вас отправляется путешествовать не с пустыми руками, а с багажом знаний. Мы отправляемся не просто, чтобы развеяться и отдохнуть, а для того, чтобы еще раз задуматься о судьбе окружающего нас мира.

2.Повторение пройденного материала.

Учитель: На предыдущем уроке мы с вами путешествовали по карте Краснодарского края и узнали, какие растения растут в Краснодарском крае и какие животные обитают в Краснодарском крае. Я предлагаю вам отгадать загадки ,чтобы узнать ключевое слово к теме урока .А написал эти загадки для вас ребята кубанский поэт Нестеренко Владимир Дмитриевич .Отгадки будем записывать в кроссворд.

Заплелись густые травы,

Закудрявились луга,

Да и сам я весь кудрявый,

Даже завитком рога(.Баран)

Он в мундире ярком,

Шпоры для красы.

Днем он- забияка,

Вечером- часы.(Петух).

Хоть и жжется, но красива

Всем известная (Крапива).

Кто по елкам ловко скачет,

И влезает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет

Сушит на зиму грибы? (Белка).

По лужку он важно бродит

Из воды сухим выходит,

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки. (Гусь)

. Хитрая плутовка, рыжая головка ,

Хвост пушистый краса, а зовут ее … (Лиса).

Молодцы! Загадки верно отгадали .А теперь прочитайте ключевое слово. Береги!(хором) Ребята, задумайтесь над этим словом. Что мы можем беречь в школе?(Мебель ,книги).А можем ли мы кого-то оберегать в природе?

3. Сообщение темы урока. Тема урока: «Бережное отношение к растительному и животному миру Краснодарского края». (Слайд 1).

Множество животных летает, бегает, плавает в реках и морях, ползает в степях, горах и лесах Краснодарского края. А растительность края насчитывает более трех тысяч видов растений. Но к сожалению количество некоторых животных и растений с каждым годом становится все меньше и меньше. Ученые всех стран пришли к выводу, что необходимо бережное отношение всех живущих на планете к растительному и животному миру.

Учитель: Домашние животные находятся под защитой человека. А как защитить растения, диких животных и птиц нам расскажет наша гостья. Сегодня к нам в гости пришла девочка. А зовут ее Красная книга.

Ученица: Учитель:- Спасибо, Красная книга. Ребята, а это макет Красной книги. (Послушайте историю создания Красной книги).. Меня написали ученые всего мира-ботаники, экологи, зоологи. Ученые стали изучать, каким растениям и животным планеты нужно помочь в первую очередь. Я была издана в 1948году. Международным союзом охраны природы. Сегодня я вам расскажу, для чего я нужна, и почему я не синяя, не белая, не зеленая, а красная.В1966году Красная книга была переиздана в необычном виде. Обложка у нее была красная, а страницы — красные, желтые, белые, серые, зеленые. Она была похожа на книгу, которую я вам приготовила для урока. Книга призывает сохранять редкие виды животных и растений. Страницы книги были скреплены скобами, подобно листам перекидного календаря. Их можно было легко вынуть из книги, если судьба животного и растения менялась в лучшую или худшую сторону. Ученые хотели, чтобы как можно больше видов попало на зеленые страницы, поэтому разработали специальную программу спасения. В 1978 году книга вышла в нашей стране .Красная книга — информирует, призывает изучать, предупреждает, советует (Слайд 2).

Красная книга Краснодарского края была издана в 1994 году .В ней дается перечень редких растений и животных и исчезающих видов на территории Краснодарского края , он включает 157 видов растений и 100 видов животных. Ребята, а вы как думаете, почему обложка у книги красная? Красный цвет-стоп, остановись! Красный цвет- сигнал опасности).(«Осторожно!Может случиться беда!»)

Учитель: В Красной книге есть классификация растений и животных. Прочитайте, на какие группы они разделены. Классификация, виды: исчезающие, сохраняющиеся, редкие, неопределенные, восстанавливаю-щиеся. (Слайд 3) .(Ребята подготовили сообщение о данных видах и сейчас нам расскажут о них.)

Ученик 1.Исчезающие виды – это быстро сокращающиеся виды животных или растений, которые уже невозможно спасти без вмешательства человека. Сведения об исчезающих видах поместили на красных страницах.(Слайд.4)

Ученик 2. Сохраняющиеся – это виды, встречающиеся в количествах, достаточных для выживания, но их численность сокращается. Сведения о редких видах поместили на желтых страницах.(Слайд 4)

Ученик 3 Редкие – это виды, которые не находятся под угрозой вымирания, но встречаются очень редко. Сведения о редких видах поместили на белых страницах.(Слайд 4)

Ученик 4. Неопределенные виды — это те растения, которые мало изучены учеными. Сведения о них поместили на серых страницах.(Слайд 4)

Ученик 5. Восстанавливающиеся — это те растения и животные, которых удалось спасти в результате мер по их охране. Сведения об этих растениях и

животных поместили на зеленых страницах.(Слайд 4).

Учитель: Откроем первую страницу нашей книги .Речь в ней идет о растениях. Познакомимся с некоторыми из них, занесенными в Красную книгу Кубани.

Цикламен кавказский — травянистое растение, имеет клубень. Цветки красно- фиолетовые. Цветет в феврале-марте. Относится к: лекарственным травам. Растет практически по всей территории Краснодарского края, любит влагу. Число цикламена быстро сокращается. Люди массово собирают цветы на зимние и раннецветущие букеты, выкапывают клубни для лекарственных целей (Слайд 5).

Подснежник кавказский произрастает в Краснодарском крае.. Это травянистое растение до 20см высотой. Имеет небольшой белый цветок в виде колокольчика. Корень- луковица . Число подснежников заметно сокращается, их собирают для букетов. (Слайд 6).

Лотос. Людей издавна изумляла красота лотоса, его крупный цветок с нежными ярко-розовыми лепестками. В древних легендах египтян, индусов, китайцев цветок лотоса всегда был символом красоты, мудрости силы. Лотос всегда кормил и лечил людей. Из его корневищ и семян изготавливали муку, крахмал, сахар и масло. Как лекарственное средство его используют при лечении заболеваний сердечно сосудистой системы. (Слайд 7).

Шафран прекрасный— произрастает в Краснодарском крае.Занесен в Красную книгу России. (Слайд 8)

Пион тонколистный— многолетнее травянистое растение. Цветки ярко-пурпурные. Лепестки 5см длины. Цветет в мае-июне. Вид сокращает численность в связи со сбором цветущих экземпляров. (Слайд 9.)

Пицундская сосна- (Слайд 10) . – дерево ,древняя представительница третичной флоры.

Можжевельник высокий- реликтовый представитель третичного времени. Средний возраст дерева- 600лет.(Слайд11).

Учитель: Следующие страницы посвящены птицам и зверям. Кудрявый пеликан — светло-серая птица с очень оригинальным длинным клювом. Место обитания пеликана- плавни и лиманы. Клюв, ноги и горловой мешок желтого цвета. Питаются пеликаны рыбой. Когда пеликан открывает клюв и подхватывает рыбу, горловой мешок растягивается и принимает форму сачка. Кудрявый пеликан занесен в Красные книги Кубани и России. (Слайд 12).

Лысуха-представитель журавлеобразных. Внешне напоминает утку. Обитает на водоемах.(Слайд13).

Сапсан — редкая и красивая птица с характерными «усами»-полосками из черных перьев у клюва. Сверху оперение сероватое с поперечными темными полосками, снизу — светлее .Голова темная. Размах крыльев до 1 метра. Гнездится на высоких деревьях, карнизах обрывов и скал, высоких зданиях. Сапсан развивает скорость во время полета до 100 метров в секунду. Численность этого вида быстро сокращается.(Слайд14).

Зубр— единственный дикий вид подсемейства бычьих Европы. Он уцелел до наших дней. Весит около тонны. Высота 2метра. Зубр стал исчезать не только из — за того, что на него стали охотится. Человек уничтожал лесные массивы, в которых жили эти звери. Людям потребовалось 70 лет, чтобы увеличить поголовье зубра с 12 до 3000 особей. (Слайд15).

Дикие кабаны. живут в лесной ,лесостепной, плавневой зоне (Слайд16).Обычно они держатся группами .Излюбленная пища кабанов- буковые орешки, плоды груш, желуди, каштаны, дождевые черви.

Самого маленького оленя Кубани – косулю – можно встретить в островных лесах, небольших урочищах, рощах, опушках (например, в районе Большого Утриша). Питается косуля травянистой растительностью, желудями, грибами, ягодами.(Слайд.17).

Медведь. Довольно обычны встречи с кавказским медведем. По размерам и силе он значительно уступает бурому, самому крупному хищнику Краснодарского края. Кавказский медведь обладает сравнительно добродушным нравом и встреча с ним обычно не грозит человеку опасностью .Летом медведи иногда приближаются к населенным пунктам, чтобы полакомиться кукурузой или медом на пасеках. Эти неуклюжие с виду животные бегают легко и быстро, даже в гору.(Слайд18). Многие из вышеназванных растений ,насекомых ,птиц ,животных встречаются в природе очень редко, поэтому их охраняет государство .Для этого в 1924 году был создан Кавказский заповедник(.Слайд19-20) Это место где не только нельзя охотиться или ловить рыбу ,там запрещается жечь костры, собирать грибы и ягоды и даже травы .В заповеднике ученые изучают природу, пытаются восстановить число тех животных, которых осталось очень мало

Физкультминутка.

Мы немножко отдохнем, встанем, глубоко вздохнем.

Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели и их лучики согрели.

Бабочки летали, крыльями махали. Дружно хлопаем,

Ногами топаем! Хорошо мы погуляли,

И немножечко устали.

-Ребята, мы узнали о «Красной книге» о том, что нужно охранять природу.- Сейчас мы попробуем составить свою Красную книгу. Рассмотрите иллюстрации(Слайд 21 ) и попробуйте назвать эти растения ,насекомых и животных.(ЛАНДЫШ,БАБОЧКА-АДМИРАЛ, МЕДУНИЦА,ШМЕЛЬ,БОЖЬЯ КОРОВКА,ВЕТРЕНИЦА ЛЮТИЧНАЯ,МАТЬ-И-МАЧЕХА,СТРЕКОЗА).

-Сейчас каждый из вас выберет какое-нибудь животное или растение, которое встречалось вам в природе. Что, вы можете о нем рассказать? Что можете предложить для охраны?(1ученик. Я хочу рассказать о ландыше. Очень красивый цветок. У него продолговатые листья. В листьях прячутся тоненькие стебельки с цветочками нежно белого цвета. Аромат цветков похож на запах духов. Ландыш надо беречь, зря не рвать. Живет ландыш 21год, цветет 2-3раза ( 2ученик. Я хочу рассказать о бабочке под названием Адмирал. Я видела эту бабочку на лугу, она сидела на цветке. Крылья у бабочки черные ,с красными полосками. Эта бабочка прилетает к нам из южных стран. Много бабочек погибает во время тяжелого пути. Поэтому нельзя ловить бабочек, пусть они весело порхают над цветами).Молодцы ребята!

Составить рассказ к картинкам. (Постарайтесь в рассказе передать свое отношение к тому, что случилось с деревцем (Слайд№ 22 ).

5.Работа по учебнику-тетради (с.31).


4.Будьте природе другом!

мы с вами говорили о том, что охрана природы государственная проблема. А мы с вами можем стать другом природе?

( Мы можем стать природе другом. Нужно только соблюдать правила поведения в природе)..- Давайте изучим эти правила. (Нельзя уносить домой ежей и других животных,( Что произойдет с животным в неволе,вы узнаете послушав рассказ «Чиж».В силки попался чиж.Коля принес домой чижа и посадил в клетку.Мама просила Колю ,чтобы мальчик отпустил на волю чижа.Но мальчик не послушался маму.И чиж оставался в клетке.Утром мальчик выпустил чижа из клетки полетать по комнате.Чиж радостно вылетел из клетки и не заметив оконного стекла, ударился о стекло.Чиж упал на пол,ему было очень больно.К вечеру чижа не стало.Он умер .Дикие птицы не могут жить в неволе.

Нельзя уничтожать лягушек

(Почему нельзя?)За лето одна лягушка уничтожает до 80000тыс.комаров.

.(Послушайте рассказ В .Бианки «Кому смех-кому слезы»(с.304) Нельзя ломать деревья

не лови бабочек, не забирай из гнезда и не уничтожай птичьи яйца в лесу.

Не собирай цветы

,

!Ребята ,сейчас мы ознакомимся с правилами поведения в природе)(Слайд№ ).

.Отгадайте загадки и определите, какие животные включены в Красную книгу ,а какие не включены?

1.Весь день рыбак в воде стоял, 2. Что за чудо?Вот так чудо:

Мешок рыбешкой набивал. Сверху блюдо,снизу блюдо.
Закончил лов, забрал улов. Ходит чудо по дороге,

Поднялся ввысь –и был таков. Голова торчит да ноги.

(Пеликан). (Черепаха).


3.Хоть верь,хоть не верь, 4. Днем сидит он как слепой,

Пробегал по лесу зверь А под вечер на разбой,

Нес на лбу он неспроста Ухватил за хвост, но ах.

Два развесистых рога. Удрала, а хвост в руках.

(Олень). (Филин).


5.Бегает среди камней, 6. Голубой аэропланчик,

Не угонишься за ней. Сел на белый одуванчик.

(Ящерица). (Стрекоза).


7. Кто они? Откуда? Чьи?

Льются черные ручьи

Дружно маленькие

Точки строят дом

Себе на кочке.

(Муравьи).

8Под соснами, под елками,

Лежит клубок с иголками.(еж).

-Какие животные занесены в Красную книгу?,олень,черепаха,пеликан,стрекоза,ящерица)

Постарайтесь по описанию узнать о каком животном или растении идет речь(учебник Куб ,2кл).

6.Итог урока. (Слайд21).

Что нового мы узнали на уроке?( Мы познакомились с отдельными представителями животного и растительного мира, которые занесены в «Красную книгу Кубани». И мы должны не только знать этих представителей, но и охранять их).

-Почему возникла необходимость создать Красную книгу Краснодарского края?(ответы детей)

Учитель:Давайте же стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели сады и пели птицы.

Ведь как сказал В.Берестов (Слайд22).

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Мне бы хотелось завершить свой урок словами замечательного русского писателя М.М.Пришвина « Охранять природу — значит охранять Родину».

7 Домашнее задание (Слайд 23).

1.Придумать и зарисовать знаки правил поведения в лесу.

8.Организация на перемену.














Общеобразовательная средняя школа № 18.














ОТКРЫТЫЙ УРОК по кубановедению

на тему:«Бережное отношение к растениям и животным»


Подготовила:

Кобылинская. Ж.А.

Учитель начальных классов.








г -.к. Анапа 2010год.

скачать материал


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Природоведение: