Классный час в 1 классе по теме «При пожаре не сидим, а звоним по 01″


Классный час в 1 классе по теме «При пожаре не сидим, а звоним по 01″

Цель:

отработать последовательность действий в случае возникновения пожара;

выявить возможные причины возникновения пожара;

обобщить и закрепить знания детей о противопожарной безопасности;

выучить правила противопожарной безопасности;

развивать осторожность, внимательность;

воспитывать бережное отношение и правильное обращение со спичками, электроприборами.

Ход занятия

Учитель. Сегодня мы поговорим о правилах безопасности при обращении с …(огнём). А с чем, вы узнаете, отгадав загадку.


Внимание, загадка.

Рыжий зверь в печи сидит,

Рыжий зверь на всех сердит.

Он от злости ест дрова

Целый час, а может – два.

Ты его рукой не тронь,

Искусает всю ладонь.



Учитель. Правильно, с огнём. Но, сначала, давайте посмотрим и обсудим сценку, которую подготовили для нас Ярослав, Данил и Катя.

Вбегают два ученика.

1 ученик. Чем бы нам с тобой заняться? Скучно…

2 ученик. Да, скучно…

1 ученик. Ой, я, кажется, придумал! (достает спички, зажигает свечку).

Ну-ка, спичка, загорись,

Пламя быстро разлетись,

Гори, гори, ясно,

Чтобы не погасло.

2 ученик. Нет, маленький огонь не интересно. Давай большой костер разведем.

Входит учитель.

— Что вы делаете?

1 ученик. А что вы кричите как на пожаре?

Учитель. Не появись я, и до пожара недалеко.

2 ученик.

Да что вы понимаете?

Огонь — это сила и красота,

Любая подвластна ему высота.

Учитель.

Огонь — это не только красота.

Еще — это горькие слезы, беда.

Сколько жизней огонь унес.

Кто-то спички случайно принес,

Кто-то бездумно взял и зажег,

И вот уже есть печальный итог.

Учитель.

Хватит, давайте сюда спички.

Ростом спичка — невеличка,

Не смотрите, что мала.

Может сделать много зла.

Крепко помните друзья

Что с огнем шутить нельзя.

1 ученик. Ух, ты, а мы и не знали, что из-за маленькой спички может быть пожар.

Для забавы, для игры

Спички в руки не бери,

Не шути, дружок, с огнем

Чтоб не пожалеть потом.


Учитель:

Огонь с древнейших времён играл важную роль в жизни человека. Подтверждением этого служат пословицы, поговорки и загадки об огне. Ребята, какие загадки и пословицы вы знаете?


Учащиеся по очереди читают загадки и пословицы.


Найле Без рук, без ног, а на гору ползёт (Огонь).


Рустам Шипит и злится, воды боится. С языком, а не лает, без зубов, а кусает (Огонь).


Лера «Огонь не вода – схватит, не выплывешь».


Артур «Воры обкрадут, стены останутся, а огонь в разор разорит».


Кира «Огню да воде бог волю дал».


Эдем «Спи, царь Огонь», — говорит царица Водица».


Учитель. Об огне сложено много легенд и сказок потому, что он дорог и нужен человеку. В старину огонь был судьёй в сложных и запутанных делах. Подозреваемый должен был пройти между двумя расположенными близко друг к другу кострами. Если его одежда не загоралась, он считался невиновным. С тех давних пор о человеке, которому с двух сторон угрожает опасность, говорят, что он находится между двух огней. Говорят, что огонь – друг человека. С его помощью совершается много полезных дел.

Эмин


Знают все: человек без огня,

Не живёт ни единого дня.

При огне, как при солнце светло!

При огне и зимою тепло!

Посмотрите, ребята, вокруг:

Нам огонь – повседневный друг!

Но когда мы небрежны с огнём,

Он становится нашим врагом.


При неосторожном обращении огонь нередко из верного друга превращается в беспощадного врага, который в считанные минуты уничтожает то, что создавалось долгими годами упорного труда. Он сметает всё на пути, и остановить его бывает трудно.


Амин

При пожаре, при пожаре

Знает каждый гражданин:

При пожаре, при пожаре

Набирают «ноль – один».

И вот машины красные

Спешат в места опасные.




Учитель:

Ребята, а кто же эти добрые друзья, которые всегда готовы прийти на помощь?

Дети. Это пожарные.

Учитель. Правильно, Прохожие сторонятся – пожарные торопятся. На борьбу с пожарами направляются очень смелые, отважные люди. Бросаясь в огонь для спасения людей, они часто забывают о собственной жизни. Для помощи людям в опасных ситуациях создано специальное Министерство чрезвычайных ситуаций – МЧС и специальные войска. Солдаты этих войск имеют не только оружие, а различные приспособления: надувные домкраты, которые поднимают бетонные плиты; ножницы, перерезающие даже сталь; а также много автомобилей и вертолётов. Но отвагой на пожарах отличаются не только пожарные, а и обычные люди. О таких героях пишут в книгах, газетах.

Учитель. К сожалению, многие пожары происходят из-за детской шалости и неосторожного обращения детей с огнём, особенно если они остаются дома одни. Причины возникновения пожаров разные.


Учитель (обращается к остальным учащимся)

— А вы, как считаете, что такое огонь?

— Какие чувства вызывает у вас огонь? (ответы учащихся).

— Назовите возможные причины возникновения пожара.

— Что же делать, если возник пожар? (ответы учащихся)


Что делать при пожаре в доме.

Когда возникла опасность, очень важно действовать быстро, без растерянности и точно. Особенно при пожаре.

Пожарные учат взрослых: «Главное — не поддаваться панике».


Надо:

Позвонить по номеру — 01.

Вывести из горящей квартиры детей.

Если есть возможность, начать самостоятельно тушить пожар.

К сожалению, обычно на пожарах даже взрослые действуют не всегда правильно. Чаще всего людям мешает страх и незнание некоторых простых вещей.


Многие, например, не знают, как опасен дым. В кино и по телевизору пожар обычно показывают в виде огромных языков пламени, стены огня. И люди привыкли считать, что это и есть опасный пожар. Но в жизни оказывается, что пожар- это и тлеющие тряпки или электропровода, тихий ползучий дым. На таких пожарах иной раз ничего, в общем — то не сгорит, а жертвы бывают.


Чтобы этого не случилось, надо помнить, что в первую очередь люди гибнут от дыма. Они просто задыхаются. Вспомни, как у костра, если глотнуть дыма, можно закашляться и на глазах появятся слезы. И вот, представь себе, что комната в твоём доме наполнена таким дымом. Несколько глотков дыма подряд, и человек уже не может правильно действовать и даже думать. Он отравлен воздушным ядом. Давай запомним раз и навсегда: дым не дает нам времени делать ошибки. Если в доме начался пожар, надо за секунду решить, что ты будешь делать дальше, и немедленно спасаться от дыма.


Если в доме дымно, лучше выбираться к выходу пригнувшись, или даже на четвереньках — внизу дыма обычно меньше. Хорошо бы при этом дышать через мокрую ткань. Схватите первое, что попадется: полотенце, платок, шарф — и немедленно выходи. Ни в коем случае нельзя прятаться. Многие дети, растерявшись и испугавшись, пытаются укрыться под кроватью, под столом или в ванной. Не повторяй этой ошибки!


Найле

Если где-то загорится,

Если что-то задымится,

По тревоге, как один,

Позвоним по «01»


Ярослав Герасимчук

Мы ближайшему району

Сообщим по телефону,

Где горит, и что горит,

И кто об этом говорит.

Учитель: Почему номер пожарной охраны «01»?

(Ответы детей: Простой номер, легко запомнить, его легче можно набрать в темноте)

Учитель: В нашей школе каждый знает ученик, что три подряд школьных звонка, или один длинный звонок — это сигнал пожарной тревоги, и если она сработает, то также необходимо срочно эвакуироваться из школы.


Артур

Если близко телефон

И тебе доступен он,

Нужно «01» набрать,

И пожарников позвать.




Элина

Знайте, в гневе он сердит,

Ничего не пощадит!

Уничтожить может школу,

Поле хлебное, твой дом

И у дома все кругом!

А взметнувшись до небес

Перекинется на лес.




Загадки.

1. Накормишь — живет, напоишь — умрет (Огонь)


2. Средство защиты от огня в помещении, в автомобиле (Огнетушитель)


3. Я мохнатый, я кудлатый

Я зимой над каждой хатой,

Над пожаром, и заводом,

Над костром и пароходом

Но нигде — нигде меня

Не бывает без огня. (Дым)


4. Маленькая, удаленькая,

А большую беду приносит. (Спичка)


5. Стоит дом, пятьдесят сестричек в нем.

Посоветую я детям, не играйте с домом этим! (Спички)





Учитель: — Ребята, а как мы можем предотвратить пожар? (ответы детей)


Никита

Все знайте, коль пожар возник-

Вас не спасёт ни шум, ни крик.

Необходимо твёрдо знать,

С чего тушенье начинать.

Но основное – поспешить

И о пожаре сообщить.

Запомните все, как один,

Что телефон есть « 01 ».


Рустам


На площади базарной,

На каланче пожарной,

Круглые сутки

Дозорный у будки

Поглядывал вокруг

На север и на юг.

На запад, на восток,

Не виден ли дымок.

И если видел он пожар,

Плывущий дым угарный,

Он поднимал сигнальный шар

Нар каланчой пожарной.

Теперь не надо каланчи,

Звони по телефону

И о пожаре сообщи

Ближайшему району.

Пусть помнит каждый гражданин

Пожарный номер « 01 » .



Учитель: Сейчас поиграем в игру.

Игра — загадка «Если возникнет пожар»

Дети образуют круг. Игру начинает ведущий. В руках у него воздушный шар. Играющий должен быстро сказать последнее слово стихотворной строки и передать шар другому участнику. Если участник замедлил с ответом или ответил неправильно, он выбывает из игры, а шар вновь переходит к ведущему.


Ведущий.


Этот шар в руках недаром.

Раньше, если был пожар, —

Ввысь взмывал сигнальный шар,

Звал пожарных в бой с пожаром.

Где с огнем беспечны люди,

Там взовьется в небо шар,

Там всегда грозить нам будет…


Участник. Злой пожар. (Передача шара.)


Ведущий.

Дым столбом поднялся вдруг.

Кто не выключил…? Участник. Утюг. (Передача шара.)


Ведущий.

Красный отблеск побежал.

Кто со спичками …? Участник. Играл. (Передача шара.)


Ведущий.

Стол и шкаф сгорели разом.

Кто сушил белье над …? Участник. Газом. (Передача шара)


Ведущий.

Столб огня чердак объял.

Кто там спички…? Участник. Зажигал. (Передача шара.)


Ведущий.

Побежал пожар во двор.

Это кто там жег … ? Участник. Костер. (Передача шара.)


Ведущий.

Пламя прыгнуло в листву.

Кто у дома жег … ? Участник. Траву. (Передача шара.)


Ведущий.

Кто бросал в огонь при этом

Незнакомые…? Участник. Предметы. (Передача шара.)


Ведущий.

Помни, каждый гражданин,

Этот номер … Участник. «01». (Передача шара.)


Ведущий.

Дым увидел — не зевай.

И пожарных … Участник. Вызывай. (Передача шара.)


Ведущий.

Это всем должно быть ясно,

Что шутить с огнем … Участник. Опасно. (Передача шара)



Учитель

Но нередко пожары возникают по вине ребят, от их шалостей со спичками. Вот послушайте, что случилось с мальчиком Андреем и его младшей сестрой Леной.

Дети были дома одни. Андрюша читал книгу сестре. Потом он зашёл на кухню и взял коробок со спичками, начал их зажигать: огонь больно жёг пальцы, тогда мальчик бросил зажжённые спички на стол. Скатерть вспыхнула ярким пламенем. Огонь быстро охватил всю кухню: загорелись двери, шторы, мебель. Детям тяжело стало дышать. Из-за дыма и они убежали в спальню, закрыли дверь, спрятались под кровать. Оба начали плакать и звать на помощь…Пожарные приехали вовремя ( их вызвали по телефону соседи). Детей удалось спасти, а вот дом, в котором жила семья, сгорел.


Учитель

-Ребята, послушайте ещё одну историю о том, что произошло в одной семье, когда дома не было взрослых.


Месуде

Мать на рынок уходила,

Дочке Лене говорила:

-Печку ,Леночка не тронь,

Жжётся, Леночка, огонь.

Только мать сошла с крылечка,

Лена села перед печкой,

В щёлку красную глядит,

А в печи огонь гудит.

Ярослав

Приоткрыла дверцу Лена,

Соскочил огонь с полена.

Перед печкой выжег пол,

Влез по скатерти на стол.

Побежал по стульям с треском,

Вверх пополз по занавескам.

Стены дымом заволок,

Лижет пол и потолок

Лиза

Но пожарные узнали:

Где горит. В каком квартале.

Командир сигнал даёт.

И сейчас же, в миг единый

Вырываются машины

Из распахнутых ворот.

В даль несётся с гулким звоном,

Им в пути помехи нет,

И сменятся зелёным

Перед ними красный свет.

Данил

В пять минут автомобили

До пожара докатили.

Стали строем у ворот.

Подключили шланг упругий,

И, раздувшись от натуги,

Он забил, как пулемёт.

Заклубился дым угарный,

Гарью комната полна,

На руках Кузьма пожарный

Вынес Лену из окна.

Ярослав

Он, Кузьма- пожарный старый,

Двадцать лет тушил пожары.

Сорок душ от смерти спас,

Бился с пламенем не раз.

Ничего он не боится,

Надевает рукавицы.

Смело лезет по стене,

Каска светится в огне.

Ищет в пламени дорогу,

Кличет младших на подмогу.

Рустам

Пламя ёжится и злится,

Убегает, как лисица.

А струя издалека

Гонит зверя с чердака.

Вот уж брёвна почернели,

Злой огонь шипит из щелей.

Плачет девочка навзрыд,

А Кузьма ей говорит:

-Не зальёшь огня слезами,

Мы водой потушим пламя.

Будешь жить да поживать,

Только чур не поджигать!

Никита

Дело сделано, отбой.

И опять по мостовой

Понеслись автомобили,

Затрубили ,зазвонили,

Мчится лестница, насос,

Вьётся пыль из – под колёс.



Учитель

Помните! Пожар может произойти, когда дети играют спичками, зажигалками;

Наина

Вот она какая спичка!

Хоть размером невеличка,

Как былинка толщиной,

А длиною с палец твой.

В коробке лежит она,

Безобидна, нестрашна,

Только с нею не играй-

Об одном всегда ты знай:

Что из спички пустяковой

Может вспыхнуть жар багровый!

Потому её не тронь.

Пусть она с другими вместе

Полежит пока на месте.



Обобщающая игра — загадка «Это я, это я, это все мои друзья!»



Учитель.

Кто, задорный и веселый

Верность правилам храня,

Бережет родную школу

От коварного огня?


Учащиеся. Это я, это я, это все мои друзья!


Учитель.

Кто поджег траву у дома,

Подпалил ненужный сор,

А сгорел гараж знакомых

И строительный забор? (Ребята молчат.)


Учитель.

Кто соседской детворе

Объясняет во дворе,

Что игра с огнем недаром

Завершается пожаром?


Учащиеся. Это я, это я, это все мои друзья!


Учитель.

Кто украдкой в уголке

Жег свечу на чердаке?

Загорелся старый стол,

Еле сам живой ушел! (Ребята молчат.)



Учитель.

Кто пожарным помогает,

Правила не нарушает,

Кто пример для всех ребят?


Учащиеся. Это я, это я, это все мои друзья!


Учитель.

На привале кто в лесу

Жег засохшую сосну?

А потом так поспешил,

Что костер не затушил. (Ребята молчат.)


Учитель.

Видя, кто, сушняк в огне,

Знает точно: быть беде?

Ветку кто не поджигает,

От пожара лес спасает?


Учащиеся. Это я, это я, это все мои друзья!

Учитель:

Правила пожарные без запинки знай.

Правила пожарные строго соблюдай.

Утром, вечером и днем

Осторожен будь с огнем!



Игра – эстафета «Кто быстрее наполнит емкость водой»



Предлагаю ответить на вопросы.

3 конкурс — «Чем опасен пожар?»

1. Чем опасен пожар? (могут погибнуть люди, испортятся вещи, квартира, дом).

2. Чем опасен дым от пожара? (можно заблудиться и не найти выход, трудно дышать).

3. Чем можно потушить небольшой пожар? (огнетушителем, водой, песком, одеялом).

4. Что вы должны сказать по телефону, когда звоните по номеру 01? (назвать адрес, фамилию, имя, отчество, что горит).

Учитель. Пришло время для игры.

Игра «Потуши пожар»

Учитель: Вот теперь я вижу, что вы знаете, что с огнём шутить опасно. Предлагаю послушать советы ребят из 4 класса..




Артур

Мы в лесу костёр зажгли,

Посидели и пошли.

А огонь не затушили.

«Сам погаснет», — мы решили.

Ветром пламя разметало,

И вокруг, как в печке, стало.

До небес огонь поднялся

И за нами вслед поднялся.

Гибнет лес, пропали звери –

Всех несчастий не измерить!

Подожгли мальчишки пух,

А огонь-то не потух.

Тополиный пух горит,

Пламя по двору бежит…

Чья-то вспыхнула машина –

Очень страшная картина!

Надо помнить, надо знать:

Пух опасно поджигать!

Лера

Мишке любимому девочка Мила

Погладить штанишки однажды решила.

Утюг незаметно от мамы включила

И вскоре о нём совершенно забыла.

Нагрелся утюг, загорелись штанишки…

Пожар уничтожил игрушки и книжки.

Помните, дети: пожары бывают,

Когда про включенный утюг забывают!

Яна

Скучно маму ждать с работы

Очень хочется компоту.

В кухню Юленька вошла,

Под кастрюлей газ зажгла.

Час прошёл – кипит кастрюля,

Испугалась наша Юля.

Мало сделалось воды,

Так недолго до беды…

Сам к плите не прикасайся,

Лучше взрослых дожидайся.

Ваня

Жарко вспыхнула квартира,

Плачет маленькая Ира.

Ваня – старший брат – кричит:

«Убегаем, дом горит!»

Ире боязно бежать:

«Лучше спрячусь под кровать»,

А Иван не оробел

И сестру спасти успел.

Теперь малышка точно знает

С пожаром в прятки не играют.

Дома пожар, а ты один?

Звонок 01 необходим.

Пожарные-спасатели покой твой берегут,

Отважные пожарные приедут и спасут.



Итог: О чем сегодня вели разговор? Чем опасен огонь?


скачать материал


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОБЖ: