Конспект урока по русскому языку в 5 классе «Предложения с обращениями»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №32»» города Нижнекамска

Республики Татарстан












Конспект урока по русскому языку
в 5 классе

«Предложения с обращениями»




подготовила

учитель русского языка и литературы

Ефимова Светлана Валерьевна















г. Нижнекамск
2014

Урок русского языка в 5 классе

Тема: Предложения с обращениями

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цели как деятельность учащихся:


Предметные: находить обращения в предложении, устанавливать различия между обращением и подлежащим, графически обозначать обращение, опознавать и правильно интонировать предложения с распространёнными и нераспространёнными обращениями, пунктуационно оформлять предложения с обращениями.


Метапредметные: пользоваться разными видами чтения (выборочным, ознакомительным, изучающим), анализировать, сравнивать, делать выводы. преобразовывать информацию из одной формы в другую (в схему, алгоритм); участвовать в речевом общении в соответствии с ситуацией и коммуникативной установкой.


Личностные: формировать потребность в сохранении культуры русской речи и выражение уважительного отношения к людям посредством языка.


Ход урока.


  1. Оргмомент. Эмоциональный настрой на урок.

  2. Самоопределение к деятельности.

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен-

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.


-Кто автор этих строк? (А.С.Пушкин)

-Кому посвящает эти строки поэт? (Стихотворение «19 октября» посвящено лицейским товарищам. Оно проникнуто самыми добрыми и искренними чувствами, верой в несокрушимость дружеского союза. )

— Чему учат эти строки?

— Как вы думаете почему я начала урок с этих слов?

— Сегодня наш урок будет неразрывно связан с творчеством А.С.Пушкина. А также желаю вам дружной и плодотворной работы.



  1. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Создание проблемной ситуации

На столах у учащихся два конверта со словами:

1 – друзья, откроют, сказочный, мир.

2 — друзья, я, вам, открою, сказочный, мир. , ,

— Составьте предложения: конверт №1 – третий и четвертый; конверт №2- первый и второй.

— Сравнить в группе, какие получились предложения.

Друзья откроют сказочный мир.

Я, вам, друзья, открою сказочный мир.

— Запишите эти предложения в тетради и выполните синтаксический разбор (двое учеников работают у доски).


-Что вы заметили необычного?

-Что общего и различного в этих предложениях?

— От чего это зависит?

— Выразительно прочитайте эти предложения и назовите слово, которое играет в них разную роль? Почему? Ваши доводы.

— Что обозначает это слово?



  1. Постановка учебной цели и задачи.


— Вы уже догадались, какая тема нашего урока? (Обращение). Запись темы.

— Какие цели поставим перед собой?

— В соответствии с темой и целями нашего урока составим план нашего урока (на слайде):


1. Узнать, что такое…

2. Выяснить, как выделяется обращение в ….и …. речи.

3. Выяснить, …. могут быть обращения.

4. Определить, какую роль играют обращения в….. .

5. Научиться находить обращение в…. и ставить знаки… .

— Обратите внимание, что этот план есть у каждого на столе, и в процессе урока на определенном этапе вы сможете оценить себя, поставив знак «+» в тот столбик, который вам подходит (см.Приложение)


Ребята, я не ошибусь, если скажу, как много знаете вы о Пушкине, читали его сказки, учили наизусть большое количество стихотворений. И поэтому для успешного достижения наших целей предлагаю провести исследование по сказкам А.С.Пушкина. Вы согласны?


  1. Открытие новых знаний.

1 исследование. 1. Узнать, что такое обращение. 2. Выяснить, как выделяется обращение в устной и письменной речи. ( Работа в группе организована в раунде.)


— Перед вами отрывки из произведений А.С.Пушкина. Необходимо провести исследование, выполнив задания на карточках.

На столах карточки с заданиями:

  • Свет мой, ………..! Скажи,

Да всю правду доложи… (зеркальце)



  • Ах ты, ………………….!

Это врешь ты мне назло. (мерзкое стекло)



  • Воротись, ………….., ты к рыбке;

Поклонись ей, выпроси уж избу. (дурачина)



  • Смилуйся, ………………….:

Еще пуще старуха бранится… (государыня рыбка)



Задания:

1. Вставьте пропущенные слова. Назовите, из какой сказки взяты строчки.

2. Выразительно прочитайте предложения, выделяя интонацией то слово, с каким обращается говорящий к собеседнику.



3. Кого называют обращения? (Обращение называет лицо или предмет, к которому обращаются)



4. С какой интонацией произносятся обращения? (Интонация обращений звательная. Раньше в русском языке был седьмой падеж – звательный, но язык явление изменчивое, живое. Сейчас звательный падеж сохранился в украинском языке)



5. Какие чувства могут выражать обращения. Докажите. ( Обращения, используемые нами, могут быть окрашены различными чувствами и выражать наше отношение к собеседнику. По обращению можно понять, каков человек, обращающийся с речью, и каков тот, к кому обращаются. Обращением можно выразить ласку, доброту и, наоборот, злость, недовольство.)



6. Выяснить, как выделяется обращение в устной и письменной речи.( В устной речи обращение выделяется интонацией, а в письменной – знаками препинания.)



-Какие выводы можно сделать по первому исследованию?



Выводы: обращение – это слово ( или словосочетание), называющее лицо или предмет, к которому обращается говорящий. В устной речи выделяется звательной интонацией, а в письменной знаками препинания.



Бланк самооценивания.

2 исследование. 3. Выяснить, на какие группы делятся обращения.


— Пушкин, как и все дворянские дети того времени, учился сначала дома, а затем в Царскосельском лицее. Лицеистов учили прекрасные преподаватели.  А рядом во дворце жил Александр I. Дворец окружал прекрасный парк. Пушкин любил гулять там с друзьями. Дружбе этой поэт остался верен всю жизнь.


Обратите внимание на строчки из стихотворений Пушкина “К Пущину”, “К Дельвигу” ы выполните задания. (Работа в паре.)


Любезный именинник,
О Пущин дорогой! 


О Дельвиг! Начертали

Мне музы мой удел…


Задания:

  1. Прочитайте предложения про себя. Найдите обращение. Что заметили? ( Обращение может

быть выражено одним словом и несколькими словами.)



  1. Подумайте, какими могут быть обращения. (Распространенные и нераспространенные)



Выводы: обращение, состоящее из одного слова, называется нераспространенным, из двух и более – распространенным.

— А как вы обращаетесь к своим друзьям?



— Поблагодарите своего товарища за работу, используя обращение. Запишите предложение в тетрадь.

— Что у вас получилось? (Ответы детей)

Бланк самооценивания.



3 исследование. 4. Определить, какую роль играют обращения в предложении.

Идем дальше.

1) Гости князю поклонились,

Вышли вон и в путь пустились.


2) Чем вы, гости, торг ведете?


В предложениях указаны главные и второстепенные члены.

Задания:

  1. Рассмотрите предложения.

  2. Определите падеж повторяющихся слов.

  3. Сделайте выводы о синтаксической роли обращений.

— Используя обращение, выясните, к какому выводу пришел твой партнер по лицу

(Выборочно спросить по схеме : «Катя, к какому выводу пришла Аня?»)


Выводы: обращение в предложении стоит в И.п. и не является членом предложения.


Бланк самооценивания.


4 исследование. 5. Научиться находить обращение в предложении и ставить знаки препинания.

(Работа в группе.) Задания выполняют на листочке. Комментируют в раунде, начиная с участника под номером 3.


– Вы молодцы, мы уже подходим к завершению нашего исследования.

Продолжим наши наблюдения.


1) Балдушка, погоди ты морщить море…

2) Свет наш солнышко! Ты ходишь

Круглый год по небу


3) Балда приговаривал с укоризной:

«Не гонялся бы ты, поп , за дешевизной»


4) Не губи меня, девица!



1. Выделите грамматическую основу.

2. Выберите соответствующую схему и запишите рядом с предложением:

[О, – =] . [О! – =]. [ – = ,О, …]. [ – = ,О].

Как обозначается обращение?

3. Сделайте выводы о постановке знаков препинания при обращении.

Проверка по слайду

Выводы: обращение в предложение обозначается буквой «о» ; в начале, в середине и в конце предложения выделяется знаками препинания. Если обращение, стоящее в начале предложения, произносится с особым чувством, то после него ставится восклицательный знак.

Бланк самооценивания.



— Ребята, мы с вами провели огромную работу. Сравните свои выводы с материалами учебника на стр.177-178.

— Что нового узнали? (Местоимения ты, вы не являются обращениями.)



6. Первичное закрепление материала. Работа с учебником.

— Это задание очень важно выполнить, поскольку оно подскажет, понятна ли вам тема и не нужна ли кому дополнительная помощь.

Выполнение упр.272 . Каждый член группы в соответствии со своим номером записывает по одному предложению в тетрадь, находит обращение, расставляет знаки препинания, составляет схему. Взаимопроверка в раунде.



7. Итог урока.

— Итак, мы выявили все основные признаки обращения. Выполним небольшую проверочную работу. Закончите предложения:

1) Обращение – это слово (или словосочетание), называющее_______________________________

2) В устное речи обращение выделяется__________________________________________________

3) В письменной речи обращение выделяется_____________________________________________

4) Обращение может быть по составу____________________________________________________

5) Обращение________________________________ членом предложения.

Самопроверка по слайду.



8. Домашнее задание.

1) Упр.274, стр.177,178-правила.

2) Выпишите предложения с обращениями из сказок А.С.Пушкина (5 предложений).

3) Представьте, что вы находитесь на дне рождения друга (подруги), где вам нужно произнести поздравительную речь. Составьте и запишите несколько вариантов предложений с обращением.



9. Рефлексия.

— Подходит к концу наш урок. Обратите внимание в бланки самооценивания. Как вы думаете добились цели, которую сами себе поставили? Предлагаю вам встретиться со своим товарищем на 6 часов и обсудить урок по схеме: я знаю — я запомнил- я смог.

— С каких строчек я начала наш урок? («Друзья мои, прекрасен наш союз!»)

— Почему? Вы можете ответить? (В этом предложении есть обращение.)





Приложение. Бланк самооценки

Этапы урока

Мне было тяжело

Я испытывал затруднения

Мне было легко

1.

Узнать, что такое обращение.





2.

Выяснить, как выделяется обращение в письменной и устной речи.




3.

Выяснить, какими могут быть обращения.





4.

Определить, какую роль играют обращения в предложении.




5.

Научиться находить обращения в предложении и ставить знаки препинания.




Список использованной литературы


  1. Русский язык: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / [М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский]. — 29-е изд. — М.: Просвещение, 2007. — 224 с., 4л. ил.

  2. Угроватова Т. Ю. Подсказки на каждый день: На уроке в 5 кл.: Русский язык: Универс. рабочая тетр. с богатым теорет., а также практ. материалом, подгот. для детей и их родителей, для преподавателей-словесников… Калининград: Ред. книга, 1994 — 1 полугодие. — 1994. — 118 с.

  3. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 5 классе: Кн. для учителя / Г. А. Богданова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2003. — 206 с.

  4. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; — 3-е изд., стереотипное — М.: АЗЪ, 1995. — 928 с.








скачать материал


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Разное: