Заявка
на участие в окружном конкурсе
« Методическая разработка по курсу ОРКСЭ»
Кириллова | |
Имя | Клавдия |
Отчество | Даниловна |
Образовательная организация, должность | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3»,
|
Контактный телефон | м.д.8-911-571-46-97 д.т.4-52-78 |
Тема разработки | Методическая разработка по курсу ОРКСЭ |
Номинация | Методическая разработка урока в форме технологической карты |
В соответствии с пунктом 4 статьи 9 Федерального закона «О персональных данных» от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ в; целях размещения конкурсных разработок победителей, и призеров на сайте ГБУ НАО «НРЦРО» даю согласие на получение, обработку, уточнение, использование, хранение, уничтожение моих персональных данных, а именно: фамилия, имя, отчество, название образовательной организации, должность, предмет преподавания, контактный телефон |
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 3
Курс ОРКСЭ
Модуль « Основы светской этики»
Урок № 28
Тема « Семейные праздники »
Кириллова Клавдия Даниловна,
учитель начальных классов
г. Нарьян — Мар
Пояснительная записка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 3 | |
Учитель | Кириллова Клавдия Даниловна, м.д.8-911-571-46-97 д.т.4-52-78 |
Курс ОРКСЭ | Модуль « Основы светской этики» |
Издательство, автор учебника | М.: Просвещение,2012, А.Я. Данилюк |
Тема урока | « Семейные праздники» |
Класс | 4 класс |
Цель урока | Создать условия для осознания значимости семейных праздников в жизни человека. |
Задачи урока
Оборудование | 1. Дидактическая (обучающая): — ввести понятия «семейные праздники», «общественные», «государственные», «религиозные» — формировать у обучающихся познавательные (выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации), регулятивные (умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей), коммуникативные (умение допускать возможность существования различных точек зрения) и личностные (формирование внутренней позиции обучающегося) универсальные учебные действия через активную познавательную деятельность, решение проектных задач. 2.Воспитывающая: -содействовать осмыслению понимания праздников в нашей многонациональной Родине; -воспитывать терпимое и уважительное отношение к разным праздникам 3.Развивающая: —развивать познавательную и социальную активность учащихся; -содействовать развитию умения самостоятельно применять полученные знания на практике, переносить изученное в новые условия; -развивать умение работать в команде.
проекционная аппаратура, экран, карточки-задания для групп.
|
Данный урок был проведён в 4 классе 2013 — 2014 уч. году
в МБОУ « СОШ№3»
Особенности урока:
При проектировании урока использованы: личностно-ориентированный, индивидуальный и системно-деятельностный подходы.
Вид урока: беседа с элементами проблемного изложения и самостоятельной работы.
Формы организации деятельности обучающихся: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.
Методы обучения (педагогические приемы и технологии): метод диалогического изложения материала, эвристический метод, метод частично поисковой учебной деятельности обучающихся; технология групповой деятельности, игровые технологии, компьютерная технология обучения, технология сотрудничества.
Методическое обеспечение: технологическая карта урока, учебно- методический комплект к модулю «Основы светской этики», раздаточный материал, мультимедийная презентация.
Материально – техническое обеспечение: компьютер, мультипроектор.
Основные термины и понятия: семейные праздники, общественные, религиозные, государственные.
Предполагаемый результат: повышение познавательного интереса к предмету, понимание и различие праздников; развитие коммуникативных способностей.
Самоанализ урока
Урок начинался с организационного момента, цель которого настроить учащихся на работу и на восприятие материала.
Следующий этап — мотивация и актуализация знаний, повторение раннее изученных тем и постановка учебной задачи, задача этого этапа – подготовить учащихся к работе на уроке. Учащимся был предложен « Мозговой штурм» из букв на карточках, нужно было составить слова, понятия, относящиеся к предмету. Для активизации познавательной деятельности имеет большое значение использование игровых моментов. Этап прошёл очень активно и оживленно. Он позволил быстро включить учащихся в ход урока, активизировать познавательную деятельность.
Следующий этап урока – подготовка к усвоению новых знаний. Здесь были поставлены проблемные вопросы, (системно – деятельностный подход). На данном этапе основная форма работы – индивидуальная. Ребята высказывали своё мнение, прислушивались к мнению товарищей и обобщили свои предположения, чтением ответа из учебника
На этапе первичного изучения нового материала — использовались метод наглядности (демонстрация слайдов) и творческая работа.
Ярким пятном урока был опрос домашнего задания. Учащиеся с гордостью рассказывали о семейных праздниках и традициях, используя рисунки и фотографии. Обобщением этому стала работа в группе по карточкам. Ребята отрабатывали умения работать в группах, прислушиваться к мнению товарища. Также ребята учились находить нужную информацию по учебнику, развивали умение слушать товарищей, при сообщениях учащимися докладов.
Завершающим этапом было подведение итогов, оценка учащимися своих результатов учебной деятельности. А рефлексия в виде написания « синквейна» к слову « праздник» позволила осознать, понять, чему научились учащиеся на уроке.
Между всеми этапами четко прослеживалась логическая связь и завершенность каждого этапа. В ходе урока была достигнута триединая дидактическая цель.
При планировании урока были учтены психологические особенности учащихся, я использовала метод эмоционального стимулирования: похвала, стихотворения. Высокая работоспособность учащихся в течение всего урока обеспечивалась за счет использования форм и методов работы. Перегрузка ребят предупреждалась сменой одного вида работы другим. Выбранные мною формы и методы обучения способствовали созданию на уроке положительной психологической атмосфере. Общение учащихся и учителя доброжелательное, доверительное.
По моему мнению, урок прошел успешно, реализованы все поставленные дидактические цели и задачи урока. Урок прошел на высоком эмоциональном уровне: и учащиеся, и учитель получили огромное удовольствие от общения. Особенным вниманием у учащихся пользовался демонстрационный материал (использование компьютера), разнообразные виды работы: беседа, работа с книгой, работа по карточкам
Литература и ресурсы
Учебно-методический комплекс по ОРКСЭ. «Основы светской этики»/ Пособие для учащихся.– М: Просвещение, 2012 г.
Воробьёва Т.П. Организация и проектирование современного учебного занятия. – Курган, 2013.
Интернет — ресурсы:www.orkce.apkro.ru
Технологическая карта урока
по курсу «ОРКСЭ. Основы светской этики».
Предмет: учебный модуль «Основы светской этики».
Тип урока: открытия нового знания (ОНЗ).
Цель урока: создать условия для осознания значимости семейных праздников в жизни человека.
Задачи урока на достижение образовательных планируемых результатов:
Предметные: ознакомить учеников с государственными, народными, религиозными и календарно-обрядовыми праздниками; учить культуре поведения в гостях; развивать умение общаться с членами семьи, знакомыми; воспитывать интерес к народным традициям; создать условия совершенствования умения работать в группах. Развивать навыки поисковой работы.
Метапредметные: учить добывать информацию из иллюстраций, текста, таблиц; использовать жизненный опыт; работать с дополнительной литературой; формировать умение извлекать фактическую информацию; развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы.
Познавательные: способность ставить и сохранять учебные цели и задачи.
Произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме.
Способность к анализу и синтезу информации.
Смысловое чтение.
Выбор способов решения этических задач.
Регулятивные: планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
Способность к прогнозированию и оценке своего поведения на основе этических категорий.
Коммуникативные: понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, ориентация на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Умение работать в команде.
Умение определять общую цель и достигать ее.
Личностные: способствовать воспитанию нравственного отношения к семейным ценностям, формированию позитивного образа семьи, чувства любви и гордости за свою семью, уважение к родителям; развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям и родословной; развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь), творческий потенциал учащихся, коммуникативные функции (умение работать в группе, вести учебный диалог); формирование уверенности в себе; учить оценивать свою работу и работу группы.
Предварительная подготовка.
— За 1 неделю до урока обучающимся дается задание – рассказать каждому о своем любимом семейном празднике по следующему плану:
Как называется мой любимый праздник.
Как моя семья отмечает этот праздник.
Какие чувства вызывает этот праздник.
Как появилась традиция отмечать праздник именно так.
— Двум ученикам подготовить сообщения на темы « Что такое подарок», « История создания подарка на Руси»
Технологическая карта урока
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД | |
1. Организационный момент. | -Я рада вас видеть на нашем уроке, надеюсь, вас будет сопровождать хорошее настроение. — От чего зависит ваше настроение? — Когда оно всегда бывает хорошим?
| Учащиеся отвечают на вопросы
| — планирование учебного сотрудничества с учителем (К) |
2. Мотивация и актуализация знаний. | «Мозговой штурм» На доске буквы, нужно из них составить слова – термины, относящихся к нашему предмету. у, а, о, п, к, ж, р, д, б, з, и, м, л, ь
| Учащиеся выбегают к доске, собирают слово — термин и дают его лексическое значение. | — понимание информации, представленной в неявном виде (П) — принятие и сохранение учебной задачи (Р)
|
3. Частичное ознакомление с темой урока, создание проблемной ситуации.
Самоопределение к деятельности. | Дни нашей жизни бывают разные. Их можно разделить на две категории. Какие? Посмотрите. — Что увидели в первом сюжете? (сл. 1.) Каким дням отдан физический труд людей? — Чему посвящен второй слайд? (сл.2) Какое название можно дать? Ребята, так какая тема нашего урока?
А, почему на уроке этики мы будем говорить о праздниках? Какая связь между ними? А как вы думаете, как возникли праздники?
Обобщим свои предположения, прочитав уч. стр.58.1 абзац.
| После размышления дети самостоятельно формулируют тему урока, определяют цели и задачи урока. Работа по учебнику | — осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме (П) — подведение под понятие (П) — интерпретация и обобщение информации (П) — формулировка выводов на основе анализа проблемных ситуаций (П)
— извлечение необходимой информации из текста (П)
|
4. Первичное изучение нового учебного материала.
5. Проверка выполненной домашней работы
6. Самостоятельная работа. (сл.6)
Формулирование вывода после самостоятельной работы.
7. Первичное закрепление изученного.
8. Сообщения учащихся . | — А что означает слово праздник?
Праздник – это: встречи, радость, веселье, общение взрослых и детей, проведение игр, развлечений, которые можно использовать и дома, в школе. Давайте, обобщим это понятие необычным заданием, Нужно на каждую букву этого слова придумать прилагательное.
Учитель: Как называются праздники, на которых , присутствуют только папа, мама, сына, дочь, брат, сестра, дедушка, бабушка ,дядя, тётя, двоюродные (кузен) и троюродные братья и сестры.
«Откуда в семье появилась такая традиция?» «Вы все по-своему правы. Когда мы хотим организовать праздник, мы действительно часто обращаемся к опыту наших родителей, дедушек, бабушек, прадедушек, прабабушек, стараясь взять самое интересное, необычное; узнаем у них о том, как отмечали праздники раньше, потихоньку погружаемся в историю. Скажите, пожалуйста, кто-нибудь принимал участие в старинных обрядах, о которых вам рассказали бабушки или прабабушки?”
Чтобы сделать вывод из нашей беседы, давайте выполним небольшую самостоятельную работу. Необходимо прочитать предложения на карточке и подчеркнуть те предложения, с которыми вы согласны. Количество предложений может быть любое – от 0 до 6.”
Вы подчеркнули много предложений, но среди них нет предложения о том, что праздник нужен только для того, чтобы отдохнуть. Значит, вы согласны, что у праздников, которые мы отмечаем всей семьей, есть и другая роль, кроме отдыха? Давайте попробуем все выбранные вами предложения заменить одним, которое сможет передать их смысл
Спасибо, вы очень помогли нам всем приблизиться к пониманию темы урока. Осталось только открыть ее и посмотреть, как точно она звучит”. Учитель открывает тему, записанную на доске, все вместе читают: “Семейные праздники как одна из форм исторической памяти”. Праздник – это (сл.7) — это веселье, торжество, которое устраивается по какому-либо поводу. – это историческая память человечества Давайте попробуем классифицировать праздники
Закрепим, выполнив таблицу в микрогруппах. Проверка по слайду. А какой вы заметили праздник?
Каждый из праздников имеет свой порядок проведения, свой ритуал. Самым приятным ритуалом является получение подарка. А что такое подарок?
| Учащиеся высказывают свои предположения, пытаясь дать определение понятию «Праздник». (сл.3)
Творческая деятельность учащихся, подбор прилагательного на каждую букву слова» праздник»
Формулируют понятие «Семейные праздники» (сл.4)
Рассказы детей о домашних праздниках.( сл.5) Беседа с опорой на жизненный опыт.
Обучающимся выдаются карточки со следующими записями на каждой: -Праздники помогают нам вспомнить исторические события и лучше понять их. -Праздники помогают поддерживать связь поколений. -Праздники помогают узнать традиции своего народа. -Праздники учат уважать культуру других людей. -Праздники дают нам возможность испытать гордость за свою семью, свой город, свой народ, свою страну. -Праздники позволяют нам вспомнить о людях, которые сделали что-то очень важное для семьи, города, страны.»
Работа в паре Ребята пробуют выполнить это задание, размышляют, предлагают свои варианты.
(сл.8-9) Ребята классифицируют праздники как: государственные семейные общественные
Работа в микрогруппах
Религиозный
Ответы детей. Проверка по слайду (сл.10)
(сл.11) Сообщения учеников Подарок — это предмет или вещь, которую по собственному желанию и безвозмездно преподносят с целью доставить удовольствие, пользу. Подарок имеет сходное значение с даром и пожертвованием. Но как правило, преподнесение подарка связано с каким-то поводом: определённым событием, обычаем или праздником. Поводы к подарку бывают самые разные. Самые распространённые из них: · Обычаи и праздники (День рождения, Новый год, Свадьба, Рождество, День святого Валентина) · Выражение признательности, благодарности · Выражение любви или дружбы · Выражение сочувствия История подарка на Руси На Руси подарки всегда любили, умели находить в них тайный смысл и счастливые вести. В многочисленных сказочных преданиях говорится о подаренном ноже, на котором проявляется кровь, если его обладатель попадал за морем в беду. Или о том, как по подаренному кольцу жених узнает свою невесту. Также не случайно в сказках большинство чудесных предметов герой не находит, а получает в дар: будь то клубок, указывающий дорогу или кольцо, исполняющее желания. На Руси у слова «подарок» был брат-близнец — «гостинец», произошедший от слова «гость». Раньше, по обычаю, человек всегда входил в дом с подарком, и его готовы были в этом доме ответно «отдарить». Святочный обычай колядования также имел «подарочный» смысл — бытовало убеждение, что зажиточная жизнь связана не только с обилием на столе и в погребах, но и с обязательной щедростью, готовностью делиться и одаривать ближних. На масленицу дарили узорчатые пряники с надписями: «кого люблю, того дарю», «от милого подарок дороже золота». Также до сих пор жив обычай обмениваться на Пасху крашеными яйцами.
| — осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме (П) — интерпретация и обобщение информации (П) — получение необходимой информации из ответов товарищей (П) — выполнение пробного действия (Р) — фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р) — оценка учебных действий в соответствии с поставленной задачей (Р) — учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К)
— выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)
— аргументация своего мнения (К) — достижение договоренностей и согласование общего решения (К) — умение слушать товарищей (К)
— осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П) — аргументация своего мнения (К) — оценка учебных действий в соответствии с поставленной задачей (Р)
— выполнение пробного действия (Р) — учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К) — интерпретация и обобщение информации (П) — построение логической цепи рассуждений, доказательство (П) — оценка учебных действий в соответствии с поставленной задачей (Р) —рефлексия(Л) — осознание ответственности за общее дело) — осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П) — определение и высказывание самых простых, общих для всех людей правил, формулировка выводов (Л)
-умение быть слушателем (К) |
9. Работа по учебнику
| А каким должен быть праздник, мы прочитаем . Стр.59, последний абзац.
| Самостоятельное чтение учащихся
| — извлечение необходимой информации из текстов (П)
|
10. Рефлексия.
|
Написание синквейна к слову « Праздник»
|
Ребята составляют свои синквейны.
1.Праздник. 2. Азартный, весёлый. 3.Сближает,увлекает,бодрит. 4.Праздник – яркое событие. 5.Друзья. |
— контроль и оценка процесса и результатов деятельности (Р) — осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме(Л) |
11. Домашнее задание
| Стр.58-59, читать, Тв. работа, к любому выбранному празднику придумать подарок.
|
|
|