Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области
средняя общеобразовательная школа » Центр образования»
с. Шигоны муниципального района Шигонский Самарской области
«Формирование нравственности и патриотизма у старшеклассников в условиях эффективного применения современных образовательных технологий»
подготовил
преподаватель-организатор ОБЖ
Железников Александр Евгеньевич
с. Шигоны
2013
I. Введение
В последнее время в России активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию молодежи. Следует отметить, что это направление деятельности педагогов школ всегда было актуальным и важным, занимало ведущее положение, но еще недавно оно недостаточно было востребовано обществом, обделено должным вниманием со стороны государства, хотя и общественные, и государственные структуры сетовали на отсутствие системы патриотического воспитания.
Стало очевидным, что решение ряда проблем в жизни страны во многом зависят от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и народов России.
Я считаю, что каждый человек, живущий в России должен знать откуда он родом, кто его предки, гордиться традициями своей страны, ее историей, культурой и чувствовать себя частицей большого государства.
Проблема патриотического воспитания волновала и волнует многих.
А.С.Макаренко отмечал, что патриотизм проявляется не только в героических поступках. От настоящего патриота требуется не только «героическая вспышка», но и длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень мучительная, неинтересная, грязная». Особое значение в исследовании вопросов патриотического воспитания имеют работы В.А.Сухомлинского. Он подчеркивал, что одной из главных воспитательных задач школы является подготовка к простому, будничному, повседневному труду, труду для общества как к патриотической деятельности, причем сама деятельность детей, организуемая педагогом с данной целью, представляет движущую силу формирования личности растущего гражданина. Я согласен с мнением Сухомлинского о том, что любовь к Отечеству становится силой духа только тогда когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда появляется чувство гордости от того, что все это — твоя Родина.
В 2013 году мы праздновали 68-ую годовщину победы в Великой Отечественной войне, которая стала важным испытанием для нашего народа. В обеспечении выдающейся победы нашей страны над фашисткой Германией главную роль сыграл ратный подвиг и трудовой героизм народа, благодаря которому мир избавился от смертельной опасности. Война унесла миллионы жизней, погубила миллионы талантов, разрушила миллионы человеческих судеб. В нынешнее время, многие люди, в частности молодежь, мало знают об истории своей страны. В современной России все более заметна постепенная утрата традиционного российского патриотического сознания. Ухудшение морально — психологического климата в обществе и его микросоциумах (семья, школа и т.п.) резонансом отзывается в подростковой среде. Процветают равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Детская преступность, наркомания, алкоголизм, проституция и другие проявления «свободного образа жизни» достигли таких размеров, что поневоле заставляют задуматься, есть ли будущее у подрастающего поколения. Особую тревогу вызывают юноши — будущие защитники Родины. Результаты призыва на военную службу говорят об обесценивании основных показателей моральной зрелости человека, которыми издавна считались любовь к своей Отчизне, готовность и способность самоотверженно защищать Отечество:
— каждый второй считает, что такие понятия, как воинская честь, доблесть ушли в прошлое и лишены смысла;
— увеличилось количество призывников, уклоняющихся от отправки на военную службу;
— увеличилось число призывников, привлекающихся к уголовной ответственности;
Обеспокоенность вызывает и значительное ухудшение состояния здоровья молодого поколения:
— только 52 процента призывников считаются годными к военной службе;
— в 1,8 раз увеличилось количество призывников, ограниченно годных к военной службе;
— 19 процентов — страдают нервно-психическими заболеваниями.
В 2012-2013 учебном году среди учащихся 9-11 классов нашей школы было проведено социологическое исследование, которое включало анкетирование учащихся «Что я знаю о ВОВ», «Мои близкие в годы воины», «Твое отношение к сегодняшней армии «. Было выявлено, что 72% учащихся очень мало знают о войне. Только 35% учащихся смогли вспомнить о своих близких, участвующих в Великой Отечественной войне, но никто из них не знал подробностей. В ответах 68% учащихся прослеживалось негативное отношение к современной армии. Только 10% юношей выразили желание служить в армии. Мониторинг уровня воспитанности школьников выявил пробелы в системе патриотического воспитания.
Патриотическое воспитание — многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Цель патриотического воспитания — развитие у учащихся гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у школьников профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности.
Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач:
эффективное использование современных образовательных технологий в формировании нравственного и патриотического воспитания старшеклассников;
создание научно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания в школе;
создание новой системы патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у школьников верности к Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга и служебных обязанностей;
утверждение в сознании и чувствах школьников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной службы;
формирование у учащихся активной жизненной позиции;
формирование у школьников здорового образа жизни.
Основополагающие принципы и направления их реализации.
Среди основополагающих принципов патриотического воспитания, представляющих собой исходные руководящие положения при осуществлении практической деятельности в этой сфере, выделяются
научность;
гуманизм;
демократизм;
приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций;
системность, преемственность и непрерывность в развитии школьников;
многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания;
направленность воспитания на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода;
тесная и неразрывная связь с другими видами воспитания.
Реализация этих принципов в процессе патриотического воспитания молодежи призвана обеспечить развитие у нее нового, по-настоящему заинтересованного отношения к военной и государственной службе, готовности к достойному выполнению функции по защите Отечества.
Основная часть.
1. Теоретическое обоснование понятия патриотического воспитания.
Патриотизм, интегрируя в своем понятии социальные, исторические, духовные, культурные, этнические и другие компоненты, проявляясь как эмоционально-возвышенное отношение к Отечеству, выступает важнейшей духовной составляющей личности. Патриотическая идея является мощным мотивом сплочения самых различных (социальных, национальных, региональных, половозрастных, религиозных и др.) групп. Это особенно проявляется в условиях необходимости преодоления трудностей. Социальная направленность деятельностного патриотизма проявляется в активной сопричастности к проблемам, волнующим общество.
Гражданское и патриотическое воспитание отличаются друг от друга. Гражданское воспитание социально ориентировано в большей степени на правовую сферу. Его содержание имеет сравнительно недавнюю историю. Патриотизм же имеет духовно-нравственную природу, реализуется в служении Отечеству и наряду с законопослушанием, любовью к родной природе, он всегда был яркой чертой российского характера. Объединение в единое целое социально-правового компонента гражданского воспитания с духовно-нравственными ценностями и создаст феномен гражданско-патриотического воспитания.
Патриотическое воспитание в любом обществе строилось на базовых ценностях народа и служило интересам государства. В течение многих веков патриотизм нес определенную идею и идеологии, направленные на укрепление государства. На Руси патриотический дух народа подпитывался лозунгом «За святую Русь», воплощавшим в себе веру и любовь к Родине. Защитники Российской империи шли в бой «за Веру, Царя и Отечество», соединяя православие, самодержавие и любовь к Родине. Понятие «советский патриотизм» помимо идеологической нагрузки несло ответственность всех граждан за судьбу страны. «Прежде думай о Родине, а потом о себе».
Любой регион в социальном отношении — это прежде всего люди. Их отношение к своей республике, городу, школе, степень удовлетворенности своей жизнью накладывают отпечаток на уровень гражданско-патриотического самосознания. Патриотизм начинается с привязанности человека к родному дому, школьному коллективу, ближайшему окружению. Положительное отношение к «малой родине» важно для дальнейшего формирования у человека патриотических чувств. В процессе социализации личности эти чувства дифференцируются и усложняются, взрослеющий человек приходит к активному осмыслению пережитого опыта и осознанию своего места в обществе.
Общеизвестно, что первые патриотические чувства начинают формироваться в семье, однако, учитывая занятость современных родителей на производстве, вопросы патриотического воспитания подростков уходят в семье на второй план.
Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» являющаяся продолжением предыдущей аналогичной программы, имеет целью совместную деятельность государственных структур и общественных организаций на основе единой государственной политики совершенствования динамики развития государственной системы патриотического воспитания.
Сущность и содержание патриотического воспитания в Государственной программе и Концепции патриотического воспитания сформулированы в его определении. «Это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.»
В Концепции и Программе патриотическое воспитание рассматривается как направление государственной деятельности, т.е. проявились научно-педагогические проблемы ПВ: формирование и развитие систем непрерывного ПВ в общеобразовательных и иных учреждениях; совершенствование содержания и методики патриотически-ориентированного воспитательного и образовательного процесса; разработка методов диагностики, критериев и показателей ПВ; формирование патриотических ценностей и идеалов; учет пола и возраста детей при организации воспитательного процесса.
Формирование личности происходит в трех важных сферах жизни — сознании, отношениях и деятельности. Если результаты ПВ в сфере сознания и отношений определены четко (чувство любви и верности Родине), то в деятельности они должны появляться в патриотических поступках, социальной активности, которая в конечном итоге способствует успешности социализации личности в обществе.
Осуществление патриотического воспитания основывается на совокупности принципов, которые отражают общие закономерности и принципы воспитательного процесса и специфику патриотического воспитания учащихся общеобразовательной школы. К числу их относятся: обусловленность патриотического воспитания развитием общества и происходящими в нем событиями; обусловленность содержания, форм, методов, средств и приемов патриотического воспитания возрастными и индивидуальными особенностями учащихся, диалектическое единство и органическая связь между учебным материалом и содержанием внеклассных и внешкольных мероприятий; интеграция патриотического воспитания с другими направлениями воспитательной работы; опора на новые концепции организации и осуществления учебно-воспитательного процесса и на новое понимание основных педагогических понятий; опора на положительные качества личности воспитанника и создание благоприятной психологической атмосферы в процессе педагогического взаимодействия, координация взаимодействия школы, семьи и общественности в системе патриотического воспитания.
С учетом особенностей патриотического воспитания в современном обществе цель данного процесса определяется как воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.
Но представление о патриотизме личности, на мой взгляд, будет неполным без введения уровней патриотизма: патриотизм на словах; патриотизм на словах, но с отдельными патриотическими поступками; патриотизм в действиях, требующих проявления мужества, жертвования своей жизнью.
Таким образом, когда речь идет о формировании патриотизма, суть учебно-воспитательной работы в данном случае должна состоять в том, чтобы создавать такие педагогические условия, которые реально способствовали бы возбуждению у школьников этих внутренних противоречий и побуждали бы их к развитию у себя указанных качеств. К таким педагогическим условиям следует отнести:
1. Изучение истории, традиций, культуры, своего народа, своего края, своей Родины.
2. Участие в различного рода конкурсах, олимпиадах за честь школы, города, области, России.
3. Дискуссии, конференции по проблемам экологии, сохранения природных и материальных ресурсов края, области, страны.
4. Участие в детских, подростковых и юношеских движениях.
5. Показ достижений и успехов России в области космоса, авиации, медицины, спорта и других областях.
6. Туристические поездки по стране, встречи с интересными личностями, патриотами своего Отечества.
7. Посещение всевозможных выставок, отражающих достижения российских мастеров, художников, архитекторов и т.д.
Для этих целей необходимо использовать современные образовательные технологии: технологию личностно-ориентированного обучения, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, игровые, групповые технологии и другие.
Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. Основными направлениями в системе патриотического воспитания в учреждениях образования можно определить следующие:
1. Духовно-нравственное. Цель: осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
2. Историко-краеведческое. Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.
3. Гражданско-патриотическое воспитание. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.
4. Социально-патриотическое. Направлено на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
5. Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучению русской военной истории, воинских традиций.
6. Героико-патриотическое. Составная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий, а также знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.
7. Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
2.Практическая работа.
Одной из форм работы по патриотическому воспитанию является создание и деятельность военно-патриотических клубов в образовательных учреждениях, работа которых направлена на:
— воспитание личности школьника, знающего историю и традиции своей семьи, страны и края;
— формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечеству и его защите;
— развитие и распространение военно-прикладных видов спорта;
— формирование здорового образа жизни;
— воспитание моральных и психологических качеств защитников Отечества.
Военно-патриотический клуб «Виктория» основан в 2004 году и действует в Шигонском районе на базе ГБОУ СОШ с.Шигоны.
Военно-патриотический клуб «Виктория» является добровольным объединением учащихся с общими интересами, созданный для проведения совместных занятий и совместного досуга учащихся с целью их разностороннего развития и для массового привлечения школьников к работе клуба.
В программу обучения входит следующее содержание: физическая, огневая, строевая, медицинская подготовка, пожарная подготовка. Важной частью для подростков из» группы риска» является морально-психологическая подготовка. Воспитанники клуба знакомятся с именами и подвигами Героев нашего района, с участием земляков в ВОВ и в «горячих точках». Одна из главных задач клуба — воспитание физически и нравственно здорового поколения, пропаганда здорового образа жизни, организация познавательно-развлекательного досуга молодежи, профориентация, подготовка юношей к службе в ВС РФ, взаимопонимание и сотрудничество между учениками, родителями, учителями. В проекте отдельным пунктом стоит работа с родителями и привлечение военнослужащих запаса.
Идеология потребления, культ денег, снижение престижа службы в Армии и уровня образованности, переориентация детей и подростков на ценности западной и американской культуры — все это является следствием дефицита патриотического и нравственного воспитания, как в школе, так и в семье. Семейное воспитание — сложная система, которая существует сегодня в тяжелейших условиях. Родителям не хватает времени и знаний на воспитание своих детей, поэтому совместная деятельность детей, родителей и общественности через ВПК «Виктория» способствует установлению открытых, доверительных, уважительных отношений между взрослыми и детьми, формирует умение действовать коллективно, развивает навыки самоуправления, лидерские качества и волонтерское движение.
Основными принципами деятельности военно-патриотического клуба является:
принцип добровольности;
принцип взаимодействия;
принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей;
принцип преемственности;
принцип равноправия и сотрудничества;
принцип гласности;
принцип самостоятельности;
принцип ответственности;
принцип коллективности;
Цели и задачи клуба.
ЦЕЛЬ: создание условий, способствующих патриотическому, физическому, интеллектуальному и духовному развитию личности юного гражданина России, его лидерских качеств.
ЗАДАЧИ:
подготовка подрастающего поколения к военной службе и воспитание уважения к Российской Армии;
воспитание гражданственности, патриотизма и любви к Родине;
формирование профессионально значимых качеств и умений, верности конституционному и воинскому долгу;
воспитание бережного отношения к героическому прошлому нашего народа, землякам;
физическое и духовно-нравственное развитие детей и подростков;
совершенствование ценностно-ориентированных качеств личности, обеспечение условий для самовыражения обучающихся, их творческой активности.
Деятельность клуба ведется по 3 направлениям:
— Летопись родного края и история Отечества.;
— Противопожарная подготовка
— Основы военной и специальной подготовки.
Основные формы работы клуба:
смотры;
конференции;
круглые столы;
клубные встречи;
издательская деятельность;
походы;
турниры;
создание баз данных;
военно-спортивная игра «Зарница», «Отчизны верные сыны»;
соревнования по поисково-спасательным работам, по основам выживания в экстремальных природных условиях;
экскурсии по местам Боевой Славы;
проведение «Недели Боевой Славы», «Месячника ГО, посвящённого Дню защиты детей», «Вахты памяти», «Дня памяти павших»;
встречи с ветеранами войны и труда, «Уроки мужества»;
участие в областных, городских, районных слетах и конкурсах;
торжественные шествия, марш-броски; празднование Дней воинской Славы России;
творческие конкурсы (патриотической песни, выступления агитбригад, фотографии, рисунки, литературных работ и т.п.);
Работа клуба строится на основании свидетельства Министерства образования и науки Самарской области за № 8 от 14 мая 2008 года.
Положения о клубе;
Устава клуба;
Программы деятельности;
Плана работы;
Теоретических и правовых материалов клубных встреч.
Для реализации программы деятельности военно-патриотического клубов «Виктория» создается Совет клуба, в который входят: руководитель клуба, зам.директора школы по воспитательной работе и 8 человек детей из числа воспитанников. Советы клубов осуществляют планирование своей деятельности, занимается разработкой социальных проектов, участвует в районных и областных акциях, организует и проводит различные мероприятия (игровые и интеллектуальные программы, турниры, соревнования, экскурсии, встречи с ветеранами, встречи с интересными людьми и т.д.), привлекая к своей деятельности педагогов и родителей.
В главный контролирующий орган военно-патриотического клуба входят руководитель, председатель Совета клуба и заместитель директора по ВР.
Направления деятельности клуба
1.Летопись родного края и история Отечества.
Изучение истории родной земли, истории нашего Отечества, боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением в воспитании у детей и подростков патриотизма, чувства любви к нашей великой Отчизне, к малой и большой Родине. Соприкасаясь с историей родного края, подрастающее поколение приобщается к трудовому и ратному подвигу земляков, равняется на лучших, учится беззаветному служению Отечеству на героических примерах жизни и деятельности наших предков, дедов и отцов.
2. Противопожарная подготовка.
Каждый гражданин нашей страны, в том числе и подросток, в случае чрезвычайных ситуаций должен быть готов защитить себя, товарища, родных и близких, оказать посильную помощь пострадавшим. Целью данного направления является освоение детьми и подростками правил безопасного поведения в повседневной жизни и обеспечение физической готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях и экстремальных условиях.
3. Основы военной и специальной подготовки.
Данное направление ориентировано на формирование правильного представления о роли государства в сфере обороны, о Вооруженных силах, о назначении боевой техники, о воинской службе, о жизни и быте военнослужащих, об их правах и обязанностях; готовности освоить военно-техническую специальность.
Заключительная часть.
Ожидаемые результаты.
В результате реализации деятельности ВПК:
Вовлеченность в кружки и секции спортивной и патриотической направленности увеличится на 20% и достигнет более 80% занятости учащихся.
Занятость в каникулярное и внеурочное время группы подростков составит не менее 45 человек, куда включаются подростки «группы риска», подростки, находящиеся в трудной жизненной ситуации и благополучные дети.
За время реализации деятельности клуба ни один ребёнок не будет замечен в правонарушениях.
Уменьшится количество учащихся, стоящих на учете в КДН.
Уменьшится количество правонарушений в школе.
Учащиеся приобщатся к здоровому образу жизни и активному проведению досуга.
Окрепнет взаимопонимание и сотрудничество между учениками, родителями, учителями.
Собрана коллекция фото- и видеоматериалов.
Участники военно-патриотического клуба достигнут общекультурного уровня образования по истории родного края, овладеют основами научно-исследовательской деятельности, культурой мышления, оформления и защиты исследовательской работы.
Члены клуба освоят правила безопасного поведения в повседневной жизни, принципы здорового образа жизни, способы самообороны и самосохранения, подготовятся к действиям в чрезвычайных ситуациях и экстремальных условиях.
У детей и подростков сформируется потребность в регулярных занятиях физической культурой, воспитание осмысленного отношения к ним как способу самореализации и личностно значимому проявлению человеческих способностей.
Компенсируются отсутствующие в основном образовании знания, умения и навыки в области краеведения, физкультуры, медицины, спорта, военной подготовки.
Дальнейшая деятельность ВПК:
Обобщение и распространение положительного опыта военно-патриотического воспитания молодежи.
Связь с другими клубами патриотической направленности через Интернет.
Переписка и встречи с земляками, проходящими срочную службу в рядах ВС РФ.
Для достижения целей и задач, поставленных перед ВПК «Виктория», я, как руководитель данного объединения, использовал и продолжаю использовать современные образовательные технологии, а именно: здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, игровые и другие технологии.
Используемая литература.
1. Нормативные правовые документы «Патриотическое воспитание». Москва «Творческий центр», 2005 г.
2. Пашкович И.А. «Патриотическое воспитание: система работы, конспекты уроков, разработки занятий. Волгоград: Учитель, 2006 г.
3. Кумицкая Т.М., Жиренко О.Е. «Мастер-класс для заместителей директора школы по воспитательной работе». Москва, 2006 г.
4. Журнал «Наука и школа» №5, 2008 г. И.З.Гликман «Гражданское воспитание школьников в современных условиях».
5. Агапова И.А. «Патриотическое воспитание в школе». Москва, 2008 г.
6. Научно-методический журнал «Классный руководитель» №9. Москва, 2007 г.
7. Федоровская Г. Военно-патриотическое воспитание. Журнал «Воспитание школьников» №3, 2008 г.
8. «Патриотическое воспитание: организационное обеспечение, механизм и структура управления» под ред. А.Н. Вырщикова. Волгоград, 2008 г.
15