Схема конспекта занятия
открытия новых знаний (ОНЗ) в соответствии с требованиями ФГОС НОО
_Дата: 7декабря__2012 г Тип занятия: внеурочная деятельность Тема занятия: русская матрёшка
Выход продукта – панно.
Цели занятия: Знакомство с матрёшкой как с образцом русской народной деревянной игрушки, воспитание любви и интереса к национальному народному творчеству; ; формирование УУД
Задачи: Узнать историю возникновения матрёшки, причины её популярности. Познакомиться с разнообразием стилей матрёшек в прошлом и настоящем. Познакомиться с технологией изготовления матрёшки Пробуждение интереса к культуре своего народа, приобщение детей к декоративно-прикладному творчеству.
Деятельность детей | УУД | |
I. Организационный момент Цель этапа: мотивация к учебной деятельности |
| |
II. Актуализация знаний (упражнения, игра) Цель этапа: вспомнить разновидности игрушек, соотносить слова загадки и отгадки Вы любите в игрушки играть? А в какие игрушки играли 100 лет назад? Загадка: В этой молодице Прячутся сестрицы Каждая сестрица – Для меньшей темница. (показать коробку с матрёшками)
| Обсуждение воспоминаний об игрушках, их разновидностей, где бывает много сестричек похожих друг на друга. | Р: -Рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий на основе самопроверки К: Умение адекватно воспринимать оценки, сотрудничать с группой |
|
| |
III. Проблемное объяснение нового знания Цель этапа: мотивация к учебной деятельности, создание рабочей обстановки. О чём мы сегодня будем разговаривать? Как вы думаете, ребята, откуда появилась на Руси матрешка? | Постановка проблемы -_Что мы знаем о матрёшке? Почему её называют «Русская матрёшка? _ Кто придумал её? Кто сделал? Изготовляют ли сейчас матрёшки? | К:Умение слажено работать в коллективе Р:Создание рабочей обстановки, выбор заданной темы |
Презентация «Русская матрёшка» IV. Первичное закрепление
|
| |
V Актуализация знаний учащихся Цель этапа: Развитие самостоятельной трудовой деятельности, фантазии, творчества
| Работа в малых группах. (мозаика) 1 группа –старинные матрёшки(японец и матрёшка с петухом) 2 группа – семёновские матрешки 3 группа – павло-майдановские 4 гр- сергеевопосадские 5 гр –современные 6 гр -современные 7 гр -танец |
Формирование художественного вкуса, эстетического чувства, цветовой гармонии; Выработать умение собирать мозаику Р: Различать объективную трудность задания и субъективную сложность К:Умение слажено работать в парах, в группах
|
V Физкультминутка танец «Матрёшечки» ребята имитируют движения по стих. Мы – веселые матрешки, Ладушки, ладушки! На ногах у нас сапожки. Ладушки, ладушки!
|
| |
V I Контроль и самопроверка знаний 1.) Разгадывание кроссворда. (Вопросы лежат на каждой парте.) По вертикали:
| Тест По горизонтали:
Один из известных русских центров народного творчества Сергиев-… ? По вертикали:1. Название какой игрушки получилось?
| Л.Воспитание в детях чувства радости и удовлетворения от процесса труда. Форма: индивидуально –практическая Использование измерителя обученности- тест Метод: игровая ситуация |
. Рефлексия | Кто старался и у него все получилось — поднимите зелёную ленточку; Кто старался, но не очень получилось – желтую; Кто старался ,но ему было трудно и не всё получилось – красную. | Формы: общеклассная и индивидуальная Приём: принцип самооценки. Методы: самостоятельная оценочная работа; практическая Мотивация: игровая форма |
V.Итог урока Цель этапа: способствовать формированию рефлексии | Л: Формировать способность адекватно судить о причинах своего успеха в учении Формы: общеклассная и индивидуальная Логическое мышление Мотивация: психологическая настройка на дальнейшее чтение книг. | |
— Итак, ребята, а теперь расскажите, о том, что самое интересное для себя вы сегодня узнали о матрешке. — Молодцы! Вы сегодня великолепно работали |
|
Дополнительный материал к уроку.
Загорская (Сергиевопосадская) матрёшка.
Город Загорск (Сергиев Посад) считается родиной русской матрешки.
Сергиевская матрешка — это круглолицая девушка в платке и сарафане с передником.
Линии лица и одежды обведены черным контуром.
Семеновская матрешка более вытянутая, стройная.
Основной рисунок семёновской матрёшки — букет пышных цветов. Букет немного смещён вправо. Платок, завязан узлом. Он отделяется каймой с цветочками.
Полхов – майданская матрешка
У матрешек платок не завязан на узел, а ниспадает с головы, нет сарафана и фартука, а широкий овал, весь заполненный крупными «розанами». Волосы — кудряшки.
Вверху в овале лицо, а все остальное занято крупными и яркими цветами шиповника в черном контуре.
Современные авторские матрешки
На фартуках авторских матрешек, можно увидеть пейзажи, сюжеты народных сказок, или какие-нибудь предметы: самовар, лукошко с фруктами.
Матрёшка, матрёшка, русская краса: Румяные щёчки, глазки- бирюза, Белая рубаха и русский сарафан, На голове платочек- не найдёшь изъян! На первый взгляд- простая, но радует взор В росписи одежды затейливый узор, Милая улыбка, загадка внутри… Сколько же в ней куколок? Ну-ка разбери! (Зиновьева Т.Н.).
Использованная литература:
https://school-collection.edu.ru/
Играй и учись. Загадки. https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0000010c-1000-4ddd-127f-0900469b3b5d/index.htm
Играй и учись. Собери старинную картину.
Рисунок матрёшки.