Конспект урока русского языка «Общее значение имен существительных и их употребление в речи» 5 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 49 города Шахты

Ростовской области







Конспект урока по русскому языку

в 5 классе



«Общее значение имен существительных и их употребление в речи».















подготовила

учитель русского языка и литературы

Шевцова Ирина Александровна













г. Шахты

2014





Тема урока: «Общее значение имен существительных и их употребление в речи»

Цели урока:

Создать условия для:

-систематизации знаний об имени существительном, умения находить имена существительные в тексте, определения признаков существительных, обобщения знаний о роли существительных в предложении.

В результате чего ученик:

— применяет знания, полученные ранее;

— находит признаки существительных;

— знакомится с ролью существительных в предложении;

— развития устной и письменной речи учащихся; развития орфографической зоркости, внимания, мышления,

воображения; формирования навыков самоконтроля и познавательной активности. В результате чего ученик:

— развивает свою устную и письменную речь;

— учится контролировать себя, давать самооценку;

— воспитания умения работать в парах; формирования личностных качеств, таких как ответственность, коммуникативность. В результате чего ученик учится учиться.

Оборудование урока: учебник Львовой С.И.. «Русский язык» 5 класс; рабочие тетради.

Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: дидактические карточки для каждого ученика, компьютер, мультимедиа, проектор, презентация Power Point, схема.

1.Организационный момент.

Цель: подготовить учащихся к работе на уроке, создать эмоциональный настрой на совместную коллективную деятельность и познавательную активность.

Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний урок принесёт всем нам радость общения. Обратите внимание на эпиграф урока. Прочитайте его: «Знания должны увеличиваться с добротой» (Фазиль Искандер). Как вы понимаете эти слова?

2. Мотивационная установка, планирование работы. Цель: создание условий для развития регулятивных УУД через планирование этапов урока.

Составим план нашего урока.

-С чего начнем?

-А теперь посмотрим на экран. Я тоже составила план урока, давайте сравним, что у нас общего, а что вы забыли назвать.

3. Повторение изученного. Актуализация знаний учащихся. Словарная работа

Цель: развитие личностных и коммуникативных УУД через развитие устной и письменной речи учащихся; познавательных УУД через проверку знаний учащихся о существительном, как части речи; выявить пробелы в знаниях и умениях; тренировать в нахождении имен существительных; развитие личностных УУД через развитие орфографической зоркости, внимания, мышления, воображения, языкового чутья.

4. Введение в тему урока.

Цель: создать условия для развития логических УУД, через анализ и синтез, выделение части из целого; формирование регулятивных УУД через самоконтроль.

— Какое слово лишнее? Почему?

— К какой части речи вы отнесёте остальные слова?

-Вы догадались ,какая тема нашего урока?

5. Изучение нового учебного материала.

Цель: формирование личностных УУД через учебную ситуацию «что я знаю?» и закрепление знаний об имени существительном; развитие познавательных УУД через знакомство с понятиями « конкретное и отвлеченное значение» имён существительных; формирование регулятивных УУД через самоконтроль.

-Это новая для вас тема или вы уже о ней, что-то знаете?

-Какие еще части речи вы знаете?

-Как вы считаете, каких частей речи в русском языке больше?

-Посмотрите на текст и попробуйте его прочитать.

Доброта-это божий дар. Каждому, кто появляется на свет, дан этот божий дар. Каждому! Но почему же тогда есть злые и жестокие люди? Да потому, что потеряли они этот божий дар, как мы теряем сумку, деньги, потеряли потому, что никто не помог им его сохранить и сам он не старался. Ребята! Начинайте себя и помните: добрые поступки легко совершать, когда привычка творить добро войдёт в каждый день жизни.

-Всё ли вам понятно? Чего не хватает?( непонятно, о чем идет речь)

-Можно ли без них понять текст? (нет)

-Попробуем прочитать текст с именами существительными.

-Какой вывод можем сделать об именах существительных? (Слова о существительном Паустовского, Успенского).

-Вспомним, что мы знаем об имени существительном? Работа по учебнику с.64.

Определите тему текста (доброта)

Как бы вы определили значение этого слова? (Работа со словарем)

К какой части речи относится это слово ?(имена существительные)

Вы узнали о том, что существительное обозначает предмет в широком смысле, как вы думаете, какое из перечисленных значений имеет слово доброта? (отвлеченное понятие)

Работа в группах:

На столах у вас лежат карточки. На них обозначен номер вашей группы.

1. Прочитайте слова:

2. Обсудите в паре и выпишите в тетрадь только те слова, которые обозначают указанные названия. Работайте дружно, обсуждайте шепотом.

ребенок, дружба , девочка, юноша, пожар, радость, беседа, сочувствие, спектакль

1 группа названия лиц (ребенок, девочка, юноша)

2 группа названия фактов, событий, явлений (пожар, спектакль, беседа)

3 группа названия отвлеченные понятия (дружба, радость, сочувствие)

Работа по учебнику: упр.738 по рядам

Физминутка

6. Закрепление учебного материала.

Цель: выявить уровень овладения знаниями и способами действий, обеспечить их коррекцию (познавательные УУД); развивать устную и письменную речь учащихся (коммуникативные УУД); развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, воображение, формировать навыки самоконтроля (личностные УУД).

Работа с текстом

Трогательно было глядеть на Афанасия Григорьевича, когда кто-то перебил его собачке ногу. Кость срослась, но осталась хромота. Что было делать дальше? Завести другую собаку? Брать на охоту хромоножку? Доставлять слабому животному такой труд – неоправданная жестокость. Но хозяин привык к своей послушной и старательной собачке. Бросить охоту он тоже не мог. Раздумья принесли свои плоды. Он смастерил маленькую двухколёсную колясочку, в которой и стал возить Ладу до места охоты. Там он разбирал коляску, прятал её в специальную сумку, вешал за спину и охотился с не уставшей от дороги собакой. Окончив охоту, он собирал коляску, сажал в неё Ладу и вёз домой. Собака в коляске – удобная мишень для шуток и насмешек. Однако настоящие охотники выражали понимание и сочувствие Афанасию Григорьевичу. (По Н. Минху.)

Прочитайте текст самостоятельно, затем выразительно вслух.

Какова основная мысль текста? (Чуткое отношение к животному, любовь и забота о животном). Чувствуем ли мы отношение автора к животному? (Сочувствует собаке, заботится о ней, сопереживает ей)

Как вы это поняли? (Автор употребляет слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: собачка, колясочка).

Выпишите из текста существительные, обозначающие отвлеченные понятия

Тест

1. Найдите верное утверждение.

А. Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет.

Б. Имена существительные изменяются по родам.

В. Собственные имена существительные пишутся с маленькой буквы.

2. Укажите имя существительное

А. смелость Б. смело В. смелый

 3. Определите, каким членом предложения является выделенное слово в предложении

Берёзы украшают леса”:

а) подлежащим; б) дополнением; в) обстоятельством.

4. Определить род существительных: честность, правда, волшебство

Ответы:1.- А; 2.- А; 3. – Б; 4. – Женский, женский, средний.

7. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Цель: формирование регулятивных УУД через анализ и оценку успешности достижения цели. Наметить перспективу последующей работы

Обратимся к нашему плану

-Что еще нам осталось сделать?

-Какую часть речи мы с вами изучали?

-Что нового об имени существительном узнали на уроке?

-Какую роль в русской речи играют имена существительные?

Рефлексивное оценивание работы на уроке.

8. Сообщение домашнего задания, инструктаж.

Цель: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.

Итог урока.

Вернёмся к началу нашего урока, вспомним, какую цель вы сегодня для себя ставили? Достигли ли вы намеченной цели? А наказ Фазиля Искандера мы с вами выполнили? Будете ли вы после сегодняшнего урока чуть-чуть внимательнее друг к другу, к людям, к животным?

Добрым человек не рождается, а им становится. Каждый должен воспитывать в себе такое нравственное качество как доброта.

А закончить наш сегодняшний разговор о доброте мне хотелось бы хорошим стихотворением:

Ах, как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убедились сами.

А может не слова – дела важны?

Дела – делами, а слова – словами.

Они живут у каждого из нас

На дне души, до времени хранимы.

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.(М.Лисянский)





Литература и электронные источники

  1. http://vector-images.com/clipart/clp52854/?!ang=rus

  2. http://av.io.ua/album8280

  3. http://lori.ru/albums/8417/ryabina

  4. http://avia-mir.com/ru/an/index-an-2.php

  5. Васильченко Н.В. Мы дружим со словесностью. Волгоград: издательство «Панорама», 2006.

  6. В.П. Жуков А.В.Жуков Школьный фразеологический словарь русского языка М.: «Просвещение», 1989.

  7. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка: Пособие для учащихся 5-9 классов. М.: Просвещение, 2006.





скачать материал


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Разное: