Конспект урока для 4 класса «Религиозные ритуалы. Обычаи, обряды»


Тема: «Религиозные ритуалы. Обычаи, обряды».

Урок: ОРКСЭ

Класс: 4

Учителя: Михеева Наталья Анатольевна, Лесина Ольга Михайловна

Тип урока: изучение нового

Цель урока: формирование гражданской идентичности, мотивация к осознанному нравственному поведению через знакомство с религиозными ритуалами, обычаями и обрядами.

Задачи:

Личностный результат: формирование чувства сопричастности к обычаям, традициям своего народа.

Метапредметный результат: * формирование навыка целеполагания, планирования, рефлексии

*формирование навыка работы в группе;

* формирование коммуникативных навыков (вести диалог, слушать собеседника)

Предметный результат: формирование первоначальных представлений о религиозных ритуалах, обычаях, обрядах;

Оборудование: учебник, электронная презентация ppt , индивидуальные карточки для выполнения стратегии ЗХУ, схема для групповой работы стратегии «Кластер».

Этапы урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

1.Этап мотивации


Какие правила нужно вспомнить, чтобы на уроке вы получили новые знания, чтобы урок прошёл для вас не скучно.

Настраивается на плодотворную, активную работу

Организация произвольного внимания.

1)Регулятивные (волевая саморегуляция),

2)Личностные (действие смыслообразования)

2.Этап актуализации и фиксирования знаний












Посмотрите на фотографии и иллюстрации.

Подборка фотографий с военными ритуалами (отдание воинской чести, военная присяга, военные марши).

Как назвать одним словом эти ситуации?

Учитель фиксирует на доске «нужные» слова: «Обычаи», «ритуалы». Добавляет сама.

У военных существует множество обрядов и ритуалов, пришли они из древности. Боевые игры, воинственные пляски, песни, которые исполнялись при встречах возвращавшихся после вооруженных столкновений соплеменников, стали прообразами современных воинских ритуалов.

— Что такое ритуал? (Это традиционный порядок проведения какой-либо церемонии).

Кроме воинских ритуалов, существуют и другие ритуалы. Какие вы знаете?









Дети отвечают своими словами: правила, законы, обычаи…



















Дети с помощью учителя выходят на тему урока «Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды».





Показ электронной презентации



Беседа
















1)Коммуникативные (умение выслушать собеседника и вести диалог)

2)Познавательные (общеучебные УД -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной речи)















3)Регулятивные (самоопределение учащимися темы урока (или с помощью учителя)

Постановка учебной проблемы,












Попробуйте сформулировать цель урока. Чему вы сегодня научитесь?





Заполните карточку в графах «Знаю» по данной теме. (Приложение 1).

На столах у нас лежит схема, которую мы будем заполнять в течение урока. (приложение 2). Каждая группа заполняет свою гроздь.

(Группы заранее выбрали для изучения данной темы религию: христианство, ислам, иудаизм, буддизм).

Символом обозначьте религию. А какие ритуалы, обряды и традиции существуют, вы изучите и запишите, после группового изучения.

А теперь покажите, что у вас получилось и скажите нам, почему именно этот символ выбрали.

Дети ставят цель. «Мы познакомимся с религиозными ритуалами, обычаями и обрядами».

Дети заполняют карточку самостоятельно











Дети в группе выбирают, придумывают, рисуют.

Дети представляют классу свой кластер









Стратегия ЗХУ



«Кластер»









Групповая работа

1)Регулятивные (определение цели урока, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить)

2)Познавательные (поиск и выделение необходимой информации, контроль и оценка процесса и результатов деятельности)

3)Коммуникативные (участие в групповой работе, в коллективном обсуждении. Учёт позиции других людей.)



Открытие нового знания


Где мы можем найти новую информацию по теме?

Дети читают раздел в соответствии со своей темой, обсуждают, записывают в «Кластер». Детям предложены карточки-помощницы. (Приложение 3).

Учебник.



Дети читают материал учебника, обсуждают, записывают в кластер



Работа с учебником

1)Регулятивные (способность к волевому усилию)

2)Познавательные (поиск и выделение необходимой информации, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Моделирование и преобразование объекта в кластер, где выделены существенные характеристики объекта)

Физминутка





Применение нового знания. Первичное закрепление

Итак, теперь вы поделитесь результатами своей работы с другими и все остальные смогут узнать много нового, и мы сможем восстановить общий кластер.

Приглашаем представителя первой группы. В это время в группах можете отметить на своём кластере некоторые ритуалы, о которых сейчас будет идти речь.

Примерный рассказ о ритуалах в христианстве:

Мы узнали, что в христианстве существуют такие ритуалы:

1. Евхаристия – когда хлеб и вино во время молитвы верующих претворяются в тело и кровь Христа и затем предлагаются верующим для причащения;

2. Крещение, которое совершается над новорожденным;

3. Брак, в христианстве его называют еще венчанием;

4. В воскресенье проходят еженедельные праздничные богослужения.

5. Молитва – главный религиозный ритуал.

Теперь приглашаем представителя 2 – ой группы.

Мы узнали, что в исламе существуют такие ритуалы:

1.  Намаз – так называется  ежедневная молитва, главный ритуал.

2. Ритуальное омовение – это подготовка к молитве.

3. Соборный день, день собрания, когда  все слушают специальную пятничную проповедь, а также читают совместную пятничную молитву.

4. Слова шахады  необходимо произнести взрослому, чтобы стать мусульманином.

5. Брак, семья – считается обязательным для каждого, кто достиг совершеннолетия.

Дополните свои кластеры. Приклейте иллюстрации.

 Теперь послушаем о ритуалах в иудаизме.

В  иудаизме есть такие ритуалы:

1. Молитва в специальные часы.

2. Суббота (шаббат)— этот день верующие должны  посвятить Богу, проводя его в молитве.

3. Обряд посвящения мальчика Богу совершается над новорожденными.

4. Обряд вступления в иудейскую общину совершается над подростками 12-13 лет.

5. Церемония бракосочетания – одна из красивейших в иудаизме, совершается под особым навесом.

— Внесите результат в кластер. Найдите и распределите иллюстрации. 

 — Теперь предоставим слово 4 группе.

Примерный рассказ о ритуалах буддизма:

1. Мантры – это ежедневные молитвы.

2. Повороты специальных цилиндров, в которых заложены молитвенные тексты.

3. Составление астрологом гороскопа.

4. Обряды, связанные со смертью человека, когда к умирающему должен быть приглашен лама для совершения обряда напутствия.

Оформите свои кластер, приклеиваем соответствующие иллюстрации.















Дети презентуют свою работу. Остальные группы по ходу презентации добавляют недостающую информацию в «Кластер»


1)Коммуникативные (умение вступать в диалог)

2)Познавательные (самостоятельное применение полученных знаний в изменённых условиях)

3)Регулятивные (контроль, коррекция, взаимооценка)

Обобщение.

Рефлексия.

Скажите, что общего в ритуалах, обрядах и традициях мировых религий.

(Ритуалы связаны с молитвой, браком, рождением, смертью человека, обряды, связанные с приобщением к Богу).

Можем ли мы сказать, что обряды какой-то религии лучше или красивее…

Все религии провозглашают только добро.

Заполняем последнюю колонку в карточке ЗХУ «Узнал».

Поделитесь с классом, что нового узнали на уроке.





Дети отвечают на вопросы











Стратегия ЗХУ

1)Личностные (сформированность адекватной самооценки)

2)Регулятивные (умение устанавливать причинно-следственные связи)

3)Коммуникативные (умение вступать в диалог)

4)Познавательные (общеучебные: умение осознаннои произвольно строить речевое высказывание)

Домашнее задание

  1. Допишите таблицу «Как я понимаю религиозные ритуалы. Обычаи, обряды»

    Существит.

    Прилагат.

    Глагол

    Ритуалы



    Обычаи



    обряды



  2. Напишите небольшое сочинение на тему «Наши семейные обычаи»

  3. Используя кластер, созданный на уроке, расскажите родителям о религиозных ритуалах, обычаях, обрядах.

Дети записывают д/з и выбирают адекватное задание для домашнего выполнения.



1) Регулятивные (умение устанавливать причинно-следственные связи)

Список литературы

  1. Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы. М.: Просвещение, 2012

  2. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2004.

  3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Под редакцией А. Г. Асмолова. М.: Просвещение. 2011

  4. Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2010. – 272 с.

  5. Приложение на электронном носителе

  6. Социальная сеть работников образования

  7. Портал готовых презентаций

скачать материал


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОРКСЭ: