Пояснительная записка
Рабочая программа « Основы безопасности жизнедеятельности» для 5 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности А.Т. Смирнова. Программа предназначена для обеспечения базового уровня подготовки учащихся в образовательных учреждениях среднего ( полного) общего образования с учетом перспектив развития содержания образования в области безопасности жизнедеятельности, определенных концепцией модернизации Российского образования. Она рассчитана на 34 часа, из расчета 1 час в неделю.
Изучение тематики данной учебной программы направлено на решение следующих задач:
— формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения риска в деятельности человека и общества;
— выработку умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
— формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.
Изучение тематики данной учебной программы направлено на достижение следующих целей:
а) усвоение знаний:
— об опасных и чрезвычайных ситуациях;
— о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства;
— о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
— об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
— о здоровом образе жизни;
— об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;
— о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
б) развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
в) формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;
г) воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью как индивидуальной, так и общественной ценности.
д) развитие умений:
— предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
— принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и своих возможностей.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
— ведения здорового образа жизни;
— действий в опасных и чрезвычайных ситуациях;
— пользования бытовыми приборами;
— соблюдения общих правил безопасности дорожного движения;
— соблюдения мер пожарной безопасности дома и на природе;
— соблюдения мер безопасного поведения на водоемах в любое время года;
— соблюдения мер профилактики инфекционных заболеваний;
— оказания первой медицинской помощи пострадавшим, находящимся в неотложных ситуациях;
— вызова в случае необходимости соответствующих служб экстренной помощи.
Используемый учебно-методический комплект:
1. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. Для учащихся 5 кл. общеобразовательных учреждений / А.Т. Смирнов Б.О. Хренников. 2-е изд.- М.: Просвещение, 2013.
2. Основы безопасности жизнедеятельности: справочник / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, Р.А. Дурнев, А.Н. Аюпов; под общ. ред. А.Т. Смирнова.- М,:- Просвещение 2013.
3. Рыбин А.Л. Дорожное движение: безопасность пешеходов, пассажиров, водителей: пособие для учащихся 5-9 кл./А.Л. Рыбин, М.В. Маслов; под общ.ред. А.Т. Смирнова.- М.: Просвещение , 2008.
4. Рыбин А.Л. Обучение правилам дорожного движения: пособие для учителя: 5-9 кл./ А.Л. Рыбин, М.В. Маслов; под общ. Ред. А.Т. Смирнова.- М.: Просвещение,2008.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации (последняя редакция).
6. Правила дорожного движения Российской Федерации (последняя редакция).
Тематическое планирование рабочей программы по ОБЖ (5 класс)
Наименование раздела, темы. | Количество часов Раздел | Количество часов Тема | |
1. | Основы комплексной безопасности |
|
|
1. | Человек, среда его обитания, безо- пасность человека | 15 | 5 |
2. | Опасные ситуации техногенного характера |
| 6 |
3. | Опасные ситуации природного характера |
| 2 |
4. | Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера |
| 2 |
3. | Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации | 7 |
|
5. | Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение |
| 3 |
6. | Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства |
| 4 |
4. | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 8 |
|
7. | Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни |
| 3 |
8. | Факторы, разрушающие здоровье. |
| 2 |
9. | Первая помощь и правила ее оказания |
| 3 |
10. | Обобщающе- рекомендательные занятия | 4 | 4 |
| Всего часов | 34 | 34 |
Поурочное планирование рабочей программы по ОБЖ ( 5 класс)
Наименование раздела, темы и урока | Количество часов Раздел | Количество часов Тема | |
1. | Основы комплексной безопасности |
|
|
1. | Человек, среда его обитания, безо- пасность человека | 15 | 5 |
1.1 | Город как среда обитания |
| 1 |
1.2. | Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища |
| 1 |
1.3. | Особенности природных условий в городе |
| 1 |
1.4. | Взаимоотношения людей, проживаю- щих в городе, и безопасность |
| 1 |
1.5. | Безопасность в повседневной жизни |
| 1 |
2. | Опасные ситуации техногенного характера |
| 6 |
2.1. | Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения |
| 1 |
2.2. | Пешеход. Безопасность пешехода |
| 1 |
2.3. | Пассажир. Безопасность пассажира |
| 1 |
2.4. | Водитель |
| 1 |
2.5. | Пожарная безопасность |
| 1 |
2.6. | Безопасное поведение в бытовых ситуациях |
| 1 |
3. | Опасные ситуации природного характера |
| 2 |
3.1. | Погодные явления и безопасность человека |
| 1 |
3.2. | Безопасность на водоемах |
| 1 |
4. | Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера |
| 2 |
4.1. | Чрезвычайные ситуации природного характера |
| 1 |
4.2. | Чрезвычайные ситуации техноген- ного характера |
| 1 |
3. | Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации | 7 |
|
5. | Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение |
| 3 |
5.1. | Антиобщественное поведение и его опасность |
| 1 |
5.2. | Обеспечение личной безопасности дома |
| 1 |
5.3. | Обеспечение личной безопасности на улице |
| 1 |
6. | Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства |
| 4 |
6.1. | Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения |
| 1 |
6.2. | Виды экстремистской и террористической деятельности |
| 1 |
6.3. | Виды террористических актов и их последствия |
| 1 |
6.4. | Ответственность несовершенно- летних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности |
| 1 |
4. | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 8 |
|
7. | Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни |
| 3 |
7.1. | О здоровом образе жизни |
| 1 |
7.2. | Двигательная активность и закаливание организма – необходимые условия укрепления здоровья |
| 1 |
7.3. | Рациональное питание. Гигиена питания |
| 1 |
8. | Факторы, разрушающие здоровье. |
| 2 |
8.1. | Вредные привычки и их влияние на здоровье человека |
| 1 |
8.2. | Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек ( практические занятия) |
| 1 |
9. | Первая помощь и правила ее оказания |
| 3 |
9.1. | Первая помощь при различных видах повреждения |
| 1 |
9.2. | Оказание первой помощи при ушибах, ссадинах,( практическое занятие) |
| 1 |
9.3. | Первая помощь при отравлениях (практическое занятие) |
| 1 |
10. | Обобщающе- рекомендательные занятия | 4 | 4 |
10.1. | Дорожные знаки |
| 1 |
10.2. | Безопасность при использовании средств бытовой химии, инструментов, на занятиях физической культурой |
| 1 |
10.3.
| Рекомендации по безопасному поведению человека при чрезвычайных ситуациях природного характера |
| 1 |
10.4. | Рекомендации специалистов по безопасному поведению при чрезвычайных ситуациях техногенного характера |
| 1 |
| Всего часов | 34 |
|