Конспект урока по теме: «Что может быть семьи дороже?»


Что может быть семьи дороже?

Цели:

  • образовательная: знакомство с семьёй как частицей рода, дать представление о христианском понимании семьи;

  • воспитательная: воспитание интереса и любви к семейным традициям;

  • развивающая: развитие навыков ответственного поведения в семье, творческой активности, развитие речи.

Задачи урока: познакомить детей с терминами ближайшего родства, со смыслом обряда венчания, раскрыть важность и необходимость для каждого члена семьи любви, уважения, взаимной помощи, согласия, мира в семейной жизни.

Ключевые понятия урока: семья, венчание, бремя, семейные традиции.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, иллюстрации (Лебедев К. В. «Боярская свадьба», Куликов И.С. «Обряд благословения невесты в Муроме»), семейные фотографии, музыка с песней «Родительский дом».

Ход урока

1. Объявление темы, целей и задач урока.

— Ребята! Сегодня наш разговор о семье и о взаимоотношениях в ней, о семейных праздниках и традициях. Наша семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете.

2. Вопросы учителя, пробуждающие интерес к теме:

— Почему часто говорят, что слово семья означает «семь я»? (Слайд 2)

— Для чего люди создают семью? (Слайд 3)

— Как называются люди, объединённые одной семьёй? (Родственники, родные).

Родственники бывают ближние и дальние.

— Кого можно назвать самыми близкими вашими родными? (Родителей — маму, папу.)

— А кем вы приходитесь своим родителям, как вас называют? (Дети, ребенок, сын, дочь.)

— Но ведь у ваших мам и пап тоже есть родители. И они тоже очень вам близки, любимы и тоже приходятся вам близкими родными людьми.

— Кем они приходятся вам? (Бабушками и дедушками.)

— А если у ваших мам и пап есть братья или сестры, кем они приходятся вам?» (Дядями и тетями.)

— Как вы думаете, в каком случае родители могут сказать о своих детях «Это моя защита и опора в старости»?

— Как члены семьи должны относиться друг к другу, чтобы в семье было радостно жить?

3. Составление синквейна со словом «семья».

Семья
Дружная. Большая.
Радуется. Живёт. Богатеет.
Вся семья вместе – так и душа на месте.
Это семь «я».

4. Рассказ учителя

об особенностях семейных традиций в православной культуре.

— Вчитаемся еще раз в библейский рассказ о создании человека: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею».

(Слайд 4)

— Семья – это маленький ковчег, призванный ограждать детей от беды. Это гнездо, в котором детей готовят ко времени их самостоятельного полёта.

Семья основана на радости и создана ради нее. Семью создают два человека, полюбившие друг друга. Любить – значит всю жизнь другого человека сделать своей. А всю свою жизнь отдать другому.

(Слайд 5)

Семейная жизнь – очень не простое соединение двух жизней. Вступление в брак в православии называется венчание. На головы жениху и невесте возлагают венцы. Это знак того, что в этот день они – «князь» и «княгиня», самые почитаемые люди в округе. Венец – это еще и награда за их решимость подарить себя друг другу.

(Слайд 6)

Но еще это и «мученический венец». Когда молодожёнов торжественно водят по храму с венцами на головах, хор поет молитву именно мученикам – людям, которые были когда-то убиты за свою верность Богу и Церкви. (В свою очередь, выражение мученический венецнапоминает о том, что на голову распинаемого Христа был возложен венок, сплетенный из колючего терновника). Мученики любили Христа, не отрекались от Него, и поэтому претерпели страдания и даже смерть.

Любящие друг друга жених и невеста, подобно мученикам, готовы все претерпеть ради сохранения семьи.

Венец, как и кольцо, не имеет конца. Это означает, что вот так же, до смерти, жених и невеста должны быть верны друг другу, когда станут мужем и женой. Даже если будут в их жизни болезни и несчастья – все равно они должны оставаться вместе.

— Трудно остаться в браке с человеком, который потерял красоту, молодость, здоровье? Конечно, трудно. Но поэтому прежде решения о браке надо взвесить меру своей любви.

Христианская семья помнит слова из Нового Завета: «носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (бремена – от словабремя: тяжесть, тягота).

5. Физкультминутка.

6. Чтение библейской истории.

У Ноя было три сына. Уже после потопа Ной стал выращивать виноград и делать вино. Поскольку он был первым – он не знал всех свойств вина. Не знал, что оно не только веселит сердце человека, но еще и лишает его контроля над собой и усыпляет. Ной выпил сделанное им вино, опьянел и заснул у себя в шатре. Хам – один из сыновей Ноя — вошел в шатер, увидел лежащего на полу отца, и вместо того, чтобы переложить его и укрыть, позвал всю семью, чтобы посмеяться. С той поры имя Хама стало нарицательным. Оно употребляется для обозначения хамства: бесчувственного, развязного, низкого отношения к людям, прежде всего – к родителям и учителям.

(Слайд 7)

7. Подбор афоризмов, пословиц и поговорок о семье.

(Слайд 8)

Тот, кто не научился любить в родительском доме, не сможет любить и тогда, когда создаст свою семью.

Детей любить тоже непросто. Вы сами знаете, какими несносными вы бываете. И все же рождение ребенка и чудо его роста – вот что наполняет семейную жизнь светом и смыслом.

В свою очередь, и родители желают наполнить жизнь своих детей высоким смыслом. Поэтому они стараются передать детям и свои знания, и свою веру.

8. Закрепление изученного.

— Почему заключение брака в церкви называется венчанием?

— Что означает венец над молодоженами?

— Какое поведение называется хамским?

— Какие традиции есть в твоей семье?

9. Чтение стихов о семье, просмотр семейных фотографий (под музыку «Родительский дом»).

(Слайды 9 — 10)

Что может быть семьи дороже?

Что может быть семьи дороже? 
Теплом встречает отчий дом, 
Здесь ждут тебя всегда с любовью, 
И провожают в путь с добром! 

Отец и мать, и дети дружно 
Сидят за праздничным столом, 
И вместе им совсем не скучно, 
А интересно впятером. 

Малыш для старших как любимец, 
Родители — во всем мудрей, 
Любимый папа — друг, кормилец, 
А мама ближе всех, родней. 

Любите! И цените счастье! 
Оно рождается в семье, 
Что может быть ее дороже 
На этой сказочной земле.

Наша семья

Семья – это счастье, любовь и удача, 
Семья – это летом поездки на дачу. 
Семья – это праздник, семейные даты, 
Подарки, покупки, приятные траты. 
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет, 
Мечты о хорошем, волнение и трепет. 
Семья – это труд, друг о друге забота, 
Семья – это много домашней работы. 
Семья – это важно! 
Семья – это сложно! 
Но счастливо жить одному невозможно! 
Всегда будьте вместе, любовь берегите, 
Обиды и ссоры подальше гоните, 
Хочу, чтоб про нас говорили друзья: 
Какая хорошая Ваша семья!

10. Подведение итогов урока.

(Слайд 11)

— Ребята, мы поговорили с вами о семье, её традициях, но издревле каждая семья имела свой семейный герб. На нём символами изображались важные моменты истории семьи, её традиции и ценности.

Я предлагаю вам создать общий образ семейного герба.

— Для этого вам нужно подумать, каким может быть герб семьи?

— Как вы его представляете?

— Какие цвета вы бы внесли в семейный герб?

— Что может быть в гербе?

( возможные ответы учащихся)

— Ребята, что самое главное в жизни для каждого из нас?

Правильно, семья! (Слайд 12)

  1. Это близкие и родные люди.

  2. Это те люди, которых мы любим, с кого берём пример.

  3. Это те люди о ком мы заботимся, кому желаем добра и счастья.

  4. Это наши родители, дедушки, бабушки, сёстры и братья.

— «Если хочешь знать истину, слушай, что говорит легенда»

Послушайте китайскую притчу «Ладная семья» и ответьте на вопрос: «Что является основой хорошей семьи?»

Китайская притча «Ладная семья»

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.

Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: «И все?»

— Да, — ответил старик, — это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И, подумав, добавил:

— И мира тоже.

11. Домашнее задание:

написать сочинение «Наша дружная семья» или «Детей любить тоже непросто».



Свежие документы:  Конспект урока по ОРКСЭ "Заповеди" 4 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОРКСЭ: