Урок природоведения в 5 классе «Жизнь на разных материках»


Тема: « Жизнь на разных материках»

Урок природоведения 5 класс

Автор: Сорокина Галина Николаевна

учитель биологии

МБОУ СОШ № 63

Сл. Красюковская

Задачи урока:

Обучающие: сформировать представление учащихся о многообразии живых организмов на разных материках. Выявить причины разнообразия.

Развивающие: способствовать развитию умений логически мыслить, выделять главное в изучаемом, сравнивать, делать выводы. Развивать познавательный интерес к изучаемому, используя творческие задания.

Воспитывающие: вызывать стремление беречь общий дом всего живого на планете как условие сохранения жизни человека и всех живых обитателей.

Тип урока: репродуктивный

Оборудование: учебник «Прирородоведение» — 5класс, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин, рабочая тетрадь к учебнику «Естествознание»- 5 класс, 6 листов ватмана с названием материков, диск – мультимедийное приложение к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина, рисунки детей, вырезки из журналов с изображением животных и растений разных материков ( по группам), шары с названием животных и растений разных материков, сигнальные карточки – красные, жёлтые, зелёные.

Основные этапы урока:

1. Организационный момент

Учитель: Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Будем вместе мы читать,

Слушать, думать, размышлять,

Цель урока постигать.

2. Мотивация. Целеполагание

Учитель: Сегодня у нас необычный урок, так как, получив опережающее домашнее задание, вы уже познакомились с уникальными животными и растениями своего материка и своими знаниями поделитесь с другими группами. Какую же цель мы ставим на этом уроке? (дети отвечают)

Цель: познакомиться с разнообразием животного и растительного мира разных материков и с факторами, влияющими на это разнообразие.

Учитель:

— Работаем в группах, выберите консультанта

— Он перепишет ваши фамилии и будет оценивать вашу работу

— Вам будут помогать:

-«мудрецы» — это ваши учебники и тетради;

— «шапка — невидимка» — дает возможность одному ученику уйти от какого — либо вида деятельности ( если он плохо себя чувствует);

— «палочка-выручалочка» — разовая возможность получить подсказку, не снижая оценку.

  • возможность получить подсказку (не снижая оценку)

3. Актуализация знаний


1 задание — Разминка – игра «Да — нет»


Учитель задаёт вопросы по изученной теме, ученики с помощью сигнальных карточек на них отвечают, красные – да, зелёные – нет, консультантыставятбаллы за правильные ответы.

— На планете 5 материков (нет)

— Евразия – это самый большой мтерик (да)

— Самое глубокое озеро мира- Байкал (да)

— Анды – горы Северной Америки (нет)

— Австралия – самый сухой материк (да)

— Нил – самая длинная река мира (да)

— Первыми на нашей планете появились простейшие (нет)

— Черви – это беспозвоночные животные (да)

— Растения способны сами образовать питательные вещества (да)

— В наземно-воздушной среде не хватает влаги (да)

— В водной среде достаточно кислорода (нет)

— Жабры рыб способны извлекать из воды растворённый кислород(да)

-Чемпион по скорости полёта – стриж (да)


4. Изучение и усвоение знаний

2 задание – «Помощь мудрецов» — читаем текст на странице 123, каждая группа изучает свой материк (Обращаем внимание на слова выделенные черным шрифтом).

Учитель: вы внимательно читали, глазки напрягали, пусть они немного отдохнут.

Упражнение для глаз

Посмотреть влево, вправо, вверх, вниз (4 раза).

З задание« О чем расскажут нам детские шары»

Детские шары учитель рассыпает на пол у доски. От каждой команды приглашаются по два человека, которые найдут шары с названием животного и растения, обитающие на «их материке», и расскажут нам о них.

4-е задание«Парад проектов — материков»

На доске прикрепляются плакаты с названием материков и эти проекты будут рождаться на ваших глазах, чей из них будет самым аккуратным, красочным, с исчерпывающей информацией, его участники получают по дополнительному баллу (дети прикрепляют заготовленные карточки-рисунки с соответствующими животными и растениями).

Учитель: Ребята, на каком материке больше всего растений и животных? Почему? (дети отвечают). На каком — их почти нет? Почему? Какой вывод мы можем сделать?


задание«Хвастовство знаниями»

Работа в рабочих тетрадях на стр. 70, заполнение таблицы


Название материка

Характерные животные

Характерные растения










Физкультминутка

Учитель:

Потрудились – отдохнем

Встанем, глубоко вздохнем .

Поднимаем руки — это раз,

Повернулась голова — это два.

Руки вниз, вперед смотри — это три.

Руки в стороны пошире — развернулись на четыре.

С силой их к плечам прижать — это пять.

Руки плавно опустили — это шесть.

Всем улыбки подарили — это семь.

Тихо сели — это восемь.

5.Закрепление изученного

6 задание«Откуда они родом?»

По желанию от каждой группы дети выполняют задания на мультимедийном диске, получая баллы за правильные ответы.

7 заданиетест «Жизнь на разных материках»

Выполнение тестового задания на мультимедийном диске

6. Подведение итога урока

Консультанты подсчитывают баллы в своих группах и подают сведения учителю. По наивысшему баллу определятся оценка.

7. Рефлексия

Что главного мы узнали из темы «Жизнь на разных материках»?

Как я усвоил полученные знания по теме (по сигнальным карточкам)

Красные – глубоко

Желтые – осознанно

Зелёные — поверхностно


8.Домашнее задание

С.123-128, вопросы 1-2 из рубрики «Подумайте!»

скачать материал


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Природоведение: