Письмо и его особенности. Методическая разработка урока



Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 67 с углубленным изучением отдельных предметов г.Екатеринбурга Свердловской области












ПИСЬМО И ЕГО ОСОБЕННОСТИ

Методическая разработка урока










Подготовила: Сагина Алена Викторовна,

учитель русского языка и литературы























г.Екатеринбург, 2013




Тема: «Письмо и его особенности»

Цели:

1. Возрождать традиции эпистолярного жанра в школе.

2. Привлечь внимание школьников к русскому языку, учить их отбирать нужные языковые средства для написания личного письма.

3. Воспитывать любовь к родному языку, интерес к забытым жанрам, формировать эстетический вкус.

Оборудование : аудио- и видеоматериалы: песня «Вологда», м/ф «Трое

из Простоквашино», мультимедиа аппаратура,

рисунки с пословицами, сказка Киплинга

«Как было написано первое письмо», Г. Лонгфелло

«Песнь о Гайавате» (пер. И.А.Бунина)

Эпиграф на доске:

Работа над письмом – это

работа над самим собой.

Ш. Амонашвили

Ход урока:

(Начало: песня «Вологда» (Б.Мокроусов — М.Матусовский) 1 куплет.)

Учитель: Письмо… Известно ли вам такое понятие? Пишите ли вы в 21 веке письма, настоящие, на простой бумаге? Увы… В век компьютерных технологий многие отказали себе в этом удовольствии. Но мы сегодня возвращаемся к этому, такому простому понятию и пытаемся разобраться в том, зачем нужны письма, что сейчас их заменяет, и оправдана ли такая замена. Поэтому и урок у нас необычный. Итак, мы начинаем Урок письма.

Письмо вместе с чтением, говорением и слушанием является одной из разновидностей речевой деятельности. Но собственно письмо как эпистолярный жанр имеет совсем другое значение. Дайте ему определение. (Дети предлагают свои варианты)

Письмо – это средство письменного общения, передачи какой-либо информации. [3, с.45]

А знаете ли вы, когда появились первые письма? В первобытнообщинном строе, когда люди еще и не умели писать. Первыми письмами, т.е. информационными источниками, были наскальные рисунки. И читать их можно было всей общиной. Потом писать стали на глиняных и деревянных дощечках, на пергаменте, ткани, у некоторых индейских племен была даже такая разновидность письма, как узелковое письмо. Жители Канады разводили костры, дым которых передавал различные известия на большие расстояния. В Африке такую роль выполнял большой барабан — тамтам. Существовал также язык огней, свиста и т.д. [1, с.16-17] Однако язык сигналов не мог «принять на себя» все, что людям надо было сообщить друг другу. Такую функцию могла выполнить только письменность. (Выступление учащихся с рассказом о Гайавате)

1й: «Нам никогда не узнать, как это происходило»,- может быть, подумаете вы. Ничего не осталось в памяти поколений не только о людях, которые создали письменность, но и тех бабушек и дедушек, которые помнили бы рассказы своих предков о том, как люди додумались до этого.

2й: И все-таки был человек, который рассказал нам о создании письменности так живо и красочно, как будто он видел все сам. Это американский поэт, который жил в прошлом веке, — Генри Лонгфелло. Он собрал и пересказал легенды о вожде индейцев по имени Гайавата, мудро правившем своим народом и многому его научившем. [1, с.18]

Учитель: Отрывок из этой книги мы с вами в этом году читали на уроках литературы. Вспомните название книги и русского поэта, который перевел ее. («Песнь о Гайавате», И.А.Бунин)

3й: Легендарный вождь индейцев научил свой народ сажать и выращивать хлебные растения, строить лодки и еще многому другому, а самое главное – жить в мире и согласии. Он думал о благополучии не только живущих сегодня людей, но и тех, кто придет позже, — внуков и правнуков.

4й: Вождь горевал о том, что люди не могут своим потомкам передать то, что они сами знают и умеют. Все знания исчезают – растворяются во времени.

5й: При свиданье с глазу на глаз

Мы ведем свои беседы;

Но, расставшись, мы вверяем

Наши тайны тем, которых

Посылаем мы друг к другу;

А посланники нередко

Искажают наши вести

Иль другим их открывают.

6й: И вот для того, чтобы ничего не забывалось и люди могли даже через века передать свои мысли и чувства, Гайавата изобрел письменность.

1й: Из мешка он вынул краски,

Всех цветов он вынул краски

И на гладкой на бересте

Много сделал тайных знаков,

Дивных и фигур и знаков;

Все они изображали

Наши мысли, наши речи.

2й: Белый круг был знаком жизни,

Черный круг был знаком смерти;

Дальше шли изображенья

Неба, звезд, луны и солнца,

Вод, лесов и горных высей,

И всего, что населяет

Землю вместе с человеком.

3й: (во время чтения учитель рисует макет земли по Гайавате)

Для земли нарисовал он

Краской линию прямую,

Для небес – дугу над нею,

Для восхода – точку слева,

Для заката – точку справа,

А для полдня – на вершине.

Все пространство под дугою

Белый день обозначало,

Звезды в центре – время ночи,

А волнистые полоски –

Тучи, дождь и непогоду. [4, с.125]





1 дз: Подготовьте информацию об истории возникновения письма в разных странах.


Учитель: Как вы думаете, сколько же надо было изобрести рисунков, чтобы обозначить все, что окружает людей, и все, что они хотели сказать друг другу? Много. Так много, что изучать эту грамоту надо было не недели и месяцы, а годы.

Один из африканских народов – эве – создал специальное рисуночное письмо для записи своих пословиц.[1, с.20] Попробуйте узнать, какие пословицы зашифрованы в следующих рисунках:

«Куда иголка, туда и нитка» «Иголка сшивает большие полотнища» «Двум врагам долго не устоять»

Русская пословица: «Куда ты, Русские пословицы: «Мал золотник, Русская пословица: «Два медведя

туда и я» да дорог», «Мал, да удал» в одной берлоге не уживутся»

«Моя находка и моя вещь – не одно и то же» « Мир подобен баобабу»

Русская пословица: «На чужой каравай рот Русская пословица: «Нельзя объять

не разевай!» необъятное»


2 дз: Попробуйте и вы придумать рисунки, обозначающие знакомые вам пословицы.

Учитель: Итак, люди научились писать. Но информация, которую они хотели передать, была настолько разнообразная, что возник вопрос о ее классификации.

По типу информации, которую вы хотите передать в письме, выделяют следующие группы:

— личное,

— деловое,

— официальное письмо.

Приведите примеры таких писем. В каких стилях речи создаются такие письма? (Учащиеся отвечают, приводят свои примеры)

Для нас наиболее близкой является форма личного письма. Остановимся на ней подробнее.

Чем отличается письмо личное от делового или официального?

Верно, в таком письме мы не зажаты официальными рамками, мы передаем адресату свои мысли, чувства, переживания в простой, разговорной, непринужденной форме.

Кажется, нет такого человека, который бы не знал, как пишутся письма. Но сегодня мы поговорим о некоторых ошибках, которые автор письма может допустить, не владея навыком написания, а также не зная требований к составлению послания.

  • Ошибка первая: видеосюжет из мультфильма «Трое из Простоквашино». Какие ошибки допущены в письме?

Правило 1: Личное письмо пиши от своего имени, о себе, о своих интересах и ситуациях, которые происходят с тобой.


  • Ошибка вторая: как-то раз известному артисту МХАТа Евгению Евстигнееву показали письмо шестиклассника:

«Я мичтаю снимаца ф кино в роле Штирлеца или Дортаняна, как Михаил

Баярский». (Запись на доске)

— Как Вы думаете, — спросили его, — он сможет стать хорошим артистом?

Как ответил актер? (6-классники предлагают свои варианты)

А ответ был такой:

— На это письмо мне хочется ответить тоже письменно, — сказал артист,

взял ручку и написал: «Никада!»)

Почему так ответил Евстигнеев?

Правило 2: Личное письмо должно быть написано грамотным языком!


  • Ошибка третья: чтение сказки Киплинга «Как было написано первое письмо» [2, с.21-22]

Правило 3: Пиши понятно, чтобы твое письмо правильно прочитал

адресат.

3 дз: Дополните список своими правилами, которые нужно соблюдать при написании письма.

Учитель: Как вы думаете, почему в настоящее время люди так редко стали писать друг другу письма? Может ли заменить живое письмо телефон, телеграф, компьютер?

Задание: напишите 4-5 «+» и «–» черт письма живого и электронного и прокомментируйте их. (Составляется таблица, например, такая:


Живое

письмо

Электронное

письмо

«+»

«–»

«+»

«–»

почерк человека

длительность ответа

быстрое

печатный шрифт

эффект присутствия

утеря писем

краткое

шаблонность

«сладость» ожидания

нет времени для письма

мгновенный ответ

нет конфиденциальности

объем, конфиденциальность

устаревшая форма

цифровые технологии

нет эффекта присутствия


и комментируется детьми и учителем)

Учитель: Вывод такой: люди перестали писать письма, так как на это уходит много времени. Но!!! Многие, говоря об экономии времени, забывают о воспитательном моменте.

Как отмечал знаменитый педагог, академик РАО, руководитель Международного Центра Гуманитарной Педагогики Шалва Амонашвили, «работа над письмом – это работа над самим собой». Как вы понимаете эти слова? (учащиеся дают свои ответы)

Нелегкие вопросы задает порой себе человек, склонившийся над письмом: так ли я живу, что думают обо мне мои сверстники. Письмо – это труд души, обращенный к другому человеку. И об этом нельзя забывать. Написание письма – это искусство. Многие писатели оттачивали это мастерство в своих произведениях: Пушкин, Толстой, Достоевский, Бунин, Куприн… И мы обязательно обратимся к этим образцам искусства на уроках литературы.

В завершение же нашего урока каждый из вас сейчас попробует написать свое письмо. Темы для работы уже были обозначены заранее:

  • «Письмо моей семье»

  • «Письмо Президенту»

  • «Письмо другу. Однажды со мной случилось…»

  • «Моему учителю»

  • «Хочу рассказать тебе о моем родном крае»

  • «Письмо ветерану»

  • «Письмо солдату в армию»

  • «Письмо выпускнику»

  • «Письмо будущему первокласснику»

(последние две темы школьного уровня)

Постарайтесь вспомнить все, о чем мы говорили сегодня на уроке, и пусть ваши письма будут индивидуальными.

(Написание писем в классе)

Подведение итогов урока.

4 д/з: Отредактировать и дописать письмо, если не успели в классе.


















Литература


1.Г.Граник, С.М.Бондаренко, Л.А.Концевая. Секреты орфографии. М.:

Просвещение, 1991

2.Р.Киплинг. Сказки. М.: Самовар, 2003

3.Т.А.Ладыженская. Школьная риторика 6 класс. М.: Баллас ЛТД, 1998

4.Г.Лонгфелло. Песнь о Гайавате /Мифы народов мира/ М.: Махаон, 1999

5.В.Солоухин. О письмах /Русский язык. ЕГЭ 2004- 2005 КИМы. Авторы:

В.И.Капинос, Л.И.Пучкова, Ю.Н.Гостева и др./ М.: Просвещение, 2005.


8


скачать материал


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Разное: