Конспект урока по природоведению в 5-м классе «сформировать представление учащихся о лесе, как природном сообществе»


Конспект урока по природоведению в 5-м классе

«сформировать представление учащихся о лесе, как природном сообществе»

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить с разнообразием растительного мира леса.

  • Научить распознавать виды деревьев.

  • Умение использовать в работе раннее полученные знания на основе личных наблюдений.

Развивающие:

  • Развитие познавательной и творческой активности, умение наблюдать

  • Развитие умения выражать свои мысли, работать с дополнительной литературой.

  • Коррекция зрительного, слухового восприятия.

Воспитательные: воспитание мотивации к учению.

Учебно-наглядное пособие:

  • картинки предметов, картинки листьев, картинки климатических зон.

  • индивидуальные карточки- задания.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Упражнение с опорой на несколько анализаторов.

Подберите ключ к загадке и разгадайте её. Если правильно воспользуетесь ключом, то прочитаете зашифрованное слово. (природа )

http://festival.1september.ru/articles/588481/img1.gif

II. Актуализация опорных знаний.

1. Определение понятия «природа».

1. «Какие предметы лишние?» (картинка птицы, машины, цветов, мебели, гриба, травы)

— Почему лишние предметы «машина», «мебель»? (Сделаны руками человека.)

— Как назвать одним словом остальные предметы? (Природа)

2. Выберите правильное определение «природы».

Природа –

  • это все то, что окружает человека

  • это все то, что сделано руками человека

  • это все то, что окружает человека и не сделано его руками

— Назовите предметы живой и неживой природы.

Рост — один из признаков живой природы. Живые существа дышат, питаются, растут, размножаются и умирают.

3. Работа по карточкам. ( Приложение1)

 Назовите те предметы «живой» природы, которые вы отметили.

— Почему эти объекты относим к живой природе?

4. Уточнение и систематизация знаний учащихся о природных климатических зонах.

– Представьте, что вас попросили рассказать о природе нашей страны. О чем бы вы рассказали в первую очередь?

Природа России разнообразна. (Карта РФ)

Это обусловлено огромными размерами территории и многообразием форм поверхности.

— Давайте вспомним какие климатические зоны расположены на территории нашей страны.

(Картинка Арктических пустынь)

Это царство снега и льда. Средняя температура самого теплого месяца около 0 С. Животные с белой окраской, с густым мехом и оперением.

(Картинка тундры)

Это холодная, безлесная природная зона с многолетней мерзлотой, низкорослыми растениями, стелющимися по земле.

(Картинка пустыни )

Эта природная зона в России занимает небольшую площадь, отличается очень жарким летом и малым количеством осадков. Растения здесь имеют длинные корни, а животные часто ведут ночной образ жизни.

(Картинка леса)

В этой природной зоне достаточно тепла и влаги для роста деревьев. Она занимает большую часть территории нашей страны.

III. Изучение нового материала.

1. Введение в тему.

— Ребята! Есть у нас с вами хороший друг, отгадайте загадку и поймёте, кого я имею в виду. Это и будет тема сегодняшнего урока.

Дом со всех сторон открыт, 
Он резною крышей крыт .
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем. 
(
Лес)

2.Объяснительная беседа + информация на компьютере.

— Какие условия необходимы для произрастания леса? (Достаточно тепла и влаги.)

— Мы отправимся в мир леса по страницам учебной книги, а помогать нам в этом будет большой знаток лесных тайн старичок-Лесовичок. (Картинка первой страницы книги)

— Как вы думаете, нужен ли человеку лес?

— Что дает лес человеку?

— Какое значение имеет лес для природы?

3. Физминутка.

Если показываю картинку с предметом неживой природы – хлопаем в ладоши, если живой – шагаем.

4. Рассказы учащихся.

Сообщения детей о лесе.

5. Упражнение по коррекции внимания.

— Чтобы узнать о чем пойдет речь на следующей страничке нашей учебной книги, необходимо выполнить задание. ( Приложение2)

— В образовании леса участвуют разные растения. Это деревья, кустарники, мхи и травы.

Однако подлинными хозяевами леса являются деревья. (Картинка деревьев)

6. Работа со словарем.

— Прочитайте как истолковывается в словаре слово «деревья».

7. Задание на коррекцию слухового восприятия.

 О каком дереве пойдет речь на страничке книги?

Я из крошки бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок,
Ничего что плод мой мелок. 
(
Дуб)

Дуб живет 400-500 лет, а иногда и до двух тысяч лет. Плоды – желуди — окружены особой «шапочкой». Часто дубы растут целой рощей. Она называется дубрава.

8. Программированное задание. (Приложение3)

— Чтобы перейти на следующую страничку нашей учебной книги и узнать название дерева, выполните задание.

— Березу называют русской красавицей лесов. Стройная, белокорая, с тонкими поникшими ветвями и говорливой нарядной листвой, она всегда вызывает восхищение и радость.

9. Разгадывание кроссворда.

— Старичок-лесовичок приготовил вам кроссворд

— Листья деревьев (рябины, берёзы, ели, клёна) вписать в кроссворд.

— Какое растение в кроссворде лишнее? (Ель)

— Почему лишнее? (Хвойное)

— Какие деревья мы относим к хвойным?

— Почему они относятся к хвойным? (Имеют плотные, похожие на иголки листья – хвоинки).

В густом еловом лесу всегда сумрачно, прохладно. Крона ели почти не пропускает света. Обычно в ельнике влажно. Каждая хвоинка у ели живет долго – от пяти до семи лет, а потом сухая падает на землю. Ежегодно на дереве появляется новая хвоя. Замена хвои на дереве происходит постепенно. Поэтому мы видим ель всегда зеленой.

В сосновом лесу светло и сухо. Высота ствола сосны достигает 30 метров и более, наверху дерева расположена пирамидальная крона.

Лес можно сравнить с пирамидой. На верхушке пирамиды растут деревья. Им для жизни нужно много света и тепла.

Следующий ярус – это кустарники.

Последний нижний ярус – кустарнички и травы.

IV. Обобщающая беседа.

1. Охрана природы.

— Лес для человека служит местом отдыха.

— Как мы должны вести себя в лесу?

— Выберите из предложенных вариантов правильные:

  • Ветки не ломайте, деревья не калечьте, травинку и лист зря не рвите.

  • В лесу можно поиграть: листьями побросаться, букеты цветов нарвать.

  • Подумаешь, много зелени – еще вырастет!

  • Наконец-то можно пошуметь, покричать и, главное, никому не помешаешь!

  • Старайтесь не шуметь в лесу, а то он «испугается, затаится», и вы не узнаете ни одной тайны.

  • Пучеглазую лягушку, ползущего ужа, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их вообще не было.

  • Звери всякие важны – звери всякие нужны. Каждый из них нужен природе.

V. Итог урока.

1. Оценка работ учащихся.

скачать материал


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Природоведение: