Конспект урока для 4 класса «Семья. Святые образы семейного благочестия»


Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №124

Красноармейского района г.Волгограда


Номинация Конкурса- «Авторская методическая разработка урока комплексного учебного курса ОРКСЭ. Модуль «Основы православной культуры»



Учебник по курсу ОРКСЭ -Автор Бородина А. В. Основы православной культуры: Православие – культурообразующая религия России. Учебное пособие для учащихся 4 класса. – Изд-е 6-е. – М., 2014г.


Тема урока: Семья. Святые образы семейного благочестия.

Класс — 4 класс

Копцова Ирина Валентиновна























Муниципальное образовательное учреждение средняя образовательная школа №124

Красноармейского района г.Волгограда




Урок по модулю

Основы православной культуры

( программа Бородиной А.В.)




Учитель начальных классов

Копцова И.В.
















Волгорад, 2014









Пояснительная записка к уроку.

Урок по теме «Семья.Святые образы семейного благочестия» проводится в 4 классе в рамках модуля «Основы православной культуры» курса ОРКСЭ. Программой предусмотрено изучение темы в количестве 1час.

Цельурока. Дать представление о семье, как о базовой ценности общества и о святых образах семейного благочестия.

1-я линия развития личности – понимать и объяснять систему обще­человеческих нравственных ценностей, на которой основаны мировые религиозные культуры и светская этика (познавательные действия):

1. Добывать и критически оценивать поступающую информацию.

2. Систематизировать информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (в его структурных элементах, нравственных понятиях) и представлять её в разных формах (текст, схема, модель и т.д.).

2-я линия развития личности – уметь и хотеть действовать в соответствии с системой общечеловеческих нравственных ценностей, на которой основаны мировые религиозные культуры и светская этика (личностно-оценочные и коммуникативные действия):

1. Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).

2. Делать свой выбор в общественно значимых ситуациях (в учебных моделях жизненных ситуаций) и отвечать за него.

3. Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты (в учебных моделях жизненных ситуаций).

Задачи

развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи и общества;

-формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

-знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

-формирование первоначальных представлений о православии, его роли в культуре;

-осознание ценности человеческой жизни; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

-становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

Тип урока: Открытие нового знания

Методы обучения: Фронтальная, самостоятельная работа, практическая работа.

Форма организации учебной деятельности: групповая

Оборудование к уроку:

1. Персональный компьютер.

2. Мультимедийная презентация «Святые Петр и Феврония»

3. Заготовки макета домиков

4. Карточки с заданиями для групп

5. Выставка стенгазет «Моя семья».

6. Учебное пособие А.В.Бородиной «Православие — культурообразующая религия России» 4 класс



































Ход урока.

  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Слайд 1. Прозвенел звонок

Начинается урок

Будем думать, рассуждать

И друг другу помогать.

  1. Актуализация опыта обучающихся по теме урока .

— Ребята, наш урок начнется необычно: я предлагаю вам прослушать маленькую сказку и подумать, чем мы можем помочь главному герою сказки.

Слайд 2. (звучит музыкальный фон)

— Давным-давно это было. Стояла в наших краях избушка. Жила в ней семья, большая и дружная. Старики со временем умерли, а молодые разъехались кто куда: кто в город, кто на стройку. В гости друг к дружке редко приезжают, больше смс-поздравления с праздником шлют. А что до дома родительского, так совсем про него и забыли. Впрочем, дома кое-кто жил. На чердаке — ворона, в подполье — мышка-норушка, под крылечком — лягушка-квакушка, а в доме под печкой — домовенок Кузя.

Хорошо они жили, только однажды подул сильный ветер и развалил избушку по бревнышку, кому она, старая да бессемейная, нужна!

Разбежались животные кто куда: мышка в поле, лягушка в болото, ворона улетела в соседнее село. А Кузя с тех пор ходит по свету.


-Дети, почему Кузя до сих пор бродит по свету? (у него нет дома)

— Как, по- вашему мнению, можем ему помочь? Посовещайтесь в группах.

( построить дом, позвать в свой дом).

— Мы пришли к общему мнению, что нужно сделать?

Слайд 3.

— Давайте ему построим дом!


— Жил-жил Кузя. Всё ему нравится, вроде бы крыша над головой есть, но грустно ему, очень скучно.


Ведь дом, заставленный добром, — еще не дом.

И даже люстра над столом, — еще не дом.

И на окне живой цветок — еще не дом.

Когда вечерняя сгустится темнота,

Так эта истина понятна и проста-


— Посовещайтесь в группах, дайте ответ на вопрос

— Почему Кузе грустно? Выслушиваем ответы детей (в доме пусто, должны жить люди – семья).

— И вот однажды вечером, когда на улице дул холодный ветер и шёл сильный дождь, в доме Кузи открылась дверь и вошли люди: папа, мама и их дети. Они очень замерзли и устали. Папа разжёг огонь в печи. Стало тепло и уютно. Кузя вдруг за долгое время почувствовал себя счастливым, потому что он понял, что у него теперь есть семья.


3. Выявление причины затруднения, постановка цели деятельности.

Слайд 4. Сегодня на уроке мы будем говорить о семье, а точнее, какую семью можно назвать счастливой.

Русская культура сохранила примеры супружеской любви, верности, семейного благочестия. Образцом супружеской святости стали Петр и Феврония, князь и простая крестьянка.

Слайд 5. — Ребята, попробуйте сами сформулировать тему нашего урока.

Тема на доске и на слайде «СЕМЬЯ. СВЯТЫЕ ОБРАЗЫ СЕМЕЙНОГО БЛАГОЧЕСТИЯ»

— Давайте сформулируем цели урока. Чему мы должны научиться на уроке?

4. Построение проекта выхода из затруднения

-Тема известна, цель урока поставлена, теперь мы должны наметить пути достижения цели, составим план работы( Уч-ся высказывают свою точку зрения)

-Как называется жизнеописание святого? (Житие)

Слайд 6.

  1. Житие Петра и Февронии

А что должны узнать еще?

2. Узнать о семье и семейных ценностях

— Я вам предложу групповую, творческую работу, которую назовем «Ценности семьи».Это и будет третьим пунктом плана.

3. Групповая-творческая работа « Ценности семьи»

4. Подведение итогов урока.

5. Открытие нового знания

Слайд 7. Итак, план намечен, приступаем к работе. И сначала, как наметили, узнаем о житии святых Петре и Февронии.

Об их жизни рассказывается в древнерусском произведении «Повесть о Петре и Февронии», написанном в 15 веке.

Слайд 8 . Однажды святой Петр вызвался защитить семейное счастье своего брата, муромского князя Павла. Петр с помощью меча, найденного при таинственных обстоятельствах, убивает змея и спасает семью брата. Но во время поединка змеиная кровь обрызгала Петра, и его тело покрылось язвами.

Слайд 9. Петр послал слугу искать лекаря, который бы мог исцелить болезнь князя. И он забрел в село Ласково, где жила одна девушка….

Слайд 10. Что случилось дальше, вы узнаете, прослушав маленький отрывок из древней Повести о Петре и Февронии. После прочтения, вы должны будете охарактеризовать Февронию.

(Зачитывает отрывок из повести хорошо читающий ученик)

— Какое задание было поставлено перед прочтением?

Охарактеризуйте Февронию.

(Обсуждение в группах. Каждая группа решает, кто будет отвечать на вопрос)

С интересными фактами из жизни святых супругов нас познакомит…

Слайд 11.

— Кто изображен на иконе?

— Как они изображены? (В полный рост) (Они повернулись друг к другу лицом, протянули руки)

Кто изображен между ними? (Иисус Христос) Символично, что между ними любовь и любовь к Богу.

Слайд 12. Петра и Февронию считают образом семейного благочестия. Им молятся о благополучии в семье. 8 июля в день памяти Петра и Февронии, в России отмечают праздник «ДЕНЬ СЕМЬИ, ЛЮБВИ И ВЕРНОСТИ» Символом этого праздника является ромашка. Этот цветок является символом нежности и верности.

Подготовленный ученик читает стихотворное произведение

О счастье семейном молятся.
По всей православной России
Муромским чудотворцам,
Чтоб у Господа испросили.
Надежду, любовь и веру.
И верность друг другу до гроба.
И за гробом тоже примером
Они нам сияют оба.

Жизнь во все времена похожа:
Те же требы у каждого века,
То же горе и счастье то же,
Искушенье у человека.
Чтобы тьма не закрыла солнце,
Чтоб не множилось беззаконие.
За нас с вами усердно молятся
Петр и Феврония.

Слайд 13. И так, вернемся к 1 пункту плана, получили мы на него ответ?

Физкультминутка

Слайд 14. Определите следующий этап работы.

Слайд 15. Вот мы познакомились со святой семьей Петра и Февронии. А сейчас я вам предлагаю рассказать о ваших семьях. К этому уроку вы вместе с родителями подготовили стенгазеты на тему «Моя семья». Нам хотелось бы поближе познакомиться с традициями ваших семей.(рассказывают о своей семье,традициях)

Слайд 16. Семья окружает нас с первых дней жизни. Что важнее всего в семье? Трудно ответить на этот вопрос однозначно.

(Составление кластера)

Любовь, Верность, Забота, а может Трудолюбие или Семейные ценности.

— Как вы думаете, что такое семейные ценности?

Слайд 17. Семейные ценности – это то, что нельзя купить ни за какие деньги. Это то, что важно и ценно, и уважаемо всеми членами семьи, их общие интересы.

Для большинства людей семейные ценности одинаковы: это любовь, верность, уважение…. Более того, сама семья – тоже ценность.

— Назовите ценности своей семьи.

-Что делает вашу семью счастливой? (Называют семейные ценности)

-Аптечка, в которой хранятся различные лекарства, есть в каждой семье. Маленькую ранку можно обработать зеленкой, от насморка можно взять капли. А какие лекарства взять, если мы обидели членов нашей семьи? Чтобы душевные ранки не образовывались и семьи каждого из нас были крепче?

Слайд 18.

  • Стараться детям слушаться родителей

  • Просить прощение

  • Быть терпеливыми, добрыми

  • Уважать интересы каждого члена семьи

  • Быть нежным

  • Любить друг друга.

-Вот сейчас мы и перечислили ценности, которые составляют основу каждой семьи.

А я знаю необычную семью: ей 4 года, а детей в этой семье- 24.

— Кто знает, о какой семье идет речь?

— А можно наш класс назвать семьей? (Ответы детей)

— У нас с вами тоже школьная семья. И впереди годы совместной учебы, жизни. И, как в любой семье, нам тоже нужно: тепло, уважение, уют.

Каждый из нас может внести свой вклад, чтобы в нашей школьной семье было комфортно. Ваши предложения, как это сделать?(ответы детей)

Слайд 19. Вспомним 2 пункт плана. Смогли мы с вами найти решение поставленной задачи?

Слайд 20. Групповая творческая работа «Ценности семьи»

— Семью создать нелегко, а сохранить еще труднее. Вот дом, символизирующий семью, но у нашего дома нет фундамента, а значит, простоит такой дом недолго и разрушится. Я вам предлагаю сделать фундамент. Возьмем кирпичики с названиями только тех ценностей, которые семью делают крепче. (Составляют фундамент дома из кирпичиков с названиями семейных ценностей)

Посмотрите, какой замечательный дом у нас получился!

Жизнь в семье – это большое счастье.

Итог. Отчет каждой группы

Слайд 22. Подведение итога урока

Подошел к концу наш урок. Вспомните, как звучит тема сегодняшнего урока?

-Какую цель ставили на уроке?

— Удалось ли решить поставленную цель? Каким образом? Что на уроке у вас хорошо получилось?

Самооценка уч-ся по результатам урока

  1. На уроке мне больше всего понравилось….

  2. На уроке мне больше всего не понравилось…

  3. Из урока мне запомнилось….инаем раьоту с учебникомя кровь обрызгала Петра и его тело покрылось язвами. спасает семью брата. 1313131313131313131313131313131313131313131313131313

  4. Мне хотелось узнать больше о…

  5. Слайд 23. Рефлексия

— Я предлагаю вам встать в круг и давайте выскажемся, какие вы испытываете чувства …

-Хочется закончить наш урок пожеланиями добра, любви и взаимопонимания в ваших семьях. Дарите тепло своим близким и учитесь прощать, тогда в ваших семьях будет лад. Хочу поблагодарить за работу на уроке ребят…. А еще хочу, чтобы вы принесли домой частичку любви и добра к своим близким.





















Ожидаемые учебные результаты

 уметь определять последовательность и длительность важнейших событий, отразивших этапы становления православной культуры России;

 использовать тексты исторических, в том числе православных, источников для решения учебных задач;

 уметь выделять особенности русской православной культуры;

 объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории православия, определять их влияние на отечественную и мировую культуру;

-знать: основные этапы и ключевые события православной истории в контексте истории России и мира;

-знать: содержание и значение православной этики в контексте социальных норм, регулирующих общественные отношения;


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОСНОВНЫЕ ПОСОБИЯ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:

1. Бородина А. В. Основы православной культуры: Православие – культурообразующая религия России.Учебное пособие для 4 класса. – Изд. 2-е. испр., 3-е. – М.: ОПК, 2006, 2007. Допущено Министерством образования и науки России.

2. Бородина А. В. Основы православной культуры: Православие – культурообразующая религия России.Рабочая тетрадь для 4 класса. – М.: ОПК, 2008.

ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ:

3. Бородина А. В. История религиозной культуры и Основы православной культуры: Концепция историко-культурологического религиозно-познавательного образования. – М.: ОПК, 2009.

4. Бородина А. В. Основы православной культуры: Организация курса. – Изд. 1-е, 2-е, испр. – М.: ОПК, 2014

Справочная литература

5. Бородина А. В. Основы православной культуры: Словарь-справочник. – М.: ОПК, 2008.

Демонстрационные пособия для работы в классе

6. Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. 14 классы: «Роль религиозной культуры в жизни человека». Альбом учебный из 12 листов (Демонстрационный материал). –М.: Экзамен, Спектр, 2007.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

начальной школы

1.        Александр Шаргунов, протоиерей. Проповеди и выступления. — М.: АРВИК, 1995.

3.        Александр Шаргунов, протоиерей. Чудеса царственных мучеников: В 2 т. — М.: Хронос-Пресс, Звонница, 2001.

4.        Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Вениамин. Новая Скрижаль или объяснение о церкви, Литургии и о всех службах и утварях церковных. — М., 1990.

5.        Аристарх (Лоханов). Что надо знать о православном этикете. — М., 1999.

6.        Архимандрит Никифор. Иллюстрированная полная популярная библейская энциклопедия. — М., 1891.

17.        Великие духовные пастыри России. — М.: Владос, 1999.

18.        Закон Божий. / Сост. Серафим Слободской. — Свято-Троице-Сергиева Лавра, 1993.

21.        Знаменитые колокола России. / Сост. Козлов В. Ф. — М.: Отечество — Крайрут, 1994.

22.        Колокола России. / Авт.- сост. Мишин В. В. — М.: Московский журнал, Красный звон, 1995.

23.        Краткое объяснение всенощной, Литургии или обедни, последований таинств, погребения усопших, водоосвещения и молебнов. — М.: Вика, 1991.

24.        Основы социальной концепции Русской Православной Церкви от 13–16 августа 2000 г.

25.        Перевезенцев С. В. Россия. Великая судьба. — М.: Белый город, 2003.

26.        Полный православный богословский энциклопедический словарь. — М., 1992.

28.        Православие для всех. / Сост. Иеромонах Харитон (Просторов). — Кострома, 2000.

29.        Протоиерей Г. С. Дебольский. Православная церковь в её таинствах, богослужениях, обрядах и требах. — М.: Отчий Дом, 1994.

30.        Русские монастыри. — М.: Очарованный странник, 1995.

31.        Святые земли Русской. / Сост. С. С. Бычков. — М.: Белый берег, 2002.

32.        Священная библейская история: В изложении епископа Вениамина (Пушкаря) — СПб: САТИС, 2004.

33.        Священная история в пересказе протоиерея Серафима Слободского (+ 48 слайдов). — Рига: Уходящие образы, 1991.

34.        Современное православное богослужение. — СПб., 1996.

35.        Толковая Библия. — Стокгольм, 1987.

36.        Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе. — М., 1991.

37.        Флоренский П. А. Иконостас. — М.: Искусство, 1994.

38.        Христианство. Энциклопедический словарь. — М.: Большая энциклопедия, 1993.

39.        Энциклопедия православной иконы: Основы богословия иконы. — СПб.: САТИС, 2002.

40.        Яковлева Н. А. Русская икона. Детская энциклопедия. — М.: Белый город, 2002.











Самоанализ учителя

Урок соответствует возрастным особенностям младших школьников, специфике организации учебной деятельности как ведущей деятельности младшего школьника, имеет четкую структуру, переходы от одной учебной ситуации, к другой осуществляются плавно, логика изложения не нарушена, чётко сформулированы задания, вопросы.

Эмоциональное введение в тему урока помогает актуализировать опыт уч-ся, создает положительный настрой. Постановка цели урока и определение путей достижения поставленной цели помогают организовать активную деятельность уч-ся на уроке.

Педагог использует различные методы преподавания: урок включает рассказ учителя и уч-ся, чтение текстов уч-ся, обмен информацией в группах, парах, работу с основными понятиями темы, выполнение заданий в парах, группах, индивидуально.

Учебный материал соотносится с закономерностями формирования ценностных ориентаций. В ходе урока велась работа по формированию мировоззрения, урок связан с жизненным опытом учащихся

.



13



скачать материал


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОРКСЭ: