Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №124
Красноармейского района г.Волгограда
Номинация Конкурса- «Авторская методическая разработка урока комплексного учебного курса ОРКСЭ. Модуль «Основы православной культуры»
Учебник по курсу ОРКСЭ -Автор Бородина А. В. Основы православной культуры: Православие – культурообразующая религия России. Учебное пособие для учащихся 4 класса. – Изд-е 6-е. – М., 2014г.
Тема урока: Семья. Святые образы семейного благочестия.
Класс — 4 класс
Копцова Ирина Валентиновна
Муниципальное образовательное учреждение средняя образовательная школа №124
Красноармейского района г.Волгограда
Урок по модулю
Основы православной культуры
( программа Бородиной А.В.)
Учитель начальных классов
Копцова И.В.
Волгорад, 2014
Пояснительная записка к уроку.
Урок по теме «Семья.Святые образы семейного благочестия» проводится в 4 классе в рамках модуля «Основы православной культуры» курса ОРКСЭ. Программой предусмотрено изучение темы в количестве 1час.
Цельурока. Дать представление о семье, как о базовой ценности общества и о святых образах семейного благочестия.
1-я линия развития личности – понимать и объяснять систему общечеловеческих нравственных ценностей, на которой основаны мировые религиозные культуры и светская этика (познавательные действия):
1. Добывать и критически оценивать поступающую информацию.
2. Систематизировать информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (в его структурных элементах, нравственных понятиях) и представлять её в разных формах (текст, схема, модель и т.д.).
2-я линия развития личности – уметь и хотеть действовать в соответствии с системой общечеловеческих нравственных ценностей, на которой основаны мировые религиозные культуры и светская этика (личностно-оценочные и коммуникативные действия):
1. Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).
2. Делать свой выбор в общественно значимых ситуациях (в учебных моделях жизненных ситуаций) и отвечать за него.
3. Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты (в учебных моделях жизненных ситуаций).
Задачи
—развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи и общества;
-формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
-знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
-формирование первоначальных представлений о православии, его роли в культуре;
-осознание ценности человеческой жизни; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
-становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.
Тип урока: Открытие нового знания
Методы обучения: Фронтальная, самостоятельная работа, практическая работа.
Форма организации учебной деятельности: групповая
Оборудование к уроку:
1. Персональный компьютер.
2. Мультимедийная презентация «Святые Петр и Феврония»
3. Заготовки макета домиков
4. Карточки с заданиями для групп
5. Выставка стенгазет «Моя семья».
6. Учебное пособие А.В.Бородиной «Православие — культурообразующая религия России» 4 класс
Ход урока.
Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Слайд 1. Прозвенел звонок
Начинается урок
Будем думать, рассуждать
И друг другу помогать.
Актуализация опыта обучающихся по теме урока .
— Ребята, наш урок начнется необычно: я предлагаю вам прослушать маленькую сказку и подумать, чем мы можем помочь главному герою сказки.
Слайд 2. (звучит музыкальный фон)
— Давным-давно это было. Стояла в наших краях избушка. Жила в ней семья, большая и дружная. Старики со временем умерли, а молодые разъехались кто куда: кто в город, кто на стройку. В гости друг к дружке редко приезжают, больше смс-поздравления с праздником шлют. А что до дома родительского, так совсем про него и забыли. Впрочем, дома кое-кто жил. На чердаке — ворона, в подполье — мышка-норушка, под крылечком — лягушка-квакушка, а в доме под печкой — домовенок Кузя.
Хорошо они жили, только однажды подул сильный ветер и развалил избушку по бревнышку, кому она, старая да бессемейная, нужна!
Разбежались животные кто куда: мышка в поле, лягушка в болото, ворона улетела в соседнее село. А Кузя с тех пор ходит по свету.
-Дети, почему Кузя до сих пор бродит по свету? (у него нет дома)
— Как, по- вашему мнению, можем ему помочь? Посовещайтесь в группах.
( построить дом, позвать в свой дом).
— Мы пришли к общему мнению, что нужно сделать?
Слайд 3.
— Давайте ему построим дом!
— Жил-жил Кузя. Всё ему нравится, вроде бы крыша над головой есть, но грустно ему, очень скучно.
Ведь дом, заставленный добром, — еще не дом.
И даже люстра над столом, — еще не дом.
И на окне живой цветок — еще не дом.
Когда вечерняя сгустится темнота,
Так эта истина понятна и проста-
— Посовещайтесь в группах, дайте ответ на вопрос
— Почему Кузе грустно? Выслушиваем ответы детей (в доме пусто, должны жить люди – семья).
— И вот однажды вечером, когда на улице дул холодный ветер и шёл сильный дождь, в доме Кузи открылась дверь и вошли люди: папа, мама и их дети. Они очень замерзли и устали. Папа разжёг огонь в печи. Стало тепло и уютно. Кузя вдруг за долгое время почувствовал себя счастливым, потому что он понял, что у него теперь есть семья.
3. Выявление причины затруднения, постановка цели деятельности.
Слайд 4. Сегодня на уроке мы будем говорить о семье, а точнее, какую семью можно назвать счастливой.
Русская культура сохранила примеры супружеской любви, верности, семейного благочестия. Образцом супружеской святости стали Петр и Феврония, князь и простая крестьянка.
Слайд 5. — Ребята, попробуйте сами сформулировать тему нашего урока.
Тема на доске и на слайде «СЕМЬЯ. СВЯТЫЕ ОБРАЗЫ СЕМЕЙНОГО БЛАГОЧЕСТИЯ»
— Давайте сформулируем цели урока. Чему мы должны научиться на уроке?
4. Построение проекта выхода из затруднения
-Тема известна, цель урока поставлена, теперь мы должны наметить пути достижения цели, составим план работы( Уч-ся высказывают свою точку зрения)
-Как называется жизнеописание святого? (Житие)
Слайд 6.
Житие Петра и Февронии
—А что должны узнать еще?
2. Узнать о семье и семейных ценностях
— Я вам предложу групповую, творческую работу, которую назовем «Ценности семьи».Это и будет третьим пунктом плана.
3. Групповая-творческая работа « Ценности семьи»
4. Подведение итогов урока.
5. Открытие нового знания
Слайд 7. Итак, план намечен, приступаем к работе. И сначала, как наметили, узнаем о житии святых Петре и Февронии.
Об их жизни рассказывается в древнерусском произведении «Повесть о Петре и Февронии», написанном в 15 веке.
Слайд 8 . Однажды святой Петр вызвался защитить семейное счастье своего брата, муромского князя Павла. Петр с помощью меча, найденного при таинственных обстоятельствах, убивает змея и спасает семью брата. Но во время поединка змеиная кровь обрызгала Петра, и его тело покрылось язвами.
Слайд 9. Петр послал слугу искать лекаря, который бы мог исцелить болезнь князя. И он забрел в село Ласково, где жила одна девушка….
Слайд 10. Что случилось дальше, вы узнаете, прослушав маленький отрывок из древней Повести о Петре и Февронии. После прочтения, вы должны будете охарактеризовать Февронию.
(Зачитывает отрывок из повести хорошо читающий ученик)
— Какое задание было поставлено перед прочтением?
— Охарактеризуйте Февронию.
(Обсуждение в группах. Каждая группа решает, кто будет отвечать на вопрос)
С интересными фактами из жизни святых супругов нас познакомит…
Слайд 11.
— Кто изображен на иконе?
— Как они изображены? (В полный рост) (Они повернулись друг к другу лицом, протянули руки)
—Кто изображен между ними? (Иисус Христос) Символично, что между ними любовь и любовь к Богу.
Слайд 12. Петра и Февронию считают образом семейного благочестия. Им молятся о благополучии в семье. 8 июля в день памяти Петра и Февронии, в России отмечают праздник «ДЕНЬ СЕМЬИ, ЛЮБВИ И ВЕРНОСТИ» Символом этого праздника является ромашка. Этот цветок является символом нежности и верности.
Подготовленный ученик читает стихотворное произведение
О счастье семейном молятся.
По всей православной России
Муромским чудотворцам,
Чтоб у Господа испросили.
Надежду, любовь и веру.
И верность друг другу до гроба.
И за гробом тоже примером
Они нам сияют оба.
Жизнь во все времена похожа:
Те же требы у каждого века,
То же горе и счастье то же,
Искушенье у человека.
Чтобы тьма не закрыла солнце,
Чтоб не множилось беззаконие.
За нас с вами усердно молятся
Петр и Феврония.
Слайд 13. И так, вернемся к 1 пункту плана, получили мы на него ответ?
Физкультминутка
Слайд 14. Определите следующий этап работы.
Слайд 15. Вот мы познакомились со святой семьей Петра и Февронии. А сейчас я вам предлагаю рассказать о ваших семьях. К этому уроку вы вместе с родителями подготовили стенгазеты на тему «Моя семья». Нам хотелось бы поближе познакомиться с традициями ваших семей.(рассказывают о своей семье,традициях)
Слайд 16. Семья окружает нас с первых дней жизни. Что важнее всего в семье? Трудно ответить на этот вопрос однозначно.
(Составление кластера)
Любовь, Верность, Забота, а может Трудолюбие или Семейные ценности.
— Как вы думаете, что такое семейные ценности?
Слайд 17. Семейные ценности – это то, что нельзя купить ни за какие деньги. Это то, что важно и ценно, и уважаемо всеми членами семьи, их общие интересы.
Для большинства людей семейные ценности одинаковы: это любовь, верность, уважение…. Более того, сама семья – тоже ценность.
— Назовите ценности своей семьи.
-Что делает вашу семью счастливой? (Называют семейные ценности)
-Аптечка, в которой хранятся различные лекарства, есть в каждой семье. Маленькую ранку можно обработать зеленкой, от насморка можно взять капли. А какие лекарства взять, если мы обидели членов нашей семьи? Чтобы душевные ранки не образовывались и семьи каждого из нас были крепче?
Слайд 18.
Стараться детям слушаться родителей
Просить прощение
Быть терпеливыми, добрыми
Уважать интересы каждого члена семьи
Быть нежным
Любить друг друга.
-Вот сейчас мы и перечислили ценности, которые составляют основу каждой семьи.
А я знаю необычную семью: ей 4 года, а детей в этой семье- 24.
— Кто знает, о какой семье идет речь?
— А можно наш класс назвать семьей? (Ответы детей)
— У нас с вами тоже школьная семья. И впереди годы совместной учебы, жизни. И, как в любой семье, нам тоже нужно: тепло, уважение, уют.
Каждый из нас может внести свой вклад, чтобы в нашей школьной семье было комфортно. Ваши предложения, как это сделать?(ответы детей)
Слайд 19. – Вспомним 2 пункт плана. Смогли мы с вами найти решение поставленной задачи?
Слайд 20. Групповая творческая работа «Ценности семьи»
— Семью создать нелегко, а сохранить еще труднее. Вот дом, символизирующий семью, но у нашего дома нет фундамента, а значит, простоит такой дом недолго и разрушится. Я вам предлагаю сделать фундамент. Возьмем кирпичики с названиями только тех ценностей, которые семью делают крепче. (Составляют фундамент дома из кирпичиков с названиями семейных ценностей)
Посмотрите, какой замечательный дом у нас получился!
Жизнь в семье – это большое счастье.
Итог. Отчет каждой группы
Слайд 22. Подведение итога урока
Подошел к концу наш урок. Вспомните, как звучит тема сегодняшнего урока?
-Какую цель ставили на уроке?
— Удалось ли решить поставленную цель? Каким образом? Что на уроке у вас хорошо получилось?
Самооценка уч-ся по результатам урока
На уроке мне больше всего понравилось….
На уроке мне больше всего не понравилось…
Из урока мне запомнилось….инаем раьоту с учебникомя кровь обрызгала Петра и его тело покрылось язвами. спасает семью брата. 1313131313131313131313131313131313131313131313131313
Мне хотелось узнать больше о…
Слайд 23. Рефлексия
— Я предлагаю вам встать в круг и давайте выскажемся, какие вы испытываете чувства …
-Хочется закончить наш урок пожеланиями добра, любви и взаимопонимания в ваших семьях. Дарите тепло своим близким и учитесь прощать, тогда в ваших семьях будет лад. Хочу поблагодарить за работу на уроке ребят…. А еще хочу, чтобы вы принесли домой частичку любви и добра к своим близким.
Ожидаемые учебные результаты
— уметь определять последовательность и длительность важнейших событий, отразивших этапы становления православной культуры России;
— использовать тексты исторических, в том числе православных, источников для решения учебных задач;
— уметь выделять особенности русской православной культуры;
— объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории православия, определять их влияние на отечественную и мировую культуру;
-знать: основные этапы и ключевые события православной истории в контексте истории России и мира;
-знать: содержание и значение православной этики в контексте социальных норм, регулирующих общественные отношения;
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОСНОВНЫЕ ПОСОБИЯ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:
1. Бородина А. В. Основы православной культуры: Православие – культурообразующая религия России.Учебное пособие для 4 класса. – Изд. 2-е. испр., 3-е. – М.: ОПК, 2006, 2007. Допущено Министерством образования и науки России.
2. Бородина А. В. Основы православной культуры: Православие – культурообразующая религия России.Рабочая тетрадь для 4 класса. – М.: ОПК, 2008.
ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ:
3. Бородина А. В. История религиозной культуры и Основы православной культуры: Концепция историко-культурологического религиозно-познавательного образования. – М.: ОПК, 2009.
4. Бородина А. В. Основы православной культуры: Организация курса. – Изд. 1-е, 2-е, испр. – М.: ОПК, 2014
Справочная литература
5. Бородина А. В. Основы православной культуры: Словарь-справочник. – М.: ОПК, 2008.
Демонстрационные пособия для работы в классе
6. Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. 1–4 классы: «Роль религиозной культуры в жизни человека». Альбом учебный из 12 листов (Демонстрационный материал). –М.: Экзамен, Спектр, 2007.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ
начальной школы
1. Александр Шаргунов, протоиерей. Проповеди и выступления. — М.: АРВИК, 1995.
3. Александр Шаргунов, протоиерей. Чудеса царственных мучеников: В 2 т. — М.: Хронос-Пресс, Звонница, 2001.
4. Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Вениамин. Новая Скрижаль или объяснение о церкви, Литургии и о всех службах и утварях церковных. — М., 1990.
5. Аристарх (Лоханов). Что надо знать о православном этикете. — М., 1999.
6. Архимандрит Никифор. Иллюстрированная полная популярная библейская энциклопедия. — М., 1891.
17. Великие духовные пастыри России. — М.: Владос, 1999.
18. Закон Божий. / Сост. Серафим Слободской. — Свято-Троице-Сергиева Лавра, 1993.
21. Знаменитые колокола России. / Сост. Козлов В. Ф. — М.: Отечество — Крайрут, 1994.
22. Колокола России. / Авт.- сост. Мишин В. В. — М.: Московский журнал, Красный звон, 1995.
23. Краткое объяснение всенощной, Литургии или обедни, последований таинств, погребения усопших, водоосвещения и молебнов. — М.: Вика, 1991.
24. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви от 13–16 августа 2000 г.
25. Перевезенцев С. В. Россия. Великая судьба. — М.: Белый город, 2003.
26. Полный православный богословский энциклопедический словарь. — М., 1992.
28. Православие для всех. / Сост. Иеромонах Харитон (Просторов). — Кострома, 2000.
29. Протоиерей Г. С. Дебольский. Православная церковь в её таинствах, богослужениях, обрядах и требах. — М.: Отчий Дом, 1994.
30. Русские монастыри. — М.: Очарованный странник, 1995.
31. Святые земли Русской. / Сост. С. С. Бычков. — М.: Белый берег, 2002.
32. Священная библейская история: В изложении епископа Вениамина (Пушкаря) — СПб: САТИС, 2004.
33. Священная история в пересказе протоиерея Серафима Слободского (+ 48 слайдов). — Рига: Уходящие образы, 1991.
34. Современное православное богослужение. — СПб., 1996.
35. Толковая Библия. — Стокгольм, 1987.
36. Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе. — М., 1991.
37. Флоренский П. А. Иконостас. — М.: Искусство, 1994.
38. Христианство. Энциклопедический словарь. — М.: Большая энциклопедия, 1993.
39. Энциклопедия православной иконы: Основы богословия иконы. — СПб.: САТИС, 2002.
40. Яковлева Н. А. Русская икона. Детская энциклопедия. — М.: Белый город, 2002.
Самоанализ учителя
Урок соответствует возрастным особенностям младших школьников, специфике организации учебной деятельности как ведущей деятельности младшего школьника, имеет четкую структуру, переходы от одной учебной ситуации, к другой осуществляются плавно, логика изложения не нарушена, чётко сформулированы задания, вопросы.
Эмоциональное введение в тему урока помогает актуализировать опыт уч-ся, создает положительный настрой. Постановка цели урока и определение путей достижения поставленной цели помогают организовать активную деятельность уч-ся на уроке.
Педагог использует различные методы преподавания: урок включает рассказ учителя и уч-ся, чтение текстов уч-ся, обмен информацией в группах, парах, работу с основными понятиями темы, выполнение заданий в парах, группах, индивидуально.
Учебный материал соотносится с закономерностями формирования ценностных ориентаций. В ходе урока велась работа по формированию мировоззрения, урок связан с жизненным опытом учащихся
.
13