Конспект урока для 1 класса «Планета заболела»


Тема. Планета заболела.


Цель: Систематизировать и расширить знания учащихся о состоянии природы нашей планеты; раскрыть некоторые экологические проблемы. Формированить представления о Земле как об общечеловеческом доме. Показать важность и направления международного сотрудничества в области охраны окружающей среды. Способствовать воспитанию ответственного отношения к природе. Формировать экологическую культуру.


Тип урока: изучение нового материала.


Оборудование: глобус, информационные листы, магнитофон, видеомагнитофон, кроссворд, таблица «Солнце и планеты », рисунок планеты, таблица « Признаки грозной беды », таблички : названия групп, Красная книга.


Ход урока.

I. Организационный момент.


II. Мотивация учебной деятельности.

1. Вступительное слово учителя.

(Звучит мелодия из песни «Звездная страна», на ее фоне — стихи учителя.)

Ах, как часто , глядя в поднебесье ,

Мы мечтаем покорить пространство.

И, как Маленькие принцы, в одночасье

На других планетах оказаться.


Удивляться их могуществу, величью,

Раскрывать секрет небесной выси.

И, конечно же , ловить себя на мысли:

Им с Землею нашей не сравниться .

-Для нас , землян, нет планеты прекрасней , чем наша родная Земля. И, все-таки, приятно осознавать, что мы во Вселенной не одиноки. Кто же наши « соседи »?

(Учитель читает стихи, держа в руках глобус.)

Самая прекрасная , родная,

Разноцветная, веселая, живая,

Ты для нас, как мать, одна на свете,

Мы твои заботливые дети .


Но порой, под нашими руками

Красота твоя бесследно исчезает.

Задыхаются от грязи океаны,

Звери, птицы, травы погибают.


Где бы мы не жили на планете,

За твою судьбу мы все в ответе.

Мы твои помощники, друзья ,

Мы, Земля, с тобой одна семья.

2. Звучит голос Земли:

-Мне радостно слышать вас и обидно.


-Ребята, нас услышала наша Земля, но что-то голос у неё грустный. Что случилось?


-Это было давно. Я пробуждалась каждое утро и была счастлива . Неужели я когда – то могла радоваться, могла любить? А ведь любила, любила весь мир, все вокруг: солнце, небо, травы, журчание рек, пение птиц. Я любила созданную природу, как заботливая мать, любит своего ребенка. Как же я была прекрасна в то время. Первый человек появился на свет. Вначале он чувствовал себя частью природы, но разум, который я вложила в его мозг оказался направлен не только на создание , но и на разрушение. Он начал порабощать меня, растения, животных. Он разрывает мои недра на куски и достает внутренности, заполняет мою прозрачную кровь ядами, он перекрывает мне вены плотинами, душит меня вредными газами, ранит атомными взрывами.Во что превратилась некогда прекрасная Земля ? Неужели я создала и вскормила собственного губителя.У вас еще есть немного времени, чтобы спасти меня и самих себя. Я верю в ваши силы, в ваш ум и добрые сердца.( появляется плакат с изображением плачущей планеты )


-Ребята, что же случилось с нашей планетой ? Почему она жалуется ?


III. Работа потеме.

1. Сообщение темы и целей урока.

-С нашей планетой произошла беда, её здоровью угрожает опасность.

Тема нашего урока так и звучит « Планета заболела ».

-Какие же задачи мы поставим перед собой , чтобы решить проблему с болезнью нашей планеты ?


2.Работа детей в группах.

— А что угрожает нашей планете Земля ?

-Сегодня и вы окажетесь в роли ученых- специалистов : ботаников, зоологов, географов, которые помогут спасти планету. Что они изучают ?


Задания для групп.

1.Ботаники расскажут: что угрожает «легким нашей планеты» — растениям.

2.Зоологи расскажут о состоянии «братьев наших меньших» — животных.

3.Географы расскажут о том, что угрожает «крови», т.е. почве, воде и воздуху.


(Учащиеся читают, затем от каждой группы выступает представитель с отчетом, учитель выставляет карточки в таблице «Признаки грозной беды »)


Признаки грозной беды.

1.Вырубка лесов.

2.Гибель животных.

3.Загрязнение воды.

4.Загрязнение воздуха.

5.Накопление мусора.

6.Отравление почвы.


-Кто виноват во всех причинах болезни планеты? (Человек)


-Видно, люди забыли одну из мудростей, что мы навсегда в ответе за всех, кого приручили. За тех животных, растения, которые живут рядом с нами, за ту речку, которая бежит в нашем городе, за ту планету, на которой нам посчастливилось жить.

Все мы, живущие на Земле, очень похожи на Маленького принца. ведь у каждого из нас тоже только одна планета. Мы не можем себе выбрать другую, так же, как и Земля не может себе выбрать другое человечество

-Следовательно, болезнь планеты угрожает здоровью и жизни самого человека. Как же добиться гармонии человека и его планеты?

методические материалы бесплатно

-Я думаю, что нам следует прислушаться к Маленькому принцу, который строго придерживался такого правила: « Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету.»

-Я уверена, что первые три пункта этого правила вы выполняете.

Интересно , а как вы приводите себя в порядок ?


-Прежде, чем заботиться о здоровье планеты, мы сами должны быть здоровыми, крепкими.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. (под музыку)


3. Охрана природы.

-Наша планета огромна по сравнению с планетой Маленького принца, но у каждого из нас есть планета величиной с дом: это наш двор, наша улица, наш город. Научитесь заботиться о них, приводить их в порядок, и наступит праздник. Чем же вы можете помочь своей маленькой планете?

-А какие меры охраны природы вам известны в нашей стране?

( Заповедники, заказники, национальные парки, Красная книга)


4. Показ видеосюжета.


-Мы видим, что в нашей стране принимаются меры по охране природы. Но достаточно ли этого, чтобы спасти природу всей планеты ?


5. Вывод.

Люди создали границы, оградились друг от друга, но они забыли, что :

У всех людей одна планета

И ветрам нет на ней границ,

Как нет границ потокам света

И перелетам диких птиц.

И нам беречь планету надо

Для тех, кто будет после нас.

А мы бездумно сыплем яды

И дом свой травим, не скупясь. (И. Ландо)

-В природе нет границ и только сообща люди могут спасти планету и себя. Государства заключают конвенции – соглашения . Одно из таких соглашений — Конвенция по ограничению торговли редкими и исчезающими видами растений и животных. Этот документ защищает от истребления многих животных Африки, Азии, Южной Америки : обезьян , черепах, крокодилов, носорогов и слонов, которых уничтожают ради шкур, рогов, бивней.

-Что такое конвенция ?


6. Работа с информационными листами по группам.

-Выберите те международные соглашения, которые соответствуют вашей специальности :


1.Соглашение о сохранении белых медведей.

2.Конвенция о загрязнении воздуха на большие расстояния.

3.Конвенция по защите Черного моря от загрязнения.

4.Конвенция об охране дикой флоры и фауны.

5.Международная конвенция об охране птиц.

6.Конвенция по борьбе с опустыниванием.

(отчет групп)


7. Создание своей организации по защите окружающей среды.

-Я предлагаю в вашем классе создать организацию по охране природы. Ведь судят о человеке не по словам, а по делам. Придумайте название, эмблему, девиз.

( Учитель может предложить свой вариант : Название : «Маленькие принцы Земли »Эмблема с изображением Маленького принца. Девиз: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок и сразу же приведи в порядок свою планету ».)


8. Чтение стихотворения.

Здравствуй, планета !

Здравствуй, Земля !

Отныне мы дети твои и друзья.

Отныне мы вместе большая семья.

Мы Маленькие принцы

Планеты Земля !

IV. Итог урока.

(Плакат с изображением улыбающейся планеты)

-Ребята, почему наша планета улыбается ?

(Она поняла, что неё появились настоящие хозяева, которые вылечат её и превратят в цветущий сад.)

Коль суждено дышать нам воздухом одним,

Давайте же мы все навек объединимся.

Давайте наши души сохраним !

Тогда мы на Земле и сами сохранимся.

(После урока проводится выставка плакатов, созданных учащимися.)

скачать материал


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Природоведение: