Понятие о союзе (конспект урока с презентацией) 7 класс


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Первомайская средняя общеобразовательная школа»

Первомайского района Тамбовской области










План-конспект урока в 7 классе

Понятие о союзе

(по программе В.В. Бабайцевой)



Подготовила

учитель русского языка и литературы

Халяпина Л.Н.


















Первомайский 2010

Урок 1.

Тема: Понятие о союзе

Цели урока:

  1. Образовательная: повторение и совершенствование знаний о союзе как части речи;

  2. Развивающая: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, представления о возможностях использования ИКТ в образовательном процессе.

  3. Воспитательная: формирование коммуникативных качеств личности учащихся.

Задачи урока:

  1. формировать умение определять роль союзов в предложении;

  2. закрепить умение ставить знаки препинания при однородных членах и в сложном предложении.

Оборудование: учебный комплекс «Русский язык. Теория. 5-9 кл.». В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова; «Русский язык. Практика. 7 класс»/ под ред.С.Н.Пименовой.

Компьютер, проектор или интерактивная доска, экран.

Памятки «Группы союзов по строению»

Ход урока

  1. Организационный момент.

Постановка цели урока.

  1. Словарно-орфографическая работа.

Учитель.

– Советую вам относиться к словарям и справочной литературе относиться так же, как пишет С. Щипачёв.

Листать словари и глазами

Вливаться в них – радость моя.

Страницы подняв парусами,

Порой дохожу и до Я…

К томам этим чаще и чаще

Спешу, как в надёжности вех,

Чтоб не заплутаться мне в чаще

Вопросов, что ставит наш век.

– Найдите на стенде новые слова для пополнения вашего словаря. А какие из них даны для повторения?

(На стенде «Мой словарь» представлены слова: архитектура, ансамбль, искусный, искусственный, искусство; потому что, оттого что, так как, как будто)

– Прочитайте слова. Загляните в толковый словарь. Многозначными словами или омонимами являются слова «ансамбль», «архитектура»? Как вы это определили?

– Выпишите словосочетания, показывающие их многозначность. Свяжите с данными понятиями слова «искусный», «искусственный», «искусство»; составьте самостоятельно словосочетания.

К какой части речи относится другая группа слов? (Союзы) С ними нам и предстоит работать следующие уроки.

  1. Изучение новой темы с попутным повторением изученного материала.

  1. Работа с презентацией к уроку 1, выполнение теста (слайды №3-4) на повторение, после просмотра слайда №7 обратиться к учебнику.

  2. Чтение § 148 «Теории»

— Что нового узнали о союзе?

— Какое лексическое значение имеет союз? (Нет лексического значения, а значения их чаще всего проявляются только в предложении.)

— Каковы морфологические признаки союза? (Отсутствуют)

— Для чего служат союзы? (Для связи однородных членов в предложения и для связи простых предложений в составе сложного)

— Каким членом предложения являются союзы? (Они не являются членами предложения)

3. Работа со слайдами презентации (со слайда №8 по 11)

— Запишите предложения, подумайте объединяет ли их общая мысль?

— Какой тип речи перед нами? А к какому стилю речи можно отнести данные

предложения? Как можно озаглавить текст? Поработайте с орфограммами.

— Проверьте себя.

4. Какие группы союзов по строению мы записывали в начале урока: простые или составные?

5. Работа с текстом упражнения 333. Определите роль союзов в тексте и скажите, к какой группе по строению они относятся?


IV. Закрепление изученного материала.

1. Работа с памятками (на партах у каждого), дополните таблицу.

Группы союзов по строению

Простые

Составные

и, а, но, да, тоже, также, зато, чтобы, что, …




потому что, так как, вследствие того что, то есть, …


2. Составить сложные предложения, используя союзы, на искусствоведческую тематику (упражнение 334)

3. Творческое списывание (слайд №12). Добавь уместный союз в пословицу.

V.Рефлексия

  • Что нового узнали о союзе?

  • Какие были затруднения при выполнении заданий?


VI. Домашнее задание

  1. § 148 «Теории», упражнение 335 (1группе), сочинение — миниатюра с включением разных по строению групп союзов на тему «О чём мечтал весенний лучик?»








Используемая литература


  • Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе. – М.: Просвещение, 2006

  • Крамаренко Н.О. Русский язык. 7 класс: поурочные планы по учебному комплексу В.В. Бабайцевой. – Волгоград: Учитель, 2006

  • Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день: Русский язык на уроке в 7 классе, 2-е полугодие. Тетр.2. – Калининград: Редкая книга,1996.


скачать материал


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Разное: