Характеристика курса «Основы безопасности жизнедеятельности»


Характеристика курса

«Основы безопасности жизнедеятельности»


В соответствии с потребностями человека и общества XXI в., исходя из общих целей образования, а также целей его гуманизации и демократизации цель курса «Основы безопасности жизнедеятельности» — изучение учащимися общеобразовательных учреждений интегративных знаний и умений, накопленных обществом и охватывающих теорию и практику защиты человека, общества, государства, мирового сообщества от современного комплекса опасных факторов.

Гуманизация образования при изучении и освоении материалов курса «Основы безопасности жизнедеятельности» заключается в целенаправленности процесса обучения на обеспечение безопасности как коренной потребности человека. Демократизация состоит в приобщении каждого выпускника общеобразовательного учреждения к решению важнейших проблем человека, общества, государства, мирового сообщества.

Основные задачи курса:

1. Изучение и освоение основ здорового образа жизни, обеспечивающего полноценное безопасное существование и реализацию способностей и запросов личности в повседневной жизни.

2. Ознакомление с опасностями, угрожающими человеку в современной повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера; изучение и освоение методов и приемов защиты, позволяющих минимизировать возможный ущерб личности и обществу в возможных опасных и чрезвычайных ситуациях.

3. Изучение и освоение основ медицинских знаний и правил оказания первой медицинской помощи.

4. Изучение современного комплекса проблем безопасности жизни и жизнедеятельности, формирующее у учащихся научные взгляды на главные особенности постиндустриального периода перехода человечества к устойчивому (ноосферному) развитию, а также социально значимую ценностную ориентацию личности.

5. Изучение основ военной службы, обеспечивающей традиционный аспект национальной безопасности.


Содержание курса «Основы безопасности жизнедеятельности»


Тематически содержание курса включает в себя пять основных разделов:

основы здорового образа жизни;

безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях;

основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи;

современный комплекс проблем безопасности;

основы военной службы.

Все разделы логически взаимосвязаны и взаимообусловлены не только между собой, но и с другими общеобразовательными предметами, прежде всего с «Физической культурой», «Экологией», «Биологией», предметами образовательных областей «Обществознание», «Технология» и др.

Основы здорового образа жизни. В разделе формулируется понятие здорового образа жизни как индивидуальной системы ежедневного поведения человека, обеспечивающей ему физическое, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде (природной, техногенной, социальной) и активное долголетие.

Содержание раздела обеспечивает последовательное формирование у учащихся основных понятий о здоровье человека, о факторах, формирующих здоровье, и о факторах, его разрушающих. Устанавливается логическая связь образа жизни со здоровьем и безопасностью человека. Показывается, что здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Раскрываются положительные факторы здорового образа жизни: рациональное питание, режим дня, труда и отдыха, двигательная активность, физическая культура и закаливание, личная и общественная гигиена, культура взаимоотношений, умение преодолевать стрессы. Последовательно с учетом возрастных физиологических и психологических особенностей подростков в содержании даются положения, предназначенные для профилактики факторов, разрушающих здоровье: вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нравственной распущенности. Освещается связь здорового образа жизни с ее продолжительностью. Обращается внимание на особое значение репродуктивного здоровья, определяющего способность человека и общества к воспроизводству здорового потомства. Даются основные понятия о браке и семье, о долге перед Родиной — не только защищать ее, но и улучшать, совершенствовать, украшать, преумножать ее достояние. Разъясняются основы семейного права, прав ребенка.

Свежие документы:  Конспект урока ОБЖ для 1 класса "Я позвоночник берегу"

Защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях. Содержание раздела обеспечивает последовательное (по учебным классам) наращивание информации о наиболее вероятных опасных ситуациях, с которыми может встретиться человек в повседневной жизни с учетом сферы его деятельности (ученик начальной школы, старшеклассник и т. д.). Применительно к каждой опасной ситуации даются характеристика опасности и правила поведения, обеспечивающего безопасность или минимизирующего возможный ущерб. Раздел включает такие жизненно важные направления, как:

безопасное поведение дома;

пожарная безопасность;

безопасное участие в дорожном движении;

безопасное поведение человека на воде;

безопасное поведение в общественных местах;

безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера;

безопасное поведение в природных условиях;

принципы и правила действий человека в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, меры по защите населения от их последствий;

защита населения от опасностей, возникающих в условиях социальных конфликтов, при ведении военных действий или вследствие этих действий.

В разделе излагаются сведения о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, о государственных и общественных органах, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности.

Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи. Содержание раздела включает сведения о наиболее распространенных заболеваниях, основных факторах риска, их причинах, связи с образом жизни.

Представлена информация по основным инфекционным заболеваниям и их профилактике.

Излагаются меры по профилактике травм в школьном возрасте, об оказании первой медицинской помощи при повреждениях в опасных и чрезвычайных ситуациях: при отравлениях, ожогах и обморожениях, ушибах, ранениях, кровотечениях, растяжениях и переломах, поражении электрическим током и молнией. Даются представления о проведении экстренной реанимационной помощи.

Современный комплекс проблем безопасности. Содержание раздела состоит из трех подразделов:

сферы жизни и жизнедеятельности человека;

проблемы глобальной безопасности;

национальная безопасность.

Из последнего подраздела выделен в самостоятельный раздел материал по основам военной службы в связи с его традиционно особым значением.

В первом подразделе содержится системный анализ проблем безопасности человека в современной постановке. Рассматриваются следующие системы в сферах жизни и жизнедеятельности человека (в порядке усложнения):

личность и группа;

население района;

нация (народ) и государство;

человечество (мировое сообщество);

биосфера;

космос.

Системный подход позволяет обеспечить полноту рассмотрения проблемы: определить полный состав, выявить источники возникновения, понять причины, взаимосвязи и «удельный вес» компонентов современного комплекса опасностей, наметить исчерпывающий комплекс мер безопасности.

Свежие документы:  Урок ОБЖ для 6 класса на тему «Как избежать опасных ситуаций при взаимодействии с ядовитыми веществами?»

Проблемы глобальной безопасности во втором подразделе освещаются в прямой связи с материалами предмета «Экология», но с

привлечением дополнительных сведений, в исторической перспективе, в обобщающем плане и даются с позиций безопасности человека. В качестве основных вопросов рассматриваются:

проблемы безопасности жизнедеятельности, связанные с ростом человеческой цивилизации на планете с ограниченными ресурсами;

проблемы безопасности жизнедеятельности, вызванные влиянием технологий на окружающую среду;

осознание мировым сообществом необходимости устойчивого (ноосферного) развития с обеспечением безопасности жизнедеятельности;

проблемы перехода к постиндустриальному ноосферному развитию;

безопасность жизни и жизнедеятельности и будущее человечества.

В третьем подразделе национальная безопасность представлена во всех своих основных аспектах, прежде всего в информационном и экономическом, а также в военном. Это объясняется особенностями новой ситуации в мире. В содержании подраздела рассматриваются следующие вопросы:

мировая динамика и национальная безопасность;

основы подходов к разрешению конфликтных ситуаций;

особенности, проблемы и концепция национальной безопасности России.

Основы военной службы. Раздел органически связан с подразделом о национальной безопасности и направлен на подготовку молодежи к выполнению конституционного долга по защите Отечества. В качестве основы военной службы рассматриваются:

история и боевые традиции Вооруженных Сил России;

правовые основы военной службы, воинская обязанность;

сведения о Вооруженных Силах РФ;

порядок призыва на военную службу;

порядок поступления в военные училища;

особенности военной службы;

честь и достоинство воина Вооруженных Сил России;

права и обязанности военнослужащих.

Распределение тематики курса по классам соответствует возрастным особенностям и возможностям учащихся по освоению материала, их подготовке по другим предметам общего образования.

Изучение приемов и правил самозащиты от опасностей дома, на улице, в транспорте, в школе, на природе начинается с I класса и продолжается с усложнением рассматриваемых ситуаций до конца обучения.

В начальной школе эти вопросы включены в содержание курсов, реализующих образовательный компонент инвариантной части Базисного учебного плана «Окружающий мир». У младших школьников формируется понятийная база о здоровом образе жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях и вырабатываются навыки безопасного поведения дома, в школе, на улице, на водоемах, при пожаре, навыки личной гигиены, а также необходимые навыки по оказанию первой медицинской помощи и по гражданской обороне в соответствии с планом ГО образовательного учреждения.

В V—XI классах учащиеся постоянно расширяют свои знания об опасностях, основах здорового образа жизни, о приемах личной защиты в опасных и чрезвычайных ситуациях, государственной системе предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, гражданской обороне, изучают и осваивают основы медицинских знаний, приемы оказания первой медицинской помощи при повреждениях в опасных ситуациях.

Свежие документы:  Разработка классного часа «Уроки здоровья»

В X—XI классах учащиеся знакомятся с системным подходом к проблемам безопасности человека, с проблемами глобальной и национальной безопасности и путями их решения, получают знания об обороне и Вооруженных Силах страны, о военной службе, о порядке призыва молодежи на военную службу. Они обобщают все свои знания о безопасности человека как основной проблеме в XXI в., полученные в процессе общего образования.

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОБЖ: