Конспект урока на тему «добродетель и порок»


МАОУ Прокуткинская средняя общеобразовательная школа

Ишимский район, Тюменская область







Открытый урок по курсу:

Основы религиозных культур и светской этики

Модуль: Основы светской этики

для МО начальных классов

и учителей МАОУ ПСОШ















Учитель начальных классов:

Ренжина Нина Павловна







с. Прокуткино, 2013 год

Тип урока: Изучение нового материала.

Форма урока: Беседа с элементами дискуссии и использованием игровых приёмов обучения.

Методы: проблемно – поисковый, репродуктивный, работа в парах, групповая работа.

Цель урока: подвести учащихся к осознанию важности добродетели как характеристики личности, по которой его оценивают другие люди.

Задачи:

Личностные

  • развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах

Метапредметные

  • развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе групповой работы;

  • формирование готовности слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную

Предметные

  • создать условия для осознания обучающимися ценности добродетели в человеческой жизни;

  • уточнить смысл понятий «добродетель» и «порок»


  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Придумано кем-то просто и мудро, при встрече здороваться

Доброе утро! Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро приветливым лицам!

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.



  1. — Дети, сегодняшнее занятие я начну с притчи, которая называется «Два волка». Вы внимательно прослушайте и скажите, о каких волках идёт речь?

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину: «В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет собой зло – это ненависть, зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро это мир, любовь, надежду, доброту, верность».

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: «Дедушка, а какой волк в конце побеждает?».

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».

Вопрос:

— Каких двух волков имел в виду старый индеец?

/Добро – это нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности. Это образец поступков людей и отношений между ними./

— Дайте определение понятию «Зло».

/Зло – это противоположность добра. Это то, что мораль стремится устранить и исправить./ СЛАЙД №1

— Как вы поняли слова индейца?

— Чему учит эта притча?

2.3 Выполните задания теста по теме: «Добро и зло».

Работать вы будете в парах, задания выполнять вместе, сообща, на листах. Вы должны вставить нужное слово или выбрать нужный ответ из предложенных, будьте внимательны. (Приложение).

— Проверяем. (Дети зачитывают ответы) СЛАЙД № 2-5

Обобщение:

Основа определения добра и зла находится в нас самих. Всё начинается с человека, нельзя сразу стать добрым и злым. Такими нас делают поступки, наше отношение к миру, к окружающим нас людям. Жизнь постоянно ставит нас перед нравственным выбором между добром и злом.

  1. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА

Если вы своим добрым поступком кому-то помогли, это очень хорошо.

  • Как называются хорошие и плохие поступки, об этом вы узнаете сегодня на уроке.

СЛАЙД № 6


Добродетель и порок –

Это тема на урок,

Поработать, разобраться,

Ну и вывод сделать вкратце.

Возьмите КАРТОЧКУ №2.

ПРОЧИТАЙТЕ ВНИМАТЕЛЬНО сказку

/по мере готовности поднимайте шалашики/

ОБСУЖДЕНИЕ

— Вопрос: «Отчего Ласточке стало тепло, ведь приближалась зима?

— Вы правы, она совершила добрый поступок.

Человека, стремящегося сделать добро, стремящегося быть похожим на нравственную личность, которая является для него образцом, называют ДОБРОДЕТЕЛЕМ.

  1. РАБОТА ПО ТЕМЕ.

ДОБРОДЕТЕЛЬ — Найти объяснение данного слова в словаре.

СЛАЙД № 7

ДОБРОДЕТЕЛЬ – это положительное нравственное качество человека.

Стараясь быть похожими на моральные образцы, человек учится быть добродетельным.

Назовите положительные качества человека.

(трудолюбие, ответственность, справедливость, вежливость, дружелюбие, умение сопереживать, доброта, милосердие)

— Как вы считаете, какое слово будет противоположным к понятию ДОБРОДЕТЕЛЬ?

Противоположность добродетели – это порок.

— НАЙТИ В СЛОВАРЕ ОБЪЯСНЕНИЕ СЛОВА ПОРОК.

СЛАЙД № 8

Порок – тяжелый, предосудительный недостаток.

Физминутка: Закройте глаза, вспомните, какие добрые поступки вы совершили для окружающих вас людей вчера. Подумайте о том, что хорошего можно сделать сегодня для своих родных и близких людей.

СЛАЙД № 9

Задание по группам:

Выберете те слова, которыми можно определить:

  • Добродетель

  • Порок



(трудолюбие, жадность, лень, ответственность, справедливость, безразличие, злоба, хвастовство, вежливость, зазнайство, дружелюбие, умение сопереживать, доброта, грубость)

Дети по группам составляют цветик – семицветик и защищают своё задание.

Вопрос: А почему люди ценят добро?

— Вы правы, добро помогает жить и защищает жизнь. На свете много разных правил. Без них жить трудно или вообще невозможно.

Не зря говорят:

СЛАЙД № 10

Всё достоинство добродетели в действии.

— Как понимаете эту пословицу?

Обобщение: Мы можем много говорить о добрых поступках, но не совершать их в жизни, не помогать тем, кто нуждается в нашей помощи. Значит, нет смысла от наших слов. Наши добрые слова и наши добрые деяния должны сопровождать нас на протяжении всей жизни. Совершая хорошие поступки, человек учится быть добрым, становится добродетельным.

Просмотр видеоролика «КАМЕНЬ»

ОБСУЖДЕНИЕ

— СПАСИБО. Давайте подведём итог.

СЛАЙД № 11

Вставьте пропущенные недостающие слова.


Возьмите карточку № 3


Соотнесите понятия и примеры.

Жадность

Дружелюбие

Добродетель Хвастовство

Бережливость

Зависть

Порок Щедрость



— ПРОВЕРЯЕМ


СЛАЙД № 12


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

СЛАЙД № 13

РЕФЛЕКСИЯ

СЛАЙД № 14


Мне понравилось, как вы сегодня работали на уроке. А понравилось ли вам ваша работа, оцените сами, поднимите веер с тем рисунком, который вы выбрали.

Солнце – понравилось

Солнце из-за туч – не очень понравилось

Из тучи дождь – не понравилось.



СПАСИБО ЗА РАБОТУ И СОТРУДНИЧЕСТВО





































ТЕСТ



________________ — образец поступков людей и отношений между ними.



________________ — противоположность добра, это то, что стремится устранить и исправить мораль.

Что считается добрым поступком?

* Забыть о просьбе товарища

* Дать списать домашнее задание

* Опоздать на неинтересную встречу

* Помочь соседу по парте разобрать задачу

Укажите поступки, которые одобряет общество

* обман

* насилие

* взаимопомощь

* унижение

Что является последствием злых дел?

* дружба

* радость

* вражда

* мирное сосуществование

Знания о добре и зле помогают людям

* проявлять заботу о близких

* жить в мире

* дружить

* все ответы верны

КАРТОЧКА №2.

ПРОЧИТАЙТЕ СКАЗКУ

«На высокой колонне, над городом стояла статуя Счастливого Принца. Он был очень красив, весь покрыт листочками золота, а вместо глаз сияли драгоценные камни. Такой же камень был и на рукоятке шпаги.

Однажды над городом пролетала Ласточка. Лететь ей нужно было далеко, в теплые края, и она решила переночевать у ног статуи.

Неожиданно на нее упала капля, потом вторая, третья. Ласточка поняла, что это слезы Принца.

— Почему ты плачешь? Ведь ты такой красивый! – спросила она.

— Я жил во дворце, за огромными стенами, и считал, что кругом только счастье и красота. Придворные величали меня «Счастливый Принц». А после смерти меня поставили здесь, так высоко, что мне стали видны все скорби и нищета моей столицы. И хотя сердце мое теперь оловянное, я не могу сдержать слез.

И вдруг попросил:

— Ласточка, пожалуйста, выклюй драгоценный камень из моей шпаги и отнеси женщине с больным ребенком.

— Мне надо скорее улетать, идет зима, — ответила Ласточка.

— Останься хоть на одну ночь, помоги мне, — опять попросил Принц.

Не смогла отказать ему Ласточка, выклевала драгоценность и отнесла больному ребенку. А когда вернулась, призналась Принцу, что ей совсем не холодно…»



ВОПРОС:

«Отчего Ласточке стало тепло, ведь приближалась зима?







РЕЗЕРВ

ПРИТЧА О ДОБРЕ И ЗЛЕ

Давным-давно жил великий шах. Он приказал построить прекрасный дворец. Там было много чудесного. Среди прочих диковин во дворце была зала, где все стены, потолок, двери и даже пол были зеркальными. Кроме того, стены этой залы были устроены так, чтобы создавать эхо. Спросишь: “Кто ты?” — и услышишь с разных сторон в ответ: “Кто ты? Кто ты? Кто ты?..”
Однажды в залу забежала собака и в изумлении застыла посередине — целая свора собак окружила её со всех сторон, сверху и снизу. Собака испуганно оскалила зубы — и все отражения ответили ей тем же самым.
Перепугавшись и ощетинившись, собака зарычала — тысячи собак зарычали на неё. Собака залаяла — эхо не отставало. Собака металась туда и сюда, в попытках укусить злых собак, но… лишь кусала воздух. А её отражения тоже носились вокруг, щёлкая зубами. На утро слуги нашли несчастную собаку бездыханной в окружении сотен отражений издохших собак. В зале не было никого, кто мог бы причинить ей хоть какой-то вред. Собака погибла… А на следующий день во дворец забежал ребёнок, и со всех сторон его окружили улыбки и радость…

Подумайте, ребята, и скажите, где в этой притче зло, где добро?

Отчего умерла собака? А что произошло с ребенком? Сравните?
Мир сам по себе не несет ни добра, ни зла. Он нейтрален.
Всё происходящее вокруг нас есть всего лишь отражение наших собственных мыслей, чувств и желаний. Мир — это большое зеркало.
А благодаря всем нам это «зеркало» отражает добро и зло, любовь и ненависть, взаимопомощь и равнодушие, радость и страдание…
Мир именно таков, каким мы его делаем…»

Вывод. Итак, добродетель и порок являются основными понятиями этики. Они служат нам ориентиром при освоении мира. Моральный человек строит свою деятельность таким образом, чтобы увеличивать добро и уменьшать зло.

11


Свежие документы:  Конспект урока в 9 классе на тему «Соединения железа»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОРКСЭ: