Конспект урока на тему «Семейные праздники»



Заявка


на участие в окружном конкурсе

« Методическая разработка по курсу ОРКСЭ»



Фамилия

Кириллова

Имя

Клавдия

Отчество

Даниловна

Образовательная организация, должность

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»,
учитель начальных классов


Контактный телефон

м.д.8-911-571-46-97

д.т.4-52-78

Тема разработки

Методическая разработка по курсу ОРКСЭ

Номинация

Методическая разработка урока в форме технологической карты

В соответствии с пунктом 4 статьи 9 Федерального закона «О персональных данных» от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ в; целях размещения конкурсных разработок победителей, и призеров на сайте ГБУ НАО «НРЦРО» даю согласие на получение, обработку, уточнение, использование, хранение, уничтожение моих персональных данных, а именно: фамилия, имя, отчество, название образовательной организации, должность, предмет преподавания, контактный телефон





















Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 3







Курс ОРКСЭ

Модуль « Основы светской этики»




Урок № 28



Тема « Семейные праздники »













Кириллова Клавдия Даниловна,

учитель начальных классов





г. Нарьян — Мар


Пояснительная записка


Образовательное учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 3

Учитель

Кириллова Клавдия Даниловна,

м.д.8-911-571-46-97

д.т.4-52-78

Курс ОРКСЭ

Модуль « Основы светской этики»

Издательство, автор учебника

М.: Просвещение,2012, А.Я. Данилюк

Тема урока

« Семейные праздники»

Класс

4 класс

Цель урока

Создать условия для осознания значимости семейных праздников в жизни человека.

Задачи урока

























































Оборудование

1. Дидактическая (обучающая):

— ввести понятия «семейные праздники», «общественные», «государственные», «религиозные»

— формировать у обучающихся познавательные (выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации), регулятивные (умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей), коммуникативные (умение допускать возможность существования различных точек зрения) и личностные (формирование внутренней позиции обучающегося) универсальные учебные действия через активную познавательную деятельность, решение проектных задач.

2.Воспитывающая:

-содействовать осмыслению понимания праздников в нашей многонациональной Родине;

-воспитывать терпимое и уважительное отношение к разным праздникам

3.Развивающая:

развивать познавательную и социальную активность учащихся;

-содействовать развитию умения самостоятельно применять полученные знания на практике, переносить изученное в новые условия;

-развивать умение работать в команде.





проекционная аппаратура, экран, карточки-задания для групп.



Данный урок был проведён в 4 классе 2013 — 2014 уч. году

в МБОУ « СОШ№3»


Особенности урока:

При проектировании урока использованы: личностно-ориентированный, индивидуальный и системно-деятельностный подходы.

Вид урока: беседа с элементами проблемного изложения и самостоятельной работы.

Формы организации деятельности обучающихся: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.

Методы обучения (педагогические приемы и технологии): метод диалогического изложения материала, эвристический метод, метод частично поисковой учебной деятельности обучающихся; технология групповой деятельности, игровые технологии, компьютерная технология обучения, технология сотрудничества.

Методическое обеспечение: технологическая карта урока, учебно- методический комплект к модулю «Основы светской этики», раздаточный материал, мультимедийная презентация.

Материально – техническое обеспечение: компьютер, мультипроектор.

Основные термины и понятия: семейные праздники, общественные, религиозные, государственные.

Предполагаемый результат: повышение познавательного интереса к предмету, понимание и различие праздников; развитие коммуникативных способностей.

Самоанализ урока

Урок начинался с организационного момента, цель которого настроить учащихся на работу и на восприятие материала. 

Следующий этап — мотивация и актуализация знаний, повторение раннее изученных тем и постановка учебной задачи, задача этого этапа – подготовить учащихся к работе на уроке.  Учащимся был предложен « Мозговой штурм» из букв на карточках, нужно было составить слова, понятия, относящиеся к предмету. Для активизации познавательной деятельности имеет большое значение использование игровых моментов. Этап прошёл очень активно и оживленно. Он   позволил быстро включить учащихся в ход урока, активизировать познавательную деятельность.

Следующий этап урока – подготовка к усвоению новых знаний. Здесь были поставлены проблемные вопросы, (системно – деятельностный подход). На данном этапе основная форма работы – индивидуальная. Ребята высказывали своё мнение, прислушивались к мнению товарищей и обобщили свои предположения, чтением ответа из учебника

На этапе первичного изучения нового материала — использовались метод наглядности (демонстрация слайдов) и творческая работа.

Ярким пятном урока был опрос домашнего задания. Учащиеся с гордостью рассказывали о семейных праздниках и традициях, используя рисунки и фотографии. Обобщением этому стала работа в группе по карточкам. Ребята отрабатывали умения работать в группах, прислушиваться к мнению товарища. Также ребята учились находить нужную информацию по учебнику, развивали умение слушать товарищей, при сообщениях учащимися докладов.

Завершающим этапом было подведение итогов, оценка учащимися своих результатов учебной деятельности. А рефлексия в виде написания « синквейна» к слову « праздник» позволила осознать, понять, чему научились учащиеся на уроке.

Между всеми этапами четко прослеживалась логическая связь и завершенность каждого этапа. В ходе урока была достигнута триединая дидактическая цель.

При планировании урока были учтены психологические особенности учащихся, я использовала метод эмоционального стимулирования: похвала, стихотворения. Высокая работоспособность учащихся в течение всего урока обеспечивалась за счет использования форм и методов работы. Перегрузка ребят предупреждалась сменой одного вида работы другим. Выбранные мною формы и методы обучения способствовали созданию на уроке положительной психологической атмосфере. Общение учащихся и учителя доброжелательное, доверительное.

По моему мнению, урок прошел успешно, реализованы все поставленные дидактические цели и задачи урока. Урок прошел на высоком эмоциональном уровне: и учащиеся, и учитель получили огромное удовольствие от общения. Особенным вниманием у учащихся пользовался демонстрационный материал (использование компьютера), разнообразные виды работы: беседа, работа с книгой, работа по карточкам

 







Литература и ресурсы

  1. Учебно-методический комплекс по ОРКСЭ. «Основы светской этики»/ Пособие для учащихся.– М: Просвещение, 2012 г.

  2. Воробьёва Т.П. Организация и проектирование современного учебного занятия. – Курган, 2013.

  3. Интернет — ресурсы:www.orkce.apkro.ru


































Технологическая карта урока

по курсу «ОРКСЭ. Основы светской этики».


Предмет: учебный модуль «Основы светской этики».

Тип урока: открытия нового знания (ОНЗ).

Цель урока: создать условия для осознания значимости семейных праздников в жизни человека.

Задачи урока на достижение образовательных планируемых результатов:

         Предметные: ознакомить учеников с государственными, народными, религиозными и календарно-обрядовыми праздниками; учить культуре поведения в гостях; развивать умение общаться с членами семьи, знакомыми; воспитывать интерес к народным традициям; создать условия совершенствования умения работать в группах. Развивать навыки поисковой работы.

Метапредметные: учить добывать информацию из иллюстраций, текста, таблиц; использовать жизненный опыт; работать с дополнительной литературой; формировать умение извлекать фактическую информацию; развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы.

Познавательные: способность ставить и сохранять учебные цели и задачи.

Произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме.

Способность к анализу и синтезу информации.

Смысловое чтение.

Выбор способов решения этических задач.

Регулятивные: планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

Способность к прогнозированию и оценке своего поведения на основе этических категорий.

Коммуникативные: понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, ориентация на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Умение работать в команде.

Умение определять общую цель и достигать ее.

Личностные: способствовать воспитанию нравственного отношения к семейным ценностям, формированию позитивного образа семьи, чувства любви и гордости за свою семью, уважение к родителям; развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям и родословной; развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь), творческий потенциал учащихся, коммуникативные функции (умение работать в группе, вести учебный диалог); формирование уверенности в себе; учить оценивать свою работу и работу группы.





Предварительная подготовка.

— За 1 неделю до урока обучающимся дается задание – рассказать каждому о своем любимом семейном празднике по следующему плану:

  1. Как называется мой любимый праздник.

  2. Как моя семья отмечает этот праздник.

  3. Какие чувства вызывает этот праздник.

  4. Как появилась традиция отмечать праздник именно так.

— Двум ученикам подготовить сообщения на темы « Что такое подарок», « История создания подарка на Руси»
















Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.

Организационный момент.

-Я рада вас видеть на нашем уроке, надеюсь, вас будет сопровождать хорошее настроение.

— От чего зависит ваше настроение?

— Когда оно всегда бывает хорошим?


Учащиеся отвечают на вопросы


— планирование учебного сотрудничества с учителем (К)

2. Мотивация и

актуализация знаний.

«Мозговой штурм»

На доске буквы, нужно из них составить слова – термины, относящихся к нашему предмету.

у, а, о, п, к, ж, р, д, б, з, и, м, л, ь


Учащиеся выбегают к доске, собирают слово — термин и дают его лексическое значение.

— понимание информации, представленной в неявном виде (П)

— принятие и сохранение учебной задачи (Р)


3. Частичное ознакомление с темой урока, создание проблемной ситуации.


Самоопределение

к деятельности.

Дни нашей жизни бывают разные. Их можно разделить на две категории. Какие? Посмотрите.  

— Что увидели в первом сюжете? (сл. 1.)

Каким дням отдан физический труд людей?

— Чему посвящен второй слайд? (сл.2) Какое название можно дать? Ребята, так какая тема нашего урока?


А, почему на уроке этики мы будем говорить о праздниках? Какая связь между ними? А как вы думаете, как возникли праздники?







Обобщим свои предположения, прочитав уч. стр.58.1 абзац.


После размышления

дети самостоятельно формулируют тему урока, определяют цели и задачи урока.


















Работа по учебнику

— осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме (П)

— подведение под понятие (П)

— интерпретация и обобщение информации (П)

— формулировка выводов на основе анализа проблемных ситуаций (П)







— извлечение необходимой информации из текста (П)


4.

Первичное

изучение нового учебного материала.

























5.

Проверка выполненной домашней работы
















6.

Самостоятельная работа. (сл.6)









































Формулирование вывода после самостоятельной работы.





















7.

Первичное закрепление

изученного.






















8.

Сообщения учащихся .

— А что означает слово праздник?


Праздник – это: встречи, радость, веселье, общение взрослых и детей, проведение игр, развлечений, которые можно использовать и дома, в школе.

Давайте, обобщим это понятие необычным заданием, Нужно на каждую букву этого слова придумать прилагательное.








Учитель: Как называются праздники, на которых , присутствуют только папа, мама, сына, дочь, брат, сестра, дедушка, бабушка ,дядя, тётя, двоюродные (кузен) и троюродные братья и сестры.



«Откуда в семье появилась такая традиция?»

«Вы все по-своему правы. Когда мы хотим организовать праздник, мы действительно часто обращаемся к опыту наших родителей, дедушек, бабушек, прадедушек, прабабушек, стараясь взять самое интересное, необычное; узнаем у них о том, как отмечали праздники раньше, потихоньку погружаемся в историю. Скажите, пожалуйста, кто-нибудь принимал участие в старинных обрядах, о которых вам рассказали бабушки или прабабушки?”



Чтобы сделать вывод из нашей беседы, давайте выполним небольшую самостоятельную работу. Необходимо прочитать предложения на карточке и подчеркнуть те предложения, с которыми вы согласны. Количество предложений может быть любое – от 0 до 6.”




















Вы подчеркнули много предложений, но среди них нет предложения о том, что праздник нужен только для того, чтобы отдохнуть. Значит, вы согласны, что у праздников, которые мы отмечаем всей семьей, есть и другая роль, кроме отдыха? Давайте попробуем все выбранные вами предложения заменить одним, которое сможет передать их смысл


Спасибо, вы очень помогли нам всем приблизиться к пониманию темы урока. Осталось только открыть ее и посмотреть, как точно она звучит”. Учитель открывает тему, записанную на доске, все вместе читают: Семейные праздники как одна из форм исторической памяти”.

Праздник – это (сл.7)

— это веселье, торжество, которое устраивается по какому-либо поводу.

это историческая память человечества

Давайте попробуем классифицировать праздники












Закрепим, выполнив таблицу в микрогруппах.

Проверка по слайду. А какой вы заметили праздник?























Каждый из праздников имеет свой порядок проведения, свой ритуал. Самым приятным ритуалом является получение подарка.

А что такое подарок?














Учащиеся высказывают свои предположения, пытаясь дать определение понятию «Праздник». (сл.3)







Творческая деятельность учащихся, подбор прилагательного на каждую букву слова» праздник»







Формулируют понятие

«Семейные праздники» (сл.4)








Рассказы детей о домашних праздниках.( сл.5)

Беседа с опорой на жизненный опыт.
















Обучающимся выдаются карточки со следующими записями на каждой:

-Праздники помогают нам вспомнить исторические события и лучше понять их.

-Праздники помогают поддерживать связь поколений.

-Праздники помогают узнать традиции своего народа.

-Праздники учат уважать культуру других людей.

-Праздники дают нам возможность испытать гордость за свою семью, свой город, свой народ, свою страну.

-Праздники позволяют нам вспомнить о людях, которые сделали что-то очень важное для семьи, города, страны.»





Работа в паре

Ребята пробуют выполнить это задание, размышляют, предлагают свои варианты.

























(сл.8-9)

Ребята классифицируют праздники как: государственные семейные

общественные







Работа в микрогруппах


Религиозный




Ответы детей. Проверка по слайду (сл.10)















(сл.11)

Сообщения учеников

Подарок — это предмет или вещь, которую по собственному желанию и безвозмездно преподносят с целью доставить удовольствие, пользу.

Подарок имеет сходное значение с даром и пожертвованием. Но как правило, преподнесение подарка связано с каким-то поводом: определённым событием, обычаем или праздником. Поводы к подарку бывают самые разные. Самые распространённые из них:

·  Обычаи и праздники (День рождения, Новый год, Свадьба, Рождество, День святого Валентина)

· Выражение признательности, благодарности

· Выражение любви или дружбы

·  Выражение сочувствия

История подарка на Руси

На Руси подарки всегда любили, умели находить в них тайный смысл и счастливые вести. В многочисленных сказочных преданиях говорится о подаренном ноже, на котором проявляется кровь, если его обладатель попадал за морем в беду. Или о том, как по подаренному кольцу жених узнает свою невесту. Также не случайно в сказках большинство чудесных предметов герой не находит, а получает в дар: будь то клубок, указывающий дорогу или кольцо, исполняющее желания.

На Руси у слова «подарок» был брат-близнец — «гостинец», произошедший от слова «гость». Раньше, по обычаю, человек всегда входил в дом с подарком, и его готовы были в этом доме ответно «отдарить». Святочный обычай колядования также имел «подарочный» смысл — бытовало убеждение, что зажиточная жизнь связана не только с обилием на столе и в погребах, но и с обязательной щедростью, готовностью делиться и одаривать ближних. На масленицу дарили узорчатые пряники с надписями: «кого люблю, того дарю», «от милого подарок дороже золота». Также до сих пор жив обычай обмениваться на Пасху крашеными яйцами.




— осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме (П)

— интерпретация и обобщение информации (П)

получение необходимой информации из ответов товарищей (П)

— выполнение пробного действия (Р)

— фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р)

— оценка учебных действий в соответствии с поставленной задачей (Р)

— учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К)






— выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

















— аргументация своего мнения (К)

— достижение договоренностей и согласование общего решения (К)

— умение слушать товарищей (К)
















— осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

— аргументация своего мнения (К)

— оценка учебных действий в соответствии с поставленной задачей (Р)
























— выполнение пробного действия (Р)

— учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К)

— интерпретация и обобщение информации (П)

— построение логической цепи рассуждений, доказательство (П)

— оценка учебных действий в соответствии с поставленной задачей (Р)

рефлексия(Л)

— осознание ответственности за общее дело)

— осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

— определение и высказывание самых простых, общих для всех людей правил, формулировка выводов (Л)






-умение быть слушателем (К)

9.

Работа по учебнику



А каким должен быть праздник, мы прочитаем .

Стр.59, последний абзац.


Самостоятельное чтение учащихся



— извлечение необходимой информации из текстов (П)




10.

Рефлексия.



Написание синквейна к слову

« Праздник»







Ребята составляют свои синквейны.


1.Праздник.

2. Азартный, весёлый.

3.Сближает,увлекает,бодрит.

4.Праздник – яркое событие.

5.Друзья.


— контроль и оценка процесса и результатов деятельности (Р)

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме(Л)

11.

Домашнее задание


Стр.58-59, читать,

Тв. работа, к любому выбранному празднику придумать подарок.







скачать материал


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОРКСЭ: