План – конспект урока по основам безопасности и жизнедеятельности Тема: Определение своего местонахождения и направления движения на местности 6 Класс


План – конспект урока по основам безопасности и жизнедеятельности в 6 классе.



Тема: Определение своего местонахождения и направления движения на местности.

Тип урока: комбинированный.

Место проведения: учебный кабинет ОБЖ.

Задачи урока:

Образовательные

1.Обеспечить усвоение знаний и умений учащихся по ориентированию карты по линиям местности.

2.Сформировать умение определения направления движения на местности.

3.Формировать навыки работы с раздаточным материалом.

Развивающие.

1.Развить логическое мышление.

2.Переносить знания в новую ситуацию.

Воспитательная

1.Формировать наблюдательность, внимание, любознательность и коммуникабельность.

Оборудование урока: компасы, карточки с заданием.


Ход урока

1. Организация класса.

Приветствие. Отметить отсутствующих. Сообщить тему урока, задачи урока.


2. Проверка домашнего задания.

Ребята, сейчас я предлагаю вам вспомнить тему домашнего задания (Ориентирование на местности), вспомнить содержание материала изученного на прошлом уроке и выполнить задания. Для проверки домашнего задания я предлагаю вам карточки с заданиями. (Приложение1, 2, 3, 4)


3. Работа над новым материалом.

Ориентирование на местности предполагает, кроме определения сторон горизонта, определение своего местонахождения относительно окружающих предметов и рельефа, а также выбор нужного направления движения.

В незнакомой же местности лучше всего ориентироваться по карте. Картой называется уменьшенное изображение значительного участка земной поверхности с учетом ее кривизны, выполненное условными знаками в определенном масштабе. Вы знаете, что масштаб показывает, во сколько раз уменьшено на карте изображение земной поверхности. Для ориентирования на местности в походах наиболее удобны карты масштаба 1:200 000 (1 см = 2 км) и 1:500 000 (1 см = 5 км).

Карту можно ориентировать по компасу, по линиям местности и по направлениям на местные предметы.

При ориентировании карты по компасу его следует положить на боковую сторону карты так, чтобы линия север—юг его шкалы совпадала с направлением север—юг на карте, а нулевое деление шкалы было обращено к северной (верхней) стороне карты. Затем нужно отпустить тормоз стрелки компаса и, когда она остановится, начать поворачивать карту до тех пор, пока стрелка своим северным концом не совпадет с нулевым делением шкалы. При таком положении карта будет сориентирована.

Для ориентирования карты на местности необходимо использовать какой-нибудь характерный линейный ориентир (прямолинейный участок дороги, просеку в лесу, характерный участок берега реки), который обозначен на карте.

Для ориентирования карты по направлениям на местные предметы используются два предмета, выбранные вами на местности (дерево, мост и т. п.) и изображенные на карте. Встав у одного из этих местных предметов, необходимо на карту положить карандаш так, чтобы соединить эти оба предмета; теперь поворачивайте карту до тех пор, пока карандаш не укажет на второй предмет на местности. Карта сориентирована.

Для ориентирования карты по направлениям на местные предметы используются два предмета, выбранные вами на местности (дерево, мост и т. п.) и изображенные на карте. Встав у одного из этих местных предметов, необходимо на карту положить карандаш так, чтобы соединить эти оба предмета; теперь поворачивайте карту до тех пор, пока карандаш не укажет на второй предмет на местности. Карта сориентирована.

Чтобы выдерживать с помощью компаса намеченное направление движения и точно выйти в назначенное место, необходимо знать магнитный азимут от одного ориентира к другому (Из курса географии: азимут – это угол между направлением на север и направлением на ориентир; азимут отсчитывается по ходу часовой стрелки от 0 до 360о.) Ребята давайте запишем определение азимут. Для выдерживания направления движения на местности по расчетным азимутам необходимо выйти в точку начала движения, с которой по карте определен азимут на первый контрольный ориентир, затем с помощью компаса определить магнитный азимут движения.


4. Первичное закрепление изученного материала.

Итак, ребята мы рассмотрели основополагающие моменты обозначенной темы, теперь я предлагаю попробовать применить полученные на уроке знания!

Решение ситуационных задач. (Приложение 5, 6, 7)

Далее учитель проводит фронтальный опрос по основным этапам изученной темы:

1.Для чего необходимо ориентировать карту на местности?

2.Как ориентируется карта с помощью компаса?

3. Как определить направление своего движения на местности?


5. Подведение итогов урока и доведение домашнего задания.

Сделайте вывод о главной теме сегодняшнего урока.

Итог: мне понравился сегодняшний урок, вы были активны. Я прошу вас закончить предложение.

Рефлексия.

  1. Больше всего мне запомнилось сегодня …..

  2. Сегодня на уроке я понял …..

  3. Не напрасно ли мы прожили 45 минут …..

Сегодня все вы хорошо поработали. И я ставлю за работу следующие отметки:

Выставление отметок.

Д/З. Находясь на местности, там где ты живешь, посмотри имеются ли рядом крупные строений, объекты, реки, ручьи и т. д. Нарисуй карту местности используя условные обозначения, показанные на рисунке. Укажи части света с соответствующим расположением объектов на своей карте.

В этом вам поможет параграф 1.3. стр. 17-21 и карточки с условными обозначениями.

Запишите домашнее задание в дневник и получите карточки с заданием. (Приложение 8).

Урок окончен. До свидания, ребята!











Задание 1. Закончите предложение.

Если заблудился, то, чтобы выйти к людям, можно использовать следующие ориентиры:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Задание 2. Работа с рисунком.

По квартальному столбу определи стороны света и запиши их.







_________________________________________________________


C:UsersUserAppDataLocalTempRar$DI92.472Image (10).jpg


Задание 3. Определи по наручным часам и

Солнцу, где юг и север.

Покажи на рисунке.







C:UsersUserAppDataLocalTempRar$DI90.472Image (13).jpg


Задание 4. Определите по следам, в какую сторону прошли лыжники.C:UsersUserAppDataLocalTempRar$DI92.472Image (10).jpg











Задание 5. Заполни схему.

1. Подпиши названия направлений сторон света.

2. Нанеси направления СЗ – ЮВ, СВ – ЮЗ (а) и укажи в градусах направления сторон света (б). C:UsersUserAppDataLocalTempRar$DI14.984Image (12).jpg



Задание 6. Составьте правильное утверждение.

Расставь правильно слова и получи определение азимута.

Азимут – это, направлением, между, на север, на предмет местности, угол, направлением, и.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Задание 7. Работа с рисунком.C:UsersUserAppDataLocalTempRar$DI20.616Image (13).jpg

1. Посмотри на рисунок и расставь стороны света.









Приложение №8.

Домашнее задание. Находясь на местности, там где ты живешь, посмотри имеются ли рядом крупные строений, объекты, реки, ручьи и т. д. Нарисуй карту местности используя условные обозначения, показанные на рисунке. Укажи части света с соответствующим расположением объектов на своей карте.








C:UsersUserAppDataLocalTempRar$DI90.984Image (10).jpg




скачать материал


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОБЖ: