Интерактивная доска как средство повышения эффективности образовательного процесса на уроках русского языка и литературы


Статья. Обмен опытом




Топаева Жанна Викторовна,

учитель русского языка и литературы

первой категории

МБОУ СОШ № 147 Октябрьского района городского округа город Уфа

Республики Башкортостан







Тема: «Интерактивная доска как средство повышения эффективности образовательного процесса на уроках русского языка и литературы»

Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Одним из приоритетных направлений этого процесса является информатизация образования. С каждым годом возрастает роль аудиовизуальных и интерактивных технологий, они становятся неотъемлемой частью современного учебного процесса. Одной из главных задач на уроке остается формирование у обучающихся прочных знаний, умений и навыков. Если исходить из того, что урок – деловая игра, то математик играет символами, гуманитарий – словами, а правила, по которым они так делают, остаются для ребенка тайной. Ученика можно сделать причастным к раскрытию тайны. И именно здесь интерактивная доска становится тем игровым полем, на котором делать это легко и комфортно, на котором можно совершать многочисленные разнообразные ходы. Ничего подобного не позволяет обычная школьная доска. Интерактивная доска — это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере. Она реализует один из важнейших принципов обучения – наглядность. Формирование информационной культуры закладывается в школе. Внедрение новых технологий требует постоянного обновления идей и содержания школьного образования, а также подготовки новых педагогических кадров, способных детально изучать и внедрять эти технологии в образование. Постановка проблемы и начальные этапы ее реализации были осуществлены в восьмидесятых годах двадцатого века А.П. Ершовым, Е.И. Машбиц, Н.Ф. Талызиной и другими учеными. Тем не менее, вопросы применения мультимедийных технологий в процессе обучения остаются открытыми. Использование мультимедийных технологий в обучении подразумевает, что выпускники общеобразовательных школ должны владеть механизмами поиска, анализа и сбора информации, должны уметь зрительно воспринимать выражение идей, понятий, процессов и уметь выражать свои идеи через использование различных видов информации. Мультимедийные технологии, которые соединяют в себе и возможность одновременного получения образа объекта, процесса в различных информационных представлениях: графика, звук, видео, и реализации динамизма движения, преобразования объектов в виде анимации, что повышает эффективность обучения.

Работая с интерактивной доской, учитель всегда находится в центре внимания, обращен к ученикам лицом и поддерживает постоянный контакт с классом. Таким образом, интерактивная доска еще позволяет сэкономить драгоценное время. Поскольку ИД – инновационное средство обучения, в литературе проблема эффективности использования его в учебных заведениях раскрыта весьма слабо, отсутствуют монографии и серьёзные научные труды, связанные с данной темой., однако на различных педагогических сайтах и порталах можно познакомиться с публикациями педагогов, активно использующих в работе интерактивную доску. Так, на портале Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества (http://www. openclass.ru), в частности, Николаева М.А. в статье «Педагогика и интерактивные доски» отмечает, что «интерактивная доска удобна в обращении и интересна учащимся. Освоить технологию работы с ней несложно. Этот виртуальный экран способен дать более яркое, более обширное представление об изучаемом объекте. Он способен наглядно и мобильно представить то, что трудно или скучно объяснять словами». На сайте конгресса конференций Информационные технологии в образовании (http://ito.edu.ru/2008/) в статье «Особенности использования интерактивной доски и ЭОР нового поколения на уроках истории» Кавиева Л.А. пишет, что «интерактивная доска предоставляет учителю и обучающимся уникальное сочетание компьютерных и традиционных методов организации учебной деятельности. Она дает возможность реализовывать различные приемы индивидуальной, коллективной работы обучающихся, позволяет ребятам в классе быть активными участниками мероприятия. Исследования по воздействию технологий на обучение показали, что благодаря интерактивной доске дети больше хотят учиться, результаты их обучения улучшаются», а Чернова Ю.Г. считает: «Электронная доска помогает ребятам преодолеть психологический барьер, неосознанный страх и стеснение у доски, легко вовлекает их в учебный процесс. Работая с доской, учащиеся легко и уверенно раскрывают свои способности, яркие стороны характера. В классе не остаётся равнодушных, все предметы становятся доступными и увлекательными. («Использование интерактивной доски в учебном процессе начальной школы» Pedsovet.su. Сообщество взаимопомощи учителей). Автор публикации «Здоровьесбережение школьников при работе с интерактивной доской» Шачнев Д.Г. (http://interaktiveboard.ru) поднимает немаловажную проблему: «…применение интерактивных досок должно обязательно сочетаться с использованием традиционного наглядного материала, что позволит периодически переключать внимание учеников. Дело в том, что зрение ребенка чрезвычайно чувствительно к повышенным нагрузкам, неизбежно возникающим при работе с такой доской. Чтобы уменьшить нагрузку на глаза, следует внимательно подходить к выбору учебного материала.»

Использование интерактивной доски на предметных уроках существенно расширяет традиционные возможности подачи учебного материала. Работа с этим учебным оборудованием делает занятия интересными и увлекательными для преподавателей и учащихся благодаря разнообразному и динамичному использованию ресурсов, развивает мотивацию, предоставляет больше возможностей для взаимодействия и обсуждения в классе, предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков. Использование интерактивной доски освобождает от необходимости записывать всё в тетради благодаря возможности сохранять и печатать все, что появляется на доске. Использование доски позволяет учитывать возрастные и психологические особенности учащихся разных классов, создавать благоприятный психологический климат на уроке, сохранять интерес детей к предмету, поддерживать условия для самовыражения учащихся. Один из классиков сказал: «Лучший отдых — это смена деятельности». Использование интерактивной доски позволяет разнообразить работу на уроке, применять научную организацию труда учащихся, а также использовать такой немаловажный элемент обучения, как игра. Яркие образы, впечатляющие краски, безграничные возможности для фантазии позволяют ученикам средних классов в форме игры легко усвоить учебный материал. Так, например, на уроке пишут на доске различными цветами, используют библиотеку ресурсов и рисунков. Зная возможности интерактивной доски, учитывая индивидуальные особенности учащихся конкретного класса, я готовлю весь необходимый текстовый и графический материал заранее и в нужном темпе использую его на уроке. В несколько раз повышается эффективность урока, исчезает монотонность в преподавании. То, что ученик видит на большом экране подчас с музыкальным сопровождением и визуальными эффектами, надолго остаётся у него в памяти. Учащиеся перестают отвлекаться от темы урока, концентрируют свое внимание на отрабатываемом материале.

Основные способы и приёмы работы с ИД:

  • делать пометки и записи поверх выводимых на экран изображений

  • использование групповых форм работы

  • совместная работа над документами, таблицами или изображениями

  • использование интерактивной доски как обычной, но с возможностью сохранить результат, распечатать изображение на доске на принтере и т.д.

  • изменение текста в выводимых на экране документах, используя виртуальную клавиатуру, которая настраивается в программном обеспечении доски

  • изменение любых документов или изображений на экране, использование любых пометок

  • сохранение на компьютере в специальном файле всех пометок, которые учитель делает во время урока, для дальнейшей демонстрации на других уроках или через интернет

  • работа с готовыми мультимедийными ресурсами

  • демонстрация работы одного ученика всем остальным ученикам класса

  • демонстрация учебных видеороликов

  • создание рисунков на интерактивной доске без использования компьютерной мыши

  • создание рисунков, схем и карт во время проведения урока, которые можно использовать на следующих занятиях, что экономит время на уроке

  • широко использую электронные пособия виртуальной школы «Кирилл и Мефодий», основной частью которых являются электронные уроки русского языка и литературы с 5 по 11 классы, представляющие собой справочник по теории литературы, энциклопедические статьи. Приобщиться к художественному миру поэтов и писателей русской литературы позволяют видеоматериалы, медиаиллюстрации, которые можно копировать, увеличивать, распечатывать отдельно от текста.

  • по русскому языку из серии виртуальная школа «Кирилл и Мефодий» для промежуточного, итогового тестирования, работы над ошибками использую репетитор. Учебный материал на CD-дисках представлен в конспективном виде с иллюстрациями. Можно подключить или отключить голос диктора. Материал подается небольшими порциями, что позволяет учителю давать свои комментарии, а учащимся делать записи в тетради. Теоретический материал снабжен задачами для общего обсуждения. Представляют интерес   тесты с выбором ответов. На дисках имеются справочники по теоретическому материалу. На основании этого материала сформировала свой банк дифференцированных программ по русскому языку: разноуровневые карточки, многовариантные проверочные работы.

  • активно использую электронные образовательные ресурсы (ЭОР) Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, вношу свои предложения по опыту их использования на уроках русского языка и литературы.

Создаю собственные уроки с учётом специфики возраста учащихся, конкретных целей занятия. В частности, для учащихся среднего звена интерес представляют игровые моменты на уроках, яркие, красочные слайды, анимрованные картинки. В старших классах предпочтительнее формы и методы работы, позволяющие максимально улучшить качество подготовки к итоговой аттестации по русскому языку.

В современной школе применение информационно-коммутационных технологий (ИКТ) на уроке становится очень распространенным явлением. И правильное использование в учебном процессе компьютера, который является наивысшим техническим средством обучения, позволяет осуществлять учебный процесс в новых условиях, когда учитель перестает быть единственным источником информации для учащихся. В этом учителю помогает новое современное техническое средство – интерактивная доска, которая сменила меловую и маркерную доски. Использование интерактивной доски на уроках русского языка, литературы языка позволяет активно вовлекать учащихся в учебную деятельность, повышает мотивацию обучения, стимулирует творческую активность и способствует развитию личности ребенка, расширяет возможности предъявления учебной информации, является наиболее эффективным и экономным во времени, помогает учащимся подготовиться к сдаче тестов, экзаменов, ЕГЭ.

В течение трех лет я использую в образовательном процессе возможности современного инструмента – интерактивной доски Star Board. Конечно, первоначально возникло много вопросов: Как это чудо техники поможет обеспечить современный уровень образовательной деятельности на уроке? Чем отличается обучение с помощью ИД от привычных методов обучения? Как сочетать возможности ИД с реализацией дидактических принципов? Апробировав возможности доски, я пришла к выводу: поскольку структура, цели, задачи и содержание уроков не меняются, формы и методы обучения сохраняются, то использование ИД не вносит в педагогическую практику ничего принципиально нового. Урок имеет двух субъектов – учителя и учеников. Доска третьим субъектом стать не может. Не доска учит, а учитель. Наличие ИД в классе не делает урок развивающим, таким его может сделать учитель, ясно представляющий цель, использующий эффективные методы обучения, а доска – это полезный инструмент в руках учителя.

Почти у каждого обучающегося есть сотовый телефон, у 75% учащихся класса есть персональные компьютеры, поэтому специальных знаний для изучения доски не потребовалось, дети быстро усвоили приемы работы, просто наблюдая за учителем. У сегодняшних учащихся потребность в визуализации информации гораздо выше. ИД является инструментом визуального представления данных. Используя доску, у меня не возникает необходимости тратить время на смену наглядных материалов. В результате этого увеличивается время, которое можно потратить на изучение нового или закрепление изученного материала, ускорить темп урока. Для меня наличие в классе электронной интерактивной доски явилось действительно тем уникальным средством, которое при правильном использовании помогло повлиять на качество обучения и эффективность моего учительского труда. Применение интерактивной доски способствует повышению качества образования путем внедрения современных технологий. Система новых технологических решений, которые включают в себя современные технологии, помогают реализовать один из основных принципов «учись учиться». Независимо от этапа обучения, применение интерактивной доски на уроках выводит процесс обучения на новый уровень. Обучение детей никогда ещё не становилось таким привлекательным и захватывающим. Интерактивные средства вдохновляют и призывают учащихся к стремлению овладеть новыми знаниями, помогают достичь целей обучения. Высокое разрешение цветных изображений на экране привлекает детей, помогает «оживить» внимание и экономить время, что помогает создать динамические уроки.

Проблема оценки результативность использования интерактивной доски на уроке важна, так как есть опасность превратить урок в бесконечную игру с техникой и отойти от истинной цели её применения. Необходимо оценивать не только внешнюю, привлекательную, сторону, но и изменения в самих учащихся, в качестве их обученности и развития. Для оценки результативности использую различные методы и инструментарии: педагогическое наблюдение, тесты, анкеты, контрольные работы, самооценка учащимися своей работы, своего эмоционального состояния. Педагогические наблюдения показывают, что при использовании интерактивной доски для коллективной работы в классе растёт внимание учащихся, и они реже отвлекаются на посторонние предметы. Факты позволяют утверждать, что интерактивная доска сделала обучение более наглядным, отчего ученики активнее участвуют в уроках, растет их заинтересованность и сосредоточенность. Учебные интересы учащихся к предмету можно проверить с помощью тестирования или опроса. Показателем повышения интереса к предмету является и выбор предмета для итоговой аттестации. Ученики с внутренней мотивацией стремятся работать у интерактивной доски для демонстрации перед лицом товарищей своих личных достижений. Ученики с внешней мотивацией отдаются всеобщему восхищению новой технологией, и удовольствие от работы с интерактивной  доской вызывает стремление к активному участию в учебе.

Таким образом, можно различными методами оценить результативность использования интерактивной доски на уроке. Важно проводить такие исследования систематически на протяжении длительного времени, фиксировать результаты. Только в этом случае можно с уверенностью сказать об эффективности применения интерактивной доски. Интерактивная доска — это оборудование, которое способно оказать большую помощь в организации процесса обучения, внешне очень похоже на обычную доску, но отличия можно обнаружить при первом же знакомстве с ней. Работа с данным учебным оборудованием и его широким спектром возможностей повышает у учащихся интерес к предмету, даёт возможность создания интересного урока с компьютерной поддержкой, повышает наглядность и динамику процессов подачи и усвоения материала, позволяет установить мгновенную обратную связь. Интерактивная доска делает занятия интересными и увлекательными для преподавателей и учащихся благодаря разнообразному и динамичному использованию ресурсов. Повышению эффективности образовательного процесса способствуют наглядные ресурсы, предлагаемые разработчиками досок и познавательные обучающие программы, позволяющие моделировать опыты и эксперименты, предоставляют возможности тестирования с моментальным выводом на доску результатов. Использование на уроке интерактивной доски позволяет производить быструю смену дидактического материала, активизировать процесс обучения. Интерактивные доски могут быть использованы учителем при групповой и фронтальной работе. Они позволяют разнообразить изучение предмета: учитель имеет возможность давать материал лекционно, одновременно используя видео и аудио материалы, текст, обучающие программы, тренажёры. Делать пометки или что-то писать можно поверх всех документов, иллюстраций, таблиц, диаграмм. Всю информацию, отображённую на интерактивной доске можно сохранить, распечатать, передать по электронной почте. Учитель получает возможность управлять любой компьютерной демонстрацией — выводить на экран карты, схемы, создавать и перемещать объекты, запускать интерактивные анимации, выделять важные моменты цветными маркерами, работать с любыми компьютерными программами. В совокупности с компьютером и мультимедийным проектором интерактивная доска позволяет учителю писать конспект (как на традиционной доске), вызывать с компьютера различные приложения, возвращаться к заданному месту в конспекте сколько угодно раз. Более того, учитель может заранее подготовить необходимые материалы, а на уроке лишь добавлять и модифицировать их.

Преимущества использования интерактивной доски в сравнении с обычной классной доской очевидно. Интерактивная доска позволяет сделать урок более динамичным, информативным, повысить мотивацию учения учащихся .Это особенно ценно на уроках подготовки к ЕГЭ.









Список литературы:

  1. Библиотека учителя истории. М.Т.  Студеникин. Современные технологии преподавания истории в школе. М. «Владос» 2007.

  2. Сеть творческих учителей. Современный мультимедийный урок. Аствацатуров Г.О. Подготовка презентации PowerPoint к работе на интерактивной доске.

  3. Николаева М.А., Использование ИД в урочной деятельности, http://www.openclass.ru/node/20885

  4. Дьюи, Д. Психология и педагогика мышления. [Текст] / Д. Дьюи.– М.: Совершенство, 1997.

  5. Ершов, А.П. Компьютеризация школы и математическое образование [Текст] / А.П. Ершов // Информатика и образование.– 1992.– № 5-6.– С. 3-12.

  6. Шутенко, А.В. Методы проведения учебных занятий с использованием средств информационных и коммуникационных технологий / А.В. Шутенко [Электронный документ].– (http://pedsovet.su/publ/26-1-0-841). 05.04.2010.

  7. Музрукова Т. Г., Нечаева И. В. Популярный словарь иностранных слов. М., 2000.

  8. Информационные технологии в учебном процессе: нормативное обеспечение, рекомендации из опыта работы/сост. О.Н. Черненко. – Волгоград: Учитель, 2007 – 135 с.





скачать материал


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Разное: