Внеклассное мероприятие по природоведению в 5 классе
«Путешествие по морям знаний»
Цель мероприятия: создание условий для повышения уровня познавательной активности учащихся 5 классов через внеурочную деятельность.
Задачи:
развивать познавательный интерес к предметам естественного цикла;
создать условия для комплексного использования ранее полученных знаний;
учить работать в группе на общий результат;
расширять кругозор;
воспитывать чувство сопричастности, “плеча”.
Оборудование: компьютер, проектор, карточки с заданиями.
Ход мероприятия
«Огромный океан неведомого окружает нас. И чем больше мы знаем, тем больше загадок задает нам природа», — эти слова принадлежат учёному В.А. Обручеву.
А эпиграфом нашего мероприятия я предлагаю взять слова великого русского путешественника Николая Михайловича Пржевальского: «А еще жизнь хороша тем, что можно путешествовать!»
Кто из нас не мечтает о путешествиях? Новые земли, города. Но путешествия – это не только открытия, это трудности, необходимость быстро принимать решения, опасности, подстерегающие в пути. Не каждого возьмут в путешествие. А возьмут ли вас? Это мы узнаем, если правильно подскажем путешественнику географические названия.
Задание (на слайде): Соотнесите название науки с объектами изучения.
А чтобы самим полнее ощутить радость познания, мы отправимся с вами сегодня в морское путешествие. В ходе этого путешествия мы сможем обобщить и применить знания о нашей планете.
1-й конкурс (на слайде): «Как вы судно назовете – так оно и поплывет».
Капитан Врунгель считал, чтобы плаванье было удачным, нужно правильно назвать свое судно. Перед вами макеты ваших кораблей, вы должны будете дать им название и выбрать капитана.
Бороздя воды океана знаний, вы будете получать кусочки карты за каждое выполненное задание. Выиграет та команда, которая быстрее соберет свою карту.
Итак, отважные путешественники, мы прошли предстартовые испытания и можем отправляться в путь. Желаем вам семь футов под килем!
2-й конкурс (на слайде):
Представьте, что перед вами простирается безбрежная водная гладь. И нам необходимо пересечь ее. С самой глубокой древности ориентирами путникам служили небесные тела.
А какие, мы узнаем, ответив на следующие вопросы – тест на слайде (за правильные ответы учащимся вручаются жетоны):
3-й конкурс. Соберите карту звездного неба.
У вас в конвертах карта звездного неба. Подпишите планеты, в порядке удаления от Солнца.
Мы определили свое местоположение и отправляемся дальше.
4-й конкурс (на слайде):
Прямо по курсу я вижу какую-то бутылку. Возьмем ее на борт. Да это же бутылочная почта! А вы знаете, что бутылочная почта была изобретена Христофором Колумбом, тем самым, который открыл Америку. Возвращаясь обратно, его эскадра попала в сильный ураган. Опасаясь гибели кораблей, Колумб написал отчет о путешествии, адресовав его испанской королеве, вложил его в скорлупу кокосового ореха, а орех – в просмоленный бочонок, и бросил в море. Так было положено начало «бутылочной почте». Послание достигло берегов Испании через 358 лет, бочонок выловили в 1850 году испанские рыбаки.
(Учитель достает бутылку, из нее – бумагу с “посланием”). Документ сильно попорчен морской водой, но некоторые слова можно разобрать. Давайте попробуем восстановить текст документа, вписав пропущенные слова.
Анкета нашей планеты _____ (Земля)
Форма_________ (Шар)
Естественный спутник Земли ___________ (Луна)
Кто первым увидел 3еммлю из космоса _________ Ю.Гагарин
Если на Землю смотреть из космоса, она имеет ________ (голубой), цвет, потому что ________ (большую часть занимают моря и океаны)
Время оборота вокруг собственной оси _______ (24 часа)
Время обращения вокруг Солнца _______ (1 год – 365 дней…)
Число полюсов _______ (2)
Число материков _____ (6)
Самый большой материк __________________ (Евразия)
Самый большой океан_________________ (Тихий)
6-й конкурс (на слайде)
Всегда ли наша планета была такой, какой мы привыкли ее с вами видеть, и всегда ли на ней была жизнь?
Где началось развитие жизни и когда? (в воде, 3,5–3,8 млрд. лет назад)
Перед вами картины жизни на Земле в разные периоды. Составьте из них “ленту времени”, расположив их в хронологическом порядке.
В последнем конкурсе приглашаются принять участие наши капитаны, которые должны будут доказать, что они достойны доверия, которое им оказал экипаж, выбрав их в свои лидеры, ведь от капитана зависит, каким курсом пойдет корабль, сможет ли избежать препятствия и коварные ловушки.
Перед вами “волшебный квадрат” (на слайде):
Вы по очереди выбираете вопрос.
– Если игрок не дал правильный ответ, то ответить может другой участник. Среди секторов игрового квадрата есть:
– счастливый случай (за правильный ответ игрок получает сразу 3 жетона) (12)
– бермудский треугольник (блиц из 3 вопросов, игрок получает 1 жетон за каждый правильный ответ) (5)
– игрок может воспользоваться помощью болельщиков (8, 15)
– черный сектор – переход хода (игрок лишается 1 жетона).
Итак, все в ваших руках. Положитесь на свою интуицию и знания.
Наше путешествие подошло к концу.
Из кусочков, которые вы собрали в своем путешествии, соберите карту. Куда же вы попали? Что можете рассказать об этом материке?
Спасибо вам за активную работу на уроке. Успешных вам путешествий по морю знаний!